Методическая мастерская "Применение технологии критического мышления для формирования регулятивных УУД в начальной школе"
статья

Плетнева Анна Николаевна

Методическая мастерская "Применение технологии критического мышления для формирования регулятивных УУД в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_trkm.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии критического мышления для формирования регулятивных УУД в начальной школе

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникла острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. Руководствуясь ФГОС, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи НОО выделяется формирование универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности, что, безусловно, является основой успешного обучения в начальной школе.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.  

Я начала свою педагогическую деятельность в сентябре 2014 года. Сейчас в моем классе учатся ребята 2011-2012 года рождения. Мои ученики в начале первого года обучения по уровню своего психического развития остались дошкольниками. Они сохранили особенности мышления, регуляции присущие дошкольному возрасту. У меня возник ряд вопросов: Как формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умения владеть навыками самоконтроля и самооценки, умения самостоятельно планировать пути достижения целей и др.? Иными словами, как научить учиться?

Мною были выбраны и проведены следующие методики для изучения уровня сформированности регулятивных УУД моих учеников.

  1. Методика "Рисование по точкам". Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия. Показала, что у большинства учеников ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности. У некоторых учащихся чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушают заданную систему требований, предложенную учителем.
  2. Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант). Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок. Результаты: у основного количества учащихся объем и концентрация внимания находятся на среднем уровне и ниже.
  3. Методика "Изучение саморегуляции" Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Данная методика показала, что бОльшая часть учеников принимают цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия

Для формирования регулятивных УУД моих учеников я обратилась к современным технологиям: технология проблемного обучения, игровые технологии, технологии дифференцированного обучения, продуктивная технология и многим др.  Но особое место в моей практике занимает технология развития критического мышления.

Технология развития критического мышления выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.

Данная технология разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми и т.д..  

Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Приемы стадии вызова, которые я применяю:

Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Корзина идей (фактов, понятий). Ученики записывают в тетради (на листочках) все, что ему известно по проблеме, затем учащиеся обмениваются информацией в парах или группах. Группы по кругу называют сведения, факты, а учитель записывает все на доске, которые связываются в логические цепи. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок.

Очень нравится моим ученикам приём «Верные и неверные утверждения» Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения.

Приём «Инсерт» (маркировка текста значками по мере его чтения) С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами.

10 сл. Так же таблицу «ЗХУ» (Знаю. Хочу знать. Узнал) начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия». Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия.

Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)

Используется метод «Шесть шляп».

  1. Белая шляпа. Факты.
  2. Жёлтая. Позитивное мышление.
  3. Черная. Проблема.
  4. Красная. Эмоции.
  5. Зеленая. Творчество.
  6. Синяя. Философия.

Приём «Синквейн» - творческая форма рефлексии.  Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна: В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

По окончанию первого полугодия 2 класса, я провела методики «Рисование по точкам», «Корректурная проба» и "Изучение саморегуляции". Сравнив данные диагностики, можно увидеть, что у большинства ребят высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, ученики могут сознательно контролировать свои действия, уровень саморегуляции возрос, ученики принимают задание полностью, сохраняют цель до конца занятия, по ходу работы допускают немногочисленные ошибки, объем внимания и его концентрации находятся в пределах нормы. Но, все же, есть ребята результаты которых находятся ниже среднего уровня, поэтому я продолжу применять технологию развития критического мышления для формирования регулятивных УУД на своих уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе.

В данной презентации  рассматриваются некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ)...

«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь ...

Использование технологии критического мышления для формирования у учащихся начальной школы учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций

Статья "Использование технологии критического мышления для формирования у учащихся начальной школы учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций"...

Формирование критического мышления на уроках английского языка в начальной школе.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения....

Формирование критического мышления на уроках английского языка в начальной школе.

Данный материал может представлять интерес для учителей, применяющих на уроке английского языка методы и приёмы, способствующие развитию мыслительных и творческих и способностей учащихся....

Выступление на ГМО учителей начальных классов. ТЕМА: «Реализация технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе».

Основная цель применения ТРКМ - научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации. Перефразируя известное высказывание ...