Статья на тему: "Клиповое мышление детей и особенности использования информационно-коммуникативных технологий".
статья

Коровина Яна Петровна

Использование информационно-коммуникативных технологий, как всестороннее развитие ребенка, в том числе и его мышления. Плюсы и минусы технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._klipovoe_myshlenie.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Авторы: 

Я.П. Коровина, Н.А. Потапова

воспитатели СПб ГБРОУ «Академия

ледовых видов спорта «Динамо

Санкт-Петербург»

Василеостровского района

Мы живем в веке информационных технологий, когда компьютер является необходимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного образования детей. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный и учебный процесс в ОУ, и повысить их эффективность.

Несмотря на большое количество положительных моментов использования ИКТ в процессе образования, отмечается и негативное влияние применения данных технологий. Чрезмерное увлечение компьютерными играми, просмотром телевизионных передач и видео роликов (мультфильмов и т.п.) в интернете в свободное время может оказать отрицательное влияние на состояние ребенка:

  • ухудшение зрения
  • малая физическая активность
  • нарушение опорно-двигательного аппарата
  • ожирение
  • снижение навыков «живого» общения (неумение построения диалогического общения)
  • снижение концентрации внимания
  • сенсорные расстройства
  • повышенная тревога
  • нарушение сна и аппетита
  • формирование клипового мышления

Термин «клиповое мышление» или «клиповое сознание», зародился в психологии относительно недавно – в середине 90-х годов. Именно тогда на отечественном телевидении стали массово появляться различные музыкальные видеоклипы, сюжеты которых, как правило, представляют собой не целостный, законченный образ, а цепочку мало связанных между собой по смыслу видеокадров. 

В последующие годы все больше фильмов, мультфильмов и телешоу строятся именно по этому принципу: сюжет в них разделяется на короткие блоки информации, часто сменяющие друг друга и не имеющие особой логической связи.

Клиповость - это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде. Ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, увеличение разнообразия поступающей информации, увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно, все это способствует формированию клипового мышления.

Клиповость мышления присуща всем категориям людей. Особенно ярко это проявляется у дошкольников и младших школьников. Именно поэтому большинство детей предпочитают короткие видео ролики, либо наоборот, «отключаются» от внешнего мира при просмотре ярких мультфильмов с быстро меняющимися действиями. Они не концентрируют внимание на рассматривании одной статичной картинки, на прослушивание диалогов, перескакивают с одного действия на другое, торопятся сделать задание и перейти к следующему, не заботясь о правильности выполнения, при рассказе перепрыгивают с одной мысли на другую.

В настоящее время термин «клиповое мышление» обозначает особенности мыслительной деятельности современных детей, которые живут в обществе новых высоких информационных технологий и которых отличает скорость восприятия образов, визуальность, эмоциональность, ассоциативность. Клиповое мышление предполагает упрощение усвоения материала, игнорируя его глубину. В тоже время клиповое мышление можно рассматривать как защитную реакцию организма на информационную перегрузку и способ получения большего объема информации.

При клиповом мышлении мозг действует по короткой схеме: внимание - кратковременная память. Основные формы мышления: понятие - суждение – рассуждение – умозаключение не формируются при получении информации в виде образов, фрагментов и кратких текстов.

Если не происходит мышление, то возникают проблемы с воспроизведением информации. Для сохранения и воспроизведения информации необходимо, чтобы была задействована долговременная память. Переход кратковременной памяти в долговременную память обусловлен химическими и структурными изменениями в соответствующих нервных образованиях. При восприятии информации в виде клипов долговременная память не формируется, что изменяет мыслительный процесс.

Ребенок оперирует клиповыми образами, меняющимися, как в калейдоскопе, и не использует мыслительные операции, связанные с аналитической деятельностью мозга. От этого нарушается последовательность сохранения осознанной информации, поскольку нет глубокого проникновения в суть понимания, осмысления, оценки, формирования отношения к воспринятой сенсорными системами информации.

 Главной задачей педагога становится использование современных информационно-коммуникативных технологий для всестороннего развития ребенка, в том числе и его мышления.

Способность ИКТ воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Это именно то, что необходимо детям, имеющих клиповое мышление.

Опираясь на основные свойства клиповости мышления педагогу необходимо представить материал детям в виде ярких образов и коротких сообщений, акцентируя внимание на нужных деталях. Использование специальных программ, позволят наложить различные графические эффекты, а современное оснащение дает возможность не только рассматривать картинку в плоскостном варианте, но и сделать 3D изображение, что в свою очередь повысит интерес ребенка к изучаемому материалу, а в дальнейшем и мотивацию к обучению.

Немалую роль в развитии детей играют и уже зарекомендовавшие себя презентации. С помощью слайдов учащимся можно изложить поэтапное выполнение тех или иных действий (например, при лепке, рисовании, экспериментальной деятельности). В случае необходимости есть возможность вернуться к предыдущему этапу. Это поможет уменьшить большое количество информации, что в свою очередь будет способствовать ее лучшему усвоению и запоминанию. Звуковые эффекты, встроенные в программу, можно использовать для развития слухового восприятия.

Широкий спектр уже созданных развивающих программ и интерактивных игр увеличивают потенциал использования ИКТ в процессе образования. Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать его креативность; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере обучения. Но не стоит забывать, что чрезмерное использование ИКТ может повлечь за собой негативные последствия, например, формирование клипового мышления. В связи с этим необходимо соблюдать некоторые рекомендации:

  • уделять внимание мелким (конкретным) деталям при создании интерактивных заданий для детей;
  • краткость и доступность изложения информации;
  • включать интерактивные детали в излагаемый материал (звук, движение, возможность самостоятельных манипуляций на экране);
  • ограничить время использования ИКТ;
  • чередовать использование ИКТ и активной деятельности в образовательном процессе.

Список использованной литературы:

  1. Коновалова Н. В. Применение ИКТ в дошкольном образовании // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 721-724.
  2. Пудалов А.Д. Клиповое мышление – современный подход к познанию //Современные технологии и научно-технический прогресс. 2011.
  3. Азаренок, Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире / Н. В. Азаренок //Изд-во «Институт психологии РАН»; 2009.– с.110-112.