«Методика проведения игр на уроках»
методическая разработка

Разнообразие игровых методов повышает познавательный интерес учащихся к учению, умственную активность, снижает утомляемость. Игровые методы оказывают помощь учителю в организации увлекательной работы с детьми, развитии творческой активность, учебной мотивации учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Методика проведения игр на уроках»

Младшие школьники отличаются повышенной восприимчивостью и впечатлительностью. Эмоции, по утверждению психологов, выполняют у них функцию мотивов деятельности и являются одним из главных механизмов, который определяет степень активности в познавательном процессе. Эмоциональный фактор в значительной степени содействует осознанному и прочному усвоению получаемой информации. К этому необходимо добавить следующее: знания переходят в убеждения, а значит, приобретают личностный смысл, становятся руководством для действия только тогда, когда проходят через эмоционально-чувственный или практический опыт человека. На основании вышесказанного можно отметить: во-первых, образование должно быть эмоционально привлекательным; во-вторых, усиление эмоциональной привлекательности образовательного процесса является одним из условий успешного решения поставленных задач. В распоряжении у педагога есть множество средств для решения названной проблемы, среди которых игра занимает особое место. Школьная практика подтверждает, что при создании необходимых условий дидактическая игра в начальной школе в значительной степени содействует эмоциональной и познавательной активизации младших школьников.

Технология проведения игры состоит из следующих этапов:

1.Подготовка игры (тема, учебные цели);

2.Предложение основы для составления модели;

3.Определение состава участников игры, распределение ролей, проработка сценария, подбор наглядного материала, размещения участников в аудитории, определение временных границ проведения игры.

Проведение игры: разыгрывание учебной ситуации (действия участников направлены на взаимодействие в изучении и обсуждении проблемной ситуации, в принятии решений).

Подведение итогов игры:

-время;

-общая оценка учителем работы учащихся в целом и некоторых в отдельности;

-рефлексия (сами участники игры формулируют предложения по совершенствованию игровой деятельности).

Игра вызывает у детей приятные эмоции, снижающие напряжение, способствует созданию благоприятного психологического климата в классе, в результате чего усилия школьников направляются на познавательную деятельность, проявление творческих способностей. В играх создаются прекрасные условия для развития всех познавательных процессов и в целом личностных качеств учащихся (когнитивных, креативных, оргдеятельностных). Эльконин Д. Б. в своём труде «Психология игры» подчёркивает: «Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется сам механизм возможной смены позиции координации своей точки зрения с другими точками зрения».

Замечание учёного особенно важно с учётом того, что важнейшими компонентами общей культуры являются не только знания, умения, навыки, но и отношения школьников к природе, окружающей среде, своему взаимодействию с людьми.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр:

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер. В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.

По мнению Айсмонтас Б.Б., не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний. Подбор заданий может быть произведен учителем самостоятельно или совместно с учащимися (например, они могут готовить задания для команды соперников). Следует отметить, что отобранные задачи, практические и творческие задания и упражнения должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и пр.), а также они должны развивать логическое и образное мышление, смекалку, сообразительность. Дидактическая игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учёбе. Чтобы она выполняла эту цель, при ее организации необходимо придерживаться следующих принципов: правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры - посилен для всех детей; дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию; в игре должен принимать активное участие каждый ребенок; длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре; подведение результатов игры должно быть чётким и справедливым. Велики возможности дидактических игр в развитии памяти, внимания, мышления, воображения. Использование в играх иллюстративного материала, повышающего эмоциональный потенциал учебного материала, создающего необходимую образную основу, предоставляет учителю большие возможности для развития у младших школьников не только предметных знаний, умений, но и познавательных процессов.

Особенно широко используются игры на уроках при обучении детей шести-семилетнего возраста, поскольку ведущей деятельностью детей до поступления была игра, а с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности на учебную. Надо иметь в виду, что очень эффективными являются игровые методы обучения, различного рода дидактические игры. В этих условиях переход от одной ведущей деятельности к другой происходит безболезненно. Надо шире практиковать занимательные игровые методы обучения, которые вызывают большой интерес у детей (например, игру в магазин при обучении математике, обведение контуров рисунка при обучении письму, игру с куклами и мячами на уроках по развитию речи и т.д. Даже робкие и застенчивые дети охотно включаются в игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий.

Бекиш М. А. отмечал, что игровой метод, используемый на уроках при обучении младших школьников, позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности; усиливают интерес к изученным предметам, побуждают к решению учебных задач, увлекают школьников и дают высокие результаты в обучении и воспитании.

На уроках окружающего мира можно использовать игры, описанные ниже:

Игра «Веришь - не веришь»

Озеро Ямное

«Холодной зимней ночью вблизи озера Ямного послышался сильный грохот, кто-то потом сравнил его с раскатами грома, хотя небо было чистое и звёздное. И озера не стало. Вместе с рыбой. Говорят, за одну ночь. Хорошо хоть, рыбаков над лунками не было…»

«Интересное это озеро Ямное и немного таинственное - может пропасть, уйти куда-то под землю. Знакомая старушка в Михееве нам рассказывала, что в детстве жила на этом озере и помнит, как однажды вода ушла зимой. Ребята подо льдом ходили по дну, как в сказочном дворце.» (из воспоминаний В.В. Бианки).

Веришь ли ты в то, что озеро может исчезнуть? Объясни.

Игра «Вот иду я и вижу…»

Учащемуся дается карточка с картинкой животного и текстом, прочитав, ученик должен загадать загадку одноклассникам. Не называя животного, надо дать ему подробное описание. Следует помнить, что название животного произносить нельзя!

1. Иду я по Индии и вижу… такси с ушами людей везет. (Слон)

2. Иду я по лесу и вижу… исчезнувшего когда-то зверя. Встречал раньше его в Приморье и Приамурье, Сибири, на Дальнем Востоке. Очень похож на лисицу, волка и шакала. У него длинная шерсть, пушистый хвост, вытянутая морда, большие уши, окраска рыжая. (Красный волк)

3. Гуляю я как-то в горах и вижу… жителя гор. Обычно он проводит время на высоте 2000-3000 метров. В теплую погоду забирается даже под «крышу мира» - на 6000 метров. (Снежный барс)

Экологическая игра «Жалобная книга» (работа с текстом)

Вот иду я по лесу и вижу: на полянке лежит жалобная книга.

Прочитай и догадайся, кто жалуется! Что нового ты узнал? Придумай познавательный вопрос и задай его одноклассникам.

«Все плохо, плохо, плохо! Пришли люди, вырубили старые сосны и вычистили лесную опушку от обломков стволов. Белки прогнали из дупла. Улетела. А там ведь домик мой. Вороны выгнали из своего прошлогоднего гнезда. Черный дятел и тот из большого дупла велел убираться, полевок и лесных мышей ловить. А куда добычу складывать? А зерно как охранять, если дома нет?» (Сова)

Экологическая задача.

Прочитайте письмо от девочки Иринки. По описанию и по голосу отгадайте птицу.

«Здравствуйте, ребята! Я живу не далеко от Лосиного острова. Около моего дома появилась птица, которую я долго не могла увидеть, только слышала ее пение. Оно у нее очень звонкое и короткое, похожее на крик: «кьяк - кьяк - кьяк» или «гик - гик - гик». Эта птица отличается способностью маневрировать, делать невообразимые головокружительные пируэты. Этому ловцу нет равных! Кто это?» (Ястреб- тетеревятник, занесён в красную книгу.)

Разнообразие приемов и методов повышает познавательный интерес учащихся к учению, умственную активность, снижает утомляемость. Игровые методы оказывают помощь учителю в организации увлекательной работы с детьми, развитии творческой активность, учебной мотивации учащихся.

Игровые методы на уроках русского языка можно представить следующим образом: детям предлагается написать текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом.

Змиа.

Впыал снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в дплуе и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Лзые влкои бгтоаю оп лсеу.

В процессе обучения математике важно развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, обосновывать выводы, к которым учащиеся приходят в процессе выполнения заданий.

Игра «Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огородпаркморешколастоловая

зоопаркгря-кидоро-кипло-цыкни-ки

хле-цыкле-какали-кабере-кифла-ки

обло-кипиро-кимарты-ка

Задания:

1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

2. Составить предложения, используя данные слова.

Игра «Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического

восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)

3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

Игра «Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Детям очень нравятся такие задания, как:

· Заменить словосочетания одним словом:

- промежуток времени в 60 минут,

- военнослужащий, стоящий на посту,

- ребенок, любящий сладкое,

- очень смешной фильм.

· Распредели слова на две группы.

· Найди родственные слова. Выдели корень.

· Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть ………….

Однажды они пошли ………….

Вдруг из кустов……………..

Потом ребята долго вспоминали как……..

· Составь рассказ, по опорным словам: зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Нравятся ребятам следующие дидактические игры на уроках математики:

- Игра «Рыбалка».

- Круговые примеры.

- «Кто быстрее?».

- «Найди ошибку».

- «Недописанный пример».

- «Закодированный ответ».

- «Математическое домино».

- «Игра в снежки (мячик)».

- «Собери картинку».

- «Эстафета».

- «Яблонька».

Детям дается задание - выбрать те яблоки, на которых записаны примеры, например, с ответом 15.

«Наряди елочку»

Вывешиваются два плаката с изображением елочек. На доске записаны столбики примеров, от 8 до 10 в каждом. К доске выходят два ученика. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, ученик вешает игрушку на свою елочку. Кто первым повесит последнюю игрушку, тот получает приз -- рисунок с новогодней игрушкой.

«Кто больше составит примеров?»

Песочные часы ставятся на видное место. Дается задание придумать примеры на сложение двух чисел, одно из которых однозначное, другое двузначное, сумма их равна 60, и записать в тетрадь. По истечении времени (3 мин.) работа прекращается. Побеждает тот, кто составит больше примеров.

«Кто считает лучше?»

Класс делится на три команды. Каждый член команды получает карточку с числом от 1 до 10. Учитель читает пример. Ученик, у которого на карточке соответствующий результат, встает. Тот, кто первым дает правильный ответ, приносит своей команде очко. Побеждает команда, набравшая больше всех очков.

«Узнай слово»

На доске записаны примеры. Дети решают их. Каждому числу в ответе соответствует определенная буква. Буквы ставятся по порядку. Мы разгадали слово.

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых принимают участие любимые герои сказок или мультфильмов.

Задачи с любимыми героями:

1) Когда Карлсон украл у домомучительницы 9 плюшек, то у нее осталось еще 14 плюшек. Сколько плюшек было у домомучительницы?

2) Один гном нашел в своей подземной пещере 15 изумрудов, а другой на 4 изумруда меньше. Сколько всего изумрудов получит в подарок Белоснежка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе.

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе....

Методика проведения игр на уроках права в начальной школе

Разработка "Методика проведения игр на уроках права в начальной школе"  поможет учителю интересно, в занимательной форме рассказать о правах человека....

Методика проведения урока

Методика проведения урока...

«Методика проведения урока специальности на гитаре»

Главное содержа­ние урока - работа пе­дагога с учеником над музыкальным произве­дением. В процессе этой работы у ученика фор­мируются общие основы исполнительского мастерства. Помимо про­хождени...

Методика проведения словарной работы на уроках русского языка и литературного чтения в СКОУ VII вида (младшего школьного возраста).

В словарной работе главное внимание уделяется смысловой, семантической стороне слова. Работа над словарными словами с детьми с ЗПР оказывает подлинно развивающее обучение. Словарная работа, которая на...

Курсовая работа на тему: "Методика проведения нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения"

Цель исследования: на основе анализа психолого – педагогической и методической литературы описать методические подходы к проведению нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса ...