Представление педагогического опыта
материал по теме

Стрежнева Марина Викторовна

Данный материал поможет в работе учителю над проектной и исследовательской деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_opyt.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов                                             Стрежневой Марины Викторовны

Мало знать, надо и применять.

   Мало очень хотеть, надо и делать!

                                                                                И. Гете

1. Тема инновационного педагогического опыта:

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность.

2. Актуальность и перспективность опыта: 

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленные цели.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений, навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Еще очень важно формировать ключевые компетенции учащихся. И начать данную работу следует еще в начальной школе, в 1 классе. Ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Проектная и исследовательская деятельность – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Специфика проектной и исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.

Проектная и исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что сейчас дети читают, в лучшем случае, лишь учебники. Много информации дети должны узнать от родителей. Их помощь также важна и нужна. Но учитель – первый помощник для учащегося в написании проекта и исследования. Поддержка в работе может быть различной: мотивационная, информационная, организационная, техническая и поддержка в самооценке проекта.

Проектная технология, которую можно рассматривать как надежный путь кардинального повышения качества обучения, т. к. она:

- позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивает ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;

- направлена на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяет сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего;

- обеспечивает возможность управления познавательной и учебной деятельностями посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения;

- обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования путем осуществления последовательного перехода к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности;

- обеспечивает возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, освоение новых профессий и областей знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевые компетенции». И именно проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. Вообще, исследование — это творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире. Мы все исследователи и каждую минуту что-то исследуем, а дети тем более.

3. Теоретическая база:

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. «Брошенный вперёд» - таков точный перевод слова «проект». Возникший из идеи свободного воспитания в начале прошлого столетия в США, метод проектов вобрал в себя идеи гуманистического направления в философии и образовании. Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик предложили строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика.                                         Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Руководил группой педагогов С.Т. Шацкий, начиная с 1905 года. Сегодня мы возвращаемся к методу проектов на новом этапе. Теоретическими основами проектного обучения (по Т. И. Шамовой) являются следующие принципы организации процесса обучения:

1. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении. 

2. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций.  

3. Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.  

4. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.

Проектная методика относиться к личностно-ориентированному обучению, теоретические и практические основы которого создали известные российские ученые Е. В. Бондаревская, О.С. Газман, И. С. Якиманская.                                                                                        

Реализация метода проектов в учебно-воспитательном процессе претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, она становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней: стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний. Через проектную и исследовательскую деятельности, предусматривающие решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике – соединение академических знаний с прагматическими, при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал новый УМК “Планета знаний” (под общей редакцией И.А. Петровой). Когда я начала апробацию данного УМК, то, не задумываясь, решила, что тема моего самообразования будет связана с исследовательской деятельностью детей.

4. Ведущая педагогическая идея:

Если систематически и последовательно заниматься проектной и исследовательской деятельностью с учащимися, то у них можно сформировать ключевые компетенции, которые пригодятся им при жизни.

5. Оптимальность и эффективность:

Цель моей работы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, которые определяют формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. К концу 4 класса я предположила, что возможны следующие результаты:

1. Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний.

2. Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме.

3. Умение планировать работу над проектами.

4. Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов; доводить начатое дело до конца.

Проекты по данной программе начинаются с 1 класса и представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике – с 1-го по 4-й класс по каждой учебной дисциплине. Разворот содержит не только темы проектов, но и своеобразные подсказки, облегчающие подготовку проекта. Со 2 класса добавляется письменная работа в рабочих тетрадях по каждому из проектов, в которых учащиеся записывают ход своих действий по выполнению проектов.

Конечно, в начале 1 класса помогала ребятам я и родители. Но к концу 1 класса уже сами учащиеся готовили свои проекты, учились их защищать. Во 2 - 4 классах работы стали более обширные, творческие, серьезные. Ребят заинтересовала сама непосредственная работа над проектом. И, конечно, же защита своих проектов. Сколько эмоций у них возникает, когда они приносят проекты в день защиты. Им хочется поделиться с друзьями, рассказать о том, что нового они узнали. Надо сказать о том, что из 30 человек в классе практически всегда выполняют проекты 28-30 человек, что составляет 96-100 % учащихся.

Следующий мой класс обучался по программе «Перспектива». И в работе по этому УМК я тоже нашла моменты работы над данной темой.  

6. Результативность опыта:

  • - дети спокойно отвечают у доски, не боятся сделать ошибку при ответе (обладают коммуникативной компетентностью);         
  • - уже есть моменты, когда они пытаются четко и ясно изложить свои мысли (общекультурная, учебно-познавательная компетенции);
  • - стали активнее и самостоятельнее (коммуникативная, социально-трудовая компетенция);
  • - не боятся высказать свою точку зрения (личностное самосовершенствование);
  • - спокойнее и легче ориентируются в необычных ситуациях (в школе, дома) (коммуникативная, личностного самосовершенствования).

7. Представление педагогического опыта:

  • Обобщение опыта на МО учителей начальных классов; выступления на конференциях, курсах повышения квалификации.
  • Открытые уроки в школе и на Республику.
  • Родительское собрание на тему «Как написать исследовательскую работу».
  • Участие детей в школьной и городской научно – практической конференции.
  • Участие детей в Бахтинских чтениях.
  • Статья в Межрегиональном сборнике «Модернизация учебного процесса в условиях перехода на ФГОС НОО». Тема: «Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность».
  • Статья в Международном сборнике «Гуманитарные науки и стратегии образования: пути интеграции». Тема: «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников на уроках в УМК «Планета знаний».
  • Участие в Республиканском семинаре «Готовность учителя начальных классов к реализации требований ФГОС» в рамках КПК учителей начальных классов.
  • Проведение Мастер – класса на Республиканском семинаре – практикуме «Профессионализм педагога как условие качественного образования» по теме «Формирование УУД у младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность».
  • Выступление на августовской городской секции учителей начальных классов по теме «Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность».
  • Материалы из опыта работы опубликованы на сайтах:

                               https://nsportal.ru/marina-victorovna

http://sc24sar.schoolrm.ru/sveden/employees/10780/187434/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение".

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение"...

Выступление на педагогичеком совете «Сказкотерапия (метод в теории и на практике)» (представление педагогического опыта)

В материале представлен опыт по работе со сказкой. В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чем...

Представление педагогического опыта

Создание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника....

Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".

В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение  качества устной и письменной речи де...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Публичное представление педагогического опыта педагогического работника

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.Аристипп...