Памятка для педагогов, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методическое пособие

Уважаемые коллеги! Хотела  поделиться с вами материалами для работы с детьми ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

Специальные подходы и приёмы обучения и воспитания детей с ОВЗ

Учёт  работоспособности и особенностей психофизического развития  обучающихся с ОВЗ:

  • замедленность темпа обучения; упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
  •  рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
  • детализация учебного материала и пошаговая тактика при изучении новой темы.
  •  сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
  • предоставление дополнительного времени для завершения задания;
  •  максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
  • дополнительные многократные упражнения для закрепления материала;
  • планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные);
  • речевой образец;
  • чередование легких и трудных заданий (вопросов) ;
  • создание проблемных ситуаций;
  • индивидуальная помощь в случаях затруднения;
  •  самостоятельная работа, работа в  парах с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания;
  •   благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.
  •  оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
  • точность и краткость  инструкций по выполнению задания.

Рекомендации к поурочному планированию:
 × наметить план деятельности на уроке для каждого инклюзивного ребенка;
× включить в общий план для класса блоки заданий для детей с ЗПР;
× закреплять новый материал дифференцированно;
× давать разноуровневое  домашнее задание

Коррекционно-развивающая цель

Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие.

Как определить коррекционно-развивающую цель? Педагог, планируя занятие, должен задуматься:

по каким направлениям будет проходить коррекционная работа на занятии в связи с изучаемым материаломКоррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер; включение заданий с опорой на несколько анализаторов  

  • Преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и определение компенсаторных возможностей внимание.
  • Коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения.
  • Увеличение объема памяти и определение компенсаторных возможностей памяти.
  • Развитие мелкой моторики, статики и  динамики движений пальцев рук.
  • Развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря.
  • Создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуаций успеха и конструктивной критики.

Коррекционно-развивающие цели могут быть сформулированы следующим образом:

  • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
  • коррекция и развитие связной устной речи (через выполнение…;
  • коррекция и развитие связной письменной речи
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) … на основе упражнений на отсроченное запоминание
  • коррекция и развитие зрительных восприятий…;
  • развитие слухового восприятия на основе упражнений ……..;
  • коррекция и развитие тактильного восприятия…;
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…
  • коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в составлении целого;
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы ;
  • коррекция  зрительного  восприятия  на  основе  упражнений  в  узнавании и различении;
  • коррекция  зрительной  памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;
  • коррекция пространственной ориентировки;
  • коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в анализе и синтезе;
  • коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании;
  • коррекция восприятия на основе упражнений в распознавании;
  • коррекция мышления на основе упражнений в сравнении;
  • коррекция и развитие двигательной, вербальной,  словесно – логической памяти

Виды памяти

Коррекционные цели

Виды упражнений

По приоритету анализатора

Зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная

Развитие, тренировка  памяти

По преобладанию форм психической активности

Двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая

Развитие различных видов памяти

Все, что сопровождается опорой на движение.

Запоминание или вспоминание упражнений на чувства, эмоции.

Упражнения, связанные с образами предметов (лиц, черт и т.д.)

По способу запоминания

Механическая, смысловая или логическая

Развитие механической или смысловой памяти (малопродуктивная цель)

По продолжительности хранения информации

Кратковременная (оперативная) Долговременная

Активизация оперативной памяти

Развитие долговременной памяти

Способствуют все приемы запоминания

По характеру цели деятельности

Произвольная и непроизвольная (дана от природы, обусловлена нашим интересом к тому, что интересно)

Развитие произвольного запоминания, обучение приемам рационального запоминания

Свойства памяти

характеристика, объем, быстрота, точность воспроизведения, организованность

Развитие свойств памяти, активизация работы ведущих анализаторов – слуха, зрения и др.

Рациональное запоминание

  •  Виды памяти

Мнемотехнические приемы по развитию памяти

  1. Прием - запоминание == прием группировки == установление либо смысловых,  либо структурных связей между главами, между темами, параграфами и т. д.
  2. Прием – классификация.
  3. Прием – доставание материала (привнести дополнительные данные, информацию к полученной ранее).
  4. Прием – систематизация
  5. Прием – опорный материал (мнемотаблица).
  6. Прием – аналогия (при заучивании правил).
  7. Прием – ассоциация

- На что похоже?- Что тебе это напоминает?

Опосредствованная и непосредственная память — виды памяти, различающиеся по критерию использования вспомогательных средств в процессе запоминания. Под непосредственным запоминанием понимается запоминание путем заучивания, не опирающееся на какие-либо вспомогательные опосредствующие приемы. Опосредствованное запоминание предполагает использование определенных, более или менее развернутых приемов, средств.

  • Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.
  • Развивать прочность запоминания.
  • Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).
  • Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
  •  Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно – следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.
  • Работать над увеличением объема памяти.
  • Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.   

Работа по коррекции двигательной сферы может проводиться как во время уроков, так и во время динамических перемен и уроков здоровья. Следует включать специальные упражнения направленные  на:

  • Развитие мелкой моторики;
  •  развитие и  совершенствование статической основы движений;
  •   развитие динамической координации движений;
  •  развитие ритмической организации движений, переключаемость;
  •  упражнения с предметами;
  •  развитие графических  навыков.

Работа по коррекции устной речи 

Учитывая особенности речи детей с ЗПР, учителю необходимо построить свою работу по восполнению пробелов в речевом развитии по трем основным направлениям:
- коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи;
- уточнение, обогащение и активизация словаря;
- коррекция грамматического строя речи.
При общении с учеником на уроке и вне урока учитель следит за речью ребенка, обращает его внимание на правильное построение высказывания.
Рекомендации учителю по коррекционной работе устной речи:

  • постоянно следить за качеством произношений звуков детьми, требовать от них  четкого произношения звуков;
  • фиксировать внимание на артикуляционных ощущениях при произношении;
  •  формировать навыки звукового анализа;
  • фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, предупреждать неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, упражнять в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах;
  • использовать алгоритмы составления связного высказывания;
  •  к ответам детей следует относиться бережно, выслушивать до конца.

Учителю важно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, правильно относиться к имеющимся между детьми различиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали этого малыша. Рождение ребенка с отклонениями...

Рекомендации педагога-психолога родителям ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Уважаемые родители!  Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и &laqu...

Консультации, рекомендации для педагогов и родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья".

В рамках Недели психологии в МАОУ СОШ № 18 г. Магадана были составлены рекомендации по работе, конструктивному взаимодействию с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Данные консуль...

Программа коррекционной работы педагога-психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – тяжелые нарушения речи

Программа коррекционного обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на с...

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Статья затрагивает важную и актуальную проблему, связанную с синдромом выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрываются практический опыт разраб...

учителя начальных классов, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

Для учителя начальных классов, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), существует ряд методических рекомендаций, которые помогут ему эффективно организовать обучение и воспи...