Программа "Здоровым быть - здорово!"
рабочая программа

Булавкина Любовь Александровна

Программа "Здоровым быть - здорово!" разработана с целью организации здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovym_byt_zdorovo.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СОШ №42»

Принята на заседании                                                                         Утверждена

Педагогического совета                                                                       приказ № ____

«__» ___________20___г.                                                                    «___» _______20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Здоровым быть – здорово!»

Срок реализации программы 4 года

                                                                                  Программа составлена

                                                                           учителями начальных классов

МОУ «СОШ №42» г.Воркуты

                                                          Булавкиной Л.А.,

Осиповой С.А.

Воркута, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа «Здоровым быть - здорово!» рассчитана на 1 час в неделю и построена с учётом интересов и потребностей школьников 1-4 классов. Предлагаемая программа способствует формированию у школьников здорового образа жизни. Здоровье зависит от качества ближайшего окружения (жилище, место учёбы, постоянного отдыха и т.д.), которое качественно изменяется в деятельности. Сохраняя здоровье → развиваем внутренний потенциал → обучаемость. Знания, предлагаемые в процессе его изучения, позволяют не только стимулировать познавательную активность школьников, но и подготовить их к практической деятельности. Для получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда практических работ. Они проводятся на занятиях при изучении соответствующей темы.  В программу включены типовые задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, а также отношения школьников к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Цель программы:

- формирование, сохранение и укрепление психического и нравственного здоровья школьников.

Задачи программы:

                - формирование и укрепление внутренней позиции ребенка;

                - осознание ребенком себя и овладение своим поведением;

           - сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье;

              - формировать у детей знания и здоровые привычки, которые помогут им сохранить зубы здоровыми и красивыми;                                                       

             - формировать у ребенка навыков самосохранения;

            - овладение знаниями и навыками распознавания типичных  дорожных ситуации;

Вид программы – модифицированная.

Форма организации содержания – комплексная.

Срок и этапы реализации:  2018-2022 гг. Начало апробации программы – 01.09.2018 года

Прогнозируемые результаты:

- осознанное желание самого школьника иметь хорошее здоровье;

- осознание жизни как величайшей ценности человечества;

            - осознание рациональной организации учебного труда и отдыха;

            - осознание правильного питания, дыхания, движения и т.д.;

- осознание соблюдения правил работы при использовании технических средств обучения, например, соблюдение правил работы за компьютером;

 - осознание выполнения здоровьесберегающих моментов при смене одного вида деятельности другим для поддержания организма в здоровом состоянии и т. д.

Воспитательные результаты  обучающихся

В рамках формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

– первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, о физическом, духовном и нравственном здоровье, о неразрывной связи здоровья человека с его образом жизни;

– элементарный опыт пропаганды здорового образа жизни; – элементарный опыт организации здорового образа жизни;

– представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

– представление о негативном влиянии психоактивных веществ, алкоголя, табакокурения на здоровье человека;

– регулярные занятия физической культурой и спортом и осознанное к ним отношение.

1 уровень

2 -3 уровень

- знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

– знание о взаимозависимости физического, психического, психологического, социально-психологичского и нравственного здоровья человека и среды, его окружающей; о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека.

– знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;

– знание о положительном влиянии незагрязнѐнной природы на здоровье;

 – знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;

– отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены; – понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.

– соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;

– подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).

Примерные результаты обучающихся на уровне начального общего образования являются ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных оценок образовательной деятельности учреждения в части реализации программы «Здоровым быть - здорово!», осуществляемых в форме аккредитационных экспертиз (при проведении государственной аккредитации образовательной организации) и в форме мониторинговых исследований.

Уровни

Формы

Мероприятия

1 уровень- 1 класс

Беседы. Классные часы. Участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов. Спортивные соревнования. Сюжетно-ролевые игры. Проектная деятельность.

«Здравствуй, школа».

«Правила поведения в школе».

«Что такое здоровье?»

Цикл бесед «Здоровье - всегда пригодится». «Твое здоровье».

«Что значит быть здоровым человеком?»

«Что такое хорошее здоровье и что такое плохое здоровье?»  

«Как следует питаться».

«Вредные привычки».

«Доктора природы».

«Как закаляться».

Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Мы за ЗОЖ».  

Весенняя Неделя Здороья.

Конкурсы рисунков «Здоровая пища».  

Спортивные соревнования «Мама, папа, я -спортивная семья».

«А, ну-ка, мальчики». «А, ну-ка, девочки». «Правила безопасности на воде».

«Я и мир вокруг меня» и другие.

2 уровень- 2-3 класс

Беседы. Классные часы. Участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов. Спортивные соревнования. Сюжетно-ролевые игры. Учебно-исследовательские конференции.

Проектная деятельность.

«Здравствуй, школа».

«Все мы - дружная здоровая семья».

«Как здоровье?»

Цикл бесед «Почему мы болеем».

«Береги здоровье смолоду».

«Здоровый образ жизни».

Игра «Светофор здоровья».

«Я выбираю движение».

«Профессии моих родителей».

«Люблю, тебя, жизнь».

Школьные праздники и социально значимые мероприятия:  «Мы за ЗОЖ».  

Весенняя Неделя Здоровья.

Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!»

 «Мир моих увлечений».

«Я – здоровый  гражданин России».

«Я и мир вокруг меня».

3 уровень- 4 класс

Беседы. Классные часы. Участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов. Спортивные соревнования. Сюжетно-ролевые игры. Учебно-исследовательские конференции. Проектная деятельность.

«Я и другие люди».

«Что значит, быть нужным людям».

«Мир человеческих чувств».

«Огонек здоровья».

«Культура здорового образа жизни».

Цикл мероприятий «Путешествия в страну здоровья»

Спортивные соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья».

 «А, ну-ка, мальчики». «А, ну-ка, девочки».  

«Труд и воспитание характера».

«Что значит быть полезным людям?».

Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Мы за ЗОЖ».  

Весенняя Неделя Здоровья.

Фестиваль патриотической песни.

Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!»

Спортивные соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья».

 «А, ну-ка, мальчики». «А, ну-ка, девочки».

 «Мир моих увлечений».

«Я - гражданин России».

«Я и мир вокруг меня» и другие.

Критерии и показатели эффективности программы

        Программа мониторинга должна включает в себя следующие направления:

Блок 1. Исследование особенностей  развития младших школьников (достижение планируемых результатов  в формировании ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни по основным направлениям программы; динамика развития обучающихся).

Блок 2. Исследование целостной развивающей образовательной среды в учреждении (классе), включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, нравственный уклад школьной жизни (создание благоприятных условий и системы воспитательных мероприятий, направленных на формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни обучающихся).

Блок 3. Исследование взаимодействия учреждения с семьями воспитанников в рамках реализации программы  «Здоровым быть - здорово!» обучающихся (повышения педагогической культуры и ознакомление родителей (законных представителей) с возможностями участия в проектировании и реализации программы; степень вовлеченности семьи в оздоровительный процесс).

        Данные, полученные по каждому из трех направлений мониторинга, рассматриваются в качестве основных показателей исследования целостного процесса  развития, воспитания и социализации младших школьников.

         Методологический инструментарий исследования предусматривает использование следующих методов:

- тестирование (метод тестов),

- проективные методы,

- опрос (анкетирование, интервью, беседа, онлайн-анкетирование, экспертные опросы),

- психолого-педагогическое наблюдение (включенное и узкоспециальное); - педагогическое проектирование (моделирование),

- анализ педагогической деятельности (плана воспитательной работы, портфолио класса).

        Основной целью исследования является изучение динамики развития и воспитания обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной деятельности.

        Комплексная оценка эффективности реализуемой  оздоровительной программы осуществляется в соответствии с динамикой основных показателей целостного процесса духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников:

        Блок 1. Исследование динамики развития обучающихся проводится в соответствии с основными направлениями программы оздоровления и социализации (результаты исследования представляются в виде их комплексной оценки).

        Блок 2. Анализ изменений (динамика показателей) оздоровительной образовательной среды в классе исследуется по следующим направлениям:

- условия для  творчества учеников (психологический климат в коллективе (общая эмоциональная удовлетворенность);  

- содействие обучающимся в решении задач индивидуального развития и социализации (содержание психолого-педагогической поддержки младших школьников в образовательной организации).

- расширение образовательных и развивающих возможностей для обучающихся и их родителей (законных представителей) в образовательной организации (организация кружков, секций, консультаций, семейного клуба, семейной гостиной).

- взаимодействие с общественными и профессиональными организациями, организациями культуры, направленное на нравственное развитие обучающихся и оптимизацию воспитательной деятельности (организация культурного отдыха, экскурсий, занятий в спортзале, бассейне, встреч со спортсменами; проведение социальных и психологических исследований; участие в конкурсах).

- интерес обучающихся к программе «Здоровым быть - здорово!», реализуемой классным руководителем (активное участие в мероприятиях, положительные эмоциональные отзывы обучающихся).

        Блок 3. Характер изменения (динамика показателей) сотрудничества учреждения с семьями младших школьников в рамках реализации программы «Здоровым быть - здорово!»  обучающихся исследуется по следующим направлениям:

- степень вовлеченности родителей (законных представителей) в воспитательный оздоровительный  процесс (совместное проектирование, непосредственное участие в реализации и оценка эффективности  программы).

- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей): организация мероприятий и разработка программ, направленных на повышение уровня культуры по формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; ознакомление и рекомендация литературы по формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

- содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем оздоровления детей (педагогические консультации; информирование о работе психологической службы).

- регулярное ознакомление родителей (законных представителей) с содержанием и ходом реализации оздоровительной работы, дополнительными возможностями развития обучающихся в рамках программы (участие во внешкольных мероприятиях; привлечение компетентных специалистов для проведения оздоровительных программ, исследований детско-родительских отношений и коррекционной работы).

- Интерес родителей (законных представителей) к программе «Здоровым быть - здорово!», реализуемой классным руководителем (активное участие в мероприятиях, положительные эмоциональные отзывы).

        В качестве критериев, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся, выделены:

1. Положительная динамика – увеличение положительных значений выделенных показателей формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни обучающихся на интерпретационном этапе (окончание учебного года) по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (начало учебного года).

2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни  обучающихся на интерпретационном этапе (окончание учебного года) по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (начало учебного года).

3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания исследуемых показателей у обучающихся, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам, устойчивость показателей может являться одной из характеристик положительной динамики развития младших школьников и показателем эффективности реализации образовательной организацией программы «Здоровым быть - здорово!».

        На основе результатов исследования составляется характеристика класса и/или индивидуальная характеристика обучающегося, включающая три основных компонента:

1. характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;

2. определение приоритетных задач и направлений индивидуального развития;

3. систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить гармоничное развитие обучающегося и успешную реализацию задач начального общего образования.

        Полученные и зафиксированные результаты исследования включаются в портфель достижений младших школьников (портфолио класса).

        Для расширения возможностей реализации программы «Здоровым быть - здорово!» (проведение развивающих, оздоравливающих программ, тренингов для детей, родителей (законных представителей) и педагогов; оценка динамики развития обучающихся и общей эффективности оздоровительной деятельности), при согласии родителей, могут быть привлечены квалифицированные специалисты, обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики и развития личности в детском и подростковом возрасте.

Научно- технические основы программы

Программа составлена на основе программы «Педагогика здоровья» под редакцией В.Н. Касаткина и личного опыта педагога с учетом современных требований  к дополнительным образовательным программам.

Актуальность данной программы обусловлена изменением социально-экономических условий жизни и социальным заказом. Родители заинтересованы в занятости своего ребенка в свободное от учебы в школе время и его оздоровлении. Обществу нужны здоровые, всесторонне развитые, творческие личности.

Учебно-методический материал подобран в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников.

Методическое обеспечение программы

Содержание программы.

I.САМОПОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ЧУВСТВО И ОБРАЗ.

Приобретаемые знания, умения и способности могут иметь действительно развивающий характер, если ребёнок будет пропускать их через себя, воспринимать их «изнутри». Ведь личность человека начинается тогда, когда он выделяет и осознаёт себя как нечто уникальное и неповторимое, когда он видит результаты своей активности как своё отражение во внешнем мире, в другом человеке.

Этот раздел нашей программы как раз и направлен на то, чтобы ребёнок научился понимать и познавать, прежде всего, самого себя и свои возможности. Но что такое собственное Я и каким образом можно его познать? Ответ на этот вопрос далеко не прост, поскольку сам ребёнок (как и человек вообще) — существо чрезвычайно сложное и противоречивое. Его нельзя однозначно определить, и он никогда не бывает до конца завершённым. И всё же в этом Я можно выделить два разных, но взаимосвязанных начала, которые позволяют проникнуть в сокровенные тайны человеческого Я.

Первое — это устремлённость человека во внешний мир. Он всегда чего-то хочет, к чему-то стремится. В этом стремлении есть два момента — познавательный и эмоциональный. Человек знает, что он хочет, у него есть представление, образ того, что ему нужно, будь то образ предмета или идеальный образ будущего.  Всегда предмет его желания отражается в сознании в форме образа. Однако это не простое объективное отражение, но обязательно образ, вызывающий определённые чувства, имеющий эмоциональную значимость и субъективную привлекательность, иначе он не стал бы предметом желания и стремления. Чувство и образ здесь сливаются воедино и разорвать их невозможно. Такое единство чувства и образа, эмоционального и познавательного, создает возможности реализации самого себя в самых разных видах деятельности — рисовании, лепке, игре, драматизации, танце, сочинении историй и пр. Важно только, чтобы эта деятельность не была воспроизведением чужих образцов, а стала собственной, творческой активностью ребенка, способом самовыражения. Нужно помочь ребёнку увидеть и узнать себя в том, что он сам сделал, подвести к самоанализу через его собственное творчество, отражающее внешний мир.

Второе — осознание ребенком себя и овладение своим поведением. Как известно, человек — это единственное существо, которое может сделать самого себя предметом анализа и деятельности. Такой «поворот на себя» (рефлексия), способность осознавать своё поведение, свои способы действия, свои состояния делают возможным овладение собой, управление своим поведением.

В младшем школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие этих необходимых качеств. Поэтому данный раздел специальной целью педагогической работы ставит осознание ребенком широкого спектра вопросов, не связанных напрямую со школьным обучением, но жизненно важных для становления его личности. Это — строение и функционирование организма, понимание своего физического состояния, своих эмоций, правил поведения в быту, на улице, в общении с другими людьми.

Помочь младшему школьнику реализовать и осознать себя в самых разных своих проявлениях, дать ему почувствовать себя, свои особенности, возможности и переживания — чрезвычайно важная задача воспитания.

ВИДЫ ЭМОЦИЙ

Среди психологов нет единодушия по поводу набора основных эмоций человека. Например, по мнению П. Экмана, таких эмоций 6: радость, горе, отвращение-презрение, удивление, страх и гнев.

К. Изард предложил 10, по его мнению, фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение, удивление, гнев-ярость, презрение-пренебрежение. стыд-застенчивость, радость-удовольствие, горе-страдание, отвращение-омерзение, страх-ужас, вина-раскаяние.

По мнению отечественных исследователей, большая часть эмоциональных состояний человека — это комбинация, сочетание в различных пропорциях трех важнейших, базальных, эмоций: удовольствия - радости, гнева и страха. Иначе говоря, почти из всякого нашего «эмоционального коктейля» можно выделить эти три основных ингредиента. Впрочем, не следует забывать, что есть еще и печаль — эмоция, достаточно распространенная и не сводимая к вышеназванным.

Охарактеризуем вкратце 10 фундаментальных эмоций, которые ребенок должен знать и уметь выделять.

Интерес - возбуждение

Субъективно эта эмоция переживается как положительная, Интерес и природа не зря позаботилась о нас, обеспечив этот позитивный настрой на приобретение знаний, открытие нового. Интерес тесно связан с радостью. Нас одновременно привлекает новизна и радует ощущение знакомости. Интерес актуализируется, если мы внезапно обнаруживаем в знакомых предметах или людях нечто новое. Мы «вычерпываем» эту новизну, удовлетворяя интерес и радуясь познанию. Утрата интереса к жизни ведет к депрессии, тоске, унынию. Учителю необходимо постоянно поддерживать в учениках «пламя» познавательного интереса, не давать ему погаснуть. В то же время не стоит сразу сжигать все «топливо»: вспыхнув очень сильно, интерес быстро потеряет свою энергетику. А любая излишне мощная эмоциональная вспышка ведет к утомлению.

 

Радость – удовольствие

Пожалуй, для большинства людей — это самая желанная эмоция. Согласно некоторым теориям (например, гедонизм), целью жизни человека и высшим благом признается наслаждение. Однако известно немало примеров, когда пресыщенность наслаждениями лишает человека радости и рождает постоянное чувство скуки. Многие знают, что больше удовольствия доставляют действия по его достижению, чем конечный результат (например, радостная суета подготовки к какому-нибудь празднику нередко приносит больше положительных эмоций, чем сам праздник). Радость ощущается нами особенно ярко тогда, когда удовлетворение нашей актуальной потребности происходит неожиданно (например, ребенок надеялся на получение в подарок щенка, но считал свои шансы призрачными, и вдруг — живой комочек в его комнате, — вот это радость!). Необходимое условие радостного настроения — хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни — залог симпатии и расположения к тебе других. Надо иметь постоянную и ясную установку на доброе и уважительное отношение к людям.

Удивление

Эта эмоция предшествует возникновению других: как реакция Удивление на внезапно возникшие обстоятельства она может преобразоваться либо в интерес, либо в страх, либо во что-то другое. Само по себе удивление не имеет определенного знака «плюс» или «минус». Это мимолетное эмоциональное состояние характеризуется неопределенностью, непониманием, как реагировать на неожиданное событие. Удивление можно считать «переходным» переживанием, «эмоциональным мостиком» между состояниями организма до и после внезапного воздействия. Удивление освобождает пути для проявления иного способа активности человека, для осуществления нужных в ситуации действий. Учителю надо постараться обеспечить развертывание такой «эмоциональной цепочки» в переживаниях учеников: удивление — интерес — радость. Это позволит поддерживать эффективность уроков на высоком уровне.

Горе – страдание

Негативное эмоциональное состояние, возникающее при не возможности (кажущейся или действительной) удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Причин страданий может быть очень много: боль, голод, физическое и психологическое отчуждение, неудачи во всех видах и формах. Современные ученые обобщают все основные причины горя в понятии «утрата». Это может быть утрата физическая (смерть любимого человека, потеря здоровья, материальных ценностей), психологическая (снижение самоуважения, интеллекта и т.д.), статусная (потеря привычного положения в классе, в семье) и др.

Функции страдания и физической боли одинаковы — сообщить человеку (и его окружению), что ему плохо, и он нуждается в помощи и заботе. Возникновение эмоции страдания (чаще всего в форме эмоционального стресса) сигнализирует, что человек должен предпринять ряд действий для изменения ситуации, а возможно, и всего стиля жизни.

Гнев – ярость

Если страдание имеет астенический характер, т.е. ослабляет и обессиливает человека, то гнев, напротив, вызывает мощный всплеск жизненных сил и протекает по типу аффекта. Его возникновение связано с неожиданными препятствиями, не дающими реализоваться очень значимым для человека потребностям. Когда ребенок гневается (на сверстников, родителей, учителей), он освобождается от отрицательных эмоций, но причиняет ущерб жертве своего гнева, да и себе тоже: вырабатываются нежелательные привычки, формируются негативные черты характера, он портит отношения с окружающими. Поэтому следует учить детей выражать справедливый гнев конструктивно, сохраняя достаточный контроль над интенсивностью эмоции. Объяснить и показать детям, что можно проявлять свои чувства, не оскорбляя и не унижая других людей. Если у вас возникло раздражение или разозленность, не нужно бороться с ними. Попробуйте «отделить» их от себя. Понаблюдайте за их протеканием, найдите и проанализируйте причину их появления. Такой отстраненный анализ отрицательных эмоций способствует их угасанию.

Отвращение – омерзение

При возникновении этой эмоции ребенок испытывает, прежде всего, желание убежать. Объекты, вызвавшие отвращение (люди ли, предметы ли), в переживаниях характеризуются как крайне неприятные и абсолютно не совместимые со вкусами и установками человека. Любопытно, что слово «вкусы» здесь не случайно: гримасы ребенка, испытывающего отвращение к кому-либо или чему-либо, практически совпадают с выражением лица человека, съевшего нечто отвратительное.

Данная эмоциональная реакция, по-видимому, нужна человеку как сигнал организма о необходимости побыстрее избавиться от объекта отвращения, видимо, опасного и вредного. Если же очевидно, что отвращение неоправданно и нелогично, то поиск и рациональный анализ причин появления подобного эмоционального состояния помогут избавиться от него.

Презрение – пренебрежение

Оно связано с такими личностными проявлениями, как высокомерие, чувство превосходства над кем-то. К сожалению, пренебрежение эту холодную, отрицательную эмоцию можно часто обнаружить у детей, имеющих высокопоставленных и обеспеченных родителей. Они считают, что социальный и материальный статус родителей дает им право на пренебрежительное отношение к сверстникам из других социальных групп. Будучи отстраненным, «рационализированным» переживанием, презрение может вести к агрессии, обману, подлости. Задача учителя — помочь детям в преодолении этой эмоции, в осознании крайне негативного ее характера.

Страх – ужас

Своим появлением обычно страх обязан возникновению ситуаций, несущих реальную или воображаемую угрозу, либо физическую, либо психологическую. Страх может парализовывать, а может порождать необузданную активность, которая реализуется в бессмысленном импульсивном поведении или паническом бегстве. Страх обладает прогностической функцией, т.е. он является переживанием ожидаемого: предвидение страдания порождает в нас страх. Преодолевать страх сложно, потому что обычно мы редко правильно осознаем его источник. Например, ребенок боится отвечать у доски, хотя блестяще знает материал урока. Ни учитель, ни сам малыш не в состоянии рационально объяснить истоки этого страха. А дело может быть в том, что ребенка пугает сама ситуация публичного оценивания его знаний, что для него равносильно оценке его личности.

Нельзя не сказать о том, о чем уже давно твердят психологи: до тех пор, пока школа будет использовать страх в качестве едва ли не основного рычага управления учеником, ни о каком осмысленном усвоении ценностей, моральных норм, гармоничном личностном развитии детей говорить не приходится.

В последние годы под влиянием хлынувших на наши экраны фильмов и даже мультфильмов ужасов, у некоторых детей появились почти не встречавшиеся ранее страхи призраков, вампиров, мертвецов и оборотней, заменивших традиционные сказочные персонажи. Но способы избавления от этих страхов остаются, в общем, теми же: необходимо сделать жизнь ребенка наполненной яркими, оптимистичными, позитивными переживаниями, активно включать его во всевозможные виды деятельности и, конечно, прежде всего, в разнообразные игры. Очень хороший эффект имеет рисование «страшного» персонажа, заканчивающееся перечеркиванием рисунка или приданием портрету комических черт.

Стыд - застенчивость

Это отрицательное эмоциональное состояние, порождаемое
несоответствием между тем, каким человек должен быть, по его мнению и ожиданиям окружающих, и тем, каким он является в настоящий момент. Эмоция стыда на определенном этапе жизни играет важную и полезную роль тормоза, который не позволяет нам совершать неблаговидные поступки. Но сколько психологических проблем обрушивается на человека, не сумевшего к взрослому возрасту преодолеть инфантилизм этой эмоции. «Мне стыдно, что я такой толстый (такой тонкий)!», «Мне стыдно, что у меня родители некультурные (очень интеллигентные)» и т.п. Драматична судьба ребенка, когда взрослые из соображений собственного удобства манипулируют его стыдом, зачастую заставляя поступать его даже с вред себе, лишь бы «соответствовать». Многие неудачи такого ребенка во взрослой жизни связаны с его эмоциональной незрелостью.

Вина – раскаяние

Это эмоция, во многом сходная со стыдом. Некоторые психологи считают, что разница между ними заключается в том, раскаяние знают или нет о каком-то поступке другие. Если ребенок переживает эмоцию независимо от этого, то мы имеем дело со стыдом. Если же эмоциональное переживание связано именно с несоответствием оценкам других людей, то это — вина. Человек, постоянно испытывающий чувство вины, стремится всеми силами оправдать ожидания окружающих. Не говоря уже о вреде «комплекса вины», который может возникнуть в результате такого поведения, нелишне вспомнить высказывание одного известного человека: «Я не знаю формулы успеха. Но зато я знаю формулу неудачи — стремитесь угодить всем».

Результаты специальных психологических исследований свидетельствуют, что эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет более сложных. Лучше дать что-нибудь полегче — зато все справятся успешнее. Положительные эмоции, возникшие в результате учебных действий и связанные с ощущением успеха, способствуют еще лучшему выполнению заданий. Отрицательные эмоции, связанные с неуспехом, наоборот, обескрыливают ребенка, мешая ему хорошо справиться с заданием.

II. ШКОЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

Раздел программы, посвященный здоровому питанию, очень важен с нескольких точек зрения.

Во-первых, пища — это единственная видимая часть окружающего мира, которую человек ежедневно делает «частью себя». Поэтому культура приготовления и поглощения пищи составляет неотъемлемую часть культуры человечества вообще и конкретного человека в частности. Она символизирует степень самоуважения и отражает многие человеческие комплексы. По тому, как и что человек ест, можно многое сказать о нем самом, его семье, даже его стране. Послевоенное поколение родителей, познавшее голод, в первую очередь хотело досыта накормить ребенка, а критерием хорошего здоровья было количество съеденного. В настоящее время большинство родителей заботятся о качестве питания своих детей.

Во-вторых, питание тесно связано со здоровьем. Начало заболеваний желудочно-кишечного тракта в 70 из 100 случаев приходится на 5—6-летний возраст и достигает пика к 8—12 годам. По данным академика А. А. Баранова, распространенность хронических заболеваний органов пищеварения составляет 702,3 на 1000 детского населения и зависит от ряда факторов:

  • нерегулярное питание с перерывами более 3—4 часов;
  • частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений;
  • однообразное питание;
  • еда в сухомятку;
  • употребление в пищу некачественных продуктов;
  • несоблюдение режима дня;
  • малоподвижный образ жизни;
  • вредные привычки.

Их устранение снижает вероятность возникновения заболеваний пищеварительной системы в среднем на15%.

Понимание младшими школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения  неинфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, развития сердечно-сосудистых заболеваний и рака.

Каждый человек может и должен быть хозяином собственного здоровья. Нельзя переложить заботу о нем только на плечи врача. Предлагаемый раздел «Школа здорового питания» представляет собой один из путей совершенствования системы профилактики, поэтому цели раздела:

  • сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье;
  • выработать способность разделять основные и редко употребляемые продукты питания по их пищевой и энергетической ценности;
  • научить соблюдать гигиенические правила в процессе хранения, приготовления и употребления пищи.

 Выработать у младших школьников определенные навыки и привычки:

  • самостоятельно приготовить несложные блюда с учетом питательной ценности входящих в них продуктов и с соблюдением элементарных правил гигиены и техники безопасности;
  • правильно сделать покупку;
  • следовать несложным правилам этикета;
  • сознательно сокращать нежелательные продукты;
  • понимать необходимость регулярного питания.

На первом году обучения уроки проводятся игровой форме,  используя, персонажи романа-сказки Ю. Олеши «Три Толстяка».

От игры  постепенно усложняется подача материала, максимально приближая его к условиям повседневной жизни.

В конце изучения раздела у учащихся должны быть сформированы приоритетные позиции:

  • чувство собственной ответственности за правильное развитие организма на основе рационального питания;
  • понимание необходимости употребления продуктов питания в соответствии с их пищевой и энергетической ценностью;
  • ежедневное соблюдение правил гигиены и техники безопасности в процессе хранения и приготовления пищи;
  • отношение к здоровому питанию как к профилактике заболеваний пищеварительной и сердечнососудистой системы.

III. ОСЛЕПИТЕЛЬНАЯ УЛЫБКА НА ВСЮ ЖИЗНЬ.

Здоровье полости pтa имеет большое значение для сохранения здоровья всего организма на протяжении всей жизни. В то же время стоматологические заболевания остаются в числе наиболее распространенных в современном обществе.

Это побудило компанию «Колгейт — Палмолив» к созданию учебной программы «Ослепительная улыбка на всю жизнь», основным содержанием которой является правильный уход за полостью рта и профилактика стоматоло- гических заболеваний. Главная цель программы — воспитание у детей личной ответственности за сохранение своего здоровья.

Все разделы и материалы программы объединены одним персонажем: Доктором Кроликом — добрым стоматологом, который помогает детям ухаживать за зубами.  Дружелюбный и знакомый детям персонаж вызовет у них интерес к предмету и поможет сформировать представление о стоматологе как помощнике в сохранении здоровых зубов.

IV. ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕННИЯ И СЛУЧАЙНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ.

До середины текущего столетия случаи употребления детьми дошкольного и младшего школьного возраста одурманивающих веществ описывались как казуистические, не носящие преднамеренного характера. Однако на настоящий момент картина принципиально иная. У всех возрастных групп, отчасти и у детей младшего школьного возраста, возникла потребность в получении неординарных ощущений и удовольствий. Согласно современным представлениям, к объективным причинам восприимчивости ко всем наркотическим веществам можно отнести:

  • глобальные изменения социальных и психологических составляющих личности, биохимических, иммунологических, психофизиологических свойств человека;
  • повышенную склонность к изменению своего сознания с помощью восприятия любых сверхмощных внешних раздражителей;
  • массовые заражения эмоциями и необычными культовыми убеждениями;
  • феноменальную способность к самогруппированию для изменения сознания с помощью удовольствия.

Широкую распространенность приобрела табачная наркомания, никотинизм, или табакизм. Около 70% молодежи, независимо от пола, начали курить в несовершеннолетнем возрасте.

По статистике к 17 годам около 100% юношей и 90% девушек начинают эпизодически употреблять или злоупотреблять алкоголем. Образовался порочный круг: подрастающее поколение усваивает стереотипы алкогольного поведения родителей, чтобы в свою очередь передать их своим детям.

Параллельно в арифметической прогрессии растет заболеваемость наркоманиями и токсикоманиями. 

Медицинские работники оказались недостаточно готовыми к проведению лечебно-профилактической помощи таким больным.

Эпизодическое или регулярное употребление наркотических веществ в молодежной среде стало обычным явлением. Иногда наркотики — необходимое условие членства в какой-нибудь группе. Среди всех пациентов, обращающихся за наркологической помощью по поводу употребления различных одурманивающих средств, за последние годы дети и подростки составили 50%.

Формирование заболевания во всех случаях наркозависимостей, будь то табакизм, алкоголизм, токсикомании и др., проходит несколько этапов. Один из наиболее значимых — это формирование аддиктивного поведения (addiction -пагубная привычка, порочная склонность). Так специалисты называют злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформировалась физическая зависимость.

         Аддиктивное поведение, по клинической терминологии «первичный поисковый полинаркотизм», — это переходная стадия наркомании. Оно характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами без признаков психической и физической зависимости в сочетании с другими нарушениями поведения.

Аддиктивное поведение появляется не «вдруг». Наркотические вещества могут поступать в растущий организм с молоком матери. Ребенок фиксирует внимание на ситуациях, связанных с приемом взрослыми наркотических веществ, хорошо отличает поведение их в трезвом и пьяном состоянии. Начинают появляться игровые формы, действия и поступки по типу подражания взрослым. Воспроизведение образов любого наркоманического (включая табачное и алкогольное) содержания, новое сочетание их и трансформация составляют основу пагубного воображения ребенка, материал для его фантазий и являются, по существу, первыми элементами положительного субъективного восприятия наркотических веществ в онтогенезе. Поведение такого ребенка среди ровесников все более напоминает поведение родителя, злоупотребляющего наркотическими веществами. По мере взросления формируется созависимость (присвоение черт характера зависимого от наркотических веществ человека). Условно назовем это первым этапом приобщения ребенка к наркотическим веществам (до 7 лет).

Второй этап начинается примерно с 7 и длится до 12 лет. Богатое детское воображение включает все большее число порочных связей между образными представлениями и эмоциональной окраской их (приятный — неприятный, добрый — злой, привлекательный — противный). Именно на этот возраст приходятся первые попытки употребления наркотических веществ, наблюдаются признаки положительной установки на «престижность» пребывания в состоянии опьянения. Вместе с тем, нарастают интенсивность эмоциональных срывов, легкость возникновения грубых аффектов. Ребенок с аддиктивным поведением тянется к более старшим по возрасту подросткам со сформированным наркозависимым поведением, включая криминальное.

В формировании аддиктивного поведения немаловажную роль играют следующие факторы:

  • «Неблагополучная» семья. Изначально ребенок воспитывается в состоянии материнской и социальной депривации. Депривация — термин, широко используемый в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». Существенна именно психологическая сторона этих последствий. Они могут включать весь спектр нарушений от легких странностей до грубых поражений развития интеллекта и личности. При этом у ребенка отсутствуют необходимые позитивные жизненные навыки.
  • Воспитание ребенка в гиперопеке при наступлении подросткового возраста нередко выливается в реакцию протеста, негативизма, отчуждения от семьи и вхождения в среду сверстников с непривычным для него поведением.
  • Определенную роль играет нарушение иерархической структуры в полной семье, неспособность взрослых избегать и мирным путем разрешать конфликты, наличие в семье «секретов» друг от друга.
  • Неполная семья. У детей с одним родителем часто наблюдаются трудности в общении.
  • Тяжелые микросоциальные условия семьи несут сугубо биологические следствия — стресс и недостаточную социальную адаптацию, нарушение контактов с окружающими как из-за агрессивности, так и из-за робости, боязливости.

Данный раздел построен на основании  формировании у ребенка прежде всего:

  • навыков самосохранения (в 1 классе — нечаянно не выпить неизвестное лекарство, не быть пассивным курильщиком, избежать опасности соприкосновения с наркоманом, алкоголиком);
  • эмоционального неприятия «наркотических» форм поведения в качестве положительной ролевой модели (наркотизм в любой форме это болезнь, больных жалко, а походить на «жалких» не престижно);
  • осознания возможности очень быстрого и незаметного для себя во влечения в состояние зависимости (некоторым достаточно одной пробы, чтобы стать зависимым, но никто заранее не может гарантировать, что ты не относишься к таким людям);
  • собственной жизненной позиции, позволяющей формировать круг интересов, выстраивать позитивные отношения с людьми, не прибегая к «суррогатам» общения в виде сигареты, рюмки;
  • умения отстаивать свою точку зрения в любой ситуации.

V. БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ДОРОГАХ.

Человек вынужден жить в современных искусственных и потенциально опасных внешних средах. Одна из них — транспортный мир, среда дорожного движения. В обществе сложилось чрезвычайно упрощенное и неверное понимание проблемы безопасности дорожного движения. Знание и соблюдение Правил дорожного движения, конечно, могут помочь в решении этой проблемы. Но это лишь незначительная часть необходимого! Формальные знания Правил, по мнению многих специалистов, обеспечивает ребенку лишь около 10% желаемой безопасности, остальное достигается лишь при помощи умения прогнозировать опасность на дороге и действовать адекватно обстановке.

Профилактика детского травматизма, так же как и выработка иммунитета к инфекции, может базироваться на двух противоположных принципах — пассивное и активное предотвращение травмоопасной ситуации. Под пассивной профилактикой травматизма мы понимаем создание таких условий, когда травмоопасная ситуация не может возникнуть. Активный путь подразумевает выработку травмобезопасного поведения. Оба эти принципа в нашей жизни соседствуют и взаимно дополняют друг друга.

Занятия проводятся в игровой форме обучения с разбором реальных ситуаций. Ребенок с самого раннего детства должен быть приучен к реальной опасности травмы.

Цель  — максимальное приближение в восприятии ребенка ситуации игры (тренинга, урока) к реальной ситуации на улице (дороге). Поэтому в обучении правилам поведения на улице должна присутствовать реальная улица с автомобилями и конкретные травмоопасные ситуации. Таким образом, выработка навыков травмобезопасного поведения должна проводиться в тех условиях и обстановке, где реально может возникнуть травмоопасная ситуация. Занятия должны проходить как в классах, так и на улице.

 На первом году обучения подробно отрабатываются все вопросы в доступной для ребенка форме. В  1-м классе уроки проводятся в виде сюжетной игры с использованием игрушек и сказочных персонажей, которого дети в процессе изучения темы будут учить правильному поведению на улице , с использованием мультимедийных презентацй.  Во 2-м, 3-м и 4-м классах, с учетом сформированных учебных навыков, вводятся новые виды подачи, отработки и закрепления материала: составление устных и письменных рассказов, самостоятельное моделирование дорожных ситуаций, выполнение рисунков и аппликаций на заданную тему для закрепления или в качестве домашнего задания. 

Навыки травмобезопасного поведения детей могут быть сформированы только при тесном взаимодействии с родителями, так как они имеют возможность индивидуальных занятий с детьми. В связи с этим предусмотрена система подготовки родителей, занятия с которыми проводятся один раз в месяц (на родительском собрании). На 1-м году обучения каждая тема разбирается подробно; на 2-м — темы можно объединять; на 3-м — занятие может подготовить и провести кто-то из родителей; а на 4-м — ситуации для разбора предлагают сами родители. На 3-м и 4-м году обучения целесообразно привлекать родителей к подбору материалов по темам уроков.

VI. ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ.

«Жизнь в России, к сожалению, способствует экстремальным ситуациям», — написал А. Гостюшин в «Энциклопедии экстремальных ситуаций».

Экстремальные ситуации возникают вдруг, внезапно. Они требуют от нас оперативного сосредоточения, анализа сложившихся обстоятельств и принятия решения, от которого может зависеть жизнь и здоровье.

Наши дети, становясь свидетелями экстремальных ситуаций, подвергаются глубоким эмоциональным переживаниям. Эти переживания выливаются в травму,

когда ребенок оказывается участником необычайного по сложности и трудности положения.

Случается, что дети сами способствуют возникновению той или иной экстремальной ситуации (пожар, отравление, бытовой травматизм и т. д шалостей Ощущение страха, беспомощности, паника не позволяют ребенку принять правильное решение, т. е. определить конкретные действия, их последовательность и порядок, ориентированные на сохранение собственного здоровья.

Помочь ребенку не растеряться в экстремальной ситуации, какой бы она ни была и где бы она ни возникла — цель данного раздела.

Она логически связана с концепцией всей программ и направлена на формирование и укрепление внутренней позиции ребенка, его «Я-концепции». Учебно-методический материал подобран в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников и включает изучение следующих тем:

Экстремальная ситуация. Модели поведения.

Как выйти из экстремальной ситуации.

Как звать на помощь в экстремальной ситуации.

Поведение при пожаре.

Действия при экстремальной ситуации на воде.

Травмы.

Встреча с незнакомцем.

Оказание первой медицинской помощи.

Главное требование к изложению информации — максимальное исключение возможности образного эффекта «повышенного интереса».

   Занятие предполагает сочетание игровых форм, тренингов на основе разбора   реальных ситуаций.

Технология коллективного взаимообучения – основные принципы данной системы: коллективизм, самостоятельность и коммуникабельность – все учат каждого, и каждый учит всех; применение этой технологии позволяет развивать у обучающихся мышление и память, тренировать все виды памяти, чувствовать себя раскованно, комфортно.

Образовательная программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся:

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всей группе обучающихся и используется, в основном, при подаче теоретического материала.

Индивидуальная форма используется, как правило, в работе с «сильными» и «слабыми» обучающимися; предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности обучающегося, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

В ходе групповой работы обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.

Механизм оценки результатов.

Оценка знаний, умений и навыков – это процесс, помогающий успешному течению всей учебно-воспитательной работы. Система учета и оценки должна: отражать уровень знаний, умений и навыков, которыми овладел обучающийся за определенный период времени; быть объективной, стимулировать процесс обучения, воспитания и развития; способствовать формированию адекватной самооценки; помогать более критично относиться к своим успехам и неудачам.

Контроль за учебной и воспитательной деятельностью должен быть систематическим, результаты гласными и аргументированными.

Виды контроля, используемые на занятии:

контроль педагога – по форме может быть фронтальным, групповым, парным, индивидуальным;

взаимоконтроль обучающихся – целесообразен при проведении практических занятий, деловых игр, итоговых занятий;

самоконтроль (самооценка) обучающегося..

После прохождения раздела проводится тестирование. Критерии оценки подбираются педагогом в зависимости от формы проведения контрольного занятия. При оценке обычно учитываются: уровень знаний теоретических вопросов, терминов; умение применять эти знания на практике.

высокий уровень – полное усвоение теоретического учебного материала, высокое качество выполнения работы.

средний уровень - среднее усвоение теоретического учебного материала, качество выполнения работы ниже требуемого.

низкий уровень – недостаточное владение теоретическим учебным материалом.

Условия реализации программы:

Для успешного усвоения образовательной программы, помимо методических пособий и дидактических материалов необходимо следующее: учебный кабинет, оборудованный рабочими местами и интерактивной доской.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

Тема

Класс, количество часов

1-й

2-й

3-й

4-й

I. Самопознание через чувство и образ

Я познаю себя.

Мы все похожи и мы все разные. Я познаю других.

Человек в мире людей

Обобщающий урок – праздник совместно с родителями

4

1

1

4

2

2

3

2

2

1

2

2

2

II. Школа здорового питания

Питание и эмоциональное состояние Пищеварение. Как это происходит Питательные вещества и их значение для роста и развития организма

Питание и индивидуальное здоровье Производство, хранение и распространение продуктов питания

Приготовление пищи. (Практическое занятие- составление меню.)

1

1

2

2

2

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

2

2

III. Ослепительная улыбка на всю жизнь

Зачем человеку нужен рот и что в нем находится

Правила ухода за зубами (Практическое занятие)

Как правильно чистить зубы

Здоровое питание — здоровые зубы

Как нужно беречь зубы

Здоровые зубы — здоровый организм Строение зубов

Кариес

Прикус и его аномалии

Чистка зубов

Заболевания десен

Питание

Как фтор укрепляет зубы

Посещение стоматолога(беседа со стоматологом)

Бережное отношение к зубам

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

IV. Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами

Лекарственные препараты

Табак

Алкоголизм

Наркотические и токсические вещества

Уроки «навыков жизни» (Практическое занятие-1).

1

1

1

1

-

1

1

1

1

-

1

1

1

1

-

-

-

-

-

4

V. Безопасность детей на дорогах

Что мешает видеть проезжую часть улицы

Практическое занятие.

Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы.

Загадки «пустынной улицы». Двор тоже улица Опасность на «островке безопасности»

Переход улиц (практическое занятие)

Пешеходный переход

«Ловушки» на углу перекрестка

Я — пешеход.

Практическое занятие.

3

2

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

2

1

1

1

1

-

-

1

1

-

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

VI. Поведение в экстремальных ситуациях

Экстремальные ситуации.

Модели поведения

Как звать на помощь в экстремальной ситуации

Как выйти из экстремальной ситуации Поведение при пожаре

Поведение при встрече с незнакомым человеком

Поведение при возникновении экстремальной ситуации на воде

Травмы

Оказание первой медицинской помощи (Практическое занятие)

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

ИТОГО

32

34

34

34

Здоровьесберегающее воспитание (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни):

Мероприятия. Формы занятий

Сроки проведения

реализации программы «Я - гражданин России»;

- олимпиады, конкурсы, конференции, праздники;

- «Дни здоровья», «Веселые старты», соревнования, эстафеты, спортивные игры, конкурсы, состязания и др.;

- участие в «Президентских состязаниях»;

- организация динамических пауз, динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

- участие в городской спартакиаде школьников;

- встречи с сотрудниками ОМВД, ОПДН, службы спасения, медицинских учреждений, психолого – педагогические тренинги;

- деятельность отряда ЮИДД;

- встречи с сотрудниками ГИБДД

В течение учебного года

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ 1-4 –Х КЛАССОВ.

Класс

Раздел

Основные требования

1

1.1.Самопознание через чувство и образ

Обучающиеся должны знать части своего тела и их функции; названия важнейших органов человека и их предназначение.

Они должны уметь давать словесную характеристику основных эмоциональных состояний и показывать способы их выражения с помощью жестов, мимики, позы. Иметь осознанное представление о необходимости соблюдения правил личной гигиены. У них должно быть сформировано позитивное отношение к людям со специфически ми особенностями строения тела (инвалидам).

1.2. Школа здорового питания

Обучающиеся должны знать, на какие группы и по каким признакам делятся продукты питания; знать о различии вкусовых предпочтений у людей и как это сказывается на выборе пищи. Иметь представление об этапах процесса пищеварения и возможных «опасностях» на каждом из них. Иметь общие представления о роли основных питательных веществ для здорового развития организма.

Знать традиции русской кухни и ее «этику». Знать о вреде переедания, уметь определять симптомы перенасыщения; иметь навыки соблюдения режима питания. Знать этапы выработки, хранения и рассортировки продуктов питания; иметь представление о «жизненном цикле продукта» и его влиянии на качество продуктов. Знать правила хранения основных продуктов в домашних условиях.

Знать наиболее общие правила по технике безопасности в процессе приготовления пищи и начальные правила этикета. Уметь по простейшим рецептам приготовить пищу.

1.3. Ослепительная улыбка на всю жизнь

Дети должны знать строение полости рта, зубов и их функции; иметь представление о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами, освоить основные правила гигиены полости рта (навыки правильных движений зубной щеткой, ее хранения).

1.4. Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами

Обучающиеся должны получить представление о значимости питания для сохранения здоровья зубов.

Обучающиеся должны уметь правильно обращаться с лекарствами; знать, что такое пассивное курение и как его избежать. Они должны понимать, что алкоголизм и зависимость от лекарственных препаратов — это трудноизлечимые болезни.

1.5. Безопасность детей на дорогах

Дети должны иметь представление о сложности движения транспорта и пешеходов. Должны научиться не только смотреть, но и слушать улицу. Должны понимать, что существуют специальные транспортные и бытовые привычки. Выработать первоначальные навыки переключения с бытовых привычек на транспортные.

2.

2.1. Самопознание через чувство и образ

Дети должны знать о значении звуков, зрения, обоняния и т. д. в жизни человека, и их влиянии на организм. Они должны уметь: различать свои ощущения (слуховые, зрительные, тактильные и т. д.) и их называть, соблюдать правила личной гигиены, внимательно относиться к людям с нарушениями зрения, слуха; обращать внимание на способности своих друзей, радоваться успехам других, соблюдать социальные нормы поведения.

2.2.Школа здорового питания

Школьники должны уметь правильно пережевывать и глотать пищу, соблюдать чистоту ротовой полости; знать роль ротовой полости и надгортанника в процессе пищеварения; знать, какие продукты полезны для сердца, а какие нет, и почему; знать основные типы упаковки, ее влияние на качество продуктов; уметь обезопасить себя от недоброкачественных продуктов, пользуясь данными на упаковках; уметь определять качество продуктов, основываясь на своих сенсорных ощущениях; знать традиции европейской кухни, современные предпочтения в еде.

2.3.Ослепительная улыбка на всю жизнь

Дети должны закрепить правила гигиены полости рта, изученные ранее. Закрепить понятие о строении зубов, наличии у человека временных и постоянных зубов и их естественной смене.

Обучающиеся должны иметь представление о причинах и стадиях развития кариеса; о различных видах прикуса, возможном негативном влиянии вредных привычек на прикус. Закрепить навык чистки зубов щеткой.

2.4.Профилактика

аддиктивного

поведения и случайных

отравлений

лекарственными

препаратами

Дети должны знать о существовании лекарственных и ядовитых растений, их пользе и возможном вреде; уметь обращаться с незнакомыми растениями и плодами. Получить представление о том, что курение — это болезнь. Выработать правила поведения в ситуации, когда рядом опасный человек. Изучить способы выхода из опасной ситуации и привлечения по мощи.

2.5.Безопасность детей на дорогах

Дети должны знать основные дорожные «ловушки», уметь правильно переходить через улицы разных типов. Иметь представление о сложности движения на перекрестке. Иметь стойкие навыки переключения с бытовых привычек на транспортные.

2.6.Поведение в экстремальных ситуациях

Дети должны освоить три модели поведения в экстремальных ситуациях: «зови на помощь», «уходи из ситуации», «принимай меры по само спасению».

Знать номера телефонов служб экстренной по мощи и уметь вызывать их. Уметь обращаться за помощью или звать на помощь при возникновении экстремальной ситуации. Уметь предупреждать дальнейшее развитие опасных для здоровья событий путем выхода из сложившихся обстоятельств.

Знать о травмах, связанных с ожогами, и уметь оказывать первую помощь при ожогах.

3

3.1.Самопознание через чувство и образ

Дети должны получить понятие об отрицательных и положительных эмоциях, о их роли в нашей жизни; уметь осознавать свои эмоции, выражать их при помощи слов, мимики, жестов, позы; учиться регулировать свои эмоции. Знать, что хотя вкусы у всех людей разные, это их не разъединяет. Уметь позитивно относиться к себе, сопереживать другим — сочувствовать их неприятностям и радоваться успехам

3.2.Школа здорового питания

Школьники должны знать о взаимосвязи питания и эмоционального состояния. Знать правила домашней диеты, несоблюдение которых отрицательно сказывается на желудке. Быть знакомы с положительными и отрицательными сторона ми вегетарианской диеты. Иметь собственную позицию в выборе питания; сознательно соблюдать правила разнообразного питания и личной гигиены.

Знать наиболее распространенные продукты-аллергены и уметь применять эти знания при соблюдении принципов разнообразного питания. Уметь составлять меню с учетом основных правил домашней диеты. Уметь находить на упаковке следующие данные: название, дату производства, срок хранения, ингредиенты и питательную ценность веществ, входящих в состав продуктов.

Уметь следовать усложненному рецепту (с указанием времени приготовления).

3.3.Ослепительная улыбка на всю жизнь

У детей должно сформироваться представление о строении пародонта и необходимости ухода за деснами.

Обучающиеся  должны знать, какие продукты способствуют образованию кариеса и как можно уменьшить вредное действие углеводов на зубы. Дети должны знать о роли фтора в профилактике кариеса, а также осознавать необходимость регулярного посещения стоматолога. Закрепить знания об основных правилах гигиены полости рта.

3.4. Профилактика

аддиктивного

поведения и случайных

отравлений

лекарственными

препаратами

Обучающиеся должны знать, чем может грозить передозировка лекарств, о вредных последствиях воздействия табачного дыма, алкоголя на организм человека.

У детей должно сформироваться представление о том, что восприимчивость к наркотическим веществам — индивидуальное свойство человека, и путь к зависимости может быть очень коротким.

3.5.Безопасность детей на дорогах

Дети должны закрепить знания и умение различать основные дорожные «ловушки». Дети должны закрепить навык соблюдения правил. обхода транспорта; перехода улиц различных типов, перекрестков, регулируемых светофором (регулировщиком) и нерегулируемых. Дети должны уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге. У детей должны закрепиться полученные ранее навыки: наблюдения, «переключения на улицу», переключения на самоконтроль, навык «сопротивления» волнению или спешке.

3.6.Поведение в экстремальных ситуациях

Дети должны знать способы тушения огня, уметь выполнять последовательные действия по эвакуации из помещения при возникновении пожара. Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным. Знать средства спасения утопающего на воде в теплое и зимнее время года, а также последовательность действий при спасении. Знать особенности пешей и лыжной переправы по льду. Знать о причинах возникновения бытовых травм, уметь их предупреждать и оказывать доврачебную помощь при порезах, синяках, занозах, носовом кровотечении.

4

4.1.Самопознание через чувство и образ

Обучающиеся должны иметь представление о внешних проявлениях внутренней культуры, уметь создавать свой положительный образ, соблюдать правила поведения.

4.2.Школа здорового питания

Дети должны понимать, что привычки и опыт влияют на выбор продуктов питания; сознательно относиться к незнакомым продуктам. Иметь общее представление о функциях основных органов пищеварения, о возможных опасностях (заболевания, травмы, отравления), путях их предотвращения. Иметь навык осознанного соблюдения правил здорового питания. Обучающиеся должны знать симптомы отравления, способы его предупреждения, уметь организовать помощь при пищевом отравлении. Свободно ориентироваться в информации на упаковке продукта для безопасности его употребления. У детей должно сформироваться умение делать покупки, исходя из необходимости разнообразного питания и финансовых возможностей

4.3.Ослепительная улыбка на всю жизнь

У детей должна выработаться потребность соблюдения правил гигиены полости рта. Они должны понимать важность питания для сохранения здоровых зубов; осознавать необходимость регулярного посещения стоматолога.

4.4.Профилактика

аддиктивного

поведения и случайных

отравлений

лекарственными

препаратами

У детей должны сформироваться практические навыки правильного общения — умение знакомиться, слушать, убеждать, преодолевать недопонимание; умение отстаивать собственное мнение, противостоять давлению со стороны. Дети должны знать различные способы постороннего влияния на человека. Овладеть практическим умением отказывать.

4.5.Безопасность детей на дорогах

У детей должны автоматизироваться навыки соблюдения правил обхода транспорта; перехода улиц различных типов, перекрестков, регулируемых светофором (регулировщиком) и не регулируемых, прогнозирования развития ситуации на дороге; навыки наблюдения, «переключения на улицу», переключения на самоконтроль, навык «сопротивления» волнению или спешке.

4.6.Поведение в экстремальных ситуациях

Дети должны знать, как отключить электроприборы. Уметь выполнять последовательные действия по самоспасению при возникновении пожара в помещении. Знать способы тушения одежды на человеке. Выработать линию поведения по избежанию контакта с незнакомым человеком. Знать способы спасения утопающих в разное время года и правила безопасности на воде. Уметь оказывать доврачебную помощь при укусах собак, насекомых, при попадании насекомого в ухо, при повреждении и инфицировании глаз, при отравлениях.

Литература

1. Н.В. Касаткина «Педагогика здоровья»

2. Учебник-тетрадь под редакцией С. М. Чечельницкой (1-4 кл.)

3. А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов «Гигиена и здоровье школьника» (Москва «Просвещение»)

4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. « Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.-288с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурсной программы для 2 класса "Здоровым быть здорово!"

Разработка конкурсной программы "Здоровым быть - здорово!" (2 класс)...

Стартовая презентация к проекту "Быть здоровым - это здорово!" 2 класс

Презентация сообщает цель и задачи проекта, вовлекает детей в мир познания. Работа над проектом проходила по группам. Отчет группы "Витаминки" представлен в разделе "Творческие работы учащихся"....

Сценарий конкурсной программы для начальной школы "Здоровым быть здорово!"

7 апреля – Всемирный день здоровья. Отмечается он в день создания Всемирной организации здравоохранения. Ежегодное проведение Дня здоровья стало традицией с 1950 года. Эта дата установлена для того, ч...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни "Быть здоровым – здорово!"

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЗДОРОВО!» - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров ...

Конспект открытого занятия "Быть здоровым - быть активным!"

Цель данного занятия: сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей  человеческой жизни, познакомить с правилами, составляющими основу  здорового образа жизни.. Данный...

Программа по здоровье сбережению "Быть здоровым - здорово"

В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным измене­нием психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и...

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни "Здоровым быть - здорово жить!"

Известно, что состояние здоровья ребёнка зависит от образа жизни, значительную часть которой он проводит в школе. Поэтому программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в школе н...