Интерактивные технологии
материал

Макарова Галина Александровна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnye_tehnologii_obucheniya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

"Интерактивные технологии обучения

в рамках ФГОС"

«Содержание образования – это король,                                                                                            а технологии образования – это Бог.»

В.П. Тихомиров

Задачи и проблемы современного образования постоянно обсуждаются в нашей стране на самом высоком уровне. И это неудивительно, ведь сегодняшние школьники и студенты завтра будут строить будущее своей страны, укреплять ее престиж, повышать уровень жизни ее граждан. В настоящее время, когда образовательные стандарты постоянно повышаются, очевидно, что требуемые результаты не могут быть достигнуты с применением традиционных методов обучения. На помощь и педагогам, и ученикам приходят современные интерактивные образовательные технологии, реализация которых требует применения специально разработанного с этой целью оборудования.  

В настоящее время понятие «интерактивные технологии в школе» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика – это новая ступень организации учебного процесса, неотъемлемым элементом которого выступают специальные интерактивные доски, приставки, проекторы, и т.д. Путь, которым шли отечественные образовательные учреждения в течение многих лет – расширение объема знаний – в настоящее время не может считаться эффективным.    

Необходимо увеличивать не количество знаний, а качество их усвоения и умение применять их на практике. Это подразумевает отказ от методов, требующих от ученика простого воспроизведения полученной информации. Сегодня от школьников и студентов вузов требуется еще и умение сразу же применять полученные знания и навыки на практике, а также создавать что-то новое на базе полученной информации. Этих целей практически невозможно достигнуть без использования методов обучения, которые делали бы учеников не пассивными слушателями, а активными участниками обучающего процесса. Именно такая возможность появилась с использованием современных интерактивных технологий обучения.

Наибольшую эффективность будет иметь такая система подачи знаний, которая предполагает не изложение готовой информации, а ее поиск, как организованный преподавателем, так и самостоятельный. Современные интерактивные технологии в образовании дают возможность применять с этой целью не только учебники, но и ресурсы Интернета. Кроме того, с их использованием может быть организовано взаимодействие как учителя и учеников, так и учеников друг с другом. А роль учителя, применяющего интерактивные технологии в преподавании, сводится не столько к простому изложению знаний, сколько к умению направить познавательные способности учащихся в нужное русло.

Применение интерактивных технологий в обучении практически не имеет ограничений. Отлично зарекомендовали себя интерактивные технологии в начальной школе, а преподаватели многих колледжей и вузов уже не мыслят организации эффективного учебного процесса без применения интерактивного оборудования.

Самой главной особенностью интерактивных технологий является инициатива учащихся. Мы не даём готовых знаний, а стимулируем их получение, побуждаем к самостоятельному поиску. В процессе такого обучения ребята перестают бояться высказывать свое мнение, даже если оно не совпадает с мнением класса, учатся дискутировать и мыслить критически, доказывать свою точку зрения.

Основными формами, методами, средствами реализации технологий интерактивного обучения могут выступать следующие:

  1. интерактивный урок
  2. групповое обучение
  3. обучение методом игры
  4. метод проектной деятельности
  5. метод дискуссий
  6. применение технических средств обучения

Сегодня перед учителем начальных классов ставится много вопросов:

  • Как эффективно организовать обучение?
  • При помощи каких форм и методов работы продуктивно подготовиться к проведению уроков?
  • Как построить урок так, чтобы он, по словам В.Сухомлинского «вводил детей в окружающий мир, чтобы они открывали в нем что-то новое, чтобы каждый урок был путешествием к источнику мышления и речи, к чудесной красоте природы?»

Очевидно, нужно не только формировать в учащихся умения выражаться во всех доступных для них формах, типах и стилях речи, но и важно обучение в начальных классах фантазией, игрой, красотой природы, взаимоотношениями между людьми, творчеством ребенка.

Интерактивные технологии – это целеустремленная система, набор приемов, средств организации учебной деятельности, которая охватывает весь процесс обучения от определения цели к получению результатов.

Сегодня вряд ли нужно кого-то убеждать в том, что активные методы обучения являются необходимым условием развития творческих способностей, креативного мышления школьников.

На своих уроках я использую такие инновационные методы и технологии, направленные на развитие творческой личности учеников, как «Чтение и письмо для развития критического мышления», элементы программы «Шаг за шагом», формирование образного мышления, интерактивные методы обучения.

Мои уроки построены на принципах:

  • Нестереотипности;
  • Привлечения учеников к сопереживанию, созданию эмоционального настроя (использование игровых, сказочных моментов);

Для того, чтобы приучить учеников самостоятельно мыслить, вызвать в них веру в собственные силы, уверенность в своих возможностях, я не подаю все в готовом виде, а предлагаю детям преодолевать определенные трудности и препятствия на своем пути.

Важное значение для формирования творческих способностей имеет систематичность и последовательность работы. Частная работа, которая не имеет системы, не даст позитивного результата.

Каждый ребенок имеет определенные способности. Вовремя их заметить, привлечь и дать возможность им развиваться – главная задача учителя. Использование на уроках инновационных технологий дает возможность развивать у ребенка память, эстетически развитый вкус, образное мышление, интеллект.

Используя элементы программы «Шаг за шагом», пользуясь такими методами и технологиями:

  • Дополнение предложений;
  • Усвоение новых слов и оборотов речи, составление сравнений;
  • Работа в группах (составление предложений, четверостиший по опорным словам и др.)

На уроках математики это:

  • Магические квадраты;
  • Лабиринты;
  • Математические диктанты;
  • Математические цепочки;
  • Ребусы.

Кроме того, использую интерактивные методы обучения. Наиболее эффективных результатов можно достичь при организации работы малыми группами. Кроме того, такой работой должны быть охвачены все ученики. Поэтому групповые методы это:

  • работа в парах;
  • работа в группах.

Фронтальные методы:

  • «Микрофон», когда ученики быстро выражают свои мысли, передавая друг другу условный «микрофон»;
  • «Мозговой штурм», когда ученики по очереди выражают абсолютно все мысли по поводу проблемы;
  • «Ролевая игра, имитация», цель которой определить собственное отношение к конкретной жизненной ситуации, событию.

Для эффективного использования интерактивного использования интерактивного обучения учитель должен тщательно планировать свою работу:

  • дать задание ученикам для предварительной подготовки: прочитать, подумать, выполнить самостоятельно подготовленные задания;
  • отобрать для урока такие интерактивные упражнения, которые дали бы ученикам «ключ» к усвоению темы;
  • на одном занятии можно использовать одно (максимум два) интерактивных упражнения, а не их калейдоскоп;
  • важно проводить глубокое обсуждение по итогам интерактивного упражнения, одновременно акцентируя внимание и на другом материале темы.

В своей работе учитель должен помнить, что когда ученик скромно сидит за партой, смотрит на тебя и слушает – он не учится. Поэтому очень важно, чтобы дети запомнили определенные правила и не стеснялись ими пользоваться. А правила для учеников такие:

  • Каждый ребенок важен;
  • Не бойся высказываться;
  • Мы все – партнеры;
  • Обсуждаем сказанное, а не человека;
  • Обдумал, сформулировал, высказался, выслушал;
  • Умей согласиться и не согласиться;
  • Важна каждая роль.

Без доброжелательной атмосферы в коллективе интерактивное обучение невозможно. Поэтому нужно ее создавать и постоянно поддерживать. А это, по-моему, полностью ложиться на плечи учителя.

При учении с увлечением активность на уроке значительно возрастает. Учащиеся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками преподавателя при проведении урока.

 В заключении хочется добавить, что интерактивное обучение как форма образовательного процесса способно стать фактором, оптимизирующем сущность и структуру педагогических взаимодействий. Технологии могут эффективно работать для тех, кто хочет и готов учиться, кто открыт новому, они обладают рядом преимуществ, которые делают их максимально востребованы в современной системе образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Окружающего мира» с использованием интерактивных технологий 4 класс

Автор Изотова Н.К. ГБОУ "Школа здоровья и индивидуально развития"Урок окружающего мира 4 класс  "Здоровый человек - здоровый сон" и презентация к уроку...

Урок «Окружающего мира» с использованием интерактивных технологий 4 класс

Автор Изотова Н.К. ГБОУ "Школа здоровья и индивидуально развития"Урок окружающего мира 4 класс  "Здоровый человек - здоровый сон" и презентация к уроку...

Интерактивные технологии в обучении детей младшего школьного возраста

В материале представлены интерактивные методы, которые можно использовать в обучении детей начальной школы....

«Использование интерактивных технологий в работе школьного логопеда». / из опыта работы/

Взаимодействие человека с окружающим миром становится всё более сложным. Влияние социально-стрессогенных факторов наиболее ярко проявляется в городах. Переходный период в общественной и экономической ...

Проект «Внедрение интерактивных технологий со здоровьесберегающим потенциалом в образовательный процесс»

Статистические данные показывают, что за период обучения в школе показатели здоровья, и без того невысокие, еще снижаются в среднем на 10-12 %. Таким образом за время обучения в школе ребенок теряет с...

«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА ПРИМЕРЕ ОС «ШКОЛА 2100"

В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи ...