ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья

      Различия между детьми в умственной сфере выступают не только по уровню, величине интеллекта, но и по его своеобразию. У незаурядных детей обычно обнаруживается многосторонность развития, указывающая на внутренние условия для общего умственного подъема. Вместе с тем на таком фоне заметно и избирательное отношение ребенка к разным видам занятий. Некоторые из привлекающих его дел и не надоедают; нередко возникает устойчивое пристрастие к определенным видам занятий.

      Характерной чертой незаурядных в умственном отношении детей является их необычайная познавательная активность – повышенная потребность в новых впечатлениях, тяга к умственному напряжению: в умственных усилиях нуждается их быстро развивающийся мозг. При этом ребенок начинает учитывать предполагаемые результаты своей активности, сосредотачивает силы для преодоления трудностей, уточняет свои действия. Умственная активность таких детей неразрывно связана с ее саморегуляцией.

     Уже с раннего возраста у ребенка складывается  индивидуальное соотношение общего уровня интеллекта  и более специальных умственных способностей. Это соотношение во многом характеризует своеобразие ума и может иметь важное значение для дальнейшего развития.

      Умственное своеобразие очень заметно у детей, находящихся на одинаково высоком уровне развития. Действительно, одни из них хорошо умеют рассуждать, другие обращают на себя внимание сообразительностью в практических вопросах; одним нравится разбираться с компьютером, другим – иметь дело с растениями и птицами; одним легко удается обнаруживать ошибки и неправильности, другим – придумывать что-нибудь новое, изобретать, т.д. При этом у ребенка могут одновременно обнаруживаться весьма разные умственные качества. У каждого – свое сочетание умственного своеобразия.

      Выраженность субъективных интересов и пристрастий, ранняя готовность к избирательной трате сил благоприятствует общему умственному развитию ребенка. По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъем в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлеченность чем-то, тяготение к каким-нибудь определенным видам занятий.

      Таким образом, среди выделяющихся в умственном отношении детей еще до школы можно встретить выраженных “счетчиков”, “Биологов”, “книгочеев”, хотя чаще всего в эти годы умственные пристрастия бывают разносторонними и переменчивыми.

      Высокие показатели креативности у детей отнюдь не гарантируют их творческих достижений в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческому человеку умениями. Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения. Моделирования творческих действий демонстрирует существенный рост креативности, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.

     Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, выделяют следующие:

  • ситуации незавершенности способствуют развитию открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
  • разрешение и поощрение множества вопросов;
  • стимулирование ответственности и независимости;
  • акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах;
  • внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников.

      Препятствуют развитию креативности:

  • избегание риска;
  • стремление к успеху во что бы то ни стало;
  • жесткие стереотипы в мышлении и поведении;
  • конформность;
  • неодобрительные оценки воображения, фантазий, исследований;
  • преклонение перед авторитетами [28, стр.42].

Психологическая структура творческих способностей совпадает в основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека.

Внешние проявления творческого развития многообразны. Они выражаются в детстве прежде всего, как более быстрое развитие (речи и мышления), как ранняя увлеченность (музыкой, рисованием, чтением, счетом), как любознательность ребенка, как его исследовательская активность.

      Наиболее общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала ребенка являются познавательные потребности, составляющие психологическую основу доминантности познавательной мотивации по сравнению с другими ее видами.

      Доминирующая у творческого ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах (т.е. более высокой сензитивности) к новизне стимула (Е.Н. Соколов, Дж. Берлайн, Э.А. Голубева, Н.Н. Данилова, др.), новизне ситуации, обнаружению нового в обычном. Познавательная мотивация и исследовательская активность выражаются в высокой избирательности ребенка по отношению к исследуемому новому, в его предпочтении тех или иных цветов, звуков, форм и т.п. Устойчивая избирательность, возможно, составляет одно из оснований развития специальных способностей.

      Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, преобразование неизвестного в известное, обеспечивает творческое порождение образов, становление сенсорных и перцептивных эталонов (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер), составляющих первичное знание ребенка о мире. Общая исследовательская активность характеризуется по своей условной величине степенью (диапазоном) широты и устойчивости, она проявляется у одаренного ребенка как очень широкая любознательность (Дж. Берлайн, М.И. Лисина) ко всему новому для ребенка. Исследовательская активность завершается приобретением знания, первичным пониманием.

      Противоположный полюс и тип развития основывается на доминировании других потребностей, составляющих первичную основу мотивации достижения, обеспечивает только ту степень и направленность познавательной активности, которая способствует удовлетворению непознавательных прагматических потребностей (голод, жажда), достижению практических целей и завершается по мере удовлетворения потребности (или завершения деятельности).

      По мере творческого развития одаренного ребенка исследовательская активность преобразуется в более высокие формы и выражается как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному. Расширяется исследовательский диапазон, и появляются возможности к исследованию непосредственно не данного, исследованию и определению отношений, причин и следствий, т.п. развитие осуществляется как поиск ответов на собственные проблемы и вопросы, которыми определяется избирательность творческого научения ребенка. С этого этапа основным компонентом развития творческих способностей становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий (Н.Н. Поддьяков), в собственной постановке новых вопросов и проблем. Каждая неудача рождает познавательную проблему, вызывает исследовательскую активность и обеспечивает возможности перехода к более высокому этапу в развитии творческих способностей.

      Процесс поиска и исследования приобретает форму решения проблем, обнаружения скрытых, не заданных явно элементов и отношений. Во многих случаях эти явно не заданные отношения “скрыты” ранее усвоенными знаниями (С.Л. Рубинштейн), сформированными стереотипами, сложившимися установками (Д.Н. Узнадзе). Трудность обнаружения и открытия нового выражается в преодолении сложившихся привычных подходов к решению проблемы. Решение такой “нерешаемой” проблемы составляет акт творчества и рассматривается как результат интуитивного использования “не относящихся к делу”, побочных продуктов деятельности (Я.А. Пономарев), латеральных форм мышления (Э. Де Боно, др.).

      Оригинальность составляет непременный структурный компонент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений и определяется:

  1. преобразованием заданной проблемы в собственную проблему;
  2. новой собственной позицией по отношению к решаемой проблеме;
  3. отказом от стандартных очевидных гипотез.

      Оригинальность рождается из преодоления “правильного”, очевидного, общепринятого.

      Общая одаренность выражается в более быстром обнаружении решения. Решение проблемы всегда представляет собой процесс достижения интеллектуальной цели, поиска ответа на поставленный вопрос, обнаружение неизвестного. Этот процесс включает в себя большее или меньшее число последовательных преобразований. Выбор пути к обнаружению неизвестного, определение промежуточных целей и вопросов составляют стратегию поиска (О.К. Тихомиров).

      Эффективность поиска определяется мерой предвосхищения, антиципации (А.В. Брушлинский) каждого последующего шага решения, прогнозирования его последствий. Глубина прогнозирования (предвосхищения) составляет необходимый структурный компонент общей одаренности, обеспечивающий возможности более быстрого достижения решений. Одна из американских концепций одаренности основывается на этой интегральной характеристике творческих способностей (П. Торренс) В отечественной психологии (и психофизиологии) универсальное значение прогнозирования было подчеркнуто Н.А. Бернштайном по отношению ко всем целенаправленным актам поведения. На основе общего феномена глубины прогнозирования построено очень много диагностических методик (речь, чтение, письмо), а развитие возможностей прогнозирования реализуется не только в экспериментальных ситуациях, но и в реальной жизни.

      Интегральным метакогнитивным элементом в развитии творческих способностей  является оценочная функция  всех сложных психологических структур. В детской и возрастной психологии принципиальное значение оценочной функции на основе формирования перцептивных, интеллектуальных, эмоциональных эталонов было сформулировано А.В. Запорожцем, а в зарубежной психологии – Ф. Бартлетом. В психологии творческих способностей оценка выделена как специальный фактор Дж. Гилфордом. На основе оценки делается выбор, принимаются решения. Способность к оценке обеспечивает возможности самоконтроля, уверенности у творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.

      Все эти факторы, включающие:

  • доминирующую роль познавательной мотивации;
  • исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;
  • возможности достижения оригинальных решений;
  • возможности прогнозирования и предвосхищения;
  • способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки; --- составляют единую интегральную структуру творческих способностей, проявляющихся на всех уровнях индивидуального развития.

 

Воспитание гармонически развитой личности. Интеллектуальное и личностное развитие младших школьников. Развитие креативности детей с различным уровнем познавательной активности в условиях соблюдения преемственности между дошкольным и школьным образованием
Использование современных образовательных технологий, в том числе здоровьесберегающих и ИКТ, в развитие познавательных интересов, учащихся на первой ступени обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

      Различия между детьми в умственной сфере выступают не только по уровню, величине интеллекта, но и по его своеобразию. У незаурядных детей обычно обнаруживается многосторонность развития, указывающая на внутренние условия для общего умственного подъема. Вместе с тем на таком фоне заметно и избирательное отношение ребенка к разным видам занятий. Некоторые из привлекающих его дел и не надоедают; нередко возникает устойчивое пристрастие к определенным видам занятий.

      Характерной чертой незаурядных в умственном отношении детей является их необычайная познавательная активность – повышенная потребность в новых впечатлениях, тяга к умственному напряжению: в умственных усилиях нуждается их быстро развивающийся мозг. При этом ребенок начинает учитывать предполагаемые результаты своей активности, сосредотачивает силы для преодоления трудностей, уточняет свои действия. Умственная активность таких детей неразрывно связана с ее саморегуляцией.

     Уже с раннего возраста у ребенка складывается  индивидуальное соотношение общего уровня интеллекта  и более специальных умственных способностей. Это соотношение во многом характеризует своеобразие ума и может иметь важное значение для дальнейшего развития.

      Умственное своеобразие очень заметно у детей, находящихся на одинаково высоком уровне развития. Действительно, одни из них хорошо умеют рассуждать, другие обращают на себя внимание сообразительностью в практических вопросах; одним нравится разбираться с компьютером, другим – иметь дело с растениями и птицами; одним легко удается обнаруживать ошибки и неправильности, другим – придумывать что-нибудь новое, изобретать, т.д. При этом у ребенка могут одновременно обнаруживаться весьма разные умственные качества. У каждого – свое сочетание умственного своеобразия.

      Выраженность субъективных интересов и пристрастий, ранняя готовность к избирательной трате сил благоприятствует общему умственному развитию ребенка. По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъем в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлеченность чем-то, тяготение к каким-нибудь определенным видам занятий.

      Таким образом, среди выделяющихся в умственном отношении детей еще до школы можно встретить выраженных “счетчиков”, “Биологов”, “книгочеев”, хотя чаще всего в эти годы умственные пристрастия бывают разносторонними и переменчивыми.

      Высокие показатели креативности у детей отнюдь не гарантируют их творческих достижений в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческому человеку умениями. Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения. Моделирования творческих действий демонстрирует существенный рост креативности, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.

     Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, выделяют следующие:

  • ситуации незавершенности способствуют развитию открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
  • разрешение и поощрение множества вопросов;
  • стимулирование ответственности и независимости;
  • акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах;
  • внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников.

      Препятствуют развитию креативности:

  • избегание риска;
  • стремление к успеху во что бы то ни стало;
  • жесткие стереотипы в мышлении и поведении;
  • конформность;
  • неодобрительные оценки воображения, фантазий, исследований;
  • преклонение перед авторитетами [28, стр.42].

Психологическая структура творческих способностей совпадает в основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека.

Внешние проявления творческого развития многообразны. Они выражаются в детстве прежде всего, как более быстрое развитие (речи и мышления), как ранняя увлеченность (музыкой, рисованием, чтением, счетом), как любознательность ребенка, как его исследовательская активность.

      Наиболее общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала ребенка являются познавательные потребности, составляющие психологическую основу доминантности познавательной мотивации по сравнению с другими ее видами.

      Доминирующая у творческого ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах (т.е. более высокой сензитивности) к новизне стимула (Е.Н. Соколов, Дж. Берлайн, Э.А. Голубева, Н.Н. Данилова, др.), новизне ситуации, обнаружению нового в обычном. Познавательная мотивация и исследовательская активность выражаются в высокой избирательности ребенка по отношению к исследуемому новому, в его предпочтении тех или иных цветов, звуков, форм и т.п. Устойчивая избирательность, возможно, составляет одно из оснований развития специальных способностей.

      Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, преобразование неизвестного в известное, обеспечивает творческое порождение образов, становление сенсорных и перцептивных эталонов (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер), составляющих первичное знание ребенка о мире. Общая исследовательская активность характеризуется по своей условной величине степенью (диапазоном) широты и устойчивости, она проявляется у одаренного ребенка как очень широкая любознательность (Дж. Берлайн, М.И. Лисина) ко всему новому для ребенка. Исследовательская активность завершается приобретением знания, первичным пониманием.

      Противоположный полюс и тип развития основывается на доминировании других потребностей, составляющих первичную основу мотивации достижения, обеспечивает только ту степень и направленность познавательной активности, которая способствует удовлетворению непознавательных прагматических потребностей (голод, жажда), достижению практических целей и завершается по мере удовлетворения потребности (или завершения деятельности).

      По мере творческого развития одаренного ребенка исследовательская активность преобразуется в более высокие формы и выражается как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному. Расширяется исследовательский диапазон, и появляются возможности к исследованию непосредственно не данного, исследованию и определению отношений, причин и следствий, т.п. развитие осуществляется как поиск ответов на собственные проблемы и вопросы, которыми определяется избирательность творческого научения ребенка. С этого этапа основным компонентом развития творческих способностей становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий (Н.Н. Поддьяков), в собственной постановке новых вопросов и проблем. Каждая неудача рождает познавательную проблему, вызывает исследовательскую активность и обеспечивает возможности перехода к более высокому этапу в развитии творческих способностей.

      Процесс поиска и исследования приобретает форму решения проблем, обнаружения скрытых, не заданных явно элементов и отношений. Во многих случаях эти явно не заданные отношения “скрыты” ранее усвоенными знаниями (С.Л. Рубинштейн), сформированными стереотипами, сложившимися установками (Д.Н. Узнадзе). Трудность обнаружения и открытия нового выражается в преодолении сложившихся привычных подходов к решению проблемы. Решение такой “нерешаемой” проблемы составляет акт творчества и рассматривается как результат интуитивного использования “не относящихся к делу”, побочных продуктов деятельности (Я.А. Пономарев), латеральных форм мышления (Э. Де Боно, др.).

      Оригинальность составляет непременный структурный компонент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений и определяется:

  1. преобразованием заданной проблемы в собственную проблему;
  2. новой собственной позицией по отношению к решаемой проблеме;
  3. отказом от стандартных очевидных гипотез.

      Оригинальность рождается из преодоления “правильного”, очевидного, общепринятого.

      Общая одаренность выражается в более быстром обнаружении решения. Решение проблемы всегда представляет собой процесс достижения интеллектуальной цели, поиска ответа на поставленный вопрос, обнаружение неизвестного. Этот процесс включает в себя большее или меньшее число последовательных преобразований. Выбор пути к обнаружению неизвестного, определение промежуточных целей и вопросов составляют стратегию поиска (О.К. Тихомиров).

      Эффективность поиска определяется мерой предвосхищения, антиципации (А.В. Брушлинский) каждого последующего шага решения, прогнозирования его последствий. Глубина прогнозирования (предвосхищения) составляет необходимый структурный компонент общей одаренности, обеспечивающий возможности более быстрого достижения решений. Одна из американских концепций одаренности основывается на этой интегральной характеристике творческих способностей (П. Торренс) В отечественной психологии (и психофизиологии) универсальное значение прогнозирования было подчеркнуто Н.А. Бернштайном по отношению ко всем целенаправленным актам поведения. На основе общего феномена глубины прогнозирования построено очень много диагностических методик (речь, чтение, письмо), а развитие возможностей прогнозирования реализуется не только в экспериментальных ситуациях, но и в реальной жизни.

      Интегральным метакогнитивным элементом в развитии творческих способностей  является оценочная функция  всех сложных психологических структур. В детской и возрастной психологии принципиальное значение оценочной функции на основе формирования перцептивных, интеллектуальных, эмоциональных эталонов было сформулировано А.В. Запорожцем, а в зарубежной психологии – Ф. Бартлетом. В психологии творческих способностей оценка выделена как специальный фактор Дж. Гилфордом. На основе оценки делается выбор, принимаются решения. Способность к оценке обеспечивает возможности самоконтроля, уверенности у творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.

      Все эти факторы, включающие:

  • доминирующую роль познавательной мотивации;
  • исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;
  • возможности достижения оригинальных решений;
  • возможности прогнозирования и предвосхищения;
  • способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки; --- составляют единую интегральную структуру творческих способностей, проявляющихся на всех уровнях индивидуального развития.

Воспитание гармонически развитой личности. Интеллектуальное и личностное развитие младших школьников. Развитие креативности детей с различным уровнем познавательной активности в условиях соблюдения преемственности между дошкольным и школьным образованием
Использование современных образовательных технологий, в том числе здоровесбереьгающих и ИКТ, в развитие познавательных интересов, учащихся на первой ступени обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое развитие младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Данный материал поможет найти различные способы и приёмы развития творческих способностей школьников. Умение осуществлять индивидуальный подход с опорой на наклонности ребёнка....

Творческое развитие младших школьников.

Одной из важных проблем начального обучения детской психологии и педагогики была и остаётся проблема творческого развития детей. На этом этапе закладывается фундамент формирования общих изобретате...

Обобщение опыта на тему "Особенности личностного и интеллектуального развития младших школьников в условиях развивающего обучения"

Начало XIX в. ознаменовалось настойчивыми попытками модернизировать систему образования, привести в соответствие с требованиями времени. В этом процессе все более значимую роль играет система развиваю...

Исследовательская деятельность как средство интеллектуально-творческого развития младших школьников.

Данная работа предназначена для того, чтобы поделиться опытом с педагогами, желающими использовать самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность учащихся в качестве средства развития лич...

«Среда ПервоЛого как мощное средство интеллектуального и творческого развития младших школьников"

«Среда ПервоЛого как мощное средство интеллектуального и творческого развития младших школьников"...

Беседа с родителями: " Особенности физического и психического развития младших школьников" (с презентацией)

Младший школьный возраст охватывает период от 6 до 11 лет и определяется важнейшим этапом в жизни ребенка - его поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое развитие д...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Несмотря на многие дискуссионные проблемы, наука (генетика, физиология, психологи, социология) и реальная практика обучения многократно доказали наличие индивидуальных различий не...