Адаптированная образовательная программа для 1 класса
рабочая программа (1 класс)
Адаптированная образовательная программа для учащихся первого класса по всем предметам с пояснительной запиской, планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannye_rabochie_programmy.docx | 130.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированные рабочие программы
1 класс (индивидуальное обучение)
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочие программы разработаны на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 2011год.
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа МО РФ от 23.07.2012 № 1602 «Об утверждении региональных базисных учебных планов для государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов коррекционной направленности для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области всех видов на 2012-2013, 2013-2014 учебные годы»;
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированных в Минюст РФ 03.03.2011 № 19993
Целью образования обучающихся с умеренной, отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по данному варианту АООП является развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Девочка по состоянию здоровья, согласно заключению ПМПК обучается на дому. На данном этапе у Саши прослеживаются трудности организации собственной деятельности и поведения, выраженная неравномерность и специфичность развития психических функций: недостаточность развития познавательной деятельности в целом, трудности в усвоении продуктивных взаимодействий с окружающими, недостаточное развитие мелкой моторики, связной речи.
Направленность программы: формирование у ребенка потребности в обучении и развитии в домашних условиях.
В программе представлено 7 изучаемых предметов в количестве 8 часов в неделю.
Систематические занятия по предметам, чередующиеся работой и отдыхом, оказывают положительное влияние на психофизическое состояние организма, тем самым способствуют преодолению нарушений, которые способствуют успешному преодолению имеющихся нарушений.
Возраст ученицы – 7-8 лет.
Сроки: программа рассчитана на один год.
Формы и режим занятий: занятия проводятся 4 раза в неделю (понедельник, вторник, среда, четверг) во второй половине дня по 2 урока. Во время проведения занятий применяются различные формы: игра, соревнование, беседа..
Ожидаемые результаты:
-улучшение уровня коррекционно-педагогического развития и обучения ребенка;-потребность в успешном преодолении имеющихся нарушений
Развитие речи
Пояснительная записка.
Рабочая программа по развитию устной речи на разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2008 г.
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа МО РФ от 23.07.2012 № 1602 «Об утверждении региональных базисных учебных планов для государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов коррекционной направленности для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области всех видов на 2012-2013, 2013-2014 учебные годы»;
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993.
Задачи курса:
Расширение кругозора школьников; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению ориентировки;
Обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;
Систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности уч-ся лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
Уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;
Улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;
Активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
Общая характеристика
- Рабочая программа по развитию речи составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Программа в 1 классе коррекционно-развивающего обучения учитывает особенности познавательной деятельности детей вспомогательных классов коррекционно-развивающего обучения. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
- Содержание обучения имеет практическую направленность.
- Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В нём конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого развития и нравственного воспитания детей в процессе овладения учебным предметом.
Место учебного предмета
- Программа по развитию речи рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).
. Особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений и всей личности в целом.
Результаты освоения курса
Учащиеся должны уметь:
называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
Учащиеся должны знать:
названия изучаемых предметов, части предметов
Содержание программы
Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Простейшие обобщения предметов. Классификация предметов вначале по образцу и показу, потом со словесной инструкцией.
Участие в беседе. Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связного высказывания.
Сезонные изменения в природе. Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.
Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб.
Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного.
Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.
Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машины и др.
Учебные вещи и игрушки. Сравнение.
Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.
Одежда. Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение).
Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).
Овощи. Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.
Фрукты. Яблоко, груша или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу.
Комнатные растения. Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход (полив).
Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.
Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.
Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.
Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук).
Повторение пройденного.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Экскурсии по школе, во двор школы, в парк или лес для наблюдения за поведением животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями. Сбор семян для подкормки птиц.
Тематическое планирование
№ | Содержательные линии. | Кол-во часов. | Коррекци онно-развивающие задачи. | Педагогические средства, технологии. | Проблемы, возникающие при изучении темы. | Педагогический мониторинг. |
1 | Летние каникулы. Начало учебных занятий. | 4 | Развитие устной речи, наблюдательности развитие слухового внимания, логического внимания; мыслительных операций: анализа синтеза сравнения | Объяснительно-иллюстрированные технологии обучения | Слабо развита связная устная речь. |
|
2 | Овощи и фрукты | 10 |
| Объяснительно-иллюстрированные технологии обучения |
|
|
3 | Школа и класс | 4 |
|
|
|
|
4 | Учебные вещи | 2 |
| Технология разноуровневого обучения. Игровые технологии
| Бедный словарный запас |
|
5 | Игрушки | 4 |
| Объяснительно-иллюстрированные технологии обучения |
|
|
6 | Одежда и обувь | 4 | Произвольного внимания, обогащения |
|
|
|
7 | Птицы | 4 |
| Технология обучения на основе схемных и знакомых моделей учебного материала | Преобладает кратковременная память. |
|
8 | Семья | 4 |
|
|
|
|
9 | Животные | 10 | Развитие объема распределения и концентрации внимания | Технология разноуровневого обучения. Игровые технологии
|
|
|
10 | Растения | 4 |
| Объяснительно-иллюстрированные технологии обучения |
|
|
11 | Тело человека. Охрана здоровья. | 4 |
| Технология обучения на основе схемных и знакомых моделей учебного материала |
|
|
12 | Сезонные изменения в природе | 12 | Развитие устной речи, наблюдательности развитие слухового внимания, логического внимания; мыслительных операций: анализа синтеза сравнения | Технология обучения на основе схемных и знакомых моделей учебного материала | Преобладает кратковременная память. |
|
Календарно-тематическое планирование по «Развитию речи»
№ | Содержание линии. Тема
| Кол-во ча-сов | Да-та | Обязательный минимум | Термины понятия | Педагогичес-кий Мони-торинг | ||
Знать | Уметь |
|
| |||||
| ||||||||
1. 2 | Летние каникулы | 2 |
| Признаки лета | Подбирать подходящие по смыслу слова | Лето – время года |
| |
3 4. | Сентябрь. Школа. | 2 |
| Первый месяц осени. Свою школу. | Определить по картинке | Сентябрь. Школа. |
| |
5 6 | Овощи. Помидор. | 2 |
| Знать названия |
| Овощи. Фрукты |
| |
7 8. | Овощи. Огурец. | 2 |
| Овощи и фрукты | Уметь отличать овощи от фруктов | Овощи. Фрукты |
| |
9 10 | Помидор и огурец. | 2 |
| Овощи и фрукты | Уметь отличать овощи от фруктов | Овощи. Фрукты |
| |
11 12 | Фрукты. Яблоко. | 2 |
| Овощи и фрукты | Уметь отличать овощи от фруктов | Овощи. Фрукты |
| |
13 14 | Фрукты. Груша. | 2 |
| Овощи и фрукты | Уметь отличать овощи от фруктов | Овощи. Фрукты |
| |
15 16 | Признаки осени. | 2 |
| Признаки осени | Рассказать об осеннем дне по наблюдению | Овощи. Фрукты |
| |
| ||||||||
17 18
| Школа | 2 |
|
| Составлять рассказ. Описание | Школа, кабинеты |
| |
19 20 | Класс | 2 |
|
| Составлять рассказ. Описание | Класс, парта, стол |
| |
21 22 | Учебные вещи | 2 |
| Что необходимо ученику | Различать учебные вещи и игрушки. | Учебник, пенал |
| |
23 24 | Игрушки | 2 |
| Свои любимые игрушки | Различать учебные вещи и игрушки. | Учебник, пенал |
| |
25 26 | Игрушки и учебные вещи | 2 |
|
| Различать учебные вещи и игрушки. | Ранец, портфель |
| |
27 28 | Одежда | 2 |
| Одежда. Зимний сезон. | Ухаживать за одеждой | Название одежды |
| |
29 30 | Экскурсия в природу Зима | 2 |
| Праздник зимы | Рассказать о зиме по наблюдениям | Зима, декабрь. |
| |
| ||||||||
31 32 | Обувь | 2 |
| Понятие «обувь» | Подбирать обувь по сезону | Пара |
| |
33 34 | Птицы | 2 |
| Зимующие птицы | Узнавать птиц | Воробей, сорока, ворона, синица, снегирь |
| |
35 36 37 | Признаки зимы | 3 |
| Зимние месяцы | Составлять рассказ по наблюдению |
|
| |
38 39 | Семья | 2 |
| свою семью | Назвать своих родственников | Мама, папа, дядя, сестра, брат, тётя |
| |
40 41 | Домашние животные. Кошка | 2 |
| Домашних животных | Составить описание кошки, собаки, загадать загадку о собаке, кошке | Кошка |
| |
42 43 | Домашние животные. Собака | 2 |
| Домашних животных | Составить описание кошки, собаки, загадать загадку о собаке, кошке | Собака |
| |
44 45 46 | Домашние животные. Корова | 3 |
|
|
|
|
| |
| ||||||||
47 48 49 | Дикие животные. Волк. | 3 |
| Понятие «дикие животные» | Отличать диких и домашних животных. | Дикие животные |
| |
50 51 52 | Дикие животные. Лиса | 3 |
| Понятие «дикие животные» | Отличать диких и домашних животных. | Дикие животные |
| |
53 54 55 | Признаки ранней весны | 3 |
| Весенние месяца. Признаки весны. | Называть весенние месяцы, признаки. | Весна, март, апрель, май |
| |
56 57 58 59 | Комнатные растения | 4 |
| Название некоторых растений | Ухаживать за ними | Комнатные растения |
| |
60 61 62 | Тело человека и охрана здоровья | 3 |
| Части тела. Человек. | Следить за своей осанкой. Соблюдать навыки-гигиены. | Режим дня, гигиена |
| |
63 64 65 66 | Повторение пройденного | 4 |
|
|
|
|
| |
Учебники и пособия:
С. В. Комарова «Устная речь» Учебник для 1 класса специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Москва, Просвешение 2013.)
Список программно-методического обеспечения.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2010. - 192 с.
Список научно-методической литературы.
- « «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2009г.
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
- Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
- Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Чтение
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Подготовительный. 1-4 классы - М.:«Просвещение», 2011год.
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа МО РФ от 23.07.2012 № 1602 «Об утверждении региональных базисных учебных планов для государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов коррекционной направленности для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области всех видов на 2012-2013, 2013-2014 учебные годы»;
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на Букварь для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. /В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. – М.: Просвещение, 2013.
Цель: формирование навыка правильного и осознанного чтения.
Задачи:
- формировать представление об образе буквы, слиянии слогов, составлении слов и предложений;
- прививать интерес к чтению;
- обогащать словарь и развивать связную устную речь;
- корректировать внимание.
Общая характеристика
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти.
Основные задачи добукварного периода: подготовить ученицу к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития.
В этот период начинается работа по формированию у ребенка общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
Место учебного предмета
Программа по чтению рассчитана на 33 часа (1 час в неделю)
Результаты изучения курса
Ученица должна уметь:
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
Содержание курса
На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассница учится слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди ), отвечать на вопросы.
Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.
Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д.
Букварный период. В этот период у ученицы формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их аналитико-синтетической деятельности.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно.
Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
Календарно-тематическое планирование по «Чтению» | ||||||
№ | Тема урока | Кол.ч | Дата | Словарь | Коррекционные задачи | |
1-2 | Рассматривание книг. Прослушивание сказок по книгам. | 2 |
|
| Формирование интереса к окружающему, привлечение внимания к речи. Коррекция базовых эмоций личности.
| |
3 | Слушание сказок с инсценировкой. «Репка» | 1 |
|
| Привлечение внимания к речи и развитие понимания речи взрослого. Коррекция эмоциональной адекватности поведения | |
4 | Слушание сказок с инсценировкой. «Маша и медведь» | 1
|
|
| Коррекция по соотношению зрительного образа с его словесным обозначением. | |
5 | Звук. Различение звуков окружающей действительности. | 1
|
| коса | Привлечение внимания к речи и развитие понимания речи взрослого. Коррекция эмоциональной адекватности поведения | |
6 | Развитие речевого слуха. Различение звуков окружающей действительности. Игра «Что звучит?» | 1 |
|
| Коррекция пространственной ориентации (за, перед, после), привлечение внимания к речи и развитие понимания речи взрослого | |
7 | Сравнение звуков окружающей действительности и речи. Игры «Что звучит?», «Кто подает голос?». | 1 |
| полка | Развитие речевого слуха. Коррекция адекватности поведения | |
8 | Звук а. Особенности артикуляции и звучания. Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков. | 1
|
|
| Развитие слухового восприятия, коррекция по соотношению зрительного образа с его словесным обозначением. | |
9 10 11 | Сопоставление артикуляций звуков а,о,у Правильное произнесение совместно с учителем и самостоятельно звуков а,о,у | 3 |
| игрушка | Уточнение и расширение словаря по теме «Игрушки», развитие артикуляционной моторики. | |
| ||||||
12 13 | Знакомство со словом. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного – двух слогов. | 2 |
|
| Развитие анализа и синтеза на основе вычленения и сочетания звуков в словах. | |
13 14 | Слово. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного - двух слогов.
| 2 |
| Нитка, игла | Развитие фонематического слуха, зрительного восприятия, артикуляционной моторики. | |
| ||||||
15 16 | Гласный звук Ы. | 2 |
|
| Развитие анализа и синтеза на основе вычленения и сочетания звуков в словах, слуховой памяти. | |
17 18 | Гласный звук И. Выделение в слове с сильной позиции | 2 |
| Огород | Развитие анализа и синтеза на основе вычленения и сочетания звуков в словах, слуховой памяти. | |
19 20 | Гласный звук е. | 2 |
|
| Привлечение внимания к речи и развитие понимания речи взрослого. Коррекция эмоциональной адекватности поведения | |
21 22 23 | Гласный звук Ё. | 3
|
|
| Развитие анализа и синтеза на основе вычленения и сочетания звуков в словах | |
| ||||||
24 25 26 | Гласный звук я. | 3 |
| Зоопарк | Развитие анализа и синтеза слияний гласных звуков, зрительного восприятия. | |
27 28 29 | Гласный звук ю. | 3 |
| Утенок Козленок теленок | Развитие фонематического слуха и представлений, зрительного восприятия, развитие конструктивного праксиса. | |
30 31
| Гласный звук Э |
2 |
| Топор | Развитие анализа и синтеза на основе вычленения и сочетания звуков в словах. | |
32 33 | Повторение и обобщение пройденного за год | 2 |
|
| Умение применять полученные знания
| |
Математика
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса математики 1 класс составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В. Воронковой, издательство М., «Просвещение», 2009
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа МО РФ от 23.07.2012 № 1602 «Об утверждении региональных базисных учебных планов для государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов коррекционной направленности для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области всех видов на 2012-2013, 2013-2014 учебные годы»;
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993.
Данная рабочая программа разработана с учетом индивидуальных особенностей ребенка
Общая характеристика предмета
Математика - важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками. Содержание курса математики располагает необходимыми предпосылками для развития познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, воспитания трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий (понятия числа, величины, геометрической фигуры).
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В 1 классе необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Процесс обучения опирается на наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, с помощью чего формируются элементы абстрактного мышления. Через математическое содержание формируются и коррегируются и такие формы мыслительной деятельности, как сравнение, анализ, синтез.
При отборе учебного материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому в каждом классе предлагаемый учителем материал усваивается учащимися на различном уровне, т. е. программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся во вспомогательной школе.
Однако есть в каждом классе часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи). Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий.
Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила два уровня требований к знаниям и умениям учащихся. Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс.
Понижать уровень требований нужен только тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие меры воздействия.
Цель рабочей программы: заложить основы элементарных математических знаний и умений учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Образовательная задача: дать знания о элементарных математических представлениях.
Коррекционно-развивающая задача: развитие основных мыслительных операций.
Воспитательная задача: воспитывать интерес к математике, любознательность, настойчивость, терпеливость, трудолюбие.
Методы обучения математике: словесный, наглядный, практический: работа с учебником, упражнение, самостоятельная работа, экскурсия, наблюдение, демонстрация и т.д.
Приёмы работы: дидактические игры; игровые приёмы; занимательные упражнения; создание увлекательных ситуаций; сравнение (один из важных приёмов обучения); материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать : количественные, порядковые числительные в пределах 10; линии — прямую, кривую, отрезок; название, порядок дней недели, количество суток в неделе.:читать, записывать, откладывать на счётах, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать, отсчитывать по 1.2,3,4.5; выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10
Форма учебного занятия: вводный урок; урок формирования (сообщения) новых знаний; обобщающий урок; контрольный урок; урок формирования и закрепления умений и навыков; комбинированный урок
Виды контроля: индивидуальный; фронтальный; контрольная работа; проверочная работа; математический диктант
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана в 1 классе на 33ч, 1 ч в неделю, 33 учебных недели
Содержание программы
Числа и величины
Названия, обозначение чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0—9). Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно.
Число 10. Число и цифра. Десять единиц — 1 десяток.
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 10, ее использование при выполнении действия вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование).
Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1—2 точки.
Единица времени — сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя — семь суток, порядок дней недели
Календарно-тематическое планирование по «Математике»
№ п.п | Тема и содержание | Кол. час | Дата |
Свойства предметов, обладающих цветом. Выделение предметов, обладающих определенной формой. Круг. | 1 |
| |
Выделение предметов, обладающих определенным размером. Предметы, обладающие определенным назначением. Четырехугольник. | 1 |
| |
Сравнение предметов по размерам: большой, маленький, равные, длинные, короче, равные. | 1 |
| |
Сравнение групп предметов (много, немного, мало) . Понятия: больше, меньше, столько же | 1 |
| |
Понятие много, один. Положение предметов в пространстве. Понятия справа, слева. | 1 |
| |
Пространственные понятия: рядом, около, там, здесь. Положение предметов в пространстве. | 1 |
| |
Временные представления: утро, день, вечер, ночь — сутки, сегодня, завтра, вчера, на следующий день. | 1 |
| |
Количество и счёт. Число и цифра 1. Один — много. Круг. | 1 |
| |
Число и цифра 2. Образование. | 1 |
| |
Соотношение количества предметов и числа. Сравнение предметных множеств (больше, меньше, равно) | 1 |
| |
Монеты: 1копейка, 1рубль, 2 рубля. | 1 |
| |
Составление, чтение и запись примеров на сложение и вычитание. Точка. Прямая. | 1 |
| |
Сложение и вычитание в пределах 2. Закрепление. Пара. | 1 |
| |
Образование числа 3. Сравнение предметных множеств в пределах 3. | 1 |
| |
Свойство числового ряда. Порядковые и количественные числительные. Состав числа 3. | 1 |
| |
Число, цифра 4. Образование числа 4. Счёт до 4. | 1 |
| |
Число и цифра 5. Знакомство. . Счёт до 5 и обратно. | 1 |
| |
Числовой ряд 1-5. Сравнение чисел. Состав числа 5. Квадрат. | 1 |
| |
Решение примеров на сложение и вычитание. Отрезок. | 1 |
| |
Решение простых задач на нахождение суммы. Сантиметр. | 1 |
| |
Число и цифра 0. Действия с 0. Задачи на нахождение стоимости. | 1 |
| |
Цифра 6. Знакомство. Чистовой ряд 1-6. Сравнение предметных множеств. | 1 |
| |
Состав числа 6. Сложение в пределах 6. Компоненты сложения. | 1 |
| |
Число и цифра 7. Числовой ряд с 1-7. Сравнение предметных множеств. | 1 |
| |
Состав числа 7. Сложение в пределах 7. Переместительный закон сложения. | 1 |
| |
Вычитание из 7. Компоненты при вычитании. | 1 |
| |
Сложение и вычитание в пределах 7. | 1 |
| |
Решение задач на нахождение суммы и остатка. Проверочная работа. | 1 |
| |
Число и цифра 8. образование. Числовой ряд в пределах 8. Сравнение чисел. | 1 |
| |
Состав числа 8. Способы образования числа 8. Сложение в пределах 8. | 1 |
| |
Вычитание в пределах 8. Повторение пройденного. | 1 |
| |
Число и цифра 9. Знакомство. | 1 |
| |
Числовой ряд от1 до 10. Порядковые числительные. | 1 |
|
Учебно-методический комплекс
(Учебники, методические пособия)
Учебник:
1. Т. В. Алышева Математика: Учебник 1 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида – М.Просвещение, 2013 г.
Картотека дидактических игр и упражнений по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
- Карточки для индивидуальной работы;
- Контрольные работы;
- Опорные таблицы, папки;
- Веер цифр, таблицы, плакаты.
Программа под редакцией В.В. Воронковой , издательство М., «Просвещение», 2011г.
Музыка
Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке в 1 классе составлена на основе программы курса музыки для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа МО РФ от 23.07.2012 № 1602 «Об утверждении региональных базисных учебных планов для государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов коррекционной направленности для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области всех видов на 2012-2013, 2013-2014 учебные годы»;
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993.
Данная рабочая программа разработана с учетом индивидуальных особенностей ребенка
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.
Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальное деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Исходя из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.
Задачи образовательные:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
- помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность нения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанров учатся воспринимать музыку.
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.
Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.
После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.
Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.
Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.
Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление. Класс, в котором проводятся уроки музыки и пения, оборудуется:
- техническими средствами обучения (магнитофон, проигрыватели для виниловых и компакт-дисков, видеоаппаратура, диапроектор);
- музыкально-дидактическими пособиями (аудио- и видеозаписи, компакт-диски, диапозитивы, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература).
Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Она включает в себя использование музыки в быту (самостоятельное музицирование детей; слушание радио- и телепередач, музыкальных сказок, грамзаписей и магнитофонных записей; утренняя зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки).
Благотворное воздействие классической и детской музыки проявляется в формировании положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Негативное воздействие на умственно отсталого ребенка оказывает музыка, предельно эмоционально напряженная, трагедийная, мрачная, имеющая эротическую направленность. Отрицательно влияют на эмоционально-поведенческую сферу детей такие стили, как рок- и рэпмузыка, вызывающие у них состояния, по внешним и внутренним проявлениям сходные с аффективными реакциями депрессии, немотивированной агрессии совместно со снижением контроля со стороны сознания.
Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно-развивающая направленность. Обязательным условием является учет как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Умственно отсталым учащимся наиболее близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы - это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке.
На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента:
- это небольшой диапазон голосов,
- затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии,
- общее недоразвитие,
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д.
В связи с этим репертуар для пения детьми младшего школьного возраста должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией.
Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отсталых школьников, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 16 часов- 0,5 ч в неделю
Содержание программы учебного курса..
Слушание музыки.
Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.
Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению.
Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание.
Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня — веселая, грустная, спокойная.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба.
Развитие умений передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.
Игра на музыкальных инструментах.
Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник)
Календарно - тематическое планирование уроков
.
№ П/П | Содержание программного материала | Количество часов | Сроки |
1
2.
3.
4.
5.
|
Слушание: И. Бах «Прелюдия до мажор».
. Слушание: Русская народная песня «Во поле березка стояла» . Слушание: «Савка и Гришка» Белорусская народная песня.
Слушание: «Клоуны» Д. Кобалевский..
Слушание: Е. Крылов – Ю. Энтин «Песенка о лете» из м/ф «Дед мороз и лето». . | 1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
. |
|
6
7
8
|
Слушание: «Частушки - топотушки» муз. Л. Маковской, сл. И. Черницкой. . Слушание: «Елочка» муз. А. Филиппенко, сл. М. Познанской (перевод с укр. А. Ковальчук).
Мусоргский «Гапак» из оперы «Сорочинская ярмарка» | 1ч.
1ч.
1ч.
.
|
|
9 9 9
10
11
|
Слушание: А. Вивальди «Аллегро» из концерта для скрипки с оркестром, Ля минор.
Слушание: П. Чайковский «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро». Слушание: П. Чайковский «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро». Обобщающий урок. | 1ч.
1ч.
1ч.
. |
|
12
13 14
15
16
|
Слушание: «На крутом бережку» из м/ф «Леопольд и золотая рыбка» муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта. » . Слушание: «На крутом бережку» из м/ф «Леопольд и золотая рыбка» . Слушание: «Бескозырка белая» муз. В. Шаинского, сл. З. Александровой.
Слушание: «Белые кораблики» муз. В. Шаинского, сл. Л. Яхтина.
Обобщающий урок. | 1ч.
1ч. 1 ч
1ч.
1ч. |
|
Ожидаемый результат
Учащиеся должны звать:
- характер и содержание музыкальных произведений;
- музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара).
- разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные)
.
Календарно – тематическое планирование по «Музыке»
№ п./п |
Наименование разделов и тем | Кол- во часов по разделу | Кол-во часов по теме | Дата проведения |
Слушание музыки. Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. И. Бах. «Прелюдия до мажор» Из «Хорошо темперированного клавира», т. 1. | 1 | 1 |
| |
Слушание музыки. Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. К. Вебер. «Хор охотников». Из оперы «Волшебный стрелок» . | 1 | 1 |
| |
Слушание музыки. Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению. Е. Крылатов, Ю. Энтин. «Песенка о лете». Из мультфильма «Дед Мороз и лето». | 1 | 1 |
| |
Слушание музыки. Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание. М. Мусоргский. «Гопак». Из оперы «Сорочинская ярмарка» | 1 | 1 |
| |
Слушание музыки. Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня — веселая, грустная, спокойная. А. Вивальди. « Аллегро». Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор | 1 | 1 |
| |
Слушание музыки. Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня — веселая, грустная, спокойная. М. Глинка. «Полька. » | 1 | 1 |
| |
Слушание музыки. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба. П. Чайковский. «Танец маленьких лебедей. » Из балета «Лебединое озеро». | 1 | 1 |
| |
Слушание музыки. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба. «Неприятность эту мы переживем». Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита. | 1 | 1 |
| |
Слушание музыки. Развитие умений передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений. «Если добрый ты. » Из мультфильма «День рождения Кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита. | 1 | 1 |
| |
Слушание музыки. Развитие умений передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений. «На крутом бережку». Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита. | 10 | 1 |
| |
Слушание музыки. Игра на музыкальных инструментах. «Бескозырка белая». Музыка В. Шаинского, слова 3. Александровой. | 11 | 1 |
| |
Слушание музыки. Игра на музыкальных инструментах. «Белые кораблики. » Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина. | 12 | 1 |
| |
«Песенка про кузнечика». Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова. | 13 | 1 |
| |
Слушание музыки. Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник). | 14 | 1 |
| |
Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. «Песенка про кузнечика». Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова. | 15 | 1 |
| |
Слушание музыки. Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник). | 16 | 1 |
|
Перечень учебно- методических средств обучения.
Для реализации программного содержания используются следующие учебно- методические средства обучения:
компьютер. CD диски с музыкальными произведениями;
Физкультура
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физической культуре в 1 классе составлена на основе программы курса физической культуры для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В. М. Белова, В. С. Кувшинова, В. М. Мозгового
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа МО РФ от 23.07.2012 № 1602 «Об утверждении региональных базисных учебных планов для государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов коррекционной направленности для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области всех видов на 2012-2013, 2013-2014 учебные годы»;
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993.
Данная рабочая программа разработана с учетом индивидуальных особенностей ребенка
Общая характеристика
Физическая культура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми учащимися.
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
· коррекция и компенсация нарушений физического развития;
· развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
· формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
· развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;
· укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
· индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
· коррекционная направленность обучения;
· оптимистическая перспектива;
· комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
Учителю физического воспитания необходимо разбираться в структурах дефекта аномального ребенка; знать причины, вызвавшие умственную отсталость; уровень развития двигательных возможностей; характер двигательных нарушений.
Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.
В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, подвижные игры.
Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей двигательных качеств.
Одним из ведущих требований к проведению уроков физкультуры в начальных классах является широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Физкультура» в 1 классе отводится 17 часов во 2 полугодии (0,5 часа в неделю).
Содержание программы учебного курса
Основы знаний
Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание.
Название снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках.
Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями
Гимнастика
Гимнастика
Основная стойка
Строевые упражнения
Построение в колонну по одному, равнение в затылок. Построение в одну шеренгу, равнение по разметке. Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки. Размыкание на вытянутые руки в шеренге, в колонне. Повороты по ориентирам. Выполнение команд: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!»
Общеразвивающие упражнения без предметов
Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении.
Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки.
Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами
Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами
Элементы акробатических упражнений
Группировка лежа на спине, в упоре стоя на коленях. Перекаты в положении лежа в разные стороны
Лазанье
Передвижение на четвереньках по коридору шириной 20—25 см, по гимнастической скамейке.
Произвольное лазанье по гимнастической стенке, не пропуская реек. Подлезание под препятствие и перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку
Висы
Упор в положении присев и лежа на матах
Равновесие
Ходьба по коридору шириной 20 см. Стойка на носках (3—4 с). Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. Кружение на месте и в движении
Легкая атлетика
Ходьба
Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе. Ходьба парами, взявшись за руки. Ходьба с сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба в чередовании с бегом
Бег
Медленный бег с сохранением осанки, в колонне за учителем с изменением направлений. Перебежки группами и по одному. Чередование бега с ходьбой до 30 м (15 м — бег, 15 м — ходьба)
Прыжки
Прыжки в длину с места (с широким использованием подводящих, различных по форме прыжков)
Метание
Подготовка кистей рук к метанию. Упражнения на правильный захват мяча, своевременное освобождение (выпуск) его. Броски и ловля мячей. Метание малого мяча с места правой и левой рукой
Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений)
Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах). Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки. Построение в круг по ориентиру. Увеличение и уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир, предложенный учителем. Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами. Ходьба по ориентирам, начертанным на полу. Прыжок в длину с места в ориентир
Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах).
Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки. Построение в круг по ориентиру. Увеличение и уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир, предложенный учителем. Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами. Ходьба по ориентирам, начертанным на полу. Прыжок в длину с места в ориентир
Подвижные игры
Подвижные игры
«Слушай сигнал», «Космонавты»
Коррекционные игры
«Запомни порядок», «Летает — не летает»
Игры с элементами общеразвивающих упражнений
«Вот так позы!», «Совушка», «Слушай сигнал», «Удочка», «Мы — солдаты»
Игры с бегом и прыжками
«Гуси-лебеди», «Прыгающие воробушки», «Быстро по местам!», «Кошка и мышки»
Игры с бросанием, ловлей и метанием
«Метко в цель», «Догони мяч», «Кого назвали — тот и ловит»
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Физкультура» к концу первого года обучения
К концу первого года обучения ученик
научится:
- правилам поведения и профилактики травматизма на занятиях физической культуры, правилам безопасности;
- соблюдать личную гигиену, режим дня;
получит возможность научиться:
- выполнять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом и прыжками, передвигаться по возвышенной опоре, имеющей ограниченную площадь;
- выполнять метание малого мяча на дальность и точность, упражнения в передачах, бросках, ловли и ведении мяча, ударах по мячу;
- выполнять упражнения в висах и упорах на гимнастических снарядах, кувырок из упора присев (вперед), стойку на лопатках;
- выполнять лазанье по гимнастической стенке, по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях, подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке;
- выполнять упражнения на освоение навыков равновесия (стойка на носках на одной ноге на полу и гимнастической скамейке, повороты на 90º);
- выполнять строевые упражнения: построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг, перестроение по звеньям, повороты и другие строевые команды;
- выполнять упражнения по формированию правильной осанки, развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, комплексы утренней гимнастики, физкультминуток и «подвижных перемен»
В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности
Календарно – тематическое планирование по «Физкультуре»
№ п./п |
Наименование разделов и тем | Кол-во часов по теме | Дата проведения |
Основы знаний . Правила поведения в физкультурном зале. Значение утренней зарядки. | 1 |
| |
Гимнастика. Гимнастика. | 1 |
| |
Строевые упражнения. | 1 |
| |
Общеразвивающие упражнения без предметов. | 1 |
| |
Лазанье. | 1 |
| |
Висы. | 1 |
| |
Равновесие. | 1 |
| |
Легкая атлетика. Ходьба. | 1 |
| |
Бег. | 1 |
| |
Прыжки. | 1 |
| |
Метание. | 1 |
| |
Подвижные игры Подвижные игры. Игры «Слушай сигнал», «Космонавты». | 1 |
| |
Игры с элементами общеразвивающих упражнений. Игра «Вот так позы!». | 1 |
| |
Игры с элементами общеразвивающих упражнений. Игра «Совушка». | 1 |
| |
Игры с элементами общеразвивающих упражнений. Игра «Слушай сигнал». | 1 |
| |
Игры с элементами общеразвивающих упражнений .Игра «Удочка». | 1 |
| |
Игры с элементами общеразвивающих упражнений. Игра «Мы — солдаты». | 1 |
|
Перечень учебно- методических средств обучения.
Для реализации программного содержания используются следующие учебно- методические средства обучения:
Спортивное оборудование:
гимнастика с основами акробатики: козел гимнастический, перекладина пристеночная, маты, стенка гимнастическая, скамейки гимнастические, гимнастические палки, скакалки, обручи, мячи для художественной гимнастики, мешочки насыпные для упражнений на координацию и осанку, коврики гимнастические, средства ТСО (магнитофон);
легкая атлетика: секундомер, флажки разметочные, мячи для метания, набивные мячи массой до 1 кг, гантели;
подвижные и спортивные игры: свисток, кегли, ворота для мини футбола, мячи футбольные, мячи волейбольные, мячи баскетбольные.
- проектор;
- компьютер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике ( обучение на дому) для обучающейся по адаптированной образовательной программе 3 класс
Рабочая программа по математике 3 класс составлена на основе:Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г.СанПиН 2.4.2.2821-10 ...
Рабочая программа по русскому языку ( обучение на дому) для обучающейся по адаптированной образовательной программе 3 класс
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе:-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. -СанП...
Адаптированная образовательная программа 4 класс "Школа России"
Адаптированная обрзовательная программа разработана для учащихся класса КРО...
Адаптированная образовательная программа 3 класса
пояснительная записка...
Адаптированная образовательная программа 4 класса
Пояснительная записка...
Адаптированная образовательная программа 2 класс
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (АООП НОО) по обучению детей с ОВЗ составлена по итогам обследования в соответствии с Федеральным государственным образо...
Адаптированная образовательная программа 2 класс
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (АООП НОО) по обучению детей с ОВЗ составлена по итогам обследования в соответствии с Федеральным государственным образо...