выступление на заседании МО "Современные педагогические технологии"
материал

Монастырева Светлана Григорьевна

в данном выступлении описана технология развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании МО учителей начальных классов

НРМОБУ «Салымская СОШ №1»

Современные образовательные технологии

Технология развития критического мышления

Понятие «критическое мышление» и его характеристики.

       Джуди А.Браус и Дэвид Вуд - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление это поиск здравого смысла - как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений

          В 90-е годы развитие критического мышления стало одной из основных образовательных целей и в подавляющем большинстве европейских стран.

         К.Роджерс: никакие усилия  учителей не имеют смысла, поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята ребенком. Учитель не является транслятором информации, а значит, мы должны помочь нашим учащимся овладеть способами самостоятельной работы с информацией. Технология развития критического мышления – один из способов превратить учение в личностно – ориентированное.

        Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращает обучение в продвижение от незнания к знанию в совместный и интересный поиск.

Технология развития критического мышления посредством чтения и письма.

Технологические этапы:

I фаза        «Вызов»

        ( пробуждение: имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)

        II фаза «Осмысления» (реализация смысла)

        (получение  новой информации )

        III фаза Рефлексия

        (осмысление, рождение нового знания )

Фаза вызова (evocation):

  • Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
  • Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на этом этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

Фаза реализации смысла (realization of meaning):

Учащиеся:

  • Осуществляют контакт с новой информацией.
  • Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
  • Акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.
  • Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
  • Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.
  • Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Учитель:

  • Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.
  • Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.
  • Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Фаза рефлексии (reflection):

В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Функции трех фаз технологии развития критического мышления:

Вызов 

  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
  • Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)
  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)   

Реализация смысла 

  •         Информационная (получение новой информации по теме)
  •         Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) 

Рефлексия 

  • Коммуникационная(обмен мнениями о новой информации)
  • Информационная(приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

 Основные приемы:

Кластеры (гроздья), выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди

«Инсерт»  (Воган и Эстес, модификация Мередит и Стил) (таблица в презентации)

I - interactive

N - noting   -  самоактивизирующая    -  “ V ” - уже знал

S - system -   системная разметка  -      “ + ” - новое

E - effective  - для эффективного  -        “ - ”  - думал  иначе  

R - reading and  -  чтения и размышления - “ ? ” - не понял,                                                           есть вопросы

  • T – thinking

«Знаем – хотим узнать – узнали» (таблица в презентации)

Пим (плюс, минус, интересно)

Чтение с остановками

Перепутанные логические цепочки

Тонкие и толстые вопросы

Синквейн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагогического совета в рамках обощения опытом

Использование инновационных технологий при совершенствовании навыков чтения...

Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования".

Материал содержит рекомендации по выбору наиболее оптимальных путей обучения ребенка с целью обеспечения качественного образования....

Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Материал содержит информацию о путях духовно-нравственного воспитания младших школьников....

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...

Выступление на заседании педсовета в 2015 году на тему « Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий "

Формирование ключевых компетенций  младших школьников с использованием новых педагогичеких технологий....

Выступление на заседании Педагогического совета "Использование мультимедийных технологий на уроках истории при обучении детей с умственной отсталостью"

За последние десятилетия в истории произошли кардинальные изменения. Новые учебники и программы разных авторов, предлагают разную трактовку и свое видение предмета. При традиционном подходе к изучению...