Профориентация младших школьников.
статья (2 класс)

Фурман Ольга Леонидовна

Выступление на педагогическом совете по теме "Профориентация младших школьников как одно из направлений реализации ФГОС НОО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_25.docx60.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Педсовет 25.03. 2021 г.

Тема выступления:  «Профориентация младших школьников,  как одно из  направлений реализации ФГОС НОО»

Слайд 1.

          Одной из задач обучения и воспитания младших школьников в соответствии с реализацией ФГОС НОО является подготовка к обоснованному выбору профессии. Ранняя профориентационная работа должна проводиться уже в начальной школе, т.к. именно на этой ступени образования у учащихся закладываются основы выбора будущей профессии. Знакомство младших школьников с многообразием профессий позволит сделать им правильный и осознанный выбор в будущем.

      Профессиональная ориентация в школе – это система педагогического воздействия на учащихся, как на уроках, так и во внеурочное время, для подготовки их к сознательному выбору профессии.

           Выбор профессии является жизненно важным вопросом. Задача учителя начальных классов – помочь школьникам правильно определить свое место в жизни.

Слайд 2

    Профориентационная работа в начальной школе проводится с целью:

– расширения первоначальных представлений о роли труда в жизни человека;

– расширения первоначальных представлений о различных профессиях;

– предоставления возможности учащимся погрузиться в различные профессии через игровые ситуации.

Слайд 3

       К задачам профориентационной работы в начальной школе относятся:

– знакомство учащихся с различными видами профессий;

– формирование конкретных и наглядных представлений о существенных сторонах профессии;

– воспитание трудолюбия, бережного отношения к чужому и своему труду, старательность, аккуратность;

– развитие интереса к различным профессиям.

Слайд 4

В начальной школе выделяют различные формы профориентационной работы:

1) организация профориентационной работы на уроках;

2) организация профориентационной работы во внеурочное время:

Одной из приоритетных задач современного образования  является подготовка к осознанному профессиональному выбору.

Слайд 5

В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми. В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни.

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.

Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.

Обучающиеся 1- 4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах.

Слайд 6

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы  можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

Слайд 7

На уроках русского языка  учащиеся знакомятся с большим количеством словарных слов, многие из них связаны профессией (учитель, космонавт, почтальон, агроном и т.д.) Изучая эти слова, учитель даёт краткую информацию о роде данной профессии. Также младшие школьники выполняют задания, связанные с той или иной профессией: например, учитель выдает детям карточки с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки, вата, градусник, рецепт, зеленка;  и т.д.) На уроках развития речи написание мини сочинений на тему: «Моя будущая профессия» От класса к классу задания могут изменяться и усложняться.

Слайд 8

При изучении литературного чтения в течение всего курса младшие школьники знакомятся с многообразием профессий. С первых уроков дети узнают о работе библиотекаря. Знакомство с этой профессией идёт через встречу со специалистом и знакомством с самой библиотекой.

Так же на уроках литературного чтения и русского языка используются пословицы о труде: Дело мастера боится. Труд кормит, а лень портит. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья.

 На уроках на основе стихов и рассказов С. Михалкова «А что у вас?», «Дядя Стёпа», В. Маяковского «Кем быть?», Л. Толстого «Прыжок», Л. Пантелеев «Честное слово» Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?» и многих других дети знакомятся с самыми разнообразными профессиями.  В ходе беседы дети выясняют и закрепляют свои знания о прочитанных профессиях, о людях, занятых ими. На этих уроках помогает словарная работа, просмотр презентаций, инсценировки.

Слайд 9

       Если выбранная профессия востребована и развивается, значит, она необходима для общества.  Знания и навыки по математике необходимы практически во всех профессиях. В ходе учебной деятельности, решая разные задачи, ученики получают знания, которые им пригодятся в жизни. Таким образом, расширяется круг школьников, для которых такой предмет как математика становится профессионально значимым предметом.

      Профессиональная ориентация  на уроках математики  может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи.

На уроках при решении задач на производительность труда, прежде чем приступить к анализу условия задачи выясняем и дополняем представления ребят по той или иной профессии.

Слайд 10

         Уроки окружающего мира  также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы 

«Комнатные растения»: дети знакомятся с профессиями цветовод и флорист. Дети   рассказывают о своих комнатных цветах и как ухаживают  за ними.

 Слайд 11

         В теме  «Домашние и домашние животные»: Дети узнают о профессии фермера и ветеринара, и  о  том, как нужно заботиться о своих питомцах и вовремя  оказывать им помощь. В теме:  «За покупками в магазин» - продавец, кассир.

 

Слайд 12

     При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности.

     Так же на уроках окружающего мира мы отмечаем погоду, следим за её изменениями по временам года, и каждый из ребят может попробовать себя в роли синоптика. В разделе «Природа» много времени отводится на безопасность окружающей среды, в связи с этим говорим о профессии эколога.

Слайд 13

       Большую помощь учителю в профориентационной работе оказывают уроки технологии, которые вносят большой вклад в решение задач трудового воспитания. Например, на уроках технологии можно познакомиться с профессиями строителя, плотника, инженера, построив дом из картона и бумаги. Работая с пластилином, изготавливая  мебель, посуду, можно научить детей создавать уют в доме. При знакомстве с тканью и нитками можно в качестве примера изучить профессии портного и модельера, в ходе урока дети учатся шить, пришивать пуговицы, снимать мерки, чтобы сшить одежду.

Слайд 14

     Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут успешно осуществляться на разных уроках.

 Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час по профориентации младших школьников

Сценарий классного часа о профессиях...

Профориентация младших школьников.

Профориентация младших школьников....

Методические рекомендации для учителей начальной школы "Профориентация младших школьников"

Занимаясь опытно-экспериментальной работой, мы проводили и проводим различные исследования среди учащихся школ Санкт-Петербурга. Набрана и проанализирована разнообразная статистика.Какие выводы для се...

Урок курса "Секреты мастерства" по теме:"Кто нас лечит?" (профориентация младших школьников)

В нашей школе ведется курс "Секреты мастерства", где дети знакомятся с разными профессиями. Этот урок рассказывает о некоторых врачебных специальностях....

Ранняя профориентация младших школьников во внеурочной деятельности – это ранняя подготовка их к сознательному выбору профессии

Президент В.В.Путин поручил Правительству и Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) обеспечить разработку и реализацию с 2018 года проект по профориентации учащихся &quo...

Участие родительской общественности в профориентации младших школьников

ПрофоОдной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации, перехода к ФГОС является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору, создание условий для профессион...