Развитие внимания у обучающихся с интеллектуальными нарушениями
методическая разработка

Тимофеева Ольга Владимировна

Данный материал посвящен развитию внимания у обучающихся начальных классов с интллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vniman.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности внимания детей с нарушением интеллектуального развития. Приемы и методы развития для обучающихся в начальной школе в процессе коррекционной работы.

    Проблемой изучения внимания, как познавательного психологического процесса, занимались многие ученые. Некоторые склоняются к мнению, что внимание – это самостоятельный процесс, другие ученые относят внимание к другим процессам (восприятие, память, мышление). В современной отечественной психологии большинством исследователей внимание определяется как направленность психики (сознания) на определённые объекты, имеющие для личности значение (ситуативное или устойчивое); это сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень психической активности (сенсорно-перцептивной, интеллектуальной, двигательной). Развитие внимания влияет на познавательную деятельность ребенка, и на успешность образовательного процесса школьника. Если сужен объем активного произвольного внимания, то учащемуся будет трудно понять условие задачи. Если присуще недоразвитие речеслухового внимания, будут присутствовать явные ошибки при письме. Исследователи рассматривают внимание как самостоятельный процесс или как свойство других процессов. Человек внимательно или невнимательно слушает, смотрит, думает, делает. Таким образом, внимание существует как свойство различных психических процессов. Оно не имеет собственного содержания, а проявляется внутри восприятия, речи, мышления, представления и других психических процессов

    Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерное преобладание непроизвольного внимания над произвольным объясняется особенностями их нейродинамики: слабостью внутреннего торможения и резко выраженным внешним торможением. Трудно регулируемое внешнее торможение лежит в основе частых отвлечений внимания и его неустойчивой направленности. Слабая сосредоточенность внимания таких детей объясняется нарушением концентрации процесса возбуждения. Сложности распределения и переключения внимания обуславливаются патологической инертностью процессов возбуждения и торможения.

     Внимание является одной из важных предпосылок познавательной деятельности. Если внимание специально не развивать это может привести к снижению способности сосредотачивать, распределять, удерживать, распределять внимание, что в итоге приведет к неуспеваемости. Без внимания нет запоминания. Восемьдесят процентов неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию. Поэтому надо, во-первых, выработать навыки концентрации внимания, а во-вторых, никогда не забывать его, вовремя подключать.

     Для привлечения внимания можно прибегнуть к следующим приемам:
1 Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса.
2.Модуляция темпа речи
Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи.
3.Прерывание речи, использование антиципации (догадки)
Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь.
4.Жестикуляция
Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные.
5.Активное ассистирование
Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний и опыта
6.Экстрараздражители
Как бы случайно, но главное – внезапно, педагог роняет ручку, книгу, резко открывает (закрывает) окно, дверь, включает (выключает) музыку, свет и т. п.
7. Интрига или загадка
Начните занятие с загадочного предмета (у меня для вас есть что-то интересненькое) или загадки (угадайте, что я вам приготовила). Фантазия и изобретательность способны привлечь внимание детей.
8.Обучайте, играя
Простая фраза: «давай посмотрим, кто быстрее сможет это сделать…» обеспечит вам всестороннее внимание детей и вовлеченность их в процесс.
9.Используйте цвета
Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей.
10.Смена видов деятельности
Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем идет речь. А теперь давайте попробуем изобразить это в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте.
11.Присутствие сказочного персонажа (как иллюстрации, так и переодетого взрослого)
помогает привлечь и активизировать внимание обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Программа по нейропсихологической коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития и РАС первого года обучения.

У детей  с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития формирование пространственных представлений очень затруднено.  Правильному построению абилитационно &nd...

Выступление на тему: «Формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах» (из опыта работы).

Материал раскрывает основные формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся  с интеллектуальными нарушениями в начальных классах...

Упражнения на развитие внимания для обучающих с интеллектуальными нарушениями

материал для развития и тренировки внимания для обучающих с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость)...

Развитие активной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Среди обучающихся 3 в класса очень распространены  нарушения фразовой речи. Проявляются  они в том, что ребята не понимают в достаточной степени речевые конструкции и не используют их в речи...

Развитие речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями посредством применения информационно - коммуникационных технологий.

Одним из важнейших направлений образования в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами является создание условий для всестороннего, полноценного развития каждого ребёнк...