Работа над экологическими проектами в начальной школе
статья

Хафизова Раушания Робертовна

Экологическое воспитание - одно из главных направлений воспитательной системы в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        РАБОТА НАД ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

       Экологическое воспитание - одно из главных направлений воспитательной системы в начальной школе.

Младший школьный возраст -  ценный этап в развитии экологической культуры личности, формировании компетентности современного школьника.

         Выделяют основные показатели проявления нравственно-экологической позиции личности:

  • усвоения норм и правил взаимодействия с окружающим миром;
  • наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое их применение;
  • потребность в общении с природой, проявление положительных чувств;
  • умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности;
  • проявление инициативы в решении экологических проблем своего ближайшего окружения.

          В рамках внеурочной деятельности  в 1-4 классах проводится курс  «Моя экология». Цель программы: формирование у детей бережного отношения к природе, воспитание нравственной культуры, формирование опыта разумного и гуманного поведения в природе, а так же усвоение новых знаний об оказании помощи природе, создание условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности.

        Работа строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу ребенка, т.е. предполагает наличие познавательных, исследовательских и практических мероприятий.

В программу работы включены разнообразные проекты на экологические темы, которые заставляют детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств.

        Одним из таких долгосрочных проектов в начальной школе  является проект «Бугульма – край родников», цель которого -  комплексное исследование родников с последующим использованием полученных данных в экологическом, нравственно-эстетическом, патриотическом воспитании учащихся.

 Деятельность участников данного проекта осуществляется в рамках работы школьного научного общества «Совенок», которое функционирует 12 лет и включено в Общероссийский реестр научных объединений учащихся. (Общероссийская детская общественная организация Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего», декабрь 2010 г, сертификат, регистрационный № П-2010/45).

  Проект рассчитан на 4 года.

Основные этапы

1 этап. Подготовительный. Погружение в проект

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом учитываются  интересы школьников. Учащиеся на данном этапе собирают сведения обо всех родниках Бугульмы и Бугульминского района.

2 этап. Организационный.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников или участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы или учащегося, указываются способы источников информации по каждому направлению.

3 этап. Практический.

Группы участников осуществляют рейды, экскурсии к родникам с целью решения экологических проблем, установления необходимой помощи (очистка от мусора, высаживание цветов и т.д.), а для получения краеведческих сведений беседуют с местным населением. Большую помощь на этом этапе оказывают родители.

4 этап. Представление готового продукта (презентация)

Представление результата работы в разнообразных формах. Это могут быть рисунки, плакаты, схемы, газеты, макеты, сценарии и т.п.

5 этап. Аналитический.

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята  демонстрируют понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы.

Участники обсуждают, анализируют полученную информацию. Делятся мнениями. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике, дается самооценка проделанной работе.

Был создан паспорт проекта

Название проекта

Руководители-консуль

танты проекта

Участники проекта

Тип

проекта

Форма работы

Срок реализа

ции проекта

Продукт проекта

Бугульма – край родников

учителя

Учащиеся

1- 4 классов

Творческий, экологи

ческий

Групповая, индивидуальная

4 года

Видео фильм

На базе НОУ ежегодно проводятся школьные научно-практические конференции, где демонстрируются лучшие достижения учащихся и педагогов начальной школы, опыт работы по организации проектной деятельности младших школьников.  

В этом году ученица 4а класса Федушкина Милана (руководитель Хафизова Р.Р.) приняла участие в Республиканском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Мой Татарстан» с творческой работой «Бугульма – край родников», где заняла 1 место. Этот конкурс проводится в рамках реализации инновационного проекта «Наш Татарстан» (победителя XI Республиканского конкурса «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан»), являющегося составной частью Общероссийского инновационного проекта «Моя Россия». Другие достижения можно увидеть на слайде. Это ежегодное участие в различных конкурсах, НПК («Я познаю мир» г.Наб.Челны, «Первые шаги в науку», «Открытие», «Династии России» г.Казань, «Мир юными глазами» г. Чебоксары, конференция им. Морозова)

Занимаясь изучением экологических проблем, дети стали более внимательными к объектам окружающего мира, часто рассказывают о своих наблюдениях за жизнью растений, животных, любят делать зарисовки природных объектов, стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. 

Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, — значит, пересесть из него просто некуда.

(Антуан де Сент-Экзюпери)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект в начальной школе

Предлагаемый проект «Экологическая безопасность» разработан для учащихся 3-4 классов начальной школы и тесно связан с учебной темой «Наша безопасность». ...

Статья: "Экологический проект в начальной школе".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3690676","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Экологический групповой проект приурочен к подготовке к...

Экологические проекты в начальной школе.

В материале отражена работа над экологическими проектами с младшими школьниками...

Экологический проект в начальной школе

Примеры экологических проектов для младших школьников....

Основные этапы работы над созданием проекта учащихся начальной школы «Литературный журнал»

При изучении  литературы восемнадцатого века дети приходят к выводу, что детской литературы не существовало. Не было авторов, писавших для детей. Существовал небольшой перечень книг, рекомендован...

Из опыта работы над социальными проектами в начальной школе.

Цель данной работы: привлечь внимание общественности к проблемам огромного мегаполиса и научить детей доказывать свое мнение....

Экологические проекты в начальной школе

Презентация для работы в начальной школе...