Представление педагогического опыта. Выступление на заседании МО
методическая разработка

Покатаева Ирина Павловна

Предварительный просмотр:

Тема заседания: Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности.

Цель: Обсудить связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1.Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания   ФГОС НОО

2.Развитие творческих качеств ребенка через использование активных  форм урочной и внеурочной деятельности

4.Обзор новинок методической литературы и специализированных  периодических изданий.    

   Проектная деятельность учащихся в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения

Слайд № 1

Тема данного выступления для вас, уважаемые коллеги, не является новой. Наша задача заключается в том, чтобы коротко ознакомить вас с основными моментами работы над проектной деятельностью учащихся в рамках ФГОС, поделиться опытом работы над проектом. О чём хотелось бы сегодня сказать?

 Слайд № 2

 Содержание выступления.

 • Современные стандарты начальной школы.

 • Что такое проектная, исследовательская  деятельность?

 • Основные принципы организации работы над проектами и исследованиями в начальной школе.

 • Проектная деятельность в учебном процессе и в воспитании школьников (из опыта работы).

Умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

 Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения. Вспомним методику классического образования. О проектной деятельности как о ведущем методе обучения было упомянуто ещё в начале 20 века. Так в 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В последнее время этому методу уделяется самое пристальное внимание. Использование проектного метода в образовательной системе оказывает содействие для понимания учащегося для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

 А сегодня мы говорим о методике работы над проектом в свете ФГОС нового поколения. Что является основным в новой программе? Прежде всего стандарты нового поколения ставят основную задачу.

 Задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

Итак, что же такое проект? Чтобы разобраться в этом и понять о необходимых действиях над проектными работами, обратимся к толкованию слова «проект».

 Слайд № 3

 В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», выступающий, бросающийся в глаза.

 В новое время это слово понимают как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью. В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означая любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов.

 В ФГОС нового поколения под проектом  понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

  1. Направлены на достижение конкретных целей в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
  2. Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий.
  3. Имеют ограниченную протяженность во времени. С определенным началом и концом.
  4. В определенной степени неповторимы и уникальны.

Слайд №4

Цель работы над проектами в начальной школе: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Слайд №5

Что такое проект для ученика?


-раскрытие творческого потенциала;
-умение  работать в группе;
-деятельность, направленная на решение  интересной проблемы, сформулированной
самими учащимися
-умение презентовать свою работу.

Слайд №6

Что такое проект для учителя?

Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования:

  • -проблематизация,
  • -целеполагание,
  • - планирование деятельности,
  • - рефлексия и самоанализ,
  • -презентация и самопрезентация.

Из выше сказанного означает, что метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая- либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

 Учебные комплекты, дидактический материал и другие пособия отвечают требованиям нового стандарта. Попробуем в этом разобраться. Мы расскажем о тех учебных пособиях, с которыми мы работаем уже на протяжении нескольких лет. Речь идёт об УМК «Гармония».

Во-первых, весь курс является интеграционным. Это даёт возможность обучить учащихся различным областям науки, искусства. Учебный материал интересен для понимания, т.к. у учащихся есть возможность ознакомиться с материалом в интеграции с другими предметами. Особенно хорошо оснащены учебник «Окружающий мир», автор Поглазова и «Литературное чтение» автор Кубасова. На страницах учебника располагается материал по умению наблюдать, исследовать, проектировать. Рассмотрим некоторые странички учебников.

 Слайд № 7

Так в 1 классе по предмету «Окружающий мир» есть страницы проектной работы: напиши проект на тему «Я и моя семья», «Мой класс и моя школа».

По окружающему миру в 3 классе «Чем важна вода?» Для домашнего задания дан вопрос – исследование:

 • Какие водоёмы есть в твоём крае?

 • Какими источниками питьевой воды пользуются и как сохраняют их чистоту?

 • Есть ли в твоём крае родники, колодцы, колонки, водяные мельницы?

Слайд № 8

 На уроках литературного чтения ребята пишут творческие работы, которые выражаются в умении писать сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения, выполнять и другие виды творческих работ, способствующих выходу на проект. Так при изучении раздела в 4 классе «Когда, зачем и почему?» познавательной литературы выполняются такие задания: (к рассказу М. Константиновского «Что такое электрический ток?» )

 • Напиши ответ на вопрос: Что такое электроны?

 • Напиши о силе, которая заставляет свободные электроны двигаться в одном направлении?

 Работая над рассказом А. Дитриха «Какая книжка самая интересная» дано задание:

 • Напиши о том, какой ты себе представляешь книгу будущего?

Подводя итог сказанному, хочется сказать, что учебники, разработанные под стандарты нового поколения, ориентируют учащегося в умении исследовать, наблюдать, проектировать изучаемый материал. По сути учебник является одним из ведущих звеньев в проектной деятельности учащегося в урочное время.

Слайд 9

Внеурочная деятельность школьников.

 Проектная деятельность может осуществляться как и во внеурочной деятельности школьников.

 Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Напомню основные направления внеурочной деятельности.

 

(основные направления внеурочной деятельности)

 В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно – оздоровительное, художественно – эстетическое, научно – познавательное, военно – патриотическое, общественно – полезная и проектная деятельность. Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.

В нашей школе на параллелях 2-4 классов проходят занятия по проектной деятельности.

 Чтобы подготовить  ученика к исследовательским работам, к самостоятельным исследованиям и созданиям проектов большую помощь преподавателю в подготовке  может оказать методика Савенкова Александра Ильича (Методика исследовательского обучения младших школьников.)

 В его книге представлены следующие методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников:

 -развитие умений видеть проблемы (задания);

 - развитие умений выдвигать гипотезы;

 - задавать вопросы;

 - давать определения понятиям;

 - развивать умения классифицировать;

 - наблюдать, высказывать суждения и делать умозаключения;

 -развитие умений и навыков экспериментировать, создавать тексты.

 Приведены примеры исследовательских работ.

Слайд10, 11

 Следует обратить особое внимание на основные этапы исследовательских работ школьников, предлагаемых А.И.Савенковым:

1.                  Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);

2.                  Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти);

3.                  Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования);

4.                  Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи)

5.                  Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования: подумать самостоятельно, спросит у другого человека, посмотреть в книгах, по телевизору, получить информацию у компьютера, понаблюдать, провести эксперимент, связаться со специалистом)

 6. Определить последовательность проведения исследования.

 7.Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

 8 Анализ и обобщение полученных материалов (структурирование полученного материала).

 9. Подготовка отчёта.

 10. Доклад.

   

Слайд 12

Какими могут быть темы детских исследований

Фантастические – темы ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов

 (Например: ребёнок делает проект космического корабля, воздаёт волшебную машинку. Может быть воплощено в рисунке или макете, склеенном из бумаги, картонных коробок)

Эмперические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Исследование включает в себя собственные эксперименты.

Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других детей, то, что можно  увидеть в фильмах, прочитать в книгах.

Слайд 13  

 Чтобы ребёнок успешно мог проводить самостоятельные исследования, его нужно к этому подготовить. Начинаем подготовительную работу с 1 класса.  Знакомим с понятиями «исследование» и «наблюдение». Используем упражнения на развитие внимания и наблюдательности.

 Учим детей правильно задавать вопросы, в ходе практической работы. (Игра «Найди загаданное слово») Учимся собирать материал по выбранному объекту и составлять рассказ об объекте наблюдения.

Коллективная игра - исследование «Строим дом» учит не только умениям работать вместе с другими, но и заставляет исследовать проблему,  пробуждает интерес к выработке собственных идей.

Слайд №14, 15

 В работе с первоклассниками используем задания, развивающие общие исследовательские умения и навыки. Это упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Предлагаем следующие задания:

 1. Найдите два одинаковых предмета. В чём их сходство и различие?

 2. Какие предметы изображены на рисунке?

Слайд № 16

Развитию исследовательских умений и навыков способствуют упражнения, требующие проведения экспериментов.

Слайд № 17

 Во втором классе дети знакомятся с понятием «проблема». Учатся видеть проблему. Выполнив задание «Посмотри  на мир чужими глазами», ребята делают вывод: одну и ту же возникшую проблему каждый видит и решает по-своему.

Знакомим детей с методами исследования. Проводим эксперименты.

 Мыслительный эксперимент.

 «Что можно сделать из бумаги?»

 «Что можно сделать из песка?»

 «Что нужно сделать, чтобы человек был здоровым?»

 «Что будет, если человек научится читать мысли других?»

 Вывод: Одним из видов исследовательской деятельности является сбор и защита коллекций.

 Наблюдаем за птицами и проводим эксперименты, «Какой корм больше всего любят птицы?»

 Учимся анализировать собранный материал, делать умозаключения и выводы. Составляем рассказы, используя данную концовку или слова, связанные общей темой. Например: тема «Осень». Учащиеся называют одно слово, связанное с этой темой (школа, листопад, лужи,….). Все слова записаны на доске. Стоящий ученик составляет из этих слов короткий рассказ.

 В третьем и четвёртых классах  совершенствуется техника экспериментирования. Учащиеся готовят самостоятельные исследования и проекты.

Слайд 18

 При подготовке к самостоятельным исследованиям учащихся используем учебник – тетрадь А.И.Савенкова.

Неоценимую роль играет способность учащегося работать в проектной или исследовательской работе. Приобретая необходимые умения и навыки, а именно: работать самостоятельно, использовать различную информацию, уметь использованную информацию переработать и систематизировать, уметь пользоваться ресурсами компьютера, делать презентации и другие виды творческих работ-положительно влияют на адаптацию ученика в среднем и старшем звене

 Несколько слов из опыта работы над проектной деятельностью

 Учащиеся начальной школы принимают активное участие в проектной деятельности. В 3-4- ых классах проводятся классные проектные конкурсы. Тема проектных работ выбирается учащимися самостоятельно и свободно. В проектную деятельность учителя стараются привлечь ребят как индивидуально, так и группой. Все работы обязательно просматриваются, делаются необходимые выводы, намечаются пути решения и исправления недостатков. Но в обязательном порядке каждый ученик поощряется за работу. Это может быть оценочное выражение или награждение почётными грамотами, дипломами. Учащиеся демонстрируют свои работы перед друзьями в классе, а также перед другими классами.

Возможно, ребята не займут призовых мест, но самое главное - приобретут опыт выступления перед аудиторией. Смогут сопоставить свою работу с работами других ребят. Возможно, увидят некоторые недочёты в своей работе. Такое участие позволит ребятам сделать соответствующие выводы, появится стремление продолжить работу над проектом.

Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого философа и драматурга Г.Э.Лессинга «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».



Подписи к слайдам:

Тема заседания: Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности.
Содержание выступления. • Современные стандарты начальной школы. • Что такое проектная деятельность?• Основные принципы организации работы над проектами в начальной школе. • Проектная деятельность в учебном процессе и в воспитании школьников (из опыта работы).
Проект – одна из форм исследовательской работы.Проект – совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.
Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», выступающий, бросающийся в глаза.
Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
Направлены на достижение конкретных целей.Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий.Имеют ограниченную протяженность во времени. С определенным началом и концом.В определенной степени неповторимы и уникальны.
Цель работы над проектами в начальной школе: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Что такое проект для ученика?-раскрытие творческого потенциала;-умение работать в группе; -деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися-умение презентовать свою работу.
Что такое проект для учителя?
Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: -проблематизация, -целеполагание,- планирование деятельности,- рефлексия и самоанализ, -презентация и самопрезентация.
3 класс «Чем важна вода?»
• Какие водоёмы есть в твоём крае? • Какими источниками питьевой воды пользуются и как сохраняют их чистоту? • Есть ли в твоём крае родники, колодцы, колонки, водяные мельницы?
1 класс «Окружающий мир» есть страницы проектной работы: напиши проект на тему «Я и моя семья», «Мой класс и моя школа».
4 класс «Когда, зачем и почему?» (к рассказу М. Константиновского «Что такое электрический ток?» ) • Напиши ответ на вопрос: Что такое электроны? • Напиши о силе, которая заставляет свободные электроны двигаться в одном направлении? Рассказ А. Дитриха «Какая книжка самая интересная» • Напиши о том, какой ты себе представляешь книгу будущего?
Внеурочная деятельность школьников.
Методика А.И. Савенкова
Пособие ориентировано на решение практических задач исследовательского обучения в образовательной практике современной начальной школы.
Основные этапы1.Актуализация проблемы.2.Определение сферы исследования.3.Выбор темы исследования.4.Выработка гипотезы.5.Выявление и систематизация подходов к решению.6.Определение последовательности проведения исследования.7.Сбор и обработка информации.8.Анализ и обобщение полученных материалов.9.Подготовка отчета.10.Доклад.
Темы детских исследований•Фантастические.•Эмпирические.•Теоретические.
1 класс•Что такое исследование?•Как задавать вопросы?•Коллективная игра –исследование.•Рассказ об объектах наблюдений.
Коллективная игра-исследование «Строим дом»
Задачи:-Учить детей отбирать нужный по теме материал;-Развивать речь и мышление учащихся;-Формировать умение играть в коллективе.
Задания развивающие общие исследовательские умения и навыки.Упражнения на развитие внимания и наблюдательности.
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности.
Упражнения требующие проведения экспериментов (Акварельная монотопия)
2 класс•Что такое проблема?•Методы исследования. Эксперимент.•Учимся выделять главное и второстепенное. (Рассказ на заданную тему)•Анализ и синтез.
ЭкспериментыЧто можно сделать из куска бумаги?
3-4 классы•Совершенствование техники экспериментирования.•Самостоятельные исследования
А.И.Савенков«Я -исследователь»

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии в начальной школе

Покатаева Ирина Павловна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 46

В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие. Поэтому необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.

Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс. В силу некоторых причин, игра необычайно привлекательна для участников любого возраста. Школьники тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в «конверсионных» целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

3. Учебный материал используется в качестве ее средства.

4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.

5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом»

Условия, обеспечивающие привлекательность игр, могут быть трансформированы в требования к играм в образовании:

  • Игровая оболочка: должен быть задан игровая сюжет, мотивирующий всех участников на достижение игровых целей.
  • Включенности каждого: команды в целом и каждого игрока лично. Можно не задавать индивидуальных мотивов, если речь идет, к примеру, о соревновании. Но тогда возможность достижения выигрыша должна быть у каждого члена команды.
  • Возможность действия для каждого участника. Должны быть проработаны и заложены в игровую оболочку не только мотивы, но и возможность самостоятельного активного действия для каждого игрока, таким образом, чтобы он мог принимать решения, выбирать варианты способов действования, имел право отказа от действия и т.д.
  • Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
  • Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями.
  • С другой стороны, задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому необходимо, во-первых, учитывать уровень участников игры; и, во-вторых, задания подбирать с «вилкой» от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
  • Вариативность — в игре не должно быть одного единственно возможного пути достижения цели.
  • Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

В развивающих играх, в этом заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.

В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ». Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:

1) игра — эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра — один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Игры, предложенные П.М.Баевым для учащихся зарубежных школ, можно использовать в готовом или изменённом виде на уроках русского языка в русской школе.

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды уроков:

1) ролевые игры на уроке (инсценирование);

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок -КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока(начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Задания, упражнения и игры для развития речи

Разучивание стихотворений

Разучивание стихов способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.

Пересказ и рассказ

Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино- и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.

Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память.

Если ребенку трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется применять следующий прием — предложить разыграть в лицах прочитанный им рассказ или сказку. При этом первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между учащимися (этот прием можно с успехом применять на уроке). После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.

На развитие выразительной, грамматически правильно построенной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей в исполнении актеров, владеющих мастерством художественного слова.

Скороговорки

Скороговорки — эффективное средство развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей.

У пеньков опять пять опят.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Мокрая погода размокропогодилась.

Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.

Нисколько не скользко, не скользко нисколько.

Около кола колокола колоколят.

Три дровосека, три дроворуба на дворе дрова топорами рубят.

От топота копыт пыль по полю летит.

Всех скороговорок

Не перескороговоришь

Да не перевыскороговоришь!

Сшит колпак не по-колпаковски. Слит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоковать.

Ехал грека через реку, Видит грека: в реке — рак. Сунул грека руку в реку, Рак за руку грека — цап!

Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.

Купи кипу пик (и так 3 раза). Мамаша давала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

По утрам мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил.

По утрам у Айболита, до обеденной поры, лечат зубы: зебры, зубры, тигры, выдры и бобры.

Смотрит зайка косой, Как девчонка с косой, за речною косой

Травы косит косой.

У Кондрата куртка коротковата.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне кукушонок смешон.

Свинья тупорыла весь двор перерыла. Все бобры добры для своих бобрят.

По траве тропа протоптана.

Пароль «Орел».

Папа покупал покупки.

Макара укусил комар, Прихлопнул комара Макар.

Шел Егорка по пригорку И учил скороговорку. Он учил скороговорку Про Егорку и про горку.

А когда сбежал под горку, Позабыл скороговорку.

И теперь в скороговорке

Нет ни горки, ни Егорки.

Игры «в слова». Игры «со словами»

Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за словом в карман»), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3—5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.

«Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га).

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, ρ

Назвать слова, противоположные по значению: Тонкий — Острый — Чистый — Громкий — Низкий — Здоровый — Победа — и т.п.

«Кто больше сочинит»

Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих картинок.

Огурец — молодец. Заяц — палец. Очки — значки. Цветок — платок . И т.д.

Примечание. Для объяснения понятия «рифма» можно привлечь отрывок из книги Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о том, как Незнайка сочинял стихи.

«Перевернутые слова»

Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

Пример: МАИЗ - ЗИМА.

В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.

Пример: НЯНААВ — ВАННАЯ .

«Из слогов — слова»

Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.

Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра . (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван).

Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.

Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га.

Соединить половинки слов

Это задание составляется следующим образом: слова делятся на две части (ГА-ЗЕТА, ПЫЛЕ-СОС и т.д.). Затем первые половинки записываются вразнобой в левый столбик, а вторые — в правый. Ребенку предлагается соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

Составить слова по конструкции

Предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с которыми необходимо подобрать слова.

а) составить не меньше 10 слов по следующим конструкциям:

б) составить 6 слов, в которых первые две буквы СВ, а количество остальных не ограничено. Например: СВОБОДА, СВИРЕЛЬ и т.д.

За 3 мин. написать как можно больше слов, состоящих из 3-х букв

Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово.

Например: ФОТОГРАФИЯ — риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т.д.

Добавлять другие буквы воспрещается!

Предлагается слово-корень: стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов. Например: ДОМ— домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др.

К числу более сложных игр относится составление палиндромов .

Палиндромы — это слова или целые предложения, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа налево: Анна, шалаш, казак, наган и др. А роза упала на лапу Азора. Аргентина манит негра. Леша на полке клопа нашел и др.

Задания, упражнения, игры для развития памяти

Способность младших школьников к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается в этом случае уже недостаточной.

Младший школьный возраст является сензитивным для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.

Эффективная обучающая методика по созданию мнемических опор разработана К.П.Мальцевой (1958). Эта методика, получившая название «Смысловые единицы», может быть использована для школьников всех возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности, начиная со второго класса. Удобнее всего использовать эту обучающую методику в начальной школе.

Методика заключается в том, что перед учеником ставится задача выделить главное в тексте (создать мнемические опоры) и указывается путь анализа текста. Чтобы вычленить главное, ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этой части?» и «Что говорится (сообщается) об этом?»

Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а второй вопрос подтверждает правильность этого выделения. Обучающая методика имеет две части. Первая часть — выделение смысловых опор, вторая — составление и использование плана как смысловой опоры мнемической деятельности школьника.

Обучающая игровая методика «Смысловые единицы»

Часть I. Обучение созданию мнемических опор

Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого тебе нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говорится в начале текста и что об этом говорится? После того как ответишь на эти вопросы, надо задать следующие: о ком (или и чем) говорится дальше и что об этом говорится? И так будем работать до конца текста. Все ли тебе ясно?»

Для чтения и последующей работы дается, например, рассказ К. Паустовского «Заячьи лапы».

Заячьи лапы

Летом дед пошел на охоту в лес. Ему попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошел дальше. Но вдруг испугался: с одной стороны сильно тянуло дымом. Поднялся ветер. Дым густел. Его уже несло по лесу. Дым покрывал кусты. Стало трудно дышать. Дед понял, что начался лесной пожар, и огонь быстро идет прямо на него. По словам деда, и поезд не мог бы уйти от такого огня.

Дед побежал по кочкам, дым выедал ему глаза. Огонь почти хватал его за плечи.

Вдруг из под ног деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед знал, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Они гибнут тогда, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!» Заяц вывел деда из огня.

Заяц и дед выбежали из леса к озеру. Оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и принес домой. У зайца обгорели задние ноги и живот. Заяц страдал. Дед вылечил его и оставил у себя.

Это был тот самый зайчонок с рваным левым ухом, в которого стрелял дед на охоте.

После прочтения рассказа задаются вопросы. На первом занятии, если ребенок испытывает какие-либо затруднения, вопросы могут задаваться учителем или же сразу самим учеником.

У.О ком говорится в начале рассказа?

Д. О дедушке.

У. Что говорится о дедушке?

Д. Что он пошел на охоту (и не попал в зайчонка).

У.О ком говорится дальше?

Д. О дедушке.

У. Что о нем говорится?

Д. Дедушка попал в лесной пожар.

У. Потом о ком говорится?

Д. О дедушке.

У. Что о нем говорится?

Д. Дедушку спас от пожара зайчонок.

У.О ком говорится в конце рассказа?

Д. О дедушке.

У.Что о нем говорится?

Д. Дедушка вылечил обгоревшего зайца.

Общие правила выделения мнемических опор

1. Текст не разбивается предварительно на части.

2. Главные мысли выделяются по ходу чтения материала.

3. Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.

4. Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь — вытекать одна из другой, как «ручеек».

5. Правильно выделенные основные мысли должны составить короткий рассказ.

6. Если какое-то записанное предложение не соответствует остальным, значит выделена не главная мысль и нужно вернуться к этому месту в тексте.

7. Мнемические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развернутые, самостоятельно составленные или взятые из текста, предложения.

Через 3—4 занятия оба вопроса: «О ком (или о чем) говорится?» и «Что про это говорится?» — сливаются в один, пропадает потребность задавать их вслух.

Обучающая методика по созданию мнемических опор занимает 5—7 занятий с частотой 2—3 занятия в неделю по 20—30 мин. Запомнить и пересказать короткий рассказ (выделив основную мысль) не составит труда для любого ребенка с нормальным интеллектом.

Мнемическую деятельность можно сделать более эффективной, используя вторую часть методики.

Задания, упражнения, игры для развития мышления

Завершение рассказа

Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы — 10 мин.

Рассказ можно оценить по следующим критериям: — законченность рассказа; — яркость и оригинальность образов; — необычность поворота и сюжета; — неожиданность концовки.

Составление рассказа с использованием отдельных слов

Детям предлагаются отдельные слова. Например, а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

Загадки

Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения.

Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах (мяч, книга, карандаш и др.).

Гуляю по свету,

Жду ответа,

Найдешь ответ —

Меня и нет. (Загадка)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек. (Собака)

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. (Болото)

Сидит на окошке кошка.

Хвост как у кошки,

Лапы как у кошки,

Усы как у кошки,

А не кошка. (Кот)

Два гуся — впереди одного гуся,

Два гуся — позади одного гуся,

И один гусь — посередине.

Сколько всего гусей? (Три)

У семерых братьев по одной сестрице. Много ли всех? (Восемь)

Два отца и два сына нашли

Три апельсина и разделили поровну,

Каждому досталось по целому. Как?

(Дед, отец, сын)

Кто носит шляпу на ноге? (Гриб)

Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей? (Спит)

Как назвать пять дней, не называя чисел и названий дней?

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

Составление предложений

Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Берутся наугад три слова, не связанных по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

Исключение лишнего

Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному. Лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

Поиск аналогов

Называется какой-либо предмет или явление, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор» (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

«Учиться надо весело, учиться надо весело, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…» это строчки из известной детской пени. Что может быть интересней для ребёнка, чем игра?! Педагог, как волшебник, используя игровые технологии, способен превратить самый обыденный учебный процесс в незабываемое действие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабанский Ю. Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985.

2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. № 6.

3. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. М., 1989.

4. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992.

5. Колоцця Д. А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение. М., 1909.

6. Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. Ростов н/Д. 2002.

11. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.

12. Чкаников И. Игры и развлечения. М., 1957.



Предварительный просмотр:

Если звуку можно доверять.

Покатаева Ирина Павловна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №46 с УИОП

        Мы знаем, что дети должны учиться писать грамотно. Для этого работу над орфографической грамотностью следует начинать с развития орфографической зоркости. Важно научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а затем подвести их к решению.

        Как может быть построено такое обучение? Необходимо уже в первом классе вооружить детей знанием тех основных признаков, по которым они могли бы, ещё не владея орфографическими правилами, обнаружить подавляющее число орфограмм. Самую значительную часть орфограмм русского языка, составляют орфограммы слабых позиций, к которым в первую очередь относятся безударные гласные в разных частях слова, согласные, парные по глухости-звонкости, и т.д.

        Для становления такого важного для ребёнка умения, как орфографическая зоркость, предлагаю использовать упражнения в игровой форме, которые гармонично вплетаются в урок.

        Игра «Светофор»

Учитель показывает красный сигнал светофора или зажигается красный огонёк, как только появляется «опасное место»

        Игра «Найди опасное место»

Учитель произносит слова, а ученики хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Учитель подбадривает детей словами: «А какому звуку нельзя доверять? Как его найти?» (Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место» - один хлопок. Если два безударных гласных, то есть два «опасных места» - два хлопка.)

        Игра «Зажги маячок»

Учитель проводит звуковой анализ слова с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места». Дети кладут красные сигналы (кружочки) под «опасными местами». Учитель задаёт вопрос: «Как будете искать опасные места?» и отрабатывает необходимый способ действия.

Игра «Приглашения».

Позволяет закрепить знания учащихся по подбору проверочных слов, увеличение словарного запаса развитие фонематического слуха и орфографической зоркости. Учитель, выступая в роли «почтальона», раздаёт группе обучающихся приглашения. На приглашениях написаны слова с проверяемыми согласными в корне слова. Причём собраны они по одному определённому признаку. Ребятам необходимо не только правильно вставить пропущенную согласную, но и, исходя из указанных на карточке слов, определить, куда же их пригласили.

Игра «Шифровальщики».

Автоматизация узнавания звука, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза. Один обучающийся шифрует слова, другой – их отгадывает: угадывает это слово полностью и называет звук, который означает безударную букву.        

Эти игры, как и выкладывание из букв разрезной азбуки слов с пропусками «опасных мест» (если звуку можно доверять, обозначают буквой, если нельзя – ставят на его месте сигнал «опасности»), просто необходимы первоклассникам на уроках. Они делают процесс обучения более продуктивным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение".

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение"...

Представление педагогического опыта

Данный материал поможет в работе учителю над проектной и исследовательской деятельностью....

Выступление на педагогичеком совете «Сказкотерапия (метод в теории и на практике)» (представление педагогического опыта)

В материале представлен опыт по работе со сказкой. В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чем...

Представление педагогического опыта

Создание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника....

Публичное представление педагогического опыта педагогического работника

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.Аристипп...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...