«Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе»
учебно-методический материал (3 класс)

методическая тема

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая тема

«Использование технологии критического мышления

на уроках в начальной школе»

                                                                                       

«Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.»
Л.Н. Толстой

Критическое мышление – это один из видов творческой интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Образовательная технология развития критического мышления была разработана американскими педагогами Джинни Стил и Курт Мередит вместе с Чарлзом Темплом и является альтернативной традиционному подходу к процессу обучения, основанному на усвоении готовых знаний.

Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых.

В технологии развития критического мышления урок строится по схеме:  

1) вызов,

2) осмысление содержания,

3) рефлексия.

Первая стадия - вызов. 

Её называют пробуждением, потому что она способствует актуализации имеющихся знаний и пробуждению интереса к получению новой информации, осмыслению её. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке, что создает необходимый внутренний мотив к процессу учения.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.  Работа ведётся индивидуально, в парах и в группах

Функции фазы вызова:

- информационная (актуализация имеющихся знаний по теме);

- мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме);

- коммуникационная (обмен мнениями по теме).

             Вторая стадия - осмысление

дает возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, учебником.

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт (текст, фильм, лекция, материал параграфа).  Работа ведётся индивидуально или в парах новой информацией.

Функции фазы реализации (осмысления):

- информационная (получение новой информации по теме);

- систематизационная (классификация полученной информации).

Третья стадия- рефлексия – позволяет учащимся осмыслить всё то, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами. Этот анализ будет полезен, если он будет обращён в словесную или письменную форму.

На стадии рефлексии осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.

Функции рефлексии:

- коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);

- информационная (приобретение нового знания);

-мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);

- оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее продуктивными, приемлемыми для себя считаю такие приёмы:

1) ИНСЕРТ - интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

I этап. Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить информацию следующим образом: «v», «—», «+», «?».

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.

IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Развитие аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Это может быть статья по биографии, художественный текст.

2) МОЗГОВАЯ АТАКА. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

3) ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

4) ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ  

Вопросы американского психолога и педагога Б. Блума (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка) - условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.

 Учитель выбирает текст для чтения.

  1. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
  2. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков:
  • Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
  • Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
  • Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
  • Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
  • Почему именно так называется произведение?
  • Что может произойти в рассказе с таким названием?

Прием "Чтение с остановками" используется, чтобы заинтересовать обучающегося книгой, привлечь его к осмысленному чтению

5) КЛАСТЕРЫ  Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Русский язык

Имя прилагательное

Часть речи

Обозначает

Вопросы

Изменяется

Член предложения

Признак предмета

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

По числам

Ед. ч.    Мн. ч.

По родам

М.р. Ж.р. Ср.р.

Второстепенный

Член предложения

По падежам

Литературное чтение. М Зощенко «Золотые слова»

Леля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Что могут достать?

Могла высоко достать

Ничего нельзя достать

Как ест?

Моментально съедает

Откусываю

Поведение

Не церемонится

Чуть не заревел

Басня: короткий рассказ, мораль, аллегория, иносказание, нравоучительный характер, Крылов, баснописцы…

6) СИНКВЕЙН

Происходит от французского слова «cing» - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. 

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Цель синквейна -  развитие умения  выражать  собственное отношение к изучаемому явлению, объекту в форме стихотворения, которое требует синтеза материала в кратких предложениях и которое состоит всего из пяти строчек развивает образное мышление

В начале рассказа Василия Белова "Малька провинилась" Малька предстает перед читателями глупенькой собачкой, которая даже не понимает ругани хозяйки. Соответственно, синквейн к первой части будет следующим:

Малька

Виноватая, заискивающая

Мотает хвостом, не понимает за что ее ругают, чуть не вцепилась из-за щенков

Малька провинилась

Глупая собака

Но затем во второй части Малька показывает себя совсем с другой стороны, и синквейн можно составить совершенно другим:

Малька

Преданная, бесстрашная

Не оглядывается, бегает кормить, ничем не остановить

Верная мамаша

7) «ПРОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ».

Суть формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов - осмысление - рефлексия. Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению.

8) ЭССЕ.

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы.

9) КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ.

Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.

10) ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ

  1. ворона нашла кусочек сыру;
  2. лиса близёхонько бежала;
  3. плутовка подходит на цыпочках;
  4. лисица говорит сладкие слова вороне;
  5. ворона каркнула;
  6. сыр выпал.
  7. лисица схватила сыр и убежала;

11) ТАБЛИЦА «З – Х -У» («ЗНАЮ – ХОЧУ ЗНАТЬ – УЗНАЛ»)

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

12) ВЗАИМООПРОС

Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления»

13) БОРТОВЫЕ ЖУРНАЛЫ

Обобщающее название различных приемов, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

14) «П-М-И»: ТАБЛИЦА «ПЛЮС-МИНУС- ИНТЕРЕСНО», либо модификация данной таблицы «Плюс-минус-вопрос». При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:

-позитивный характер (графа «П»);

-негативный характер (графа «М»);

-наиболее интересные и спорные факты (графа «И»).

Если графа «И» заменяется графой «?», то туда записываются факты, которые вызывают вопросы или требуют дополнительного пояснения учителя. Способ не только активного восприятия и систематизации, но и оценки информации

.

15) ТАБЛИЦА «ТОЛСТЫХ» и «ТОНКИХ» ВОПРОСОВ может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

«Толстые вопросы» «Тонкие вопросы»

Кто.? Объясните, почему.?

Что.? Почему вы думаете.?

Когда.? Почему вы считаете.?

Может.? В чём различие.?

Верно ли.? Предположите, что будет, если…?

Согласны ли.? Что, если

116) «РОМАШКА ВОПРОСОВ» («Ромашка Блума») – это систематика вопросов, по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). Шесть лепестков – шесть типов вопросов:

1) Простые (назвать факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию)

2) Уточняющие (целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал)

3) Интерпретационные или объясняющие (обычно начинаются со слов «Почему?»)

4) Творческие (если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза)

5) Оценочные (направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов)

6) Практические (эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой).

18) «КОРЗИНА» идей, понятий, имен…

применяется и на семинарских занятиях, и во внеклассной работе. Занимая

на уроке, достаточно большое количество времени, тем не менее, он является

эффективным приемом, помогает организовать индивидуальную и групповую работу обучающихся на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющихся у них опыта и знаний.

Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты), потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2-3минуты), а дальше “все знания по порядку складываются в корзину”, причем, действительно все: и правильные, и неправильные.

Прием позволяет активизировать, приводить в действие все полученные ранее знания ребят.

19) ПРИЕМ «ВЕРЮ -НЕ ВЕРЮ»

Математика.

1. Верите ли вы, что окружность – это геометрическая фигура, состоящая из всех точек плоскости, расположенных на заданном расстоянии?

2. Верите ли вы, что хорда – это отрезок, соединяющий две точки окружности?

3.Верите ли вы, что отрезок, соединяющий центр окружности с какой -либо точкой окружности называется диаметром?

4. Верите ли вы, что любые две точки делят ее на две дуги?

5. Верите ли вы, что прямая и окружность могут иметь одну, две, три общие точки?

Что дает технология критического мышления ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Думать критически:

Проявлять любознательность

Использовать исследовательские методы

Ставить перед собой вопросы

Осуществлять планомерный поиск ответов

Вскрывать причины и последствия фактов

Сомнение в общепринятых истинах

Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами

Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

Что дает технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.


Литература

1. Электронные ресурсы:

http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-o-znaniyax 

https://shkolabuduschego.ru/school/pravila-sostavleniya-sinkveyna-po-literature-v-raznyih.html

2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение,2011. – 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по самообразованию на тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Доклад по самообразованиюна тему: Использование технологии критического  мышления на уроках в начальной школе.(из опыта работы)....

Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"

Статья "Использование  технологи критического мышления на уроках в начальной школе"...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.

Учащиеся 4 класса начальной школы должны овладевать ключевыми компетентностями: информационными, коммуникативными, самоогранизационными. Научить пользоваться приемами ТРКМ при работе с различными текс...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самос...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму»(китайская пословица)...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение ...