Презентация Приемы формирования регулятивных УУД
презентация к уроку

Чаусова Ольга Алексеевна

В презентации представлены 15 приемов формирования регулятивных УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_formirovaniya_regulyativnyh_uud.pptx289.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы формирования регулятивных УУД Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 163» Чаусова Ольга Алексеевна

Слайд 2

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

Слайд 3

Регулятивные УУД Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль(волевая саморегуляция ) Коррекция Оценка

Слайд 4

15 приемов, которые помогут сформировать у школьников регулятивные УУД, научат ставить и принимать цель, следовать ей, планировать и прогнозировать результат, определять наиболее эффективный способ его достижения, адекватно воспринимать оценки.

Слайд 5

От слова к цели Что формируем. Умение ставить цель. Как формируем. На доске – тема урока. Задание ученикам: объясните значение каждого слова с опорой на справочные пособия или на свой жизненный опыт. Определите цель урока. Опорные глаголы, чтобы поставить цель: определить, узнать, научиться, выяснить, сравнить, проанализировать. Что понадобится : справочные пособия.

Слайд 6

От сравнения к цели Что формируем. Умение ставить ц ель. Как формируем. Предложите ученикам для зрительного или слухового восприятия ряд слов, предметов, фигур, картинок, фотографий. Их нужно сравнить. Дети сравнивают объекты, находят те, которые можно объединить, исключить лишнее. В зависимости от установки учителя, ученики отталкиваются от лишнего слова или от объединенных общим признаком и формулируют цель урока. Что понадобится : карточки со словами, предметами, фигурами; картинки, фотографии по теме урока.

Слайд 7

От классификации к цели Что формируем. Умение ставить цель. Как формируем. Предложите детям для зрительного или слухового восприятия ряд слов, предметов, фигур, картинок, фотографий. Их нужно разделить на группы. Ученики формулируют тему и цель урока, когда разделили объекты на группы. На уроках окружающего мира дети работают с изображениями животных, которых им нужно сгруппировать и объяснить, по какому признаку они предлагают это сделать. Когда отвечают на вопрос, дети выходят на тему и цель урока. Например, темы: «Дикие и домашние животные», «Кто кого ест. Типы питания животных». Такую же работу проведите с классификацией растений или, когда изучаете дорожные знаки. Например, научиться определять, к какой группе дорожных знаков относится символ, понимать, как правильно действовать, когда увидел конкретный знак. Что понадобится: карточки со словами, предметами, фигурами; картинки, фотографии по теме урока .

Слайд 8

От проблемной ситуации к цели Что формируем. Умение ставить цель. Как формируем. Предложите ученикам проблемную ситуацию. Когда они столкнутся с ней, то поймут, что не решат проблему до тех пор, пока не получат новую информацию. Вы можете использовать недостаточные или избыточные, противоречивые, с заведомо допущенными ошибками исходные данные. Можно предъявить проблемную ситуацию в конце урока и предложить выполнить задание, которое невозможно сделать из-за того, что знаний недостаточно. Ученики самостоятельно обозначат проблемную ситуацию, тему и цель следующего урока. Что понадобится: карточки с проблемными ситуациями по теме следующего урока.

Слайд 9

От кластера к цели Что формируем. Умение ставить цель. Как формируем. Предложите ученикам составить кластер: выделить смысловые единицы текста и графически оформить их в определенном порядке. Прием используйте, когда систематизируете информацию до того, как дети освоят основной материал. Выясните, что ученики знают по теме урока или занятия внеурочной деятельности и начните составлять кластер. То, что ученики не знают, и будет целью урока или занятия. На следующем этапе дети исправляют и дополняют кластер. На уроке окружающего мира хорошо использовать прием, когда изучаете тему «Планеты Солнечной системы». На уроке русского языка – тему «Части речи». Что понадобится: карточки с вопросами-подсказками.

Слайд 10

Ключевое слово Что формируем. Умение формулировать задачи. Как формируем. Запишите на доске тему урока. Далее дети составляют интеллект-карту. Предложите ученикам записать ключевые слова. При этом они должны отталкиваться от ­темы. Задание: с опорой на ключевые слова сформулируйте вопросы, на которые нам предстоит ответить на уроке. Сформулируйте задачи урока. Слова-помощники: Что? Какой? Почему? Что общего? Чем отличается? Зачем? Где, для чего это может пригодиться? Что понадобится: карточки со словами-помощниками.

Слайд 11

Яркое пятно Что формируем. Умение принимать цель и задачи. Как формируем. Задача учителя – подобрать «яркое пятно», которое мотивирует детей принять цель. Педагог должен так сформулировать вопросы, чтобы они вывели ученика на нее. Раздайте детям карточки с вопросами о «ярком пятне». С их помощью они должны определить цель и задачи урока. Прием с опорой на «яркое пятно» можно проводить фронтально, а можно в группах. Задание для урока математики: определите цель и задачи урока, когда посмотрите м/ ф «38 попугаев». Учитель подводит детей к тому, что: – чтобы измерить длину нужно использовать различные измерительные инструменты; – в разных странах и в разные времена были ранее и существуют сейчас различные единицы длины; – нужно научиться соотносить различные единицы длины, принятые в одной системе; – нужно научиться использовать измерительные инструменты, выбирать оптимальный измерительный инструмент. Что понадобится: карточки с вопросами для учеников о «ярком пятне». Ярким пятном может быть необычный для урока предмет: картина, рисунок, выделенная цветом или размером запись на доске, отрывок из фильма, мультфильма, эпиграф, отрывок из музыкального произведения.

Слайд 12

Что за чем следует? Что формируем. Умение составлять алгоритм действий, чтобы решить учебную задачу, корректировать алгоритм с недостающими или лишними шагами. Как формируем. Задание для урока русского языка: составьте алгоритм выбора букв -и/-е в окончании глагола в виде схемы, покажите, как применить алгоритм на конкретном примере. На уроке литературного чтения ученики работают с деформированным текстом, текстовым или картинным планом. На уроке математики дети составляют алгоритм, как решить задачу. На уроке технологии дети работают с технологическими картами, как изготовить оригами, мягкую игрушку, снежинку, аппликацию. Задание для урока изобразительного искусства: пронумеруй рисунки в правильном порядке и расскажи, что нужно нарисовать сначала, что потом. На уроке окружающего мира по теме «Режим дня» можно дать детям задание: рассмотрите картинки и расскажите, что надо делать в первую очередь, во вторую… Во внеурочной деятельности можно дать задание: разложите карточки с фразами так, чтобы получился план беседы по телефону. Что понадобится: карточки с алгоритмами, карточки с заданиями .

Слайд 13

Решаем учебную задачу Что формируем. Умение планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей. Как формируем. Когда определили цель урока или занятия внеурочной деятельности, ставим задачи и работаем с планом урока. Обсуждаем плюсы и минусы готового плана, работаем с планом с избыточными или недостающими пунктами, с деформированным планом, составляем графический план урока из предложенных условных знаков. Также можно предложить подготовленным ученикам составить свой план решения учебной задачи. Что понадобится: карточки с планом решения учебной задачи.

Слайд 14

От маршрутной карты к цели Что формируем. Умение принимать цель. Как формируем. Предложите ученикам ознакомиться с маршрутом, как они будут изучать новую тему. Обратите внимание на ресурсы, чтобы успешно освоить содержание темы, требования к результатам. Акцентируйте внимание на том, что нового школьники узнают, чему научатся, чему получат возможность научиться, что нужно актуализировать, чтобы успешно освоить тему. Затем предложите ученикам сформулировать собственную цель урока. Что понадобится: маршрутные карты.

Слайд 15

Таблица Что формируем. Умение планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей, критическое мышление. Как формируем. Используйте прием, когда работаете с разными видами текстов: научно-популярные, текстовые задачи. Предложите детям заполнить таблицу с графами: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал (а)», «Что осталось неизвестным». Графы «Знаю», «Хочу узнать» ученики заполняют до того, как прочитают или прослушают текст, графу «Узнал (а)» – во время того, как читают или слушают текст, графу «Что осталось неизвестным» – после. На уроке окружающего мира можно использовать прием, когда изучаете тему «Полезные ископаемые», а на уроке математики, когда дети решают текстовые задачи. Что понадобится: карточки с текстами, карточки с таблицей с пустыми графами.

Слайд 16

Знаю-Забыл-Хочу знать Что формируем. Умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль, корректировать действия, соотносить полученный результат с эталоном. Как формируем. Когда ученик выполняет учебную задачу, он может сверять свои результаты с эталоном, словарем или ключом. Можно организовать парную работу с взаимопроверкой по эталону. Что понадобится: словари, карточки с ключом или эталоном.

Слайд 17

Найди ошибку Что формируем. Умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль, корректировать действия. Как формируем. Предложите ученикам текст с ошибочной информацией. Информация должна быть явной, то есть дети могут быстро и легко ее обнаружить и опираться при этом на знания и личный опыт. Также включите в текст неявную ошибочную информацию, чтобы ее можно было найти, только когда дети изучат новый материал. В предложенном тексте ученики пытаются найти ошибки, озвучить их и аргументировать выводы. Когда изучили новую тему, они возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не обнаружили вначале. Что понадобится: карточки с текстом.

Слайд 18

Рефлексия Что формируем. Умение оценивать свои действия, определять причины успешности и неуспешности деятельности. Как формируем. Дети анализируют на этапе рефлексии свои действия и отвечают на вопросы: 1. На уроке я узнал … 2. Теперь я могу … 3. Я научился … 4. У меня получилось, потому что … 5. Я понял, что … 6. Я почувствовал … 7. Мне было сложно, потому что … 8. Мне было интересно … 9. Меня удивило … 10. Я попробую … 11. Мне необходимо … 12. Мне захотелось … Что понадобится: листы с вопросами.

Слайд 19

Да и нет, согласен не согласен Что формируем. Умение ставить цель, осуществлять итоговый контроль. Как формируем. Предложите ученикам утверждения по теме. Ученики на основе своего опыта соглашаются с утверждениями или оспаривают их. На основании утверждений ставят цель урока. На этапе рефлексии дети возвращаются к приему, чтобы прояснить, какие из утверждений были верными, а что нужно корректировать. Школьники исправляют ошибки. Что понадобится: карточки, таблицы по теме.

Слайд 20

На уроке русского языка по теме « Имя существительное как часть речи» предложить ученикам таблицу.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование регулятивных УУД. Презентация.

Презентация к работе над созданием технологической карты урока и подготовке выступления "Формирование регулятивных УУД в ходе работы над  учебной темой"...

Методы и приемы формирования регулятивных УУД у детей с ОВЗ в процессе обучения

Представлен доклад, в котором говорится об актуальности формирования регулятивных УУД у детей с ОВЗ, описываются методы и приемы их формирования у младших школьников....

Комплекс приемов, способствующих формированию регулятивных УУД на уроках русского языка.

Комплекс приемов, способствующих формированию регулятивных УУД на уроках русского языка....

Комплекс приемов, способствующих формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

В данной статье говорится о комплексе приемов, которые способствуют формированию регулятивных универсальных учебных действий....

Возможные приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий

Центральной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию п...

Педагогические приемы формирования регулятивных УУД на уроках в начальной школе

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные...