«Среда ПервоЛого как мощное средство интеллектуального и творческого развития младших школьников"
материал по информатике на тему

Поддубная Инна Анатольевна

«Среда ПервоЛого как мощное средство интеллектуального и творческого развития младших школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Среда ПервоЛого как мощное средство интеллектуального и творческого развития младших школьников"

 «Ребенок, испытавший радость творчества
даже в самой минимальной степени,
становится другим, чем ребенок,
подражающий актам других».
Б.Асафьев

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый ребенок сегодня способен реализовать свои способности. Очень многое зависит  от школы.

        Передо нами, учителями начальных классов, стоит одна из важнейших задач — научить ребенка учиться, раскрыть и развить его творческий потенциал.

        Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь «искру божью», вызвать неподдельный интерес к происходящему и удержать этот интерес? Решение одно  – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.

Актуальность темы обусловлена качественными изменениями потребностей общества в подготовке к жизни и труду в нем творчески мыслящих людей.

        Для того,  чтобы ребенок хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь педагога, который непросто заметит творческую индивидуальность своего воспитанника, но и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности.  

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс – первостепенная задача сегодняшнего дня. Использование компьютеров и мультимедийных программ и устройств позволяет кардинально оптимизировать процесс обучения.

Использование компьютера в системе начального образования в соответствии с принципами раннего умственного развития детей позволяет сделать его ценным компонентом развивающей модели обучения. При этом очень важен подбор таких программных продуктов, создатели которых видят компьютер не самоцелью, а способом активизации творческого развития личности ребёнка. Этим требованиям в полной мере соответствует программа ПервоЛого. 

 В 2013-14 учебном году нашей школой была получена лицензионная программа ПервоЛого 4.0, что позволило изучать данную программу на уроках и во внеклассной работе. Целью изучения программы является развитие у детей логического и алгоритмического мышления, творческих способностей, художественных возможностей. Программа позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины.

ПервоЛого – интегрированная творческая среда на базе языка Лого, "компьютерный альбом", разработанный специально для дошкольников и младших школьников. В ПервоЛого ребенок получает возможность создавать достаточно сложные проекты, даже еще не умея читать и считать. 
Работа в этой среде способствует развитию познавательных и творческих способностей младших школьников, что является одной из основных целей школьного обучения. 
Создание законченных небольших проектов возрастающей сложности практически на каждом занятии вызывает у детей потребность в теоретических знаниях, это происходит ненавязчиво, в процессе деятельности. Новые понятия вводятся как логически необходимые для реализации всё новых идей и решения конкретных задач. 
Среда способствует развитию логических приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, развитие навыков и практических приемов мыслительной деятельности, т.е. общему и интеллектуальному развитие младших школьников. Мгновенная реакция компьютера на действия помогает ребёнку развивать самоконтроль и самооценку, всё это способствует успешности обучения. 
На наш взгляд, создатели программы нашли замечательный баланс интеллектуального и творческого компонента содержания учебной деятельности. Среда создает благоприятные условия для самостоятельной творческой деятельности детей. 
Прямо с первого урока, ученики занимаются созданием собственных проектов на различные темы – как учебные, так и связанные с личными интересами. Это могут быть и очень простые проекты, состоящие из картинки и текста или звука, и весьма сложные – включающие в себя различные запрограммированные объекты, роль которых исполняет, конечно, традиционная для Лого черепашка. Проектный подход к занятиям даёт возможность объединить на одном уроке различные школьные дисциплины: изобразительное искусство, музыку, математику, окружающий мир и др. 
Детям занятия помогают попробовать и освоить новый вид деятельности, открыть в себе новые возможности и способности, Некоторые ученики совершенно неожиданно для себя узнают, что компьютер может быть не только средством развлечения, но и средством реализации творческого потенциала, чему способствует яркая эмоциональная окраска деятельности ребёнка. В противовес «безвременью игрового времяпрепровождения», виртуальной «как бы самореализации», деятельность с помощью вир-туальных средств становится формой самореализации личности, полноцен-ной и актуальной. Перегруженность современного ребёнка потоком визуаль-ной информации зачастую не даёт ребёнку увидеть необходимость создавать что-то новое. Тем большую ценность приобретают возможности, открыва-ющиеся перед учеником по средствам ПервоЛого.
Таким образом, минимум надписей на экране, наличие меню, окон, красочных пиктограмм, подсказок, акцент на управлении мышью - все эти элементы простого и дружественного интерфейса, способствуют быстрому освоению детьми навыков общения с современным компьютером.

          ПервоЛого позволяет совершенно в новом ракурсе взглянуть на преподавание таких предметов, как: математика, окружающий мир, русский язык, литературное чтение и информатика.

          Являясь прекрасным образцом мультимедийных сред, адаптированных для обучения, они позволяют организовать обучение не на основе математических задач, а на этапах мультипликации: от разработки сценария до “оживления” и озвучивания персонажей.

          Возможности применения компьютерной среды ПервоЛого очень велики:

- дидактический материал к урокам для фронтальной и индивидуальной работы,

- работа за ПК на уроках,

- проектная деятельность.

Кроме решения задач формирования общеучебных навыков и приёмов мыслительной деятельности, среда ПервоЛого помогает решать задачи, стоящие перед пропедевтическим курсом информатики. Это формирование у детей основ информационной культуры и формирование алгоритмического стиля мышления. 
В процессе создания мини-альбомов дети способны без труда использовать алгоритмические конструкции различного уровня сложности: начиная с традиционных линейных до таких современных, как параллельные процессы и событийные структуры, использовать объекты (в основном – черепашек) достаточно сложной структуры, что предполагает описание поведения черепашек в виде реакции на события. 
Учителю среда ПервоЛого позволяет в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий. В альбом можно вставлять имеющиеся на компьютере музыкальные, графические, звуковые, текстовые и видеофайлы, альбомы можно размещать в Интернете. 
Среди проектов, созданных такими маленькими детьми, могут быть обучающие, общественно-значимые, которым можно найти хоть и ограниченное, но всё-таки практическое применение. Это поднимает в глазах детей ценность своего труда. 
Высокий темп занятий, коллективное обсуждение проблем, здоровое соперничество способствует решению задачи формирования произвольности поведения отдельных учащихся. В то же время, на занятиях решаются и воспитательные задачи, формируется и укрепляется дух коллективизма, взаимопомощи. Индивидуальная работа на компьютере, постоянная необходимость консультаций у преподавателя и в то же время ограниченность времени занятия рано или поздно заставляет самых нетерпеливых учеников более внимательно слушать объяснения, воспитывает в них терпимость и взаимопонимание. 

Таким образом, среда ПервоЛого, являясь мощным средством интеллектуального и творческого развития младших школьников, соответствует принципам развивающего обучения, способствует решению задач развития общеучебных и мыслительных навыков, решает специфические задачи пропедевтического курса информатики в начальной школе. 
Кроме того, она просто доставляет огромное удовольствие и детям, и педагогам! 

Список литературы
1. Е.А.Сорокоумова, Возрастная прсихология, Питер, 2006 3. Ладыгина Е.И., ПервоЛого для первоклашек. Черепашки как инструмент компьютерной программы www.ug.ru/issues08/?action=topic_add&ti_id=5&app=ikt
2. Александров К.Н., Муранов А.А., Сопрунов С.Ф., Яковлева Е.И. ПЕРВОЛОГО 2.1 ДЛЯ MAC OS X ito.edu.ru/2004/Moscow/Late/Late-0-3710.html
3. Селиванов Н.А. Ребенок. Творчество. Компьютер. www.art-edu-studio.ru/ru/publications/sovrebenok.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство интеллектуально-творческого развития младших школьников.

Данная работа предназначена для того, чтобы поделиться опытом с педагогами, желающими использовать самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность учащихся в качестве средства развития лич...

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников

В статье на основе личного опыта использования метода проектов раскрываются преимущества проектной деятельность для формирования ключевых компетенций младших школьников и развития их способностей....

«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знаний, учатся самостоятельно добывать информацию, систематиз...

Образовательная программа внеурочной деятельности интеллектуального и творческого развития младших школьников «Развивайка»

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Большую роль в процессе учебной деятельности...

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников

О значении проектной деятельности в развитии интеллектуальных и творческих способностей младших школьников...

"Интеллектуальное и творческое развитие младших школьников и детей с ОВЗ"

Интеллектуальное и творческое развитие детей с ОВЗ, хорошо происходит через игровую деятельность. Даже творческую работу следует начинать с игры, волшебного ритуала входа в сказку. Таким образом, можн...