"Средства альтернативной и дополнительной коммуникации"
статья

Светлакова Валентина Алексеевна

Коммуникация — это не только слова и речь. Коммуникация- основа жизни человека. Успешное развитие не  возможно без коммуникации. Об этом всегда нужно помнить.

- альтернативная и дополнительная коммуникация – это общий термин, обозначающий все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие устную и письменную речь людей, которые имеют трудности в понимании и/или использовании общепринятой системы коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_alt._i_dop._kommunikatsii.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Средства альтернативной и дополнительной коммуникации.         Коммуникация – это обмен информацией между собеседниками.

Под средствами общения понимаем те операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком.

3 категории

1. экспрессивно – мимические средства общения – улыбка, взгляд , мимика, выразительные движения рук и тела.

2. предметно – действенный средства общения: локомоторные и предметные движения, приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей.

3. речевые средства общения: высказывания, вопросы, ответы, реплики.

Речь у детей возникает в том случае,  когда имеется эмоциональный контакт со взрослым (он обуславливает желание ребёнка что – то сказать взрослому.)

Группу посещают дети с ТМНР. При оценке ограничений детей с ТМНР мы отмечаем, что они испытывают затруднения во всех областях жизнедеятельности:

— не могут самостоятельно передвигаться, удерживать своё тело в сидячем положении;

 — имеют трудности с целевым использованием рук и постоянно нуждаются во внешней помощи при удовлетворении всех своих потребностей;

— не могут объясняться с другими при помощи речи;

— имеют существенные затруднения в восприятии, обработке и воспроизведении информации;

— затрудняются по собственной инициативе вступать и поддерживать контакт с другими людьми;

— не могут адекватно выражать эмоциональные состояния и вести себя в определённых ситуациях, демонстрируют деструктивные действия и др.

Критерии, взятые за основу педагогического обследования детей с ТМНР, базируются на том, что основным в обучение таких детей является привитие им жизненных умений навыков. Поэтому в процессе диагностики педагог изучает сформированность моторных, познавательных, коммуникативных, бытовых, трудовых, социальных, досуговых, регуляторных умений:

- альтернативная и дополнительная коммуникация – это общий термин, обозначающий все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие устную и письменную речь людей, которые имеют трудности в понимании и/или использовании общепринятой системы коммуникации.

 Альтернативную коммуникацию можно рассматривать в разных аспектах:

- как способ коммуникации, отличный от речи;

- как ряд инструментов и стратегий, использование которых решают повседневные коммуникативные проблемы;

- как метод коммуникации в дополнение к традиционным методам обучения устной и письменной речи в случае их нарушения;

- как поддержка или замена устной и/или письменной речи и так далее.

- поддерживающая коммуникация;

- вспомогательная коммуникация;

- дополнительная коммуникация;

 - тотальная коммуникация;

- альтернативная  аугментативная  коммуникация.

В зависимости от используемых средств системы альтернативной коммуникации можно разделить на два типа:

- самостоятельная коммуникация, которая не требует дополнительного оборудования. Основные средства: вокализация, мимика, пантомимика, жесты, показ жестом или взглядом. Системы коммуникации:  русский жестовый язык, Макатон, Сигналонг, жестовая речь Пагет Гормана. Главное преимущество - не требуют дополнительных устройств и могут быть использоваться в любой момент, основной недостаток - не все могут понимать такие системы;

- коммуникация с использованием дополнительных средств, например, коммуникативных книг и досок, компьютеров, синтезаторов голоса и др. Можно выделить две группы таких средств: это низко технологичные устройства (коммуникативные книги, карты, карточки, визуальное расписание, рамки E-Tran) и высокотехнологичные устройства: компьютеры и планшеты со специальным программным обеспечением, технические устройства c разным набором озвучиваемых слов и т.д.

- визуальная поддержка – это вспомогательное средство коммуникации, позволяющее донести информацию до человека, имеющего трудности в понимании и использовании звучащей речи, а также средство, поддерживающее процессы внимания, памяти, мышления и др. человеку, испытывающему в этом сложности.

Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь. Слово дефицитарности усной речи при необходимости невербальной поддержки с  «дополнительная» указывает на то, что обучение альтернативным формам коммуникации несет в себе двойную цель: поддерживать развитие речи и обеспечивать альтернативную коммуникацию, если способность говорить так и не разовьется.

- Система средств дополнительной коммуникации необходима в случае выраженной дефицитарности устной речи при необходимости невербальной поддержки с использованием средств общения и средств, обеспечивающих понимание вербальной информации.

 Выводы : Язык и коммуникация являются основой любого социального взаимодействия, но многие люди не могут использовать речь для полноценного общения. Успешное социальное и эмоциональное развитие  не    возможно  без свободной коммуникации. Ребенок должен быть способен выразить свои мысли, чувства и желания легко, быстро и ясно.

Коммуникация — это не только слова и речь. Коммуникация- основа жизни человека. Успешное развитие не  возможно без коммуникации. Об этом всегда нужно помнить.

Для чего же нужна коммуникация?  Коммуникация нужна, чтобы:

- кому-то что-то сообщить,

- на кого-то/что-то повлиять (например, попросить),

- получить опыт.

Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство).

Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по вопросу формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ, мы пришли к выводу, что традиционная система коммуникативного развития детей уделяет недостаточно внимания по социальной адаптации и развитию воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с ментальными нарушениями. Многие специалисты считают, что, возможности успешной социальной адаптации детей с ...

Слушание и выполнение действий русской народной сказки «Маша и медведь» с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации (программа «Макатон»)

Формирование понимания сказочного сюжета   с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации...

Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации на уроках домоводства

В последнее время наблюдается рост числа обучающихся с умеренной (глубокой) умственной отсталостью. Дети поступают в школу с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР): многие из них ...

А С С ( альтернативная и дополнительная коммуникация )

Исследования доказывают, что альтернативная и дополнительная коммуникация может способствовать развитию речи и языка, и в том числе развитию понимания речи и усвоению родного языка....

Конспект логопедического занятия с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации Лексическая тема: «Семья»

Конспект логопедического занятия с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникацииЛексическая тема:«Семья»...