Экологический проект в начальной школе
статья по окружающему миру (3 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proect.rar | 49.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Экологически ориентированная деятельность младших школьников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Данные проекты осуществляются в форме сюжетно-ролевой игры, интересны детям. Каждая методика – это обучение детей и выполнение с ними практических дел экологического содержания.
Примеры проектов для младших школьников:
1. «Жалобная книга» природы.
Цель: записать в книгу жалобы, поступающие от растений и животных, обитающих в ближайшем окружении детей (в парке, сквере, на пришкольном участке)
Такую книгу можно иллюстрировать детскими рисунками. На втором этапе желательно обсудить поступившие жалобы и подумать, как можно исправить положение. ( с помощью практических дел)
2.Коллекция увиденных животных (растений).
Цель: составить коллекцию увиденных животных (растений)
В ходе проекта развивается наблюдательность и активность.
Дети сами определяют, в какой форме представят свою коллекцию (рисунки, фотографии, книжки-малышки, сочинение стихов, загадок и т.д.)
3.Птичья «столовая»
Проект осуществляется в зимнее время. Суть его - в создании и организации на территории школы птичьей «столовой». Дети продумывают. Где лучше разместить «столовую», какие кормушки и для каких птиц предусмотреть. Поочередно ведется дежурство и наблюдение.
4. «Знакомые незнакомцы»
Проект заключается в том, чтобы научиться узнавать деревья в зимнее время.
Во время прогулки дети собирают веточки деревьев, ставят в баночки с водой и ведут за ними наблюдение. Когда появятся первые листочки, определяем, какое это дерево или кустарник.
5. «Секреты пернатых».
Цель проекта: научиться опознавать птиц по их характерным особенностям.
В классе вывешивается стенгазета с изображением редких птиц. Класс делится на группы. Каждая группа занимается поиском информации о «своем» питомце и складывает в конверт. На завершающем этапе можно провести викторину.
6.Красная книга микрорайона.
Цель: Выяснить, какие растения ближайшего окружения являются редкими, включены в Красные книги (Международную или РФ)
7.Лесная аптека.
Цель: Познакомиться с лекарственными растениями микрорайона. Открыть лесную аптеку у себя в классе.
8. «Чтобы книжки дольше жили»
Проект бережливых. На первом этапе детей знакомят с состоянием книжек в библиотеке. Ребята узнают, как книги были изданы, какие книги списываются из фонда.
На втором этапе осуществляется помощь библиотеке в ремонте книг. При этом помним: сохраняя книжки, мы сохраняем леса.
9. «Природа в нашем доме».
Проект подразумевает уход за домашними растениями, животными.
10. «Письмо зелёному другу».
Использование данной методики предполагает заботу о своём новом друге.
Приложение 2.
Экологический словарик
А
Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Состоит из азота, кислорода и углекислого газа.
Б
Безотходные производства – это такое производство, при котором всё сырьё полностью перерабатывается. Ещё 20 лет назад безотходные производства были большой редкостью, теперь они появляются всё чаще и чаще.
Как правило, безотходное производство – это несколько производств, объединённых в одно. На первом из них производят основной продукт, а на остальных делают вещи или вещества из остатков сырья, не использованных в первом производстве.
Дело это очень сложное, но выгодное для человека и почти безвредное для природы.
В
Вода. Её на Земле огромное количество – полтора миллиарда кубических километров. Если представить Москву дном гигантского стакана и попытаться налить в него всю воду Земли, то высота его должна быть больше, чем расстояние от Земли до Луны. Казалось бы, воды так много, что её всегда должно хватать в избытке. Но беда в том, что во всех океанах вода солёная. Нам же, да и почти всему живому, нужна вода пресная. А вот её не так много. Поэтому мы опресняем солёную воду.
В пресной воде рек и озёр много растворённых веществ, в том числе и ядовитых, в ней могут быть болезнетворные микробы, поэтому использовать её, а тем более пить, без дополнительной очистки нельзя. Когда идёт дождь, капли воды ( или снежинки) захватывают из воздуха вредные примеси, попавшие из труб какого-нибудь завода. В результате в некоторых местах Земли выпадают вредные, так называемые кислотные дожди.
Вытаптывание – это беда пригородных лесов и парков. Шагает человек и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы, уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растениям на ней жить очень трудно, а то и совсем невозможно. Погибает в этом месте и грибница грибов. А как страшны наши ноги для жуков, муравьёв, многоножек! Ты только представь. Какие мы великаны по сравнению с ними.
Очень просим тебя, в лесу, в парке постарайся ходить по тропинкам и дорожкам! Этим ты убережёшь от гибели множество живых существ.
Вытаптывают почву и домашние животные, если их подолгу пасут на одном и том же месте. Это наносит большой вред лугам, степям, тундре.
Г
Газы – вещества, в состоянии, когда они похожи на воздух: лёгкие, прозрачные, летучие, упругие. Молекулы газов движутся с большой скоростью, разлетаются и заполняют весь возможный объём.
Д
Движение «зелёных». В конце 70-х – начале 80-х в западном мире возникло общественно-политическое движение «зелёных». Молодёжь, интеллигенция, служащие, которые входят в это движение, выдвигают перед правительствами своих стран требования об охране природы и среды обитания человека. Есть «зелёные» и в нашей стране.
Дым. Это очень мелкие, в тысячу раз меньше миллиметра, твёрдые частички, которые появляются в воздухе, когда горят дрова, уголь, бумага и некоторые виды топлива. Частицы дыма такие лёгкие, что парят годами в атмосфере, не опускаясь на землю. А когда на них оседает влага, возникает туман. Дым вреден. Он раздражает органы дыхания, разъедает глаза. Тяжёлые металлы (свинец, ртуть и др.) вызывают изменения крови, которые могут вызвать рак. Вот почему Минздрав предупреждает, что курение вредно для здоровья.
З
Загрязняющие вещества. Самая чистая природная вода содержит и мышьяк. И ртуть, и свинец (вредные для нас вещества), правда в очень малых дозах. Каждое такое вещество становится ядом для человека только тогда, когда его концентрация в воде, воздухе или почве выше предельно допустимой. В чистой воде вредных элементов намного меньше, чем их предельно допустимое количество.
То же самое можно сказать и о воздухе, и об окружающей среде в целом. Загрязняющее вещество- это такое вещество, количество которого в окружающей нас среде больше, чем предельно допустимое.
К
Кислотные дожди.
Из названия понятно, что такой дождь – это, по сути, кислота, которая падает нам на головы с неба. Откуда она там берется?
Дело в том, что многие заводы, котельные. Где сжигают топливо, тепловые электростанции выбрасывают в воздух свои отходы – сернистый газ, окислы азота. В атмосфере эти газы растворяются в капельках воды, превращая её в кислоту. Капли собираются в тучи, а потом они проливаются на землю губительным дождём. От них, действительно много вреда: в реках и озёрах, погибают рыбы, высыхают леса, пострадавшие деревья чаще заболевают и гибнут.
Красная книга.
Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением, эти животные вымерли по вине человека. К началу 20 века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.
В 1948 году в небольшом городке Фонтебло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.
Тогда была создана служба спасения, которая составила список животных и растений с пояснениями. Учёные решили назвать этот список Красной книгой. В неё заносят редкие и исчезающие виды животных и растений. Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, а факты, собранные учёными о животных и растениях.
В нашей стране Красная книга основана в 1974 году. Животные и растения, попавшие в Красную книгу, находятся под охраной государства. Более 450 видов животных под угрозой исчезновения!
Красная книга – документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться под угрозой исчезновения.
Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты. О чем свидетельствуют зелёные листы Красной книги, где представлены уже спасённые животные, например, бобр и соболь.
Культурные растения.
Выведенные человеком растения, сорта которых имеют ценные для него особенности. Они используются в пищу или в качестве сырья для производства вещей.
П
Потребители, или «едоки».
Живые организмы (главным образом животные), использующие в качестве пищи готовые органические вещества.
Производители, или «кормильцы».
Живые организмы (главным образом растения), создающие органические вещества из неорганических, минеральных веществ.
Р
Разрушители, или «мусорщики».
Живые организмы (главным образом, бактерии и грибы), использующие для питания остатки умерших организмов. Они перерабатывают органические вещества, разлагая их на более простые органические и минеральные вещества.
Ф
Фотосинтез
Процесс создания органических веществ из неорганических при помощи энергии света. Происходит в зелёных клетках, содержащих хлорофилл. Сопровождается выделением кислорода.
Х
Хлорофилл
Вещество, с помощью которого растения улавливают световую энергию. Придаёт растениям зелёный цвет.
Ц
Цепь питания.
Последовательность видов организмов, каждый следующий из которых ест предыдущего.
Э
Экосистема.
Единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных «профессий» способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.
Экология.
Наука об отношениях растений и животных друг с другом и с окружающей средой. А окружающая животных среда – это ведь не только их дом в лесу и под водой. Это и наши города, железные дороги и шахты, которые построил человек. Это и корабли, которые плавают в океане, и самолёты. Которые летают в небе. Экология – очень важная наука. Особенно сегодня, когда на земле осталось очень мало нетронутых человеком уголков дикой природы. Когда многие виды животных и растений исчезли с нашей Земли. Насовсем.
Литература
1. Журнал "Древо познания" №92 2004г.;№94 2004г.
2.А.А.Плешаков Экология для младших школьников. Москва: «Просвещение», 1995г.
3.Современная начальная школа: Информационно-методические письма Министерства образования РФ по организации обучения и воспитания в начальной школе. Москва: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003г.
4.И.В. Цветкова Экология для начальной школы. Ярославль: "Академия развития", 1997г.
5.Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу "Мир вокруг нас". Москва: "Вако",2003г.
6.http:www.ecology.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Экологический проект в начальной школе".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3690676","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Экологический групповой проект приурочен к подготовке к...
Экологические проекты в начальной школе.
В материале отражена работа над экологическими проектами с младшими школьниками...
Экологический проект в начальной школе
Примеры экологических проектов для младших школьников....
Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе
Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...
Экологическое образование в начальной школе. Метод проектов.
Примеры проектов...
Экологические проекты в начальной школе
Презентация для работы в начальной школе...
Работа над экологическими проектами в начальной школе
Экологическое воспитание - одно из главных направлений воспитательной системы в начальной школе....