РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА .
статья (2 класс)

Береснева Ольга Александровна

    Современная система общего образования предусматривает развитие учащихся как в общекультурном, личностном, так и в интеллектуальном отношении. Развитие личности – многофакторный процесс, состоящий из различных этапов, каждый из которых характеризуется физиологическими, психическими и интеллектуальными изменениями. Начальная школа обеспечивает социализацию, развитие интеллектуальных способностей и формирование личности учащихся младших классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv_itnell_statya.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                Береснева О.А., учитель начальных классов

                                                                                   ГБОУ № 125 Красногвардейского района

                                                                                                                          Санкт-Петербурга

 

       РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ                                                          НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  .

    Современная система общего образования предусматривает развитие учащихся как в общекультурном, личностном, так и в интеллектуальном отношении. Развитие личности – многофакторный процесс, состоящий из различных этапов, каждый из которых характеризуется физиологическими, психическими и интеллектуальными изменениями. Начальная школа обеспечивает социализацию, развитие интеллектуальных способностей и формирование личности учащихся младших классов. Образовательная программа строится в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования (ФГОС) НОО. Согласно Федеральному закону «Об образовании», «...образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности... образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ ст. 28 (ред. от 07.03.2018).  

Одной из ключевых задач начального образования согласно федеральному государственному стандарту, является сохранение родного языка, национальной культуры, развитие уважительного отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, а также к истории и культуре других народов. В соответствии с Конституцией РФ русский язык является государственным языком на всей ее территории и является одним из наиболее универсальным языком мира. Именно на начальном зтапе изучения русского языка у детей происходит формирование лингвистического мировозрения, овладение основами знаний о языке, формируются орфографические и пунктуационные умения и навыки, развивается связная речь. Однако, в педагогической литературе мы встречаем  работы известных авторов, таких как Д.Б.Зльконин, В.В.Давыдов,Л.В.Занков и других, которые были посвещены интеллектуальному развитию младших школьников.

Рассматривая интеллект как систему когнитивных (познавательных) способностей человека, включающую речь, память, внимание, воображение, восприятие, мышление, под развитием интеллектуальных способностей, мы понимаем качественное и количественное изменение в ментальных процессах, т.е. совершенствование качеств ума, мыслительных операций, необходимых для развития интеллектуальных процессов. Все зти аспекты являются необходимыми для качественного изучения русского языка.

В данной статье я хочу дать несколько рекомендаций на примере личного опыта развития интеллектуальных способностей на уроках русского языка в 3-м классе, рассмотрев некоторые фрагменты уроков.

Каллиграфическое письмо – навык ,вырабатываемый в начальных классах. Для закрепления этого навыка учителя проводят «минутки чистописания», во время которых происходит отработка написания букв, элементов, соединений букв. Увы, но в методических пособиях внимание этому почти не уделяется, а структура урока требует этого этапа. Механическое написание элементов и букв или их сочетаний неприемлемо. Эта работа должна проводиться творчески, должна стать частью процесса интеллектуального развития учеников.

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

А) На минутке чистописания детям предлагается определить букву, которую они будут прописывать. На доске слова: отбойный, фонтан, привезти, тема, лето. (Буква обозначает парный глухой твердый согласный звук и встречается в данных словах один раз. Назовите букву? В  каком слове она  вам встретилась?) Ф-фонтан.

Однако для уровня развития интеллектуальных способностей для данной возрастной категории такого задания недостаточно, позтому задание усложняется.

Б) Данную букву мы напишем в соединении с двумя гласными : первую вы найдете в приставке имени прилагательного, вторую- в корне глагола.( О-Е).

В) Далее дети определяют закономерность написанную на доске и дописывают ряд в нужной последовательности: фое, фоое, фооое….

На множестве примеров можно показать  ,что в качестве базовых интеллектуальных умений выступают: - способы выполнения интеллектуальной деятельности (анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, доказывать); - постановка и решение проблем (анализ текста, алгоритм решения, самопроверка); - овладение методами и приемами самостоятельного приобретения знаний (умение работать с текстом, с учебником); - хранение информации (обработка материала, запоминание информации); - способы построения устной и письменной речи (умение рассуждать, выводить понятие, определение и т.д.)

 ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

А)  Учитель просит определить род имен прилагательных в словосочетаниях  : зимний день, зимнее утро, зимняя дорога , обосновать свой ответ и сделать вывод.(В словосочетании зимний день прилагательное зимний-мужского рода,т.к. существительное день, к которому оно относится, мужского рода).Определив род остальных имен прилагательных, дети делают вывод,что имена прилагательные находятся в том же роде и числе, в каком стоит имя существительное ,к которому они относятся.

Б) Далее детям дается задание просклонять данные имена прилагательные с существительными, к которым они относятся. Ребята склоняют данные словосочетания , заполняют таблицу,выделяют окончания у имен прилагательных и делают вывод, что имена прилагательные тоже изменяются , и они познакомились с новым грамматическоим признаком имени прилагательного- изменением  по падежам ( склонением).

Развитию интеллектуальных  способностей младших школьников на уроках русского языка качественно помогает использование педагогом различных образовательных технологий, таких как:

  -технология проблемного обучения.

Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы урока:

  • создание проблемной ситуации,
  • формулирование учебной проблемы,
  • актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы,
  • поиск решения проблемы, открытие нового знания,
  • применение нового знания,
  • выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д.;

  - технология развития критического мышления, которая позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.). Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя;

- технология исследовательской деятельности. В ходе исследовательской деятельности учащиеся:

- учатся самостоятельно добывать знания;

- испытывают потребность в непрерывном самообразовании;

- развивают навыки самоорганизации;

- формируют адекватную самооценку;

- приобретают навыки речевой культуры;

- осваивают умения создавать специальные материалы для представления результатов исследования.

На уроке русского языка достаточно использовать три любые технологии. Приведу пример фрагмента урока изучения безударных падежных окончаний имен существительных 1 склонения.

На доске записаны слова: дядя и земля. Учитель просит сравнить данные имена существительные по грамматическим признакам. Дети приходят к выводу, что зти слова относятся к 1 склонению. Далее нужно  их просклонять. После выполнения задания можно задать вопрос: все ли получилось и почему?  При рассуждении ребята выясняют, что трудности возникнут со словом «дядя», т.к. оно имеет безударное окончание. Как же быть? (Можно поработать в паре). Если задание вызвало у всех затруднение, с помощью наводящих вопросов можно подтолкнуть детей к тому, что слово «земля» можно использовать, как проверочное, т.к. у него окончание находится в сильной позиции и слово относится к 1-му склонению. Далее можно составить план (алгоритм)проверки или схему. Например:

                             

К дяд        --- (к кому?)--- Дат. падеж--- нач. форма (кто?) дядя—1 скл.,------ земля –1 скл.--------(к чему?)-----Дат. падеж------к землЕ == к дядЕ.

Подводя итог, хочется процитировать слова Леонардо да Винчи «Подобно тому, как железо окисляется из-за неиспользования, так и бездействие разрушает интеллект»

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка.

Уважаемые педагоги, вы  можете использовать эту презентацию для выступления на школьных и  районных методических семинарах,  а так же на родительском собрании.Можете изучить презен...

Развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

В статье описаны упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения для развития воображения младших школьников....

Упражнения для развития внимания младших школьников на урока русского языка.

Собраны  упражнения для развития внимания младших школьников на уроках русского языка. Позволит учителю   совмещать данные упражнения с некоторыми темами уроков русского языка и одновре...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка (литературного чтения).

Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья»....

Влияние словарной работы на развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и чтения

Влияние словарной работы на развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и чтения...