Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе "Чтение с увлечением" . Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена возрастными особенностями второклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_s_uvlecheniem.docx51.36 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» для   2 а класса  составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленной в ФГОС НОО.

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 года);

Приказ МО РФ от 06.10 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»

 Приказ МО РФ от 26.11 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО РФ от 06.06.10 2009 г. № 373»

Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Авторской программы «Чтение с увлечением»,  авторы М.В. Буряк, Е.Н. Карышева. Москва «Планета», 2016

Методическими рекомендациями Буряк М.В., Карышева Е.Н. Чтение с увлечением. 2 класс.

Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» № 240-V  от 13 декабря 2013 г;

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Курумканская СОШ №1»

Уставом МБОУ «Курумканская СОШ №1» от 23.12.2015 г.

Положением о рабочей программе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская СОШ №1»

Учебным планом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская СОШ №1»

Цели курса:

    развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

   приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

   обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

   введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг.

Задачи:

Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно – этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой;

Развитие творческих способностей детей;

Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Для достижения целей и решения поставленных задач подобрана согласно возрасту классическая детская литература по разделам. Разработаны памятки – алгоритмы для выполнения творческих работ. Отобраны материалы для ручных работ из различных материалов. Подготовлены задания, направленные на развитие следующих умений:

Умение выделять звуки в словах и давать их характеристику, ставить ударение, делить слова на слоги;

Умение делить текст на предложения, отличать текст от набора предложений.

Умение правильно списывать слова, предложения, тексты.

   Особенностями построения программы «Чтение с увлечением» является то, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы ребёнка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость, доброта и т.д.

   Характерной особенностью программы является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме.

   Актуальность программы обуславливается потребностью общества в развитии духовно-нравственных, эстетических качеств личности человека; Произведения природоведческого характера имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о родной природе, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа.

   Курс «Чтение с увлечением» способствует формированию читательской компетентности второклассников, развивает их образное мышление, обогащает речь. Содержание занятий призвано расширить творческий потенциал детей, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

   Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена возрастными особенностями второклассников, их разносторонними интересами, любознательностью, увлечённостью, инициативностью.

Планируемые результаты освоения учебного курса

                        Планируемые результаты освоения учебного курса

      Личностные результаты освоения курса:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Обучающиеся 2 класса получат возможность научиться:

Выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;

Оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей;

Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей

     Предметные результаты  освоения курса:

 - воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

- понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из   данных; самостоятельно озаглавливать текст;

- делить текст на части, озаглавливать части;

- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

-размышлять о характере и поступках героя;

- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

- относить героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

- конструировать из бумаги, делать простые аппликации.

- работать с ручными инструментами.

    Метапредметные результаты освоения курса:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития - формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах

Обучающиеся 2 класса получат возможность научиться:

Понимать цель и смысл выполняемых заданий;

Самостоятельно составлять план действий решения учебной задачи;

Задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;

Следить за действиями участников группы в процессе коллективной творческой деятельности;

Проявлять интерес к общению.

Самостоятельно работать с книгой как источником информации

Выделять в тексте основные части, определять микротемы;

Сравнивать разные тексты( по теме, жанру главной мысли, героям).

Планировать и контролировать свою работу.

Реализовывать свой творческий замысел.

Обучающиеся 2 класса научатся:

Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами подготовленный текст, темп чтения вслух 55-60 слов и выше, про себя — на 10 и более слов больше;

Понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

Делить текст на части, озаглавливать части;

Выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

Размышлять о характере и поступках героев;

Составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

Высказывать свое отношение к прочитанному;

Задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

Пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;

Составлять план из самостоятельно созданных картинок;

Составлять элементарные тексты – описания по предложенному плану;

Делать иллюстрации к прочитанным текстам, подписывать их цитатами из произведения;

Инсценировать;

Создавать собственные комиксы;

Осуществлять звукобуквенный анализ слов;

Работать с деформированным текстом;

Создавать композиции с животными, людьми, разными объектами.

Выстраивать весь процесс выполнения задания

                       Содержание учебного курса

   Программа представляет собой интеграцию предметов Литературное чтение, окружающий мир и Русский язык (развитие речи) и является одним из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению читательской культуры, привитию навыков самостоятельной работы.

   Особенностями построения программы является то, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость, доброта, забота, чуткость и др.

Виталий Бианки «Музыкант»

Знакомство с курсом «Чтение с увлечением.

Знакомиться с краткой биографией Виталия Бианки; определять жанр произведения; соединять линиями слова с их толкованием; вспоминать содержание рассказа и восстанавливать план повествования; выбирать слова, которые характеризуют старика и обосновывать свой ответ; находить в таблице с буквами названия героев рассказа; определять пропущенные слова в предложении и разгадывать кроссворд; отвечать на вопросы текста; рассуждать о том, что у человека должна быть добрая душа.

Соединять линиями слова с их лексическим значением; вписывать данные о произведении в карточку; восстанавливать порядок словесного плана; давать характеристику герою; находить в таблице с буквами название героев рассказа; разгадывать кроссворд.

Виталий Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок»

Вспомнить героев русской сказки «Колобок»; вспоминать содержание сказки «Лесной Колобок – Колючий Бок»; определять жанр произведения и вписывать данные о сказке-несказке в карточку; отвечать на вопросы по содержанию сказки; вспоминать песенку Лесного Колобка и дописывать пропущенные слова; называть героев сказки и раскрашивать их; выбирать пословицы, которые соответствуют сказке, и обосновывать свой ответ; находить в таблице с буквами названия героев сказки и закрашивать их; расставлять буквы по местам и восстанавливать имя главного героя сказки; рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть интересное вокруг.

Вписывать данные о произведении в карточку; выбирать из предложенных персонажей героев сказки и раскрашивать их; продолжать строчки из песенки; выбирать пословицы, которые соответствуют сказке; находить в таблице с буквами названия героев сказки; восстанавливать название главного героя сказки.

Николай Сладков «Непослушные малыши»

Знакомиться с краткой биографией Николая Сладкова; определять, в какой сборник можно поместить произведение «Непослушные малыши»; вспоминать содержание сказки; определять жанр произведения; соединять линиями слова с их толкованием; вспоминать содержание сказки и соединять линиями слова из текста и соответствующие им рисунки; раскрашивать картинки; определять, какие слова подходят для характеристики Медведушки; вспоминать персонажей сказки и разгадывать кроссворд; определять, что несказочного было в сказке-несказке; рассуждать, что в природе всё идёт последовательно в зависимости от времени года.

Вписывать данные о произведении в карточку; соединять линиями слова с их лексическим значением; соединять слова из текста с рисунками; давать характеристику герою; разгадывать кроссворд.

Николай Сладков «Трясогузкины письма»

Определять, в какой сборник можно поместить произведение «Трясогузкины письма»; вписывать данные о произведении в карточку; определять жанр произведения; соединять линиями слова с их толкованием; вспомнить содержание рассказа и восстанавливать цитатный план; определять сюжет, к которому подходит рисунок; выбирать и называть качества характера, которые проявились у людей в рассказе; разгадывать ребусы и называть зашифрованные слова; используя буквы в слове «трясогузка», составлять и записывать новые слова; перечислять, что узнали интересного из жизни птицы; рассуждать о милосердии, сострадании, заботливости.

Вписывать данные о произведении в карточку; определять лексическое значение слова по предложенному толкованию; восстанавливать цитатный план; выбирать сюжет, к которому подходит рисунок; выбирать качества характера у людей, которые проявились в рассказе; разгадывать ребусы; определять общее название объектов, зашифрованных в ребусах; составлять и записывать новые слова, используя слово «трясогузка».

Николай Сладков «Топик и Катя»

Отгадывать загадки и определять главных героев рассказа; вписывать данные о произведении в карточку; определять жанр произведения; определять и раскрашивать только героев рассказа; вспоминать содержание произведения и дополнять план; рассказывать, как жили Топик и Катя; составлять из букв имена героев рассказа; выбирать сюжет, к которому подходит рисунок; раскрашивать картинку; пересказывать, что узнали интересного из жизни животных; рассуждать о заботливом отношении к животным.

Вписывать данные о произведении в карточку; выбирать и раскрашивать только героев рассказа; дополнять план рассказа; определять лексическое значение слов и сочетаний слов; определять, как жили герои рассказа; составлять из букв имена героев; выбирать сюжет, к которому подходит рисунок; раскрашивать рисунок.

Виталий Бианки «Подкидыш»

Определять на основе загадки тему занятия; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; на основе предложенных толкований определять лексическое значение слова; вспоминать содержание текста и отвечать на вопросы теста; называть правила поведения в лесу; определять, какие правила поведения в лесу нарушены в рассказе; разгадывать ребусы и вписывать полученные слова в предложения; рассуждать о положительном отношении к пернатым друзьям – птицам.

Вписывать данные о произведении в карточку; соединять понятия и толкования слов; отвечать на вопросы текста; выбирать правила поведения в природе, которые нарушены в рассказе; разгадывать ребусы и вписывать полученные слова в предложении.

Николай Сладков «Осень на пороге»

Отгадывать загадку и определять время года; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; вспоминать содержание сказки и восстанавливать цитатный план; используя содержание сказки, рассказывать, как животные готовятся к зиме; определять главную мысль сказки; выбирать пословицы и доказывать, что данная пословица относится к тексту сказки; находить в таблице с буквами названия героев сказки и закрашивать их; вписывать слова в предложения и разгадывать кроссворд; рассуждать о том, что в природе всё идёт последовательно, в зависимости от времени года.

Вписывать данные о произведении в карточку; восстанавливать цитатный план; вписывать пропущенные слова в предложения; находить главную мысль в тексте; выбирать пословицы, которые относятся к тексту; находить в таблице с буквами названия героев и закрашивать их; разгадывать кроссворд.

Виталий Бианки «Теремок»

Вспомнить героев русской сказки «Колобок»; вспоминать содержание сказки «Лесной Колобок – Колючий Бок»; определять жанр произведения и вписывать данные о сказке-несказке в карточку; отвечать на вопросы по содержанию сказки; вспоминать песенку Лесного Колобка и дописывать пропущенные слова; называть героев сказки и раскрашивать их; выбирать пословицы, которые соответствуют сказке, и обосновывать свой ответ; находить в таблице с буквами названия героев сказки и закрашивать их; расставлять буквы по местам и восстанавливать имя главного героя сказки; рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть интересное вокруг.

Вписывать данные о произведении в карточку; соединять текст с рисунками; определять, почему животные в сказке Виталия Бианки не дружат; отгадывать загадки; дописывать слова-рифмы в загадку.

Евгений Чарушин «Друзья»

            Знакомиться с творчеством Евгения Чарушина; беседовать о книгах Чарушина, определять их тематику; выяснять, в какой сборник можно поместить рассказ «Друзья»; определять жанр произведения; определять значение непонятных слов в рассказе; заполнять таблицу на основе событий в рассказе; восстанавливать предложения; давать характеристику героям; отвечать на вопросы по содержанию текста; знакомиться с образом жизни лисиц; называть слова-ассоциации к слову «дружба»; подбирать рифмы; рассуждать о дружбе и бережном отношении к природе; определять главную мысль рассказа.

Вписывать данные о произведении в карточку; заполнять таблицу на основе событий в рассказе; восстанавливать предложения; давать характеристику героям и описывать , как удалось подружиться дикому и домашнему животному; определять идейное содержание рассказа; выбирать верный ответ из предложенных; называть слова-ассоциации к слову «дружба»; подбирать рифмы в стихотворения о героях рассказа.

Михаил Пришвин «Ёж»

Знакомиться с творчеством Михаила Пришвина; беседовать о книгах Пришвина, определять их тематику; выяснять, в какой сборник можно поместить рассказ «Ёж»; определять значение непонятных слов в рассказе; отвечать на вопросы по содержанию текста; знакомиться с образом жизни ежей; рассуждать о качествах героев рассказа; разгадывать кроссворд; находить слова-сравнения; определять главную мысль рассказа; рассуждать о бережном отношении к природе и потребности общения с ней.

Вписывать данные о произведении в карточку; соединять стрелочкой слова, подходящие по смыслу; находить сравнения в тексте и вписывать их в предложения; давать характеристику герою и описывать, как человеку удалось подружиться с диким животным; из кроссворда выписывать буквы в определённом порядке, чтобы получились слова.

Евгений Чарушин «Что за зверь?»

Определять жанр произведения и вписывать данные в карточку; определять значение непонятных слов в рассказе; разгадывать загадки; отвечать на вопросы по содержанию текста; выполнять задания тестового характера; дополнять план рассказа; давать характеристику героям и событиям; знакомиться со следами некоторых зверей; знакомиться с образом жизни кроликов; описывать героев рассказа с помощью слов для справок; зачёркивать буквы по указанному правилу и читать получившиеся слова; определять главную мысль рассказа; рассуждать наблюдательности, бережном отношении к природе, заботе о животных.

Вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы теста; дополнять план рассказа; давать характеристику героям; выбирать слова, с помощью которых можно их описать; выполнять задания занимательного характера.

Михаил Пришвин «Этажи леса»

Определять жанр произведения и вписывать данные в карточку; определять значение непонятных слов в рассказе; анализировать отрывки из текста и определять качества человека; отвечать на вопросы по содержанию текста; подбирать свои названия к сюжетным рисункам; определять верные и неверные высказывания с опорой на содержание текста; определять главную мысль рассказа; раскрашивать героев рассказа и «расселять» их по этажам; рассуждать о том, что природа и человек неразделимы, об ответственности человека за свои поступки.

Вписывать данные о произведении в карточку; определять качества человека, опираясь на текстовое описание; рассматривать рисунки к тексту и подбирать к ним свои названия; определять верные и неверные высказывания; «расселять» животных по «этажам» в соответствии с текстом и раскрашивать рисунки.

Евгений Чарушин «Волчишко»

Определять жанр произведения и вписывать данные в карточку; определять значение непонятных слов в рассказе; разгадывать загадки; определять последовательность событий; отвечать на вопросы по содержанию текста; выяснять главную мысль произведения; знакомиться с правилами поведения в природе в занимательной форме (стихи); раскрашивать рисунки к рассказу; знакомиться с образом жизни волчат; определять по обложке книги тематику произведений; выяснять, какие чувства испытывает читатель при прочтении рассказа; рассуждать сочувствии, сопереживании герою рассказа.

Вписывать данные о произведении в карточку; определять последовательность событий в соответствии с текстом; составлять из слов предложение; находить и подчёркивать ответы на вопрос в отрывке из текста; рассказывать правила поведения в лесу; определять по рисунку правило, которое нарушил человек в рассказе; отгадывать загадки; раскрашивать рисунки.

Михаил Пришвин «Охота за бабочкой»

Отвечать на вопросы по содержанию рассказа; определять жанр произведения и вписывать данные в карточку; определять значение непонятных слов в рассказе; восстанавливать план рассказа; описывать героев с помощью слов для справок; разгадывать анаграммы; разгадывать загадки; знакомиться с правилами поведения в природе в занимательной форме (стихи); раскрашивать рисунки к рассказу; знакомиться с научными фактами из жизни собак (почему собаки высовывают язык); выяснять, какое настроение вызывает этот рассказ; рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть интересное вокруг.

Заполнять карточку с данными о произведении; восстанавливать план рассказа; выбирать слова, с помощью которых можно описать главных героев: бабочку и щенка; разгадывать анаграммы.

Евгений Чарушин «Кошка Маруська»

Отвечать на вопросы по содержанию рассказа; определять жанр произведения и вписывать данные в карточку; определять значение непонятных слов в рассказе; знакомиться с информацией о кошках; сопоставлять события в рассказе с временем года; давать характеристику герою рассказа (охотнику); составлять предложения из слов для справок; подбирать слова-ассоциации к сочетаниям слов «домашнее животное»; беседовать о том, как нужно относиться к домашним животным; рассуждать о таких качествах человека, как ответственность, чуткость; разгадывать кроссворд.

Вписывать данные о произведении в карточку; находить соответствия между событиями в рассказе и временем года; записывать с помощью слов для справок, на кого охотилась в лесу кошка; определять качества одного из главных героев рассказа – охотника; записывать слова-ассоциации к сочетаниям слов «домашнее животное»; разгадывать кроссворд.

Михаил Пришвин «Хромка»

Вспоминать содержание рассказа «Хромка» и отвечать на вопросы; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; определять значение непонятных слов в рассказе; характеризовать героев и оценивать их поступки; находить соответствие между словами и их значением; знакомиться с описанием диких уток; определять тематику произведения по обложке; определять основную идею рассказа; из букв слова составлять новые слова; раскрашивать рисунок; рассуждать о чувстве сострадания, бережном и заботливом отношении к животным.

Заполнять карточку с данными о произведении; соединять линиями слова с их лексическим значением; отвечать на вопросы по тексту; определять основную идею рассказа; оценивать поступки героев, определять их качества;  раскрашивать рисунок.

Эдуард Шим «Неслышные голоса»

Знакомиться с краткой биографией Эдуарда Шима; вспоминать содержание рассказа «Неслышные голоса»; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; на основе предложенных слов для справок составлять толкование слова; понимать, что такое вырубка и для чего она используется; вспоминать содержание рассказа и определять порядок предложений; выбирать слова, которые характеризуют детей, и обосновывать свой ответ; понимать, как барсуки общаются между собой; разгадывать филворд; дорисовывать и раскрашивать картинку; рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть интересное вокруг.

Вписывать данные о произведении в карточку; определять лексическое значение слова; определять порядок предложений в тексте; давать характеристику героям рассказа; разгадывать филворд, используя толкование слов; дорисовывать и раскрашивать картинку.

Эдуард Шим «Молчком-то лучше!»

Определять героя произведения на основе загадки; определять, в какой сборник можно поместить рассматриваемое произведение; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; извлекать информацию о животных из предложенного дополнительного текста; отвечать на вопросы по содержанию текста и соединять слова из текста с рисунками; восстанавливать цитатный план; используя слова для справок, описывать хомяка и объяснять значение выбранных слов; разгадывать ребусы на основе толкования зашифрованных слов; определять, что несказочного было сказке-несказке; рассуждать об умении видеть интересное вокруг.

Вписывать данные о произведении в карточку; соединять слова с рисунками; восстанавливать цитатный план; описывать хомяка, используя слова для справок; разгадывать ребусы; составлять из букв названия животных из сказки.

Николай Сладков «Кто в моём доме живёт?»

Определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; подписывать картинки, используя толкования слов; отвечать на вопросы по содержанию текста и соединять слова из сказки и картинки животных; выбирать высказывания о том, как нужно заботиться о птицах, дополнять список правил; разгадывать кроссворд, используя предложения из текста; придумывать свой рисунок скворечника, дорисовывать и раскрашивать дуплянку; определять, что несказочного было сказке-несказке; рассуждать о том, что в природе всё взаимосвязано.

Вписывать данные о произведении в карточку; определять названия предметов, используя толкование слов; соединять описания животных с картинками; определять, в каком порядке дятел разговаривал с животными; рассказывать, как нужно заботиться о птицах; разгадывать кроссворд; придумывать свой рисунок скворечника, дорисовывать и раскрашивать дуплянку.

Георгий Скребицкий «Белая шубка»

Знакомиться с творчеством Георгия Скребицкого; беседовать о книгах писателя, определять их тематику; выяснять, в какой сборник можно поместить рассказ; определять жанр произведения; определять значение непонятных слов в рассказе; составлять предложения с помощью слов для справок; характеризовать героев и их поступки; разгадывать кроссворд; знакомиться с научными фактами из жизни зайцев (смена цвета шерсти); рассуждать чувстве сострадания, умении помочь в трудную минуту.

Вписывать данные о произведении в карточку; выяснять, почему автор так назвал рассказ; составлять предложения о признаках зимы, пользуясь словами для справок; определять качества людей, опираясь на текстовое описание; разгадывать кроссворд.

Эдуард  Шим «Медведь-рыболов»

Определять главного героя сказки на основе загадки; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по содержанию текста и соединять слова из сказки и картинки животных; отвечать на вопросы теста; описывать медведя и объяснять значение выбранных слов; разгадывать филворд и записывать полученные слова на строчках с их толкованием; зачёркивать каждую вторую букву, читать получившееся предложение и объяснять его смысл; определять, что несказочного было сказке-несказке; рассуждать об умении видеть интересное вокруг.

Вписывать данные о произведении в карточку; соединять слова с рисунками; отвечать на вопросы теста; описывать медведя, используя предложенные слова; разгадывать филворд; восстанавливать предложение.

Георгий Скребицкий «Длинноносые рыболовы»

Вспоминать содержание рассказа «Длинноносые рыболовы» и отвечать на вопросы; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; находить соответствия между вопросами и ответами; определять значение непонятных слов в рассказе; характеризовать героев и оценивать их поступки; восстанавливать план рассказа; определять качества человека; разгадывать анаграммы; рассуждать о наблюдательности, бережном отношении к природе.

Вписывать данные о произведении в карточку; находить соответствия между вопросами и ответами; восстанавливать план рассказа; определять качества человека, опираясь на текстовое описание; разгадывать анаграммы.

Эдуард  Шим  «Дятел, Синицы, Пищухи и Поползень»

Определять по описанию героя сказки; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по содержанию сказки; определять по словам из текста, о какой птице идёт речь и соединять слова из текста, название птицы и рисунок; соединять названия птицы и названия, которые автор даёт птицам; используя слова для справок, описывать дятла и объяснять значение выбранных слов; разгадывать кроссворд, используя загадки; разгадывать ребус и выбирать толкование слова; рассуждать о том, что в природе всё взаимосвязано.

Вписывать данные о произведении в таблицу; соединять линиями название птицы, слова из текста и рисунок; закрашивать соответственным цветом карточки со словами-названиями птиц; записывать, кто такие насекомыши; описывать дятла, используя слова для справок; разгадывать кроссворд; разгадывать слово и отмечать значение, которое ему соответствует.

Георгий Скребицкий «Сказка о Весне»

Вспоминать содержание сказки «Сказка о Весне» и отвечать на вопросы; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; определять значение непонятных слов в сказке; знакомиться с приметами весны, приводить свои примеры весенних примет; определять чувства главной героини сказки; подбирать слова-ассоциации к слову «весна»; определять по обложкам тематику произведений; выяснять, в какой сборник можно поместить произведение «Сказка о Весне»; сопоставлять героев и их слова; рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть изменения в природе.

Заполнять карточку с данными о произведении; находить соответствия между словами героев и рисунками; выбирать карточки с приметами весны, о которых говорится в сказке; называть и записывать свои весенние приметы; определять, какие чувства испытывала главная героиня сказки – Весна; подбирать и записывать слова-ассоциации к слову «весна»; разгадывать шифровки.

Николай Сладков «Кто такой?»

Определять главного героя произведения на основе загадки; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по содержанию сказки; рассматривать рисунок и выбирать сюжет, который соответствует данной иллюстрации; отвечать на вопросы теста; характеризовать кукушку и объяснять значение выбранных выражений; разгадывать филворд и вписывать полученные слова в предложения; используя буквы в слове «горихвост», составлять и записывать новые слова; определять, что несказочного было сказке-несказке; рассуждать о том, что в природе всё взаимосвязано.

Вписывать данные о произведении в таблицу; выбирать сюжет, к которому подходит рисунок; отвечать на вопросы теста; описывать кукушку, используя слова для справок; разгадывать филворд; составлять и записывать новые слова, используя слово «горихвост».

Георгий Скребицкий «Длиннохвостые разбойники»

Определять главных героев произведения (сороку и зайца) на основе их описания; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по содержанию рассказа; выяснять значение непонятных слов; составлять предложения; дополнять план рассказа; характеризовать главного героя и оценивать его поступки; подбирать другой заголовок к рассказу; разгадывать шифровки; определять главную идею произведения; рассуждать о том, что слабым и беззащитным нужно помогать, не оставаться равнодушным.

Вписывать данные о произведении в карточку; составлять предложения; дополнять план рассказа; выбирать качества, которые соответствуют главному герою; подбирать другой заголовок к рассказу; разгадывать шифровки.

Виталий Бианки «Заяц, косач, медведь и весна»

Определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по содержанию сказки; соединять понятия и толкования слов и словосочетаний, раскрашивать полученные пары соответствующим цветом; соединять слова из текста с рисунками животных; выбирать пословицы, которые соответствуют сказке, и объяснять их; вспоминать содержание сказки и разгадывать кроссворд; определять, в какое время суток наблюдал Дед Мороз за животными, и соединять слова с рисунками; раскрашивать картинки; определять, почему сказку можно назвать познавательной; рассуждать о том, что в природе всё взаимосвязано.

Вписывать данные о произведении в карточку; соединять понятия и толкования слов и словосочетаний; отвечать на вопрос и соединять карточки со словами и рисунки; выбирать пословицы, которые соответствуют сказке; разгадывать кроссворд; определять время суток и соединять карточки со словами и рисунки; раскрашивать картинки.

Евгений Чарушин «Болтливая сорока»

Вспоминать содержание произведения и отвечать на вопросы по тексту; определять главного героя произведения на основе загадки; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; раскрашивать рисунки героев; составлять предложения; описывать сороку с помощью слов для справок; знакомиться с образом жизни сороки; определять поучительный смысл произведения разгадывать анаграммы; рассуждать о бережном отношении к природе, понимании повадок животных.

Заполнять карточку с данными о произведении; раскрашивать рисунки, определять, к кому относятся слова главной героини – сороки; составлять из частей предложения; подбирать слова для описания сороки; определять, чему учит сказка «Болтливая сорока»; разгадывать анаграммы.

Эдуард Шим «Заячье семейство»

Определять главного героя произведения на основе загадки; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по содержанию текста и соединять слова из сказки и картинки животных; рассказывать, как мамы-звери говорят о своих детёнышах и объяснять значение выбранных слов; разгадывать филворд и записывать названия мам животных из сказки по количеству детей; находить в таблице с буквами названия детёнышей животных и закрашивать их; определять, почему сказку можно назвать познавательной; рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть интересное вокруг.

Вписывать данные о произведении в таблицу; соединять слова с рисунками; рассказывать, как звери-мамы говорят о своих детёнышах; разгадывать филворд; находить названия детёнышей животных-мам из сказки и закрашивать их.

Николай Сладков «Лиса-плясунья»

Определять главного героя произведения на основе загадки; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; соединять выражения и их толкования; отвечать на вопросы по содержанию рассказа и дополнять план; определять последовательность действий лисы в добыче пищи; перечислять качества, которыми обладает рассказчик; разгадывать ребусы и читать толкования слов; находить спрятанные в словах названия животных; определять, почему рассказ можно назвать познавательным; рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть интересное вокруг.

Вписывать данные о произведении в таблицу; соединять выражения и их толкования; дополнять план рассказа, определять последовательность действий лисы в добыче пищи; выбирать качества, которыми обладает рассказчик; разгадывать ребусы; находить в словах названия животных.

Георгий Скребицкий «Пушок»

Анализировать содержание рассказа и отвечать на вопросы учителя; определять главного героя произведения на основе загадки; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; выполнять задания тестового характера; выяснять значение непонятных слов; рассуждать о том, почему ёжик убежал из дому; характеризовать героев и оценивать их поступки; выяснять, какие чувства испытывал мальчик – герой рассказа; знакомиться с научными фактами из жизни ежей (зимняя спячка); разгадывать анаграммы; рассуждать об интересе к природе, наблюдательности.

Вписывать данные о произведении в карточку; находить соответствия между рисунком и отрывком из текста; отвечать на вопросы теста; размышлять о том, почему ёжик не убегал из дома; определять качества людей, у которых жил ёжик; выяснять, какие чувства испытывал мальчик – герой рассказа; разгадывать анаграммы.

Виталий Бианки «Плавунчик»

Анализировать содержание рассказа и отвечать на вопросы учителя; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; выполнять задания тестового характера; выяснять значение непонятных слов; знакомиться с образом жизни плавунчика; определять поучительный смысл рассказа; подбирать другой заголовок к рассказу; разгадывать шифровки; рассуждать о бережном и заботливом отношении к природе; о том, что слабым и беззащитным животным нужно помогать.

Вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы теста; рассуждать, чему учит рассказ; подбирать другое название рассказу, исходя из его идейного содержания; разгадывать шифровки.

Георгий Скребицкий «Дружба»

Анализировать содержание рассказа и отвечать на вопросы учителя; определять главного героя произведения; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; выполнять задания тестового характера; выяснять значение непонятных слов; характеризовать героев и оценивать их поступки; рассуждать об интересе к природе, наблюдательности.

Вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по тексту; восстанавливать план рассказа; определять, какие чувства испытывал читатель при прочтении рассказа; размышлять о том, почему грач не стал бояться людей; определять качества людей, у которых жил грач; разгадывать кроссворд.

Итоговое занятие

Вспоминать названия произведений, героев и их клички; выяснять, чему учат нас сказки и рассказы природоведческого характера; вспоминать содержание произведений и отвечать на вопросы теста; называть произведения и выписывать название и фамилию автора на обложку; находить соответствия между писателями и их произведениями; разгадывать кроссворд и шифровку; размышлять о том, какими качествами должен обладать человек, любящий природу; заполнять лист самооценивания.

Отвечать на вопросы теста; вписывать названия и автора произведений на обложку книг; находить соответствие между кличками животных – героев произведений и их рисунками; вспоминать и записывать названия произведений, где встречаются герои – заяц и ёж; находить соответствия между писателями и их произведениями; определять, чему учат читателей рассказы и сказки природоведческого характера; размышлять о том, какими качествами должен обладать человек, любящий природу; разгадывать кроссворд; разгадывать зашифрованное слово.

Отбор детской литературы для чтения производился по следующим критериям:

все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей младшего школьного возраста;

все используемые произведения входят в круг детского чтения и могут использоваться в процессе организации самостоятельного чтения.

Методы и приемы формирования ключевых компетенций

   Ключевые компетенциикоммуникативная, рефлексивная, ценностно-ориентированная, компетенция личностного саморазвития.  Виды речевой и читательской деятельности:

Аудирование (слушание)

Чтение вслух

Чтение про себя

Работа с разными видами текста

Говорение (культура речевого общения)

Письмо (культура письменной речи)

Круг детского чтения

                       Формы проведения занятий:

Беседа, рассказ учителя.

Слушание чтения произведения учителем.

Различные виды чтения (использование технологии продуктивного чтения)

Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.

Устный журнал, театрализация.

Лепка из пластилина, соленого теста.

Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.

Конкурсы, викторины.

Творческая работа: проектная деятельность.

На занятиях используются следующие формы контроля:

текущий;

итоговый;

самооценка.

   Обучение носит деятельностный и развивающий характер. В ходе занятий обучающиеся осваивают следующие виды внеурочной деятельности:

познавательная деятельность;

игровая деятельность;

художественно-эстетическая деятельность.

    Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

    Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Курумканская СОШ №1» и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебным предметам в МБОУ «Курумканская СОШ №1».

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 35 часов. Программа   реализована  в  рамках  «Внеурочной деятельности» в соответствии с учебным планом школы.

Календарно - тематическое планирование

Тема занятий

Количество часов

Дата

План

Факт

1

Виталий Бианки «Музыкант»

1

04.09

2

НРК. Николай Дамдинов

«Храбрый козленок Бабана»

1

11.09

3

Николай Сладков «Непослушные малыши»

1

18.09

4

Николай Сладков «Трясогузкины письма»

1

25.09

5

Николай Сладков «Топик и Катя»

1

02.10

6

Виталий Бианки «Подкидыш»

1

09.10

7

Николай Сладков «Осень на пороге»

1

16.10

8

Виталий Бианки «Теремок»

1

23.10

9

Евгений Чарушин «Друзья»

1

30.10

10

Михаил Пришвин «Ёж»

1

13.11

11

Евгений Чарушин «Что за зверь?»

1

20.11

12

Михаил Пришвин «Этажи леса»

1

27.11

13

Евгений Чарушин «Волчишко»

1

04.12

14

НРК. Дондок Улзетуев «Ая ганга»

1

11.12

15

Евгений Чарушин «Кошка Маруська»

1

18.12

16

Михаил Пришвин «Хромка»

1

25.12

17

Эдуард Шим «Неслышные голоса»

1

15.01

18

Эдуард Шим «Молчком-то лучше!»

1

22.01

19

Николай Сладков «Кто в моём доме живёт?»

1

29.01

20

Георгий Скребицкий «Белая шубка»

1

05.02

21

Эдуард Шим «Медведь-рыболов»

1

12.02

22

ГеоргийСкребицкий«Длинноносые рыболовы»

1

19.02

23

Эдуард Шим «Дятел, Синицы, Пищухи и Поползень»

1

26.02

24

Георгий Скребицкий «Сказка о Весне»

1

05.03

25

Николай Сладков «Кто такой?»

1

12.03

26

НРК. Владимир Анищенко «Качели»

1

19.03

27

Виталий Бианки «Заяц,косач, медведь и весна»

1

26.03

28

Евгений Чарушин «Болтливая сорока»

1

09.04

29

Эдуард Шим «Заячье семейство»

1

16.04

30

Николай Сладков «Лиса-плясунья»

1

23.04

31

Георгий Скребицкий «Пушок»

1

29.04

32

Виталий Бианки «Плавунчик»

1

07.05

33

Георгий Скребицкий «Дружба»

1

14.05

34

Итоговое занятие

1

21.05

35

Резерв

1

28  .05

Рекомендуемая литература:

Полная хрестоматия для начальной школы. 2 класс Эксмо, 2009 г.

Львов М.Р. Культура речи. //Начальная школа// № 1 - 2002.

Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. /

М.В. Буряк, Е.Н.Карышева «Чтение с увлечением. 2 класс. Интегрированный образовательный курс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением»    Москва, «Планета», 2016 г.

М.В. Буряк, Е.Н.Карышева «Чтение с увлечением. 2 класс» Москва, «Планета», 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса по чтению «Почитай-ка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности для учащихся 2 классапо чтению «Почитай-ка»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"

      Рабочая программа «Чтение с увлечением» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Чтение с увлечением".

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Чтение с увлечением"....

Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение. Работа с текстом"

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" +34 урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" +34 урока...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" для 1 класса начального общего образования

Программа представляет собой интеграцию предметов «Литературного чтение», «Окружающий мир» и «Русский язык» (развитие речи) и является одним из возможных вариантов ...