Методы и приемы формирования регулятивных УУД у детей с ОВЗ в процессе обучения
статья

Заболоцкая Ольга Петровна

Представлен доклад, в котором говорится об актуальности формирования регулятивных УУД у детей с ОВЗ, описываются методы и приемы их формирования у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokladzabolotskaya.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

ГОКУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 19

Г. ТАЙШЕТА»

Доклад на тему:

«Методы и приемы формирования

регулятивных УУД у детей с ОВЗ в процессе обучения»

Выполнила: Заболоцкая О.П.,

учитель начальных классов

Тайшет  2017


Актуальность

Ежегодная диагностика детей с ОВЗ в начале учебного года показывает, что учащиеся с ОВЗ испытывают дефицит в положительной мотивации, в средствах коммуникации, в умении ставить цель, планировать ход деятельности и прогнозировать конечный результат, в умении строить межличностные отношения, испытывают дефицит умения применять полученные знания в новых условиях. Считаем, что под систематическим руководством учителя, узкого специалиста в системе многократного повторения действий, реализации алгоритма по образцу учителя, с переходом от обучающей помощи учителя к направляющей мы сможем сформировать некоторые аспекты универсальных учебных действий, которые помогут научить ребёнка с ОВЗ учиться   и жить в условиях современного общества.

Формирование умения учиться —  задача всех ступеней школьного образования.

 Сущность  современного инклюзивного обучения — в создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становится её субъектом, т.е. обучение ради самоизменения. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение ставить перед собой посильные учебные задачи; элементарно планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществить контроль с помощью учителя или без него по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты.

 Рассмотрим основные понятия доклада: регулятивные УУД и дети с ОВЗ.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Выделяют 4 группы УУД, одна из которых - регулятивные УУД.

Регулятивные УУД — действия, дающие возможность ставить цели, планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы и оценивать успешность усвоения материала.

Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. 
К регулятивным УУД относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

 • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

 • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Все вместе регулятивные УУД призваны обеспечить организацию учащимися своей учебной деятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – дети, состояние здоровья которых препятствуют освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми- инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Сравним:

Образовательная среда детей нормы

Образовательная среда детей ОВЗ

единая образовательная программа

адаптированная программа + программа сопровождения специалистов (дефектолога, логопеда, психолога);

педагогический щадящий режим;

соблюдение здоровьесбережения

групповая форма работы: группы постоянного и сменного составов 

индивидуальный подход обучения;

обучение должно быть связано с реальной жизнью и носить практический характер;

многократное повторение

Включение во внеурочную деятельность: участие в кружковой, клубной работе, спортивных секциях, творческих студиях.

Таким образом, для детей с ОВЗ немаловажно научиться управлять еще и своим поведением, своим эмоциональным состоянием (саморегуляция). Обучение детей с ОВЗ предполагает, что работа будет строиться в рамках коррекционно-развивающих технологий, при этом методы, применяемые педагогами, вполне могут вписываться в существующие в общей педагогике классификации.

Методы формирования универсальных учебных действий

Словесные (беседа,объяснение, сообщение, рассказ) обязательно в сочетании с наглядными и практическими методами.

Рассказ – небольшой по объему, не больше 10 минут; доступный по содержанию; эмоционально окрашенный; иллюстрированный, т.е. предлагать зрительный образ слова (схема, таблица, рисунок, словарная работа).

Объяснение – обязательно внимание на главных моментах темы (выделяя интонационно, графически/цветом, иллюстрациями/образами); по длительности до 5 минут.

Сообщение - интересно подобранная тема, близка ученику, понятна (наглядность, схемы, алгоритм чтения сообщения)

Беседа – качество беседы зависит от задаваемых вопросов учителя, больше задавать вопросов на сравнение. Темп беседы ниже, чем при рассказе.

Наглядные: показ, наблюдения, использование ИКТ (презентации), картинки, иллюстрации, что способствует повышению мотивации, развитию внимания, речи и памяти учащихся.

Наблюдение – целенаправленное восприятие детьми по ходу урока. Наиболее доступно наблюдение натуральных предметов или явлений. Для лучшего восприятия используют муляжи или объемные пособия. При их самостоятельном изготовлении увеличивается дидактическая польза (например, экскурсия, затем на уроках технологии сделать увиденное).

Практические: обязательно связывать изучаемый материал с практической деятельностью, личным опытом ребенка.

Упражнение – повторение в целях выработки навыка (осознанность действия, систематичность, повторяемость, разнообразие, практическая направленность).

Программированные задания – графические или текстовые (выбор вариантов ответов).

Самостоятельная работа.

Репродуктивный: используется при отработке приобретенных знаний, умений и навыков, работа по образцу.

Проблемно-поисковый: учитель создает проблемные ситуации; самостоятельная деятельность детей, работа в группах по изучению нового материала, подготовке мини-сообщений, проблемных ситуациях сказки.

Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности (метод предупреждения, исправления ошибок у школьников): устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками. Эти методы важны для формирования осознанного отношения школьника к имеющимся ошибкам устной речи и, следовательно, допускающимся ошибкам речи письменной. Полезны задания типа «Исправь ошибку», «Вставь пропущенную букву», тесты по отдельным предметам. Подобные работы должны выполняться индивидуально, либо совместно с учителем. Каждая допущенная ошибка анализируется учителем совместно с ребенком, проговаривается, обязательно сравнивается ошибочное написание/выполнение и правильное выполнение. к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков. Упражнение «Повторяем с контролем». Данное задание направлено на развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от учителя или группы. Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения любого проявления чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

Метод игры: дидактические игры (на этапе актуализации опорных знаний) и ролевые игры (на этапе закрепления). С помощью игровых моментов на разных этапах урока материал интереснее и лучше усваивается. Дети с удовольствием перевоплощаются в зверюшек, этому способствуют различные «превращалки». Такие игры позволяют детям чувствовать себя более раскрепощено, раскрыться в образе и почувствовать свою индивидуальность. Использование театрализованной деятельности в обучении школьников с ОВЗ развивает: - активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии; - самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности.

Педагогические приёмы для формирования УУД у детей с ОВЗ

Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке.

Приёмы:

  • Обсуждение домашнего задания - совместно с обучающимися обсуждается вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? При этом, естественно, изученный материал ещё раз просматривается. Приём при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания. Приём особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно задаются, достаточно разнообразны.
  • Вход в урок - начало урока с "настройки".  Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например: сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: (тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги - решение задач. И наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное (тема повторения). Можно использовать музыкальное сопровождение. С традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки - два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса.
  • Райтинг (от англ. правильно) - завершив работу, ученик сам ставит себе отметку, после чего работа оценивается учителем, ставится рядом с отметкой ученика отметка учителя. Прием используется с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время отметки все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд.
  • Знакомство с критериями - знакомство обучающихся с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ.
  • Организация работы в группах - группы чаще всего получают одно и то же задание, реже разные задания, но работающие на общий результат.
  • Светофор - во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем: «Светофор». ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Способ применения светофора зависит от типа опроса. Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — «Знаю!»
  • Мордашки (смайлики): ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью рисунков, символизирующих хорошее, спокойное или плохое настроение.
  • Прием «Лесенка успеха»

Основной целью использования данного приема является формирование у учащихся способности к адекватной самооценке. Работа над этим умением систематически проводится на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону и этапе рефлексии деятельности на уроке. Ученикам дается возможность оценить свои новые знания по следующим критериям:

1-я (нижняя) ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов, с самостоятельной работой на уроке на этапе «Самостоятельная работа с самопроверкой» не справился.

2-я и 3-я ступенька - у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки.

4-я (верхняя) ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

  • Прием «Волшебные линеечки»

После решения любой учебной задачи предлагается ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность и т. д.). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.

  • Прием «Продолжение незаконченной фразы»

Учащимся предлагается фраза, в которой пропущена часть слов. Задание – вставить недостающие слова, предложив тем самым свой вариант прочтения. Совершенно очевидно, что вариантов прочтения фразы будет столько, сколько учеников в классе. Естественным будет желание детей узнать, кому принадлежит эта фраза и каково ее действительное содержание.

  • Прием “Верные и неверные утверждения”

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

  • Прием «Работа с планами»

-обсуждение готового плана решения учебной задачи;

-работа с деформированным планом решения учебной задачи;

- использование плана с недостающими или избыточными пунктами.

Выводы

Сегодня перед системой общего образования стоит задача — обустройство новой практики работы с особыми детьми — инклюзивное образование, которое позволит обеспечить доступность и качество большему количеству обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, перед педагогами коррекционных школ встает необходимость формирования регулятивных УУД у детей с ОВЗ с целью выпуска учащегося из начальной школы более успешного, социализированного, самостоятельного, целеустремленного с учётом их психофизиологического развития. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с задержкой психического развития

В работе дана характеристика детей с ЗПР, описаны основные ошибки, которые дети допускают при чтении. Даны методы и приемы формирования навыка чтения....

Методы и приемы формирования интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста

Среди многочисленных вопросов, связанных с музыкальным  воспитанием, один из важнейших – вопрос о приобщении к народной музыке детей младшего школьного возраста. Трудно переоценить ту польз...

Возможные приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий

Центральной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию п...

Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях индивидуального обучения на дому

Сенсорное развитие ребенка -это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств....

Методы и приемы формирования читательских способностей у детей начальной школы

Методы и приемы формирования читательских способностей у детей начальной школы...

Методы и приемы формирования читательских способностей у детей начальной школы

Современный подход к воспитанию квалифицированного читателя посредством формирования читательских умений сложился на основе дидактической и методической традиции. К.Д.Ушинский, основоположник методики...