Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный театрал-риторик"
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс)

Вершинина Ольга Викторовна

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Юный театрал - риторик» составлена на основе:

  • Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти «Лицей № 51»
  • авторских программ: «Риторика» Т.А. Ладыженской,  Е.С.Чечиной  «Театр – творчество - дети»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_teatral_-_ritorik.docx44.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 городского округа Тольятти «Лицей № 51»

РАССМОТРЕНA

на заседании  методической

кафедры учителей начальных классов

Протокол от 27.08.2020 г.

№ 1

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

Протокол от 31.08.2020

№1

УТВЕРЖДЕНA

приказом от 01.09.2020 г.

№ 192-ОД

Директор МБУ «Лицей № 51»

________ Щелакова И.В.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Юный театрал - риторик»

(начальное общее образование)

Составили: О.В. Вершинина учитель начальных классов первой квалификационной категории,

О.В Крипакова  учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

Уровень: НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Направление: общекультурное

Срок реализации программы: 1 год

Классы: 1-4

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Юный театрал - риторик» составлена на основе: 

  • Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти «Лицей № 51»
  • авторских программ: «Риторика» Т.А. Ладыженской,  Е.С.Чечиной  «Театр – творчество - дети»

1.  Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Юный театрал - риторик»

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области, русского языка и литературы;
  • умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • уважительное отношение к искусству и культурным ценностям, наличие мотивации к творческому труду.

Обучающийся  получит возможность для формирования:

  • в сотрудничестве с учителем, ставить новые учебные задачи;
  • собственного мнения и позиций;
  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение;
  • осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы,

       энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом          информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

Предметные результаты:

  • расширение знаний о театральном искусстве, о культурных достижениях родного города;  
  • углубление понимания особой роли театра в жизни человека,  формирование интереса к театру, как средству познания жизни духовному обогащению;
  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
  • формирование уважения к историко-культурному наследию Самарского края, любви к родному городу;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к сохранению, возрождению и развитию культуры родного края.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
  •  осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  •  готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  •  опираться на использование знаково-символических средств, представления информации для  решения учебных и практических задач;

Регулятивные результаты:

  • Определять общую цель и пути ее достижения;
  • Предвосхищать результат;
  • Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;
  • Использовать речь для регуляции своего действия;
  • Вносить изменения в способ действия, в план действия.

Познавательные результаты:

  • Знать театры родного города, их особенности;
  • Знать традиции и обычаи коренного народа;
  • Знать некоторые виды театров (кукольный, настольный);
  • Знать некоторые приёмы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
  • Знать театральные профессии (актер, гример, костюмер, декоратор, режиссер, осветитель, суфлер);
  • Уметь разыгрывать сценки по сказкам, стихотворениям, рассказам, песням с использованием кукол, элементов одежды, декораций;
  • Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
  • Иметь представление о театре, о театральной культуре;
  • Иметь представление об устройстве театра.
  • Этические потребности, ценности, чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • эмпатия, как понимание чувств людей и сопереживание им;
  • умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из них
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
  • самооценка на основе  критериев успешности деятельности;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • уважительное отношение к чужому мнению;

Коммуникативные результаты:

  • умение вступать в диалог;
  • участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников, учет разных мнений и умение выразить свое;
  • умение договариваться и находить общее решение;
  • формулировать свои затруднения;
  • проявлятьактивностьвовзаимодействиидлярешениякоммуникативныхзадач;
  • договариватьсяораспределениифункцийиролейвсовместнойдеятельности;
  • строить понятные для партнера высказывания, ставить вопросы и обращаться за помощью.

Личностные результаты:  

  • этические потребности, ценности, чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • эмпатия, как понимание чувств людей и сопереживание им;
  • умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из них;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
  • самооценка на основе критериев успешности деятельности;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • уважительное отношение к чужому мнению;

2. Содержание курса внеурочной деятельности

 «Юный театрал - риторик».

Раздел I: Искусство актера

1класс.

Театральная азбука. Театральные понятия и термины.

Работа по развитию актерских способностей.  Театральная игра. Упражнения на память физических действий на сохранение красивой позы. Учебные театральные миниатюры. Голос и речь. Понятие о сценической речи. Актер–главное чудо театра. Выразительный язык актера–жест, мимика, движение, речь. Этюды, стихи как драматический материал. Подбор материала. Выполнение упражнений. Театральный капустник. Просмотр профессиональных театральных постановок. Просмотр профессионального театрального спектакля. Анализ просмотренного спектакля, игры актеров. Работа над репертуаром. Знакомство с особенностями учебных театральных миниатюр, скетчей, водевиля, драмы, мюзикла, бенефиса.  Построение мизансцены, соблюдение законов сцены, взаимодействие с партнером, распределение в пространстве сцены. Выбор пьесы. Распределение ролей. Репетиции спектакля. Представление театральной постановки.

2 класс.

Театральная азбука. Театральные понятия и термины. Чтение пьес и выбор постановочного материала. Просмотр профессиональных театральных постановок. Просмотр профессионального музыкального театрального спектакля. Анализ замысла, остановки, игры актеров. Работа по развитию актерских способностей. Пение и движение под музыку – важная часть актерского мастерства. Подбор музыки для песен и музыкальных этюдов. Разучивание песен для музыкальных этюдов. Постановка танца для спектакля. Репетиция песен и танцевальных этюдов. Работа над репертуаром. Подбор материала и подготовка сценария. Распределение ролей. Работа с актером над ролью. Мизансцены. Работа над музыкальными номерами и оформление музыкального спектакля (водевиля). Подбор костюмов. Изготовление элементов декораций. Генеральная репетиция. Спектакль.

3 класс.

Театральная азбука. Особенности пьесы-комедии. Драматурги мира и их творения.

Работа по развитию актерских способностей. Упражнения для развития гибкости, умения пластически выразить характер, владение телом. Просмотр профессиональных театральных постановок. Просмотр профессиональной пьесы. Анализ замысла, сюжета, игры актеров. Работа над репертуаром. Выбор пьесы-комедии. Составление сценария. Распределение ролей. Работа актеров над текстом роли. Работа актеров над образом. Постановка сцен. Репетиция сцен спектакля. Работа над музыкальным оформлением. Работа над костюмами. Работа над декорациями к спектаклю. Составление афиши. Оформление афиши. Репетиция спектакля. Оформление сцены. Генеральная репетиция спектакля. Постановка спектакля. Анализ спектакля.

4 класс.

Театральная азбука. Особенности мюзикла, как музыкально-сценического произведения.

Работа по развитию актерских способностей. Музыкальные партии в музыкальном спектакле. Разучивание музыкальных партий спектакля. Просмотр профессиональных театральных постановок. Просмотр профессионального музыкального спектакля. Анализ замысла, сюжета, игры актеров. Работа над репертуаром. Выбор музыкального спектакля (мюзикла). Написание сценария музыкального спектакля. Распределение ролей. Работа над музыкальными партиями к спектаклю. Постановка сцен. Репетиция музыкального спектакля. Работа над костюмами и декорацией к музыкальному спектаклю.  Генеральная репетиция. Спектакль.

Раздел II: Искусство кукловода

1класс.

Театральная азбука. Кукольный театр. История происхождения куклы. Терминология.

Просмотр профессиональных театральных постановок. Просмотр профессионального кукольного спектакля. Анализ просмотренного спектакля.   Работа по развитию кукловодческих способностей. Виды кукол. Особенности изготовления кукол. Перчаточная кукла. Речевая гимнастика. Голос – важный инструмент кукловода. Особенности работы кукловода. Понятие о театральных профессиях. Декоратор. Знакомство с особенностями пьесы – сказки для кукольного театра. Выбор пьесы. Чтение сценария. Работа над репертуаром. Выбор пьесы. Распределение ролей. Репетиция спектакля. Отработка и разучивание ролей. Репетиция спектакля. Отработка музыкальных номеров. Репетиция спектакля. Оформление декораций к спектаклю. Генеральная репетиция. Спектакль.

2 класс.

Театральная азбука. Особенности изготовления тростевых кукол. Порядок изготовления. Технология изготовления различных кукольных персонажей. Просмотр профессиональных театральных постановок. Просмотр профессионального театрального спектакля. Анализ замысла, остановки, работы кукловодов. Работа по развитию кукловодческих способностей. Особенности работы кукловода тростевых кукол. Речевая гимнастика. Работа над репертуаром. Выбор пьесы. Распределение ролей. Разучивание ролей. Репетиция спектакля. Подбор музыки. Оформление декораций к спектаклю. Репетиция спектакля. Генеральная репетиция. Спектакль.

3класс.

Театральная азбука. Особенности фольклорного кукольного театра«Петрушка». Герои-куклы. Просмотр профессиональных театральных постановок. Просмотр фольклорного представления театра. Работа по развитию кукловодческих способностей. Особенности изготовления традиционных русских кукол для театра. Работа над репертуаром. Выбор русского фольклорного представления. Распределение ролей. Работа над текстом спектакля. Работа над ролью. Постановка сцен. Репетиция русского фольклорного представления. Спектакль.

4 класс.

Театральная азбука. Особенности театра марионеток.  Марионеточные театры мира (Франция, Италия, Япония). Просмотр профессиональных театральных постановок. Просмотр профессионального кукольного театра. Анализ замысла, сюжета, работы кукловодов. Работа по развитию кукловодческих способностей. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Работа над репертуаром. Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Постановка сцен кукольного спектакля. Репетиция спектакля. Генеральная репетиция. Кукольный спектакль.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Основные виды деятельности:

  • Коллективное творчество.
  • Подготовка и представление театральных постановок.
  • Исследовательская работа.
  • Виртуальная экскурсия по театральным музеям.
  • Презентация собственного опыта в виде выступлений.

Форма промежуточной аттестации - представление творческих работ обучающихся «Театральная постановка».

        

3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Юный театрал – риторик»

1 класс

№п/п

Название тем

Количество часов

Искусство актера

1

Вводное занятие.

1

2

Театральная азбука.

2

3

Работа по развитию актерских способностей.

12

4

Просмотр профессиональных театральных постановок.

4

5

Работа над репертуаром (по произведением 1 класса).

15

Искусство кукловода

6

Театральная азбука.

2

7

Просмотр профессиональных театральных постановок.

4

8

Работа по развитию кукловодческих способностей.

12

9

Работа над репертуаром (по произведением 1 класса).

13

10

Итоговое занятие.

1

Итого:

66

2 класс

№п/п

Название тем

Количество часов

Искусство актера

1

Вводное занятие.

1

2

Театральная азбука.

4

3

Работа по развитию актерских способностей.

10

4

Просмотр профессиональных театральных постановок.

4

5

Работа над репертуаром (по произведениям 2 класса)

15

Искусство кукловода

6

Театральная азбука.

6

7

Просмотр профессиональных театральных постановок.

4

8

Работа по развитию кукловодческих способностей.

4

9

Работа над репертуаром (по произведениям 2 класса).

18

10

Итоговое занятие.

2

Итого:

68

3 класс

№п/п

Название тем

Количество часов

Искусство актера

1

Вводное занятие.

1

2

Театральная азбука.

4

3

Работа по развитию актерских способностей.

10

4

Просмотр профессиональных театральных постановок.

4

5

Работа над репертуаром (по произведениям 3 класса).

15

Искусство кукловода

6

Театральная азбука.

6

7

Просмотр профессиональных театральных постановок.

4

8

Работа по развитию кукловодческих способностей.

4

9

Работа над репертуаром (по произведениям 3 класса)..

18

10

Итоговое занятие.

2

Итого:

68

4 класс

№п/п

Название тем

Количество часов

Искусство актера

1

Вводное занятие.

1

2

Театральная азбука.

4

3

Работа по развитию актерских способностей.

10

4

Просмотр профессиональных театральных постановок.

4

5

Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса).

15

Искусство кукловода

6

Театральная азбука.

6

7

Просмотр профессиональных театральных постановок.

4

8

Работа по развитию кукловодческих способностей.

4

9

Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса).

18

10

Итоговое занятие.

2

Итого:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"

Программа  внеклассной работы по математике  для 1 класса c использованием ИТ....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Театр Петрушка»

   Рабочая  программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе приме...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...