Развитие слухового восприятия на дефектологических занятиях с помощью приёмов стихотворчества.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Гуревич Елена Борисовна

Статья посвящена развитию слухового восприятия учащихся с ОВЗ на дефектологических занятиях. В материале содержаться конкретные приёмы стихотворчества, применяя которые, специалисты смогут развить у учащихся чувство языка, расширить их словарный запас, вызвать интерес к поэтическому творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие слухового восприятия на дефектологических занятиях с помощью приёмов стихотворчества

        Речь усваивается по подражанию, это всем известно. Со всеми её закономерностями, многозначностью, переносным смыслом, мелодикой, грамматическими связями, правилами и исключениями. У детей с задержкой психического развития оказывается нарушено это «чувство языка». Наряду с традиционно применяемыми на дефектологических занятиях методиками, хорошие результаты дают приёмы стихотворчества. Они позволяют в весёлой игровой форме расширять словарный запас, учиться лаконично выражать свои мысли, подбирать синонимы, интуитивно практиковаться в определении ударного слога, развивать память и чувство ритма, легче запоминать стихи. Кроме этого, упражнения с рифмами – мощный стимул к творчеству, и они очень увлекательны!

        Вариантов работы с поэтическими текстами много. Мой любимый – продолжи стихотворение с заданной рифмой. Как играть? Берём строчку из стихотворения, даём список рифм и просим ученика написать вторую строку. При этом, необходимо сохранить ритм стихотворения и обязательно донести какую-либо мысль.

        Пример1.

Лучше нет поры, чем лето…

Варианты рифм для второй строки: поэты, букеты, где-то, котлета, карета, конфета, балета, газета, планета, дуэтом, привета, букета, света, планшета, билета, спето, монета, советы, рассветы.

Слова можно изменять в зависимости от того, какая грамматическая форма подходит.

Ребята могут, если хотят, использовать и свои рифмы.

Вот, что получается.

Лучше нет поры, чем лето –

Есть цветочки для букета.

Лучше нет поры, чем лето,

Детям можно есть конфеты.

Лучше нет поры, чем лето,

Я в реке нашла монету.

Лучше нет поры, чем лето,

Передам вам всем приветы.

Пример 2

Возможен вариант, когда даётся первая строка, а вторая придумывается на основе взятой наугад картинки.

Жил да был крокодил,

(досталась картинка с посудой)

Он всегда посуду мыл.

Жил да был крокодил

(картинка – костёр)

На костре еду варил.

Жил да был крокодил,

(картинка – подарок)

Всем подарки он дарил.

Пример 3

Упражнения в стихосложении помогают даже распознавать эмоции. Всё зависит от материала и фантазии.

Ослик был сегодня зол.

Рифмы: нашёл, пол, стол, гол, футбол, подмёл, прикол, камзол, укол, ушёл, пошёл, полол, танцпол, ледокол, баскетбол, наколол, чехол, прочёл.

Ослик был сегодня зол,

Он морковку не нашёл.

Ослик был сегодня зол,

Не играл он в баскетбол.

Ослик был сегодня зол,

Сделал врач ему укол.

Такие упражнения могут пригодиться не только в учебной деятельности, но и в жизни. И с их помощью можно сочинить стишок другу на день рождения или снять эмоциональное напряжение. Кто знает, может быть, это начало настоящей поэзии…

 

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие по теме: Развитие слухового восприятия, зрительной памяти и внимания "По следам любимых зверей" (для учащихся начальной школы)

В младшем школьном возрасте развитие всех познавательных процессов идёт очень быстрыми темпами. Чего нельзя сказать о развитии познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта. На коррек...

Коррекционное занятие по теме "Развитие слухового восприятия и памяти" 3 класс

Коррекционное занятие по теме "Развитие слухового восприятия и памяти" 3 класс. Цель: обучающая – совершенствование   слухового  восприятия; чувства ритма; слухоречевой памяти.разв...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения с учащимся 2 класса.

Методы и приёмы работы с неслышащими  учащимися на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формироаванию речи....

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 4 классе школы II вида

онспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия  и формированию произношения в  4 классе  школы II вида...

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения.Темы занятия: ФП. Звуки " з-ж". Дифферециация. Работа над логическим ударением. РСВ. Текст « На вокзале». Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по РСВ и ФП для учащихся 3 класса II отделения по теме  ФП .Звуки "З-Ж".РСВ. Текст "На вокзале". Сейчас много мероприятий проводится по социализации детей с ограниченными возможностями. Э...

Конспект занятия индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.4 класс УО

Тема:    Звуки [о-у].Цель: дифференциация звуков [о-у], учить слышать звуки в речевом потоке.           Тема:  Звук [т].Цель: авто...

Групповое занятие по развитию слухового восприятия и техники речи 1 класс. Тема занятия: «Продукты питания».

Групповое занятие по развитию слухового восприятия и техники речи 1 класс.Тема занятия: «Продукты питания».Цели:Расширить словарный запас учащихсяРазвивать речь и слух детейЗадачи:Закрепле...