«Развитие навыков скорочтения у младших школьников в рамках реализации ФГОС»
статья (4 класс)

Тема выступления: «Развитие навыков скорочтения у младших школьников в рамках реализации ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_19.01.2021_ped.sovet_saveleva_e.a.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете 19.01.2021.

Савельева Е.А.

Тема выступления: «Развитие навыков скорочтения у младших школьников в рамках реализации ФГОС»

 «Скорочтение» должно обеспечить следующие предметные результаты:

обучающийся научится:

-читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью позволяющей понимать прочитанное

-свободно читать тексты больших объёмов

-владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста

- владеть техникой скорочтения

-читать с применением эффективных стратегий запоминания

Основной показатель качества– увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе.

1. Вступление (кратко). Что такое скорочтение и зачем это нужно. Важность быстрого чтения.

2. Примеры великих людей владеющих техникой скорочтения

3. Много ли читают современные дети?

4. Процесс чтения

5. Основные причины, мешающие ребенку быстро читать.

6. Как работать с текстами с 10 лет.

7. Примеры упражнений

8. Рекомендации. Для начальной школы применять данные приемы на уроках чтения. Средней школе применять при работе с параграфами. Учителям развивать навык скорочтения, для экономии времени, которого и так у нас не хватает.

1. ВВЕДЕНИЕ.

Сегодня как никогда актуальная шутка, в которой доля шутки «Было бы неплохо вместе с книгой иметь возможность купить и время на ее прочтение». Часто, имея обилие информации, полезной и даже необходимой, мы просто не успеваем ее осваивать.

Во - первых. Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации каждые два года удваивается, а дальше это будет происходить еще быстрее. И современному человеку очень важно уметь грамотно работать с информацией, пропуская огромные объемы через себя, вычленяя мусор. Поэтому чем раньше дети овладевают навыком, тем лучше.

Во-вторых. Сегодня жизнь школьника по своей насыщенности и информационной нагрузке мало чем отличается от жизни взрослого. В таких условиях навык быстрого, рационального чтения с пониманием и запоминанием текстов существенно сэкономит время, позволяя делать уроки значительно быстрее.

В- третьих. Не будем скрывать, что дети, которые владеют навыком быстрого чтения, получат сильнейшее конкурентное преимущество перед своими сверстниками и будут более востребованы на рынке труда.

2. Примеры великих людей владеющих техникой скорочтения

1. М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту. Читал по диагонали.

2. И.В. Сталин читал, примерно, по 400 страниц в день, считая это своей минимальной нормой.

3. Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.

4. Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.

3. Много ли читают современные дети?

Современные дети читают не меньше взрослых. Сейчас объясню. Сообщения в разных месенджерах, инстаграм, смс, различные компьютерные сюжетные игры, обсуждения на форумах и комментарии в соц.сетях. Проблема в другом. Контент в интернете сегодня крайне приметивен, и вот уже понимание более длинных, сложных и тем более научных текстов становится проблемой. Про умение структурировать и пересказывать текст говорить тем более не приходиться. Современные дети в этом отношении сильно отстают

от своих родителей. Другими словами, идет деградация навыков работы со сложной информацией, умением ее анализировать и делать выводы.

4. Процесс чтения

Чтение - это сложный процесс, для которого наш мозг изначально не был предназначен. В реализации этого процесса участвует больше десяти различных областей мозга, а по некоторым данным, даже семнадцать. Многие родители очень любят детей с 2-3 лет водить в разные центры для раннего развития. Как следствие, платой за эту ошибку будет нелюбовь к чтению и к обучению в целом. Т.к. у мозга есть свои законы развития. Области мозга, которые участвуют в процессе чтения формируются только к 6-7 годам.

1. Основные причины, мешающие ребенку быстро читать.

Семь врагов быстрого чтения.

1. Неправильное движение глаз при чтении. Чтобы читать, нужно вести глазами по строчке. При этом движения должны быть плавными, без резких скачков.

2. Артикуляция. Использование речевого аппарата при чтении. При обучении скорочтению подросткам и взрослым необходимо всячески избавляться от артикуляции. (чтение про себя). А вот на стадии совершенствования навыка стения надо научить ребенка правильно артикулировать, выговаривая до конца все слова. И только после, можно начать избавляться от нее.

3. Регрессии. Возвратное движение глаз при чтении.

4. Узкое поле зрения. Маленький участок ясного видения.

5. Неустойчивое внимание. Нужно работать над навыком концентрации.

6. Маленький словарный запас. Чем больше слов мы знаем, тем выше техника чтения.

7. Отсутствие стратегии чтения. Обращаться к данной теме в возрасте 6-9 лет рано. В этом возрасте основная цель- понимание прочитанного.

А вот с 10 лет это умение работать с разной литературой (тексты, параграфы и т.д.) Пересказ, подготовка к тестам, контрольным и т.д. Более того, информацию из параграфов в идеале ребенку нужно накапливать, выстраивая в голове общую структуру знаний по предмету.

Алгоритм подготовки пересказа. Метод «РЫБА»

9. Примеры упражнений

1. Струп-тест

2. Таблицы- Шульте

3. Клиновидные таблицы

4. Лабиринты

5. Чтение столбцов

6. Чтение с пальцем

Литература

1.Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать прочитанное».- М.: Билингва, 2015- 160 с.

2.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с

3. Зайцев В.Н. "Резервы обучения чтению”. – М.: "Просвещение”, 1991. – 32с.

4. Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению» Изд. «Рекпол»

г. Челябинск, 2011г

5.Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению» Изд. «Астрель», 2002г

6. Федоренко И.Т. Развитие оперативной памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования : «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»

Считаю данную тему актуальной и важной. Так как основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жиз...

Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок ...

Статья по теме «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС»

Цель данной статьи - рассмотреть проблематику формирования и развития познавательных УУД средствами курса “Окружающий мир” УМК “Перспектива” авт. Плешакова А.А. и др....

"Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения" (Выступление на МО учителей начальных классов)

Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах...

Развития коммуникативно-речевых умений младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, которая позволяет педагогу видеть, какие умения и навыки обучающихся развиваются на кажд...

«Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»

laquo;Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»Цель:  создание условий для развития познавательных способностей учащихся через в...

Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения

Доклад на межшкольном методическом объединении учителей начальных классов....