АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Дулгер Светлана Ивановна

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_praktika.docx63.77 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 281»

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»

на 4 года

1-4 классы

обучающиеся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

I этап обучения

2 часа в неделю

Составитель:

Дулгер С.И.

Москва

2020

Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному курсу «Речевая практика» разработана на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15);
  • Учебный план ГБОУ Школа №281;

Рабочая программа по учебному курсу «Речевая практика» разработана с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с умственной отсталостью.

Сроки   получения   начального   общего   образования   обучающимися   с   умственной отсталостью    с   учетом   психофизиологических   возможностей   и   индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся  составляет 4 года. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, в соответствии с учебным планом.

Речевая практика

I класс- 2 часа в неделю (34 учебные недели) Всего – 68 часов

II класс – 2 часа в неделю (34 учебные недели) Всего – 68 часов                                    

III класс – 2 часа в неделю (34 учебные недели) Всего – 68 часов

IV класс -2 часа в неделю (34 учебные недели) Всего – 68 часов

Предмет «Речевая практика» относится к образовательной области «Язык и речевая практика».

Цель предмета: формирование и развитие коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни в современном обществе.

Задачи:

  • совершенствование речевого опыта;  

  • коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний;
  • формирование выразительной стороны речи;
  • формирование и развитие устной коммуникации;
  • формирование познавательной деятельности учащихся и коррекция их недостатков;
  • обучение построению устных связных высказываний;
  • подготовка школьников к жизни, к общению;
  • воспитание культуры речевого общения;
  • воспитание интереса к родному языку.

Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС.

Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых личностных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО. Предметные результаты по речевой практике включают освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Личностные результаты:

  1. оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  2.  оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  3. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  4. Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
  5. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  1. Формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
  2. Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  3. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  4. Формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  5. Развивать адекватное представление о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  6. Овладеть социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  7.  Овладеть навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

Предметные результаты:

  1. выполнять простые инструкции учителя;
  2. выбирать картинку, соответствующую слову и предложению из 2 слов с помощью учителя;
  3. отвечать на простые вопросы;
  4. знать элементарные правила речевого общения;
  5.  уметь употреблять базовые формулы речевого общения (с помощью учителя и самостоятельно);
  6.  Овладевать коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
  7.  Использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях (с помощью учителя и самостоятельно).

На изучение речевой практики в 1 классе выделено 68 часов год (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

Содержание учебного курса

№ п/п

Название раздела

Содержание раздела

Форма контроля

1

Школьная жизнь

Выполнять простые инструкции учителя. Выбирать картинку, соответствующую слову и предложению из двух слов с помощью учителя. Отвечать на простые вопросы с помощью учителя. Употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя. Составлять предложения по вопросам с включением в ответы отработанной лексики с помощью учителя. Использовать вопросительную и восклицательную интонации с помощью учителя. Уметь разучивать небольшие стихотворения.

комплексный набор стандартизированных заданий

2

Игры и игрушки

Узнавать игрушки по описанию с помощью учителя. Сравнивать два предмета по заданному признаку. Конструировать возможные диалоги между продавцом и покупателем в магазине «Игрушки» с опорой на содержание картинки с помощью учителя. Коллективно составлять рассказ с опорой на картинно-символический план с помощью учителя.

комплексный набор стандартизированных заданий

3

Играем в сказку

Слушать сказку в устном изложении учителя. Называть героев сказки, описывать персонажей с помощью учителя. Драматизировать сказку с использованием элементов костюмов с помощью учителя.

комплексный набор стандартизированных заданий

4

Я дома

Понимать прямые родственные отношения. Знать свой адрес. Использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях с помощью учителя. Коллективно составлять рассказ с опорой на картинно-символический план с помощью учителя. Составлять поздравления к праздникам с помощью учителя. Конструировать возможные диалоги с опорой на содержание картинки с помощью учителя. Драматизировать отрывок с использованием элементов костюмов с помощью учителя.

комплексный набор стандартизированных заданий

5

Я и мои товарищи

Конструировать возможные диалоги с опорой на содержание картинки с помощью учителя. Изменять темп речи в соответствии с ситуацией.

комплексный набор стандартизированных заданий

6

Мойдодыр

Называть предметы (по теме) и действия с ними, давать характеристики предметов с помощью учителя. Коллективно составлять рассказ с опорой на картинно-символический план с помощью учителя. Ухаживать за одеждой и обувью с помощью учителя. Конструировать возможные диалоги с опорой на содержание картинки с помощью учителя.

комплексный набор стандартизированных заданий

7

Мир природы

Отвечать на простые вопросы с помощью учителя. Конструировать возможные диалоги с опорой на содержание картинки с помощью учителя. Называть предметы (по теме) и действия с ними, давать характеристики предметов с помощью учителя.

комплексный набор стандартизированных заданий

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема

Содержание

Количество часов

Форма контроля

1.

Давайте познакомимся.

Упражнение «Давайте познакомимся». Игра «Наши имена». Беседа «Приветствие в школе».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

2.

Давайте познакомимся.

Уточнение знаний о профессиях людей, работающих в школе. Составление предложений по опорным схемам.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

3.

Правила школьника.

Слушание стихотворения о правилах поведения в школе. Составление предложений по опорным схемам.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

4.

Это школьный двор.

Повторение чистоговорок (Артикуляционная гимнастика, Ра-ра-ра – нам гулять идти пора). Ролевая игра «Знакомство во дворе».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

5.

Отгадай, что в моем ранце.

Слушание загадок о школьных принадлежностях.

Чистоговорки («аш-аш-аш-вот зеленый (синий и пр.) карандаш»). Школьные принадлежности и их назначение (составление предложений по образцу). Составление предложений по вопросам с включением в ответы отработанной лексики.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

6.

Покупка школьных принадлежностей.

Разучивание чистоговорки «Расскажи мне про покупку».

Отгадывание загадок. Описание предметов по картинно-графической схеме (размер, цвет, форма). Знакомство школьников с основными правилами поведения в магазине.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

7.

Покупка школьных принадлежностей.

Чтение учителем стихотворения «Перемена». Построение диалога «Разговор на перемене», «Давай поиграем».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

8.

Правила поведения на перемене.

Давайте познакомимся. Выявление представлений по ситуации. Игра «Наши имена».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

9.

Игрушки.

Разучивание чистоговорки «То-то-то – у Антона лото». Узнавание игрушек по описанию. Составление предложений, как можно играть с этой игрушкой.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

10.

В магазине игрушек.

Сравнение двух предметов по заданному признаку. Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине «Игрушки» с опорой на содержание картинки. Ролевая игра «Магазин игрушек».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

11.

В магазине игрушек.

Чтение стихотворения А.Барто «Я выросла».

Диалог «Наведем порядок в доме».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

12.

Ролевая игра «В магазине игрушек»

Разучивание чистоговорки «То-то-то-у Антона лото». Узнавание игрушек по описанию. Составление предложений, как можно играть с этой игрушкой.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

13.

Ролевая игра «Уложи куклу спать».

Слушание стихотворения Ю.Горея «Колыбельная». Выполнение игровых действий в соответствии с текстом. Ролевая игра «Уложи куклу спать».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

14.

Русская народная сказка «Репка».

Слушание сказки в устном изложении учителя. Называние героев сказки. Описание репки. Составление предложений с предлогом за по сюжетным картинкам.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

15.

Русская народная сказка «Репка».

Коллективное рассказывание сказки «Репка». Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

16.

Русская народная сказка «Репка».

Драматизация сказки «Репка» с использованием элементов костюмов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

17.

Русская народная сказка «Теремок».

Слушание сказки в устном изложении учителя. Называние героев сказки. Описание теремка. Составление предложений по сюжетным картинкам.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

18.

Русская народная сказка «Теремок».

Коллективное рассказывание сказки «Теремок». Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

19.

Русская народная сказка «Теремок».

Драматизация сказки «Теремок» с использованием элементов костюмов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

20.

Моя семья.

Слушание стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине». Беседа «Моя семья». Понимание прямых родственных отношений.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

21

Рассказ о себе.

Составление рассказа о себе. Разучивание домашнего адреса.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

22.

Спокойной ночи.

Развитие артикуляционной моторики. Разучивание чистоговорки «Та-та-та- наступила темнота».Слушание отрывка из «Сказки о глупом мышонке», выкладывание картинок. Слушание и пение колыбельных песен. Составление диалога по картинкам, по данному образцу (подготовка ко сну).

1

комплексный набор стандартизированных заданий

23.

Спокойной ночи.

Составление предложений по серии сюжетных картинок. Составление рассказа по образцу «Как я ложусь спать». Рассматривание атрибутов, распределение ролей.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

24.

Колыбельные песни.

Составление предложений по серии сюжетных картинок. Разучивание колыбельной, воспроизведение ее в ролевой игре.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

25.

Доброе утро!

Слушание и воспроизведение чистоговорок:

 «Вот проснулся петушок». Слушание интонации (весело, бодро- вяло, грустно; приветливо – неприветливо, хмуро).

1

комплексный набор стандартизированных заданий

26.

Доброе утро!

Составление диалогов по заданной ситуации «С добрым утром!» Игра «Живые загадки». Составление диалогов на основе сюжетных картинок.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

27.

Зимняя прогулка.

Рассматривание картинок и название предметов зимней одежды и обуви. Описание зимней одежды детей по данному символическому плану. Ролевая игра «Кукла одевается на прогулку».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

28.

Зимние забавы детей.

Выбор предложения, наиболее подходящего к картинке из двух, произнесенных учителем (у Миши санки – У Маши санки). Слушание стихотворения А.Сурикова «Детство» (отрывок). Составление рассказа с опорой на картинный план.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

29.

Составление рассказа «Зимняя прогулка».

Коллективное составление рассказа с использованием картинно-символического плана.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

30

Зимняя прогулка.

Моделирование возможных диалогов между героями, изображенными на картинке.

комплексный набор стандартизированных заданий

31.

Прогулка в машине.

Составление предложений по сюжетным картинкам. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с ситуацией.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

32.

Разучивание новогоднего стихотворения.

Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. Составление диалогов по сюжетным картинкам.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

33.

Готовимся к празднику.

Моделирование ситуации знакомства на новогоднем празднике-карнавале. Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем.

Игра «Узнай меня».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

34.

Составление рассказа по теме «Новый год».

Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

35.

Изменение темпа речи.

Работа с сюжетными картинками. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с ситуацией.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

36.

Диалог в игре.

Разучивание мини-диалога. Воспроизведение в ролевой игре.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

37.

Русская народная сказка «Колобок»

Слушание сказки в устном изложении учителя. Называние героев сказки. Описание Колобка. Составление предложений по сюжетным картинкам.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

38.

Русская народная сказка «Колобок»

Коллективное рассказывание сказки «Колобок». Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

39.

Русская народная сказка «Колобок»

Драматизация сказки «Колобок» с использованием элементов костюмов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

40.

Сказка в стихах К.Чуковского  «Мойдодыр»

Заучивание отрывка из сказки в стихах К.Чуковского «Мойдодыр». Активизировать в словарном запасе школьника слова, обозначающие предметы гигиены. Составление  короткого рассказа на тему «Я умываюсь» и закрепление его действиями.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

41.

Предметы гигиены.

Активизировать в словарном запасе школьника слова, обозначающие предметы гигиены. Разучивание мини-диалога. Воспроизведение его в ролевой игре.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

42.

Разучивание отрывка из сказки в стихах «Мойдодыр».

Заучивание отрывка из сказки в стихах «Мойдодыр». Соотнесение выражение лица с символическим рисунком.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

43.

Мое утро.

Коллективное составление рассказа с опорой на картинно-символический план.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

44.

Самостоятельная работа «Одежда. Уход за одеждой».

Выполнение самостоятельной работы.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

45.

Приглашение гостей.

Слушание и драматизация детской песни «К нам гости пришли». Ролевая игра «Кукла встречает гостей».Диалоги с гостями.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

46.

Мы в гостях.

Коллективное составление рассказа «Как мы ходили в гости» по опорным картинкам. Правила поведения в гостях.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

47.

Поздравление папы и дедушки.

Составление поздравления папе и дедушке с опорой на условно-графические схемы предложений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией (на основе подражания речи учителя).

1

комплексный набор стандартизированных заданий

48.

Провожаем гостей.

Диалоги при расставании. Расширение представления учащихся о правилах поведения при прощании с родственника и старшими. Ролевая игра «Кукла провожает гостей».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

49.

Поздравляем маму и бабушку.

Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией (на основе подражания речи учителя).

1

комплексный набор стандартизированных заданий

50.

Правила этикета за столом.

Составление диалогов с игровым персонажем Хозяюшкой Варварушкой. Ролевая игра «Кукла накрывает на стол».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

51.

Мамины помощники.

Слушание и разучивание стихотворения А.Барто «Помощница». Составление диалогов «Делаем уборку вместе» с опорой на сюжетные картинки и личный опыт детей.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

52.

Мы помогаем маме на кухне.

Составление рассказа из личного опыта. Называние предметов мебели, посуды, бытовой техники по сюжетным и предметным картинкам.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

53.

Посуда.

Слушание отрывка из стихотворения К. Чуковского «Федорино горе». Инсценировка разговора Федоры с посудой с показом игровых действий.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

54.

«К нам весна шагает…»

Использование прилагательных в речи учащихся для обозначения признаков весны (кто больше назовет). Слушание стихотворения А.Плещеева «Весна». Составление диалога по сюжетной картинке «Весенняя экскурсия».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

55.

Первоцветы.

Слушание стихотворения Е.Серовой «Подснежник». Составление диалога по сюжетной картинке и картинно-графической схеме «Первоцветы».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

56.

Весенняя одежда.

Диалог «В чем пойти на улицу», «Как одеться, если дождик» с опорой на сюжетные картинки и заданные ситуации.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

57.

Режим дня школьника.

Слушание стихотворения С.Михалкова «про Мимозу». Ознакомление детей с режимом дня школьника, с последовательностью событий.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

58.

Самостоятельная работа «Обувь. Уход за обувью».

Выполнение самостоятельной работы.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

59.

Опрятному человеку нужны помощники.

Знакомство с предметами бытовой техники. Составление предложений по наблюдениям за практическими действиями.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

60.

Веселый оркестр.

Называние предметов и действий с ними. Составление предложений по сюжетной картинке и схемам предложений.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

61.

Выражение просьбы.

Составление предложений по сюжетной картинке и схемам предложения.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

62.

Составление рассказа «Веселый оркестр».

Коллективное составление рассказа с опорой на картинно-символический план.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

63.

«Здравствуй, лето!»

Составление диалога по сюжетной картинке «летняя экскурсия». Использование прилагательных в речи учащихся для обозначения признаков лета ( кто больше назовет).

1

комплексный набор стандартизированных заданий

64.

«Здравствуй, лето!»

Составление диалога по сюжетной картинке «Лето наступило». Использование прилагательных в речи учащихся для обозначения признаков лета ( кто больше назовет).

1

комплексный набор стандартизированных заданий

65.

Летняя одежда.

Диалог «В чем пойти на улицу» с опорой на сюжетные картинки и заданные ситуации.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

66.

Летняя одежда.

Диалог «В чем пойти на улицу», «Как одеться, если дождик» с опорой на сюжетные картинки и заданные ситуации.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

67.

Летние развлечения.

Слушание стихотворения о летних занятиях детей. Диалог «Давай поиграем», «Мы едем купаться», «Как вести себя в лесу». Правила безопасного поведения на водоемах, в лесу.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

68.

Летние развлечения.

Слушание стихотворения о летних занятиях детей. Диалог «Давай поиграем», «Мы едем купаться», «Как вести себя в лесу». Правила безопасного поведения на водоемах, в лесу.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

На изучение речевой практики во 2 классе выделено 68 часов год (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

Содержание учебного курса

№ п/п

Название раздела

Содержание раздела

Форма контроля

1

Игры для детей

Выполнять простые инструкции учителя. Выбирать картинку, соответствующую слову из 2-3 слов. Использовать разный темп речи в различных речевых ситуациях. Составлять предложения по вопросам с включением в ответы отработанной лексики. Использовать речевые алгоритмы в различных ситуациях (самостоятельно и с помощью учителя)

комплексный набор стандартизированных заданий

2

Школьная жизнь

Составлять разные по содержанию предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. Уметь разучивать короткие стихотворения на заданную тему.

комплексный набор стандартизированных заданий

3

Мои товарищи в школе

Знать и называть правила поведения в школе. Рассказывать об этапах дежурства по столовой с помощью учителя. Дежурить по столовой. Конструировать возможные диалоги с опорой на содержание картинки. Знать правила оказания помощи товарищу, если он заболел (самостоятельно и с помощью учителя).

комплексный набор стандартизированных заданий

4

Я за порогом дома

Знать правила безопасного поведения на дороге, маршрут от дома до школы. Знать соблюдение правил поведения в автобусе. Составлять предложения на заданную тему с опорой на картинки. Сравнивать предметы по одинаковому признаку. Конструировать возможные диалоги. Уметь обратиться за помощью в экстренной ситуации. Знать значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи) Применять с помощью учителя форм обращения в телефонном разговоре.  

комплексный набор стандартизированных заданий

5

Играем в сказку

Слушать сказку в устном изложении учителя. Называть героев сказки, описывать персонажей (самостоятельно и с помощью учителя). Драматизировать сказку с использованием элементов костюма (самостоятельно и с помощью учителя).

комплексный набор стандартизированных заданий

6

Я дома

Составлять рассказ из личного опыта на основе сюжетных картинок (с помощью учителя или с использованием плана). Составлять речь-поздравление с пожеланиями (самостоятельно и с помощью учителя).

комплексный набор стандартизированных заданий

7

Мир природы

Использовать прилагательные в речи учащихся для описания щенка. Составлять предложения по серии сюжетных картинок. Воспроизводить содержание стихотворения по сюжетным картинкам. Конструировать возможные диалоги с опорой на содержание картинки с помощью учителя.

комплексный набор стандартизированных заданий

8

Любимые занятия

Составлять разные по содержанию предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию (самостоятельно и с помощью учителя).

комплексный набор стандартизированных заданий

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема

Содержание

Количество часов

Форма контроля

1.

Моя малая родина

Знакомство с понятиями: Родина, малая родина. Слушание стихотворений о малой родине.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

2.

Истории о лете

Понятия силы голоса: громко, тихо, шепотом. Показ учителем силы голоса: громко, тихо, шепотом. Слушание и повторение.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

3.

Истории о лете.

Разучивание чистоговорки. Составление разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. Хоровые упражнения с использованием разного темпа речи в различных речевых ситуациях.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

4.

Ролевая игра «Истории о лете»

Использование разных темпов речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

5.

Играем во дворе.

Разучивание чистоговорки. Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

6.

Играем во дворе.

Выполнение игровых действий в соответствии с текстом.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

7.

Игры на свежем воздухе.

Использование новых слов, предложений и атрибутов игры. Участие в ролевой игре.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

8.

«Добро пожаловать в школу!»

Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

9.

«Добро пожаловать в школу!»

Составление разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

10.

Ролевая игра «Добро пожаловать!»

Повторение чистоговорок. Ролевая игра «Идем в школу».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

11.

Беседа «Расскажи мне о школе»

Уточнение представлений о школе. Слова на тему «Школа». Слушание стихотворения о правилах поведения в школе.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

12.

В школьной столовой.

Знакомство с персоналом столовой. Составление предложений по серии сюжетных картинок. Короткий рассказ по образцу «В школьной столовой».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

13.

Дежурство.

Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни. Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

14.

Разговор дежурных.

Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

15.

Практическая работа «Дежурство».

Конструирование возможных диалогов между детьми.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

16.

Правила поведения на дороге.

Беседа «как и на каком транспорте ехать». Повторение правил дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора. Слова на тему: «Дорога в школу и домой».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

17.

Моя дорога в школу

Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Слова на тему «Дорога в школу и домой».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

18.

Поведение в автобусе.

Беседа «Как нужно вести себя в автобусе». Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

19.

Поведение в автобусе.

Разучивание чистоговорки. Составление, конструирование предложений по теме. Обсуждение темы.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

20.

Ролевая игра «Я - пассажир».

Выполнение игровых действий в соответствии с текстом.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

21

Наш товарищ заболел.

Слушание детской песни «Ангина». Разговор с врачом, с заболевшим членом семьи по сюжетной картинке и заданной ситуации.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

22.

Помощь заболевшим товарищам.

Слушание отрывка из стихотворения К.Чуковского «Айболит». Составление диалога о помощи заболевшим товарищам.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

23.

Ролевая игра «Наш товарищ заболел».

Ролевая игра. Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

24.

Русская народная сказка «Три медведя»

Слушание сказки в устном изложении учителя. Называние героев сказки. Описание репки. Составление предложений с предлогом В по сюжетным картинкам.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

25.

Русская народная сказка «Три медведя»

Коллективное рассказывание сказки. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

26.

Русская народная сказка «Три медведя»

Драматизация сказки «Три медведя» с использованием элементов костюмов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

27.

Играем в школу

Уточнение представлений о школе. Развитие артикуляционной моторики.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

28.

Правила для школьника

Слушание стихотворения о  правилах поведения в школе. Игра «Это я, это не я». Оценка поступков героев.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

29.

Ролевая игра «Играем в школу»

Использование новых слов, предложений и атрибутов игры. Участие в ролевой игре.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

30

В воскресенье все дома.

Уточнение представлений о составе семьи, родственных отношениях, их обязанностях. Развитие артикуляционной моторики.

комплексный набор стандартизированных заданий

31.

Рассказ «Как наша семья проводит воскресенье».

Составление предложений по серии сюжетных картинок. Составление короткого рассказа по образцу «Как наша семья проводит воскресенье». Формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

32.

Готовимся к празднику «Новый год».

Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. Составление диалогов по сюжетным картинкам.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

33.

Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации.

Моделирование ситуации знакомства на празднике-карнавале. Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем. Игра «Узнай меня».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

34.

Составление рассказа «Новый год»

Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков. Формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

35.

Приглашение гостей.

Слушание и драматизация детской песни «К нам гости пришли» и ролевая игра «Встречаем гостей». Диалоги с гостями.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

36.

Благодарность за поздравление и подарки.

Поздравление. Правила поведения в гостях. Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

37.

Пожелания близким и малознакомым людям.

Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией (на основе подражания речи учителя).

1

комплексный набор стандартизированных заданий

38.

Ролевая игра «С днем рождения»

Расширение представления учащихся о правилах поведения на празднике.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

39.

За покупками в магазин.

Составление предложений по серии сюжетных картинок. Сравнение двух предметов по заданному признаку.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

40.

Рассказ на тему «За покупками в магазин».

Называние предметов и действий с ними. Составление короткого рассказа по образцу.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

41.

Диалог между продавцом и покупателем в магазине.

Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателем в магазине с опорой на содержание картинки.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

42.

Ролевая игра «Магазин»

Конструирование возможных диалогов между продавцов и покупателями в магазине. Формирование работать по словесной инструкции.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

43.

Мы не знаем, как пройти…Как быть?

Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

44.

Обращение и просьба.

Составление, конструирование предложений. Ролевая игра по теме «Мы не знаем, как пройти…Как быть?»

1

комплексный набор стандартизированных заданий

45.

Обращение за помощью в экстренной ситуации.

Составление, конструирование предложений – обращений за помощью в экстренной ситуации.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

46.

Ролевая игра по теме «Как пройти…»

Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

47.

Сказка «Три поросенка»

Слушание сказки в устном изложении учителя. Называние героев сказки. Описание персонажей.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

48.

Сказка «Три поросенка»

Коллективное рассказывание сказки. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

Сказка «Три поросенка».

Драматизация сказки «Три поросенка» с использованием элементов костюмов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

49.

Телефонный разговор

Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

50.

Телефонный разговор

Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Формирование умения работать по словесной инструкции.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

51.

Формулы обращения в телефонном разговоре.

Конструирование возможных диалогов абонентам с опорой на содержание картинки. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи).

1

комплексный набор стандартизированных заданий

52.

Обращение за помощью в экстренной ситуации.

Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Конструирование возможных диалогов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

53.

Тест по теме «Разговор по телефону».

Выполнение тестовой работы.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

54.

У меня есть щенок.

Использование прилагательных в речи учащихся для описания щенка (кто больше назовет). Знакомство учащихся с творчеством С. Михалкова.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

55.

«У меня есть щенок» С.Михалков.

Воспроизведение содержания стихотворения по сюжетным картинкам.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

56.

Составление предложений на тему «У меня есть щенок».

Составление предложений по серии сюжетных картинок. Сравнение двух предметов по заданному признаку.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

57.

«А у нас в квартире кот! А у вас?»

Развитие образного мышления. Составление диалога о домашних любимцах по сюжетным картинкам и собственному опыту учащихся. Слушание стихотворения Б. Заходера «Кискино горе».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

58.

«А у нас в квартире кот! А у вас?».

Сравнение двух предметов по заданному признаку. Составление описание кота по картинно-графическому плану.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

59.

Мой котенок убежал.

Составление рассказа из личного опыта на заданную тему.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

60.

Сказка «Красная Шапочка».

Слушание сказки в устном изложении учителя. Называние героев сказки. Описание персонажей. Составление предложений по сюжетным картинкам.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

61.

Сказка «Красная Шапочка».

Коллективное рассказывание сказки. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

62.

Драматизация сказки «Красная Шапочка».

Драматизация сказки «Красная Шапочка» с использованием элементов костюма.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

63.

Драматизация сказки «Красная Шапочка».

Драматизация сказки «Красная Шапочка» с использованием элементов костюма.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

64.

Кружки в школе.

Знакомство со школьными кружками. Составление предложений по серии сюжетных картинок. Короткий рассказ по образцу «Школьные кружки»

1

комплексный набор стандартизированных заданий

65.

Я записался в кружок.

Составление разных по содержанию предложений по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

66.

Я записался в кружок.

Составление разных по содержанию предложений по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

67.

Любимые занятия.

Отгадывание любимого занятия каждого. Составление предложений по серии сюжетных картинок. Короткий рассказ по образцу.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

68.

Рассказ по теме «Любимое занятие».

Составление разных по содержанию предложений по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

На изучение речевой практики в 3 классе выделено 68 часов год (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

Содержание учебного курса

№ п/п

Название раздела

Содержание раздела

Форма контроля

1

Это я

Знать правила речевого общения. Различать устное речевое и письменное общение. Составлять разные по содержанию предложения с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию.

комплексный набор стандартизированных заданий

2

Школьная жизнь

Ориентироваться в здании школы, на пришкольном участке. Знать профессии людей, работающих в школе. Называть адрес школы. Конструировать возможные диалоги с опорой на содержание картинки с помощью учителя. Уметь разучивать короткое стихотворение.

комплексный набор стандартизированных заданий

3

Мир природы

Отвечать на простые вопросы полным предложением. Знать названия осенней, зимней, весенней, летней одежды и обуви. С помощью учителя и самостоятельно рассказать об уходе за одеждой и обувью. Составлять разные по содержанию предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию.

комплексный набор стандартизированных заданий

4

Я за порогом дома

Знать правила поведения на дороге. Составлять самостоятельно и с помощью учителя личный маршрут движения ученика от дома до школы. Знать правила поведения в библиотеке, в театре, в кино, в больнице, в гостях. Конструировать возможные диалоги с опорой на содержание картинки.

комплексный набор стандартизированных заданий

5

Играем в сказку

Слушать сказку в устном изложении учителя. Называть героев сказки, описывать персонажей (самостоятельно и с помощью учителя). Драматизировать сказку с использованием элементов костюмов (самостоятельно и с помощью учителя).

комплексный набор стандартизированных заданий

6

Я дома

Понимать прямые родственные отношения. Знать названия и назначение современной домашней техники. Обмениваться бытовыми советами. Знать значение сигналов телефонной связи. Разговаривать по телефону, соблюдая нормы культурного общения.

комплексный набор стандартизированных заданий

7

Я и мои друзья

Знать и рассказывать правила коллективных игра, играть в них, не нарушая правила.

комплексный набор стандартизированных заданий

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема

Содержание

Количество часов

Форма контроля

1.

Правила речевого общения.

Развитие грамматического стоя речи. Беседа «Способы общения», речевые игры. Освоение правил речевого общения.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

2.

Письменное общение.

Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, реклама, письма, поздравительные открытки).

1

комплексный набор стандартизированных заданий

3.

Общение и его значение в жизни.

Разучивание чистоговорки. Составление разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

4.

Здание школы. Пришкольный участок.

Замена часто повторяющегося слова школа другими словами (местоимениями). Фиксация символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

5.

«Кто нас учит, лечит, кормит?».

Знакомство с персоналом школы. Составление предложений по серии сюжетных картинок. Короткий рассказ по образцу.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

6.

Улица, на которой расположена школа.

Выполнение игровых действий в соответствии с текстом.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

7.

Правила для школьника.

Слушание стихотворения о правилах поведения в школе. Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

8.

Какая сегодня погода?

Составление диалога по сюжетной картинке «Осень». Использование прилагательных в речи учащихся для обозначения признаков осени (кто больше назовет).

1

комплексный набор стандартизированных заданий

9.

Осенняя одежда.

Диалог «В чём пойти на улицу», «Как одеться, если дождик» с опорой на сюжетные картинки и вопросы.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

10.

Правила поведения на дороге.

Беседа «Как и на каком транспорте ехать». Повторение правил дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый сигнал светофора. Слова на тему «Дорога в школу и домой».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

11.

Составление личного маршрута ученика.

Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

12.

Ролевая игра по теме «Я –пешеход».

Выполнение игровых действий в соответствии с текстом.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

13.

Сказка «Волк  и семеро козлят».

Слушание сказки в устном изложении учителя. Называние героев сказки. Описание героев. Составление предложений по сюжетным картинкам.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

14.

Сказка «Волк  и семеро козлят».

Коллективное рассказывание сказки. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

15.

Драматизация сказки «Волк  и семеро козлят».

Коллективное рассказывание сказки. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

16.

Драматизация сказки «Волк  и семеро козлят».

Драматизация сказки с использованием элементов костюмов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

17.

Понимание прямых родственных отношений.

Уточнение представлений о составе семьи, родственных отношениях, их обязанностях.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

18.

Современная техника в доме.

Работа со словарем. Использование в речи слов и выражений: телевизор, мультиварка, микроволновая печь, электроприборы.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

19.

Мой дом и моя семья.

Использование полученных знаний в беседе. Составление предложений-советов с опорой на предметные картинки.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

20.

Мы собрались поиграть.

Обсуждение правил коллективных игр. Коллективные игры с соблюдением правил.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

21

Вместе нам не скучно.

Обсуждение правил коллективных игр. Коллективные игры с соблюдением правил.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

22.

Коллективная игра и соблюдение правил игры.

Обсуждение правил коллективных игр. Коллективные игры с соблюдением правил.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

23.

Мы идем в библиотеку.

Правила поведения в библиотеке. Составление предложений из личного опыта.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

24.

Выражение просьбы.

Правила поведения в библиотеке. Составление предложений из личного опыта.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

25.

Ролевая игра «Мы идем в библиотеку».

Использование новых слов, предложений и атрибутов игры. Участие в ролевой игре.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

26.

Информация из телевизионных  сообщений и печатных изданий о погоде.

Составление диалога по сюжетной картинке «Зима». Использование прилагательных в речи учащихся для обозначения признаков зимы (кто больше назовет).

1

комплексный набор стандартизированных заданий

27.

Зимняя одежда.

Диалог «В чем пойти на улицу», «Как одеться, если идет снег» с опорой на сюжетные картинки и вопросы.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

28.

За покупками в магазин.

Составление предложений по серии сюжетных картинок. Сравнение двух предметов по заданному признаку.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

29.

Рассказ «За покупками в магазин».

Называние предметов и действий с ними. Составление короткого рассказа по образцу.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

30

Диалог между продавцом и покупателем.

Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине с опорой на содержание картинки.

комплексный набор стандартизированных заданий

31.

Ролевая игра «Магазин»

Ролевая игра. Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателем в магазине.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

32.

Готовимся к празднику «Новый год».

Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. Составление диалогов по сюжетным картинкам.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

33.

Готовимся к празднику «Новый год».

Моделирование ситуации знакомства на празднике-карнавале. Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произносимой учителем. Игра «Узнай меня».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

34.

Готовимся к празднику «Новый год».

Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

35.

Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре.

Конструирование возможных диалогов абонентов с опорой на содержание картинки.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

36.

Телефонный разговор.

Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на содержание картинки.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

37.

Ролевая игра «Разговор по телефону».

Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Конструирование возможных диалогов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

38.

Мы идем в театр, кино.

Знакомство с театром и кинотеатром. Составление предложений по серии сюжетных картинок, короткого рассказа.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

39.

Правила поведения в театре, кинотеатре.

Обсуждение правил поведения в театре, кинотеатре. Составление предложений по сюжетным картинкам.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

40.

Ролевая игра «Я- зритель».

Участие в ролевой игре. Составление коротких рассказов с использованием опорных схем.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

41.

Мы едем в больницу.

Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

42.

На приеме у врача.

Конструирование возможных диалогов между врачом и пациентом в поликлинике с опорой на содержание картинки.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

43.

Самостоятельная работа «На приеме у врача».

Выполнение самостоятельной работы.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

44.

Правила поведения в гостях.

Беседа о правилах поведения в гостях. Моделирование возможных диалогов между героями картинки.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

45.

Поздравление и вручение подарков.

Беседа о правилах поведения в гостях. Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков..

1

комплексный набор стандартизированных заданий

46.

Ролевая игра «В гости на день рождения».

Правила поведения в гостях. Моделирование возможных диалогов при преподнесении подарков.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

47.

Сказка «Гуси-лебеди».

Слушание сказки в устном изложении учителя. Называние героев сказки. Составление предложений по сюжетным картинкам.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

48.

Сказка «Гуси-лебеди».

Коллективное рассказывание сказки. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

49.

Драматизация сказки «Гуси-лебеди»

Драматизация сказки «Гуси-лебеди» с использованием элементов костюмов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

50.

Какая сегодня погода?

Составление диалога по сюжетной картинке «Весна». Использование прилагательных в речи учащихся для обозначения признаков весны (кто больше назовет).

1

комплексный набор стандартизированных заданий

51.

Весенняя одежда.

Диалог «В чем пойти на улицу»  с опорой на сюжетные картинки и заданные вопросы. Выполнение практической работы «Весна».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

52.

Привычки хорошие и не очень.

Оценка поступков героев (хорошо –плохо, правильно- неправильно).

1

комплексный набор стандартизированных заданий

53.

Ролевая игра «Привычки хорошие и не очень»

Обогащение словарного запаса словами и выражениями, характеризующими человека, его внешность и внутренние качества.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

54.

Успехи и неудачи бывают у каждого.

Выполнение представлений детей по теме, ситуации с опрой на наглядный материал.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

55.

Успехи и неудачи бывают у каждого.

Составление разных по содержанию предложений по определенной теме.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

56.

Понятия «друг» и «дружба».

Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

57.

Ролевая игра «Хочешь со мной дружить?»

Использование новых слов, предложений и атрибутов игры. Участие в ролевой игре.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

58.

Ролевая игра «Узнай меня».

Использование прилагательных в речи учащихся для описания человека (кто больше назовет).

1

комплексный набор стандартизированных заданий

59.

Сказка «Настя и Марфуша в гостях у Морозко».

Слушание сказки в устном изложении учителя. Называние героев сказки. Составление предложений по сюжетным картинкам.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

60.

Сказка «Настя и Марфуша в гостях у Морозко».

Коллективное рассказывание сказки. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

61.

Драматизация сказки «Настя и Марфуша в гостях у Морозко».

Драматизация сказки с использованием элементов костюмов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

62.

Драматизация сказки «Настя и Марфуша в гостях у Морозко».

Драматизация сказки с использованием элементов костюмов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

63.

В зоопарке у зверей.

Выявление представлений детей по теме с опорой на наглядный материал.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

64.

В зоопарке у зверей.

Составление разных по содержанию предложений по определенной теме.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

65.

Мы – друзья и враги природы.

Выявление представлений детей по теме с опорой на наглядный материал.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

66.

Мы – друзья и враги природы.

Составление разных по содержанию предложений по определенной теме.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

67.

Какая сегодня погода?

Составление диалога по сюжетной картинке «Лето». Использование прилагательных в речи учащихся для обозначения признаков лета (кто больше назовет).

1

комплексный набор стандартизированных заданий

68.

Летняя одежда.

Диалог «В чем пойти на улицу?» с опорой на сюжетные картинки и заданные вопросы.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

На изучение речевой практики в 4 классе выделено 68 часов год (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

Содержание учебного курса

№ п/п

Название раздела

Содержание раздела

Форма контроля

1

Это я

Знать и соблюдать правила речевого общения. Составлять разные по содержанию предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию (самостоятельно и с помощью учителя).

комплексный набор стандартизированных заданий

2

Игры с друзьями

Выполнять простые устные инструкции учителя. Употреблять базовые формулы речевого общения. Использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

комплексный набор стандартизированных заданий

3

Я за порогом дома

Конструировать возможные диалоги. Использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях. Употреблять базовые формулы речевого общения. Вести себя в библиотеке, согласно нормам культурного поведения.

комплексный набор стандартизированных заданий

4

Я дома

Понимать прямые родственные отношения. Употреблять базовые формулы речевого общения. Моделировать возможные диалоги с опорой на содержание картинки (самостоятельно и с помощью учителя). Использовать речевые алгоритмы при общении в различных речевых ситуациях.

комплексный набор стандартизированных заданий

5

Мы писатели

Конструировать возможные стихотворения с помощью учителя. Составлять разные по содержанию предложения по теме речевой ситуации и на заданную синтаксическую конструкцию.

комплексный набор стандартизированных заданий

6

Играем в сказку

Слушать сказку в устном изложении учителя. Называть героев сказки, описывать персонажей. Драматизировать сказку с использованием элементов костюмов.

комплексный набор стандартизированных заданий

7

Школьная жизнь

Конструировать возможные диалоги с опорой на содержание картинки с помощью учителя уметь разучивать короткое стихотворение.

комплексный набор стандартизированных заданий

8

Мир природы

Составлять разные по содержанию предложения по теме с опорой на картинки на заданную синтаксическую конструкцию. Выполнять составные устные инструкции учителя.

комплексный набор стандартизированных заданий

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема

Содержание

Количество часов

Форма контроля

1.

Общение и его значение в жизни.

Беседа «Способы общения», речевые игры. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

2.

Общение на расстоянии.

Общение на расстоянии. Использование радио для передачи мыслей, чувств, знаний на расстоянии.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

3.

Общение с экрана. Работа телеведущего.

Общение на расстоянии. Использование радио для передачи мыслей, чувств, знаний на расстоянии.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

4.

Книга- наш собеседник.

Общение на расстоянии. Использование книги для передачи мыслей, чувств, знаний на расстоянии.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

5.

Игра по правилам.

Беседа «Умение участвовать в коллективной игре и соблюдать правила». Построение диалога.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

6.

Вместе нам не скучно.

Повторение правил игры. Участие в коллективной игре.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

7.

Коллективная игра и соблюдение правил игры.

Повторение правил игры. Участие в коллективной игре.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

8.

Правила поведения в библиотеке.

Обсуждение правил поведения в библиотеке. Составление предложений по опорным схемам.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

9.

Мы идем в библиотеку.

Обсуждение правил поведения в библиотеке. Составление предложений по опорным схемам.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

10.

Ролевая игра «Мы идем в библиотеку».

Использование новых слов, предложений и атрибутов игры. Участие в ролевой игре.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

11.

Мой дом и моя семья.

Уточнение представлений о составе семьи, родственных отношениях, их обязанностях.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

12.

Мой дом и моя семья.

Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Конструирование возможных диалогов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

13.

Мой старший друг.

Моделирование возможных диалогов между героями.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

14.

Правила просмотра телепередач.

Выявление представлений детей  по теме ситуации в ходе беседы.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

15.

Мы- поэты.

Знакомство с понятием поэт и рифма. Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

16.

Сочиняем стихотворение.

Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Конструирование возможных стихотворений.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

17.

Самостоятельная работа «Сочиняем стихотворение».

Выполнение самостоятельной работы.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

18.

Сказка «12 месяцев».

Слушание сказки в устном изложении учителя. Называние героев сказки. Составление предложений по сюжетным картинкам.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

19.

Сказка «12 месяцев».

Коллективное рассказывание сказки. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

20.

Драматизация сказки «12 месяцев».

Драматизация сказки с использованием элементов костюмов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

21

Драматизация сказки «12 месяцев».

Драматизация сказки с использованием элементов костюмов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

22.

Мы – сказочники.

Знакомство с понятием сказка и сказочник. Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

23.

Придумываем сказку.

Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

24.

Придумываем сказку.

Подбор слов и составление предложений по речевой теме.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

25.

Самостоятельная работа «Придумываем сказку».

Выполнение самостоятельной работы.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

26.

Мой помощник – телефон.

Конструирование возможных диалогов абонентов с опорой на содержание картинки. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

27.

Справочные телефонные службы.

Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Конструирование возможных диалогов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

28.

Ролевая игра «Разговор по телефону».

Совершенствование умения участвовать в диалогах.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

29.

Условные знаки в общении людей.

Знакомство с условными знаками в общении людей. Составление предложений по серии сюжетных картинок. Короткий рассказ по образцу.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

30

Условные знаки в общении людей.

Беседа «Знаки-помощники при общении людей». Составление коротких рассказов.

комплексный набор стандартизированных заданий

31.

Запрещающие и предупреждающие знаки.

Беседа «Запрещающие и предупреждающие знаки при общении людей». Составление коротких рассказов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

32.

Готовимся к Новогоднему празднику.

Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. Составление диалогов по сюжетным картинкам.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

33.

Вопросительная и восклицательная интонация.

Моделирование ситуации знакомства на новогоднем празднике-карнавале. Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем. Игра «Узнай меня».

1

комплексный набор стандартизированных заданий

34.

Составление рассказа на тему «Новый год».

Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

35.

Правила этикета.

Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

36.

Устное и письменное приглашение.

Упражнения в составлении приглашения. Моделирование возможных диалогов между героями.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

37.

Вежливый отказ от предложения, приглашения.

 Упражнение в вежливом отказе. Моделирование возможных диалогов между героями.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

38.

Знакомство с гостями.

Слушание и драматизация детской песни «К нам пришли гости» и ролевая игра «Я встречаю гостей». Диалоги с гостями.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

39.

Мы в гостях.

Коллективное составление рассказа «Как мы ходили в гости» по опорным картинкам. Правила поведения в гостях.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

40.

Устное и письменное поздравление.

Составление поздравления с опорой на условно- графические схемы предложений. Тренировочные упражнения произнесения поздравлений с торжественной интонацией (на основе подражания речи учителя).

1

комплексный набор стандартизированных заданий

41.

Поздравительные открытки.

Тренировочные упражнения произнесения поздравлений с торжественной интонацией  (на основе подражания речи учителя).

1

комплексный набор стандартизированных заданий

42.

Поздравление и вручение подарков.

Правила поведения в гостях. Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

43.

Правила поведения в гостях.

Правила поведения в гостях. Моделирование возможных диалогов между героями картинки.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

44.

Правила этикета за праздничным столом.

Правила этикета за праздничным столом. Ролевая игра. Моделирование возможных диалогов между героями.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

45.

Ролевая игра «В гости на день рождения».

Правила поведения в гостях моделирование возможных диалогов при преподнесении подарков.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

46.

Диалоги при расставании.

Составление и разыгрывание возможных диалогов в разных ситуациях.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

47.

Культура общения.

Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях. Употребление извинений: извините, пожалуйста; я прошу прощения; не сердитесь, пожалуйста.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

48.

Культура общения.

Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

49.

Сказка «Бременские музыканты».

Слушание сказки в устном изложении учителя. Называние героев сказки. Составление предложений по сюжетным картинкам.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

50.

Сказка «Бременские музыканты».

Коллективное рассказывание сказки. Рассматривание атрибутов к ролевой игре.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

51.

Драматизация сказки «Бременские музыканты».

Драматизация сказки с использованием элементов костюмов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

52.

Драматизация сказки «Бременские музыканты».

Драматизация сказки с использованием элементов костюмов.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

53.

Мы на прогулке в парке.

Разучивание чистоговорки. Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

54.

Мы на прогулке в парке.

Выполнение игровых действий в соответствии с текстом.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

55.

Игры на свежем воздухе.

Использование новых слов, предложений атрибутов игры. Участие в ролевой игре.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

56.

Игры на детской площадке.

Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

57.

Игры на детской площадке.

Выполнение игровых действий в соответствии с текстом.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

58.

Игры на свежем воздухе.

Использование новых слов, предложений и атрибутов игры. Участие в ролевой игре.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

59.

Беседа к 9 мая.

Выявление представлений детей по теме с опорой на наглядный материал.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

60.

Праздник Победы.

Упражнения в составлении письменного поздравления.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

61.

Праздник Победы.

Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении поздравлений и подарков.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

62.

Устное и письменное поздравление ветеранов.

Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении поздравлений и подарков.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

63.

В гостях у леса.

Выявление представлений детей по теме с опорой на наглядный материал.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

64.

В гостях у леса.

Составление разных по содержанию предложений по определенной теме.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

65.

Мы- друзья и враги природы.

Выявление представлений детей по теме с опорой на наглядный материал.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

66.

Мы- друзья и враги природы.

Составление разных по содержанию предложений по определенной теме.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

67.

Что может нанести вред лесу?

Составление разных по содержанию предложений по определенной теме.

1

комплексный набор стандартизированных заданий

68.

Обобщение по теме «Мир природы».

Составление разных по содержанию предложений по определенной теме.

1

комплексный набор стандартизированных заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»

Рабочая программа по предмету "Математика" для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУЧНОЙ ТРУД»

Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ»

Рабочая программа по предмету "Чтение" для детей с умственной отсталостью...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для детей с умственной отсталостью...