Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»
рабочая программа (4 класс)

Любарова Наталия Николаевна

Рабочая программа внеурочной деятельности

               «Занимательная математика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika_4kl.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 533 «Образовательный комплекс «Малая Охта» Красногвардейского района
Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

 «30» августа 2018 года

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по УВР

____________________

 

«30» августа 2018 года

УТВЕРЖДЕНА

директор ГБОУ лицей № 533

  приказ  №

____________________

 

«30» августа 2018 года

Рабочая программа внеурочной деятельности

               «Занимательная математика»

научно-познавательная направленность
для учащихся 4 классов

         Составитель:

         учитель начальных классов

         Ильина Д.В.

Санкт-Петербург

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

« Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. » (Э. Кант).

        Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и  трудовой деятельности каждому члену современного общества.

Актуальность данной программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

   Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

   Содержание занятий  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

   Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы  основаны на любознательности детей, которую  следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

   

        Основания для разработки программы:
Закон «Об образовании РФ».
Концепция модернизации российского образования до 2010 года, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 23.07.2002 № 2866.
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16)

Программа «Одаренные и талантливые дети: поиск, поддержка и развитие»

Цель программы:

формирование интереса учащихся к предмету математики, развитие творческих математических способностей, смекалки и логического мышления четвероклассников.

Задачи:

- расширение математического кругозора учащихся, развитие умениий анализировать, делать логические выводы;
- развитие пространственное воображение на основе используемого  геометрического материала.
- развитие навыков решения задачи повышенного уровня сложности;
- овладение математической терминологией, математической речью;
- формирование психологической готовности учащихся к математическим олимпиадам;
- установление связи между учебной и внеучебной работой;
- создание  условиий для индивидуальной творческой деятельности, а также групповой, коллективной работы.

Принципы программы:

- занимательность (включение в программу конкурсных игровых заданий);
- добровольность (приобщение к деятельности с учётом возможностей, склонностей и интересов учащихся);
- научность (раскрытие существенных связей и зависимостей в рассматриваемом материале, установление закономерностей, умение делать выводы, включение в исследовательско-поисковую работу);
- доступность (подбор заданий с учётом возрастных особенностей учащихся);
- практичность (использование учащимися полученных знаний и умений, усвоенной математической терминологии в дальнейшей работе на уроках, математических конкурсах и олимпиадах);
- дифференцированность (предоставление разноуровневых заданий).

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 4 класса. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (68 часов в год).

   Ценностными ориентирами содержания курса  являются:

— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

 —формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.

 Личностными результатами изучения данного курса являются:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

 — воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы.

Формы  проведения  занятий:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • фронтальные;
  • беседа;
  • лекция;
  • конкурсы;
  • праздники;
  • КВН;
  • игры;
  • математический марафон

Результаты изучения данного курса

            Личностные результаты

 -общие представления о мире.

     Метапредметные результаты

- развитие умения взаимодействовать с окружающими;

развитие коммуникативных способностей;

  развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников.

          В коммуникативной сфере:

Расширение запаса активного словаря младшего школьника.

   В познавательной сфере:

-умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;

-умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных для младших школьников пределах.

В ценностно-ориентационной сфере:

— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

 — привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.        

         

Содержание программы

Математические ребусы:  Ребус. Криптография. Поиск закономерностей. Числовые и буквенные ребусы. . Числовые головоломки, решение и составление ребусов, содержащих числа, заполнение числового кроссворда (судоку, какуро), история тайнописи, зашифрованная переписка.

Задачи на переливания:  Работа со схемами и таблицами. Решение типовых задач

с помощью таблиц, задачи  повышенной трудности, решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».  

Геометрические задачи:  Задачи со спичками. Двенадцать стульев.  Построение конструкции по заданному образцу, перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием, «Спичечный» конструктор, построение конструкции по заданному образцу, работа с играми на совершенствование воображения.

Задачи на разрезание:   Задачи по готовым рисункам. Текстовые задачи. Занимательные головоломки на разрезание фигур, решение и составление текстовых задач на разрезание, составление задачника. Конкурс «Лучший решатель».

Графы на плоскости: Исторический экскурс. Основные правила работы с простейшими графами. Теория графов. Элементы теории графов. Решение текстовых задач с использованием графических изображений, решение философских задач, логических уравнений, задач повышенной трудности, повторение знаний нумерации.

Текстовые задачи: Гонки. Знакомство с уравнением. Решение задач способом «Обратный ход», решение задач про возраст, решение логических задач, секреты задач, задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров), решение текстовых задач, логических уравнений, задач повышенной трудности, повторение знаний нумерации.

Логические задачи: Книга стоит рубль. Обходы. Лингвистические задач, конструкции и примеры, логические операции «и», «или», решение логических задач и задач-шуток, нестандартных задач, задач, имеющих несколько решений. Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи.

Принцип Дирихле:   Понятие о принципе Дирихле. Использование  принципа Дирихле при решении задач. Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них).

Задачи на взвешивания:   Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.

Комбинаторные задачи: Основные формулы комбинаторики . Решение задач с помощью таблиц и графов. Решение задач на перестановки. Решение задач на размещения. Решение задач на сочетания. Решение заданий повышенной трудности.

Проектная деятельность «Газета любознательных»: Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Математические соревнования:  Сказки и подсказки. По мотивам русских сказок.

КВН. Математический лабиринт. Эстафета. Математическая рулетка. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. Задачи-шутки.

 Решение заданий повышенной трудности. Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». Математические фокусы. Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. Математический праздник.

Тематическое планирование

Тема

Количество занятий

Математические ребусы  

8

Задачи на переливания      

6

Геометрические задачи

6

Задачи на разрезание  

6

Графы на плоскости

4

Текстовые задачи

8

Логические задачи

4

Принцип Дирихле  

2

Задачи на взвешивания  

4

Комбинаторные задачи

8

Проектная деятельность «Газета любознательных»

6

Математические соревнования  

6

        Итого

68 час

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

  1. усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  2. помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  3. сформировать творческое мышление;
  4. способствовать улучшению качества решения задач различного уровня

    сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх,

    конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  1. Решение занимательных задач;
  2. Оформление математических газет;
  3. Участие в Марафоне занковцев, международной игре «Кенгуру», дистанционной олимпиаде;
  4. Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  5. Проектная деятельность
  6. Самостоятельная работа;
  7. Работа в парах, в группах;
  8. Творческая работа.

Методы и приемы обучения.

  • Укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
  • Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
  • Иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
  • Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.
  • Дидактические игры.

Основные формы проверки знаний:

  • тестирование;
  • личная олимпиада;
  • математические соревнования

Материально-техническое обеспечение  программы:

  • Компьютер.
  • Интерактивная  доска. Мультимедийный проектор.
  • Комплект презентаций по математике, истории математики.
  • Медиатека  учителя.

Тематическое планирование (68 часов)

  п/п

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Математические ребусы (8ч)

1

Ребус. Правила разгадывания ребусов.

1

1

2

Ребусы на математическую тему. Творческая работа.

1

1

3

Криптография. Исторический экскурс.

1

1

4

Поиск закономерностей.

1

1

5

Шифры и я

1

1

6

Правила, регламентирующие работу по отгадыванию ребусов

1

1

7

Числовые и буквенные ребусы

1

1

8

Числовые и буквенные ребусы

1

1

Задачи на переливание(6ч)

9

Первое знакомство.

1

1

10

Работа со схемами и таблицами.

1

1

11-13

Решение задач.

3

1

2

14

Личная олимпиада

1

1

Геометрические задачи  (6ч)

15-17

Задачи со спичками

3

1

2

18-19

Двенадцать стульев

2

1

1

20

Личная олимпиада

1

1

Проектная деятельность «Газета любознательные» (2ч)

21-22

Выпуск первого номера стенгазеты

2

1

1

Задачи на разрезание(6ч)

23-24

Задачи по готовым рисункам

2

1

1

25-28

Текстовые задачи

4

1

3

Графы на плоскости (4ч)

29

Исторический экскурс

1

1

30

Основные правила работы с простейшими графами

1

1

31-32

Решение задач

2

2

Текстовые задачи (8ч)

33-34

Обратный ход

2

1

1

35

Возрасты

1

1

36-38

Гонки

3

1

2

39-40

Знакомство с уравнением

2

1

1

Логические задачи (4ч)

41

Книга стоит рубль

1

1

42

Обходы

1

1

43

Лингвистические задачи

1

1

44

Конструкции и примеры

1

1

Проектная деятельность «Газета любознательные» (2ч)

45-46

Выпуск второго  номера стенгазеты

2

1

1

Принцип Дирихле (2ч)

47

Исторический экскурс

1

1

48

Решение простейших задач

1

1

Задачи на взвешивания (4ч)

49

Исторический экскурс

1

1

50-53

Решение задач

3

3

Комбинаторные задачи (8ч)

53-54

Комбинаторика

2

1

1

55-56

Перестановки

2

1

1

57

Размещения

1

1

58

Сочетания

1

1

59-60

Личная олимпиада

2

2

Проектная деятельность «Газета любознательные» (2ч)

61-62

Выпуск третьего номера стенгазеты

2

1

1

Математические соревнования (6ч)

63

Сказки и подсказки

1

1

64

По мотивам русских сказок

1

1

65

КВН

1

1

66

Математический лабиринт

1

1

67

Эстафета

1

1

68

Математическая рулетка

1

1

        Итого :   68 часов

                                               

Литература для учителя

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7.

2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е.Ю.Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.

8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

 2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4ступени.

 4. http://www.develop-kinder.com— «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

«Занимательная математика» по образовательному  направлению весьма актуальна на современном этапе обучения в начальной  школе и направлена на реализацию требований Федерального государ...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Занимательная математика. 2 класс.

Программа "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности" и расчитана на 34 ч в неделю....