«Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения»
статья

Анохина Ольга Ивановна

 

Основным предметом в начальной школе является урок чтения. Овладение навыком чтения – сложный и долгий процесс. Навык чтения необходим ученику на уроке математики, русского языка, технологии, изобразительного искусства. От навыка чтения зависит производительность труда на уроке, грамотность учащихся, речь. Чтение также является основным показателем культурного человека.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.sov_2019.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема : «Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения»

Основным предметом в начальной школе является урок чтения. Овладение навыком чтения – сложный и долгий процесс. Навык чтения необходим ученику на уроке математики, русского языка, технологии, изобразительного искусства. От навыка чтения зависит производительность труда на уроке, грамотность учащихся, речь. Чтение также является основным показателем культурного человека.  Но  с  сожалением хочу отметить,  что в  настоящее время читающих детей становится все меньше. Даже невооруженным взглядом виден спад читательского интереса. Главная причина -  отсутствие традиций семейного чтения. Эта проблема волнует всех учителей начальных классов. Поэтому я решаю эту проблему, через использование  различных видов творческих работ на уроках литературного чтения ,где происходит процесс развития творческих способностей младших школьников.  Если в системе применять эффективные методы и приемы развития творческих способностей, то возможно воспитать творческую личность, развить детское воображение, восприятие, мышление. Следует отметить, что ребята с удовольствием вовлекаются в процесс творчества .Разумеется, далеко не у всех детей есть творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать.

  Как правило, отсутствие творческого начала   зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Ведь одним из основных требований к организации образовательного процесса является создание условий для развития творческих способностей обучающихся.

   Для творчества нужны воля, умение преодолевать  трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. Предпосылки творческой деятельности своих учеников формирую на уроках литературного чтения путем использования различных языковых игр:

Игры со словами

1. «С каждой буквы». Придумать слова на каждую букву заданного слова. Например: «искорка» – игра, сила, красота, очарование, радость, конкурс, аккуратность.

2. Игра-аукцион в «весенние», «осенние», «летние», «зимние» слова. Выигрывает тот, кто скажет последнее слово, относящееся к определенному сезону.

3. «Назови одним словом»

Чиж, сова, ласточка, стриж, грач;

Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;

Шарф, варежки, пальто, кофта;

Лошадь, корова, свинья, овца;

4. «Какое слово лишнее и почему»

Красивый, синий, красный, желтый;

Минута, время, час, секунда;

 Дорога, шоссе, тропинка, путь;

Молоко, сметана, простокваша, мясо;

Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр;

5. «Пары слов». Это первые шаги ребенка к стихосложению. Детям предлагается подобрать пары слов, у которых последние 2-3 буквы одинаковые. Например: роса – коса, трава – дрова, почки – кочки, ель – трель, врач – грач.

 игр на развитие творческого воображения :

1. «На что это похоже?» Называются разные предметы, например: настольная лампа похожа на … (гриб); швейная машина – на .., капли дождя – на...

2. «Кто без кого не может быть?» Водитель – без …, учитель – без ...., врач – без ... и т. д.

3. «О чем думает?..» Старик, глядя из окна... Новорожденный на руках... Воробей зимой... Свинка в панаме...

4. «Продолжи историю» – Однажды маленький мальчик (очень добрый) шел по дороге и смотрел под ноги, чтобы ничего не раздавить, и нашел монету волшебника. Если бы ты был этим мальчиком, что бы ты сделал, когда монета очутилась бы у тебя в кармане?

психологических игр (развивающие внимание, наблюдательность, память на уроках литературного чтения)

1. «Как в зеркале». Дети разбиваются на пары, играть можно сидя и стоя. Один играющий – «зеркало», другой – его «отражение», он копирует как можно точнее все движения партнера: хмурится, улыбается, подмигивает, удивляется, огорчается и т. п. Если кто-то ошибается или засмеется, получает штрафное очко.

2. «Нарисуем портрет». (Например: счастья, любви, радости, веселья, грусти, печали и т.д., портреты могут быть детальными или схематичными.)

3. «Нравится – не нравится». Скажите, что не нравится маме? Папе? Другу? Собаке? Кошке? Лесу? и т. д.

4. «Разговор с самим собой». (Примерные темы: «Разговор с кошкой, которую обидел ты немножко», «Разговор с дождевым червяком, на которого ты только что чуть не наступил (конечно, нечаянно)» и т. д.)

5. «Если бы я был волшебником...». Детям предлагается рассказать о своем самом большом желании.

литературных игр :

1. «Небылица за 10 минут». Учитель пишет какую-нибудь фразу или несколько, затем загибает листок, чтобы не было видно, что написано, и передает ученику. Теперь на чистом листе ученик пишет свою фразу, тоже загибает лист и отдает другому. Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость: все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие вопросы: - Кто это был (была)? - Как выглядел? - Куда пошел? - Кого встретил? - Что ему (ей) сказал?  - Что он (она) ответил? - Что ему (ей) сделали? - Какова была его (ее) реакция? - Чем вся история закончилась? - Вывод или мораль. Когда записан ответ на последний вопрос, листок разворачивается и выразительно читается получившаяся небылица.

  Такие задания ставят детей в активную позицию, пробуждают интерес, развивают воображение и фантазию, способствуют эмоциональной отзывчивости.

То же можно сказать и об иллюстрировании, когда дети рисуют сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и знания жизни, они вносят что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события – это самовыражение.

Система заданий по словесному рисованию

1. Упражнения направлены на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное. С целью усиления эмоционального восприятия детям предлагается найти ответы на следующие вопросы:

- Какие чувства возникли в вашей душе при прочтении текста: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

- Обратите внимание на слова, которые автор выбирает для того, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.

- Найдите в тексте слова, передающие настроение автора.

2. Упражнения направлены на пробуждение воображения и фантазии школьников.

- Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, зелень, землю и т. д.

  Предлагаю своим учащимся  также интеллектуально-творческие задания:

 1.«Необычная декламация». У вас есть любимое стихотворение? Попробуйте его прочитать так, словно вы сильно замерзли; выпили что-то горячее; вам очень хочется спать; у вас болит зуб; вы сильно напуганы.

2.«Памятник пословице». Вам очень нравится пословица и вы решили ее увековечить, соорудив памятник. Возьмите себе помощников. Соорудите «памятник» под названием: «В споре рождается истина», «Глаза боятся, а руки делают», «Сытый голодному не товарищ», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

 3.«Новое применение». Очень часто у нас под рукой нет нужной вещи. Как быть? Научиться использовать то, что мы имеем. Новое применение: когда, как или вместо чего можно использовать носовой платок, столовую ложку, бельевую прищепку, зубную щетку, пластмассовую бутылку, перегоревшую лампочку.

4.«Зеркало». Не у каждого человека получается изобразить мимикой и жестами что-либо, a вот повторить изображение гораздо легче. Игра в парах: один – «зеркало», второй – его «отражение», т. е. второй повторяет все то, что видит перед собой.

   Изображая явления природы, растения, животных и т. п., дети высвобождают лишнюю энергию, развивается их образное мышление и фантазия.

    В своей практике я применяю: творческие пересказы; работу с иллюстрациями; словесное и графическое рисование; драматизацию; стихосложение; устные рассказы и сказки.

 Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления. Использую на уроках литературного чтения следующие варианты творческих пересказов:

- пересказ с изменением лица рассказчика (чаще всего это пересказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица);

- пересказ от лица одного из персонажей: для успешного выполнения этого задания ученик должен войти в роль персонажа, понять его характер, взглянуть на события его глазами, дать оценку герою с позиции его возраста и социального положения;

- пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями: с вымышленными эпизодами, деталями; описаниями пейзажа, внешности людей, места действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста;

 - продолжение рассказа о судьбе героя; изменение последовательности событий.

Детей особенно привлекают дополнения, в которых предугадывается дальнейшая судьба их любимых героев.

   На уроках литературного чтения детям предлагаю следующие задания по творческому пересказу произведений:

1. Перескажите сказку от своего имени.

2. Перескажите легенду от первого лица.

 3. Перескажите данную историю от имени писателя.

4. Правильно ли поступил герой произведения? Продолжите рассказ.

 5. Перескажите рассказ, заменяя слово «я» словами «он», «писатель».

 6. Чем бы вам хотелось дополнить рассказ?

Считаю, что  творческие пересказы развивают воображение школьников, повышают интерес к художественным произведениям.

На уроках литературного чтения использую прием словесного  рисования.  У учеников начальных классов необходимо целенаправленно  развивать  умения воплощать в слове продукты фантазии и творчества, использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, устно словесно описывать предмет. В своей работе на уроках литературного чтения использую систему заданий по словесному рисованию

Памятка для детей «Словесное рисование»

1. Прочитай отрывок из рассказа.

2. Определи, сколько можно нарисовать картинок. (О чем каждая из них?)

3. Что и кто будут изображены на каждой картинке? Назови.

4. Какие слова в тексте помогут выполнить задание? Подчеркни их.

5. Представь свою картинку.

6. Расскажи о каждой картинке.

На уроках литературного чтения обязательно знакомлю  детей с драматизацией. Начинаю эту работу  с чтения текстов по ролям и с заданной интонацией. Например: прочти грустно, весело, равнодушно, строго, с мольбой, с презрением, досадой, с возмущением, с насмешкой, удивленно, с интонацией страха, сожаления, торжества, таинственности, растерянности, неуверенности, раздражения, осуждения, сочувствия и т.д.

Следует остановиться и на работе с иллюстрациями. Рассматривание книжных иллюстраций важно при изучении литературных произведений. Оно может быть организовано перед чтением, по ходу и по окончанию чтения.  При работе над портретом героя задаю детям вопросы: - Какие черты характера героя отразились в портрете? Почему вы так решили? - Как вы думаете, что чувствует изображенный здесь герой произведения? Как вы догадались? - Как передал художник черты характера героя? - Как относится художник к персонажам своей картины? Как вы это определили?

    Устные рассказы и сказки также использую в своей работе. При сочинении рассказов и сказок у детей формирую  умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно, образно. Это один из путей развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Задание «Продолжите стихотворение сами»

Примеры начала стихотворной строки:

1. Очень мне обидно стало, … Что собака покусала…

2. А у нас телёнок есть, … Любит он траву поесть…

3. Как-то раз в конце субботы … В наши сельские края…

4. Однажды я из школы … С портфелем возвращался…

5. У пруда собаки … Навострили ушки…

  Дети очень любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения использую приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников»

 Задания, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».

1. Выделение опорных слов из сказки. - Чтобы расколдовать сказку, надо по этим словам вспомнить, как она называется, кто ее автор. - Коллективное выделение опорных слов из сказки. - Самостоятельный подбор опорных слов. На листочках запишите опорные слова какой-нибудь сказки. По ним мы отгадаем, о какой сказке идет речь. - Сочинение сказки по опорным словам.

2. Решение «сказочных задач», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки. - Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал? - Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось? - Что нужно сделать бабушке Красной Шапочки, чтобы ее не съел волк?

3. Переделка знакомой сказки (ввести нового героя и развить новый сюжет). - По опорным словам вспомнить сказку, найти лишние слова. На основе этих слов придумать новые интересные действия в известной сказке. - Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока. - Маша, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой. - Емеля, щука, печка, вёдра, Золушка.

4. «Сказки наизнанку». - Составь сказку, используя сказочные слова и выражения, где бы: Белоснежка встретила в лесу семь великанов.  Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.

    Для развития творческих способностей на уроке  использую  работу с пословицами.

«Собери пословицу».

Цель – развитие литературного вкуса и логического мышления.

 Берется достаточно узнаваемая пословица, все слова в ней меняются местами, задача детей – восстановить исходный текст. Например: Не, пирогами, изба, а, красна, красна, углами. Версии детей: - Не изба, а красна углами, красна пирогами. Похоже на загадку, правда? - Не пирогами изба красна, а углами. - Не красна изба углами, а красна пирогами. Исходная пословица.

Учитель.  - Что можно сказать о третьей версии? (Если стоят две одинаковые срубленные избы, то лучше из них та, где встретят тебя с лаской, добром да с румяными пирогами.) - Почему именно этот вариант остался в памяти народной?

 «Нарисуй пословицу».

Цель – развитие творческого воображения.

У каждого ребенка своя пословица, к которой ему необходимо сделать рисунок. Показывая рисунок, он называет пословицу. Остальные дети ее запоминают. На следующем занятии учитель показывает рисунки, а ребята стараются вспомнить пословицы к ним. Постепенно образуется банк рисованных пословиц.

«Изобрази пословицу схемой».

Цель – развитие творческого воображения.

Многие ребята пугаются того, что нужно что-то нарисовать, в этом случае выручают 22 схемы и пиктограммы. Изображение ножниц и расчески на улицах города сразу подскажет вам – здесь парикмахерская. Представьте, как может выглядеть пословица: «Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит».

   Атмосфера творчества на уроках способствует положительной мотивации процесса обучения, эмоциональной близости учеников и учителя.

Мне очень нравятся слова  известного поэта и философа Ральфа Эмерсона: «…Если мы перестаем пытаться сделать что-то, кроме того, что уже умеем, мы перестаем двигаться вперед». Прогресс нашего общества зависит от творческих людей. Обучая детей чтению, важно, чтобы они не просто бегло читали, но и эмоционально откликались на прочитанное произведение. И, наверное, не менее важно то, что литература формирует ребёнка как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения

Выступление на тему "Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения". Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет позн...

Презентация "Развитие творческих способностей на уроке литературного чтения в первом классе"

В публикации представлен материал творческих заданий на уроках обучения грамоте и литературного чтения...

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ на тему:"Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения через использование игровых технологий".

В данной работе описываются формы и методы работы с учащимися, направленные на развитие творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах....

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения

В этой работе прибоводятся некоторые примеры по развитию творческих способностей учащихся....