АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Дулгер Светлана Ивановна

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для детей с умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody_i_cheloveka.docx69 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 281»

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»

на 4 года

1-4 классы

обучающиеся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

I этап обучения

2 часа в неделю -1класс

1час в неделю -2- 4 классы

Составитель:

Дулгер С.И.

Москва

2020

Пояснительная записка.

Программа учебного курса «Мир природы и человека» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа разработаны с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся, их возрастных и иных особенностей, а также условий, необходимых для развития их личностных и познавательных качеств.

В программе предусмотрено дальнейшее развитие всех видов деятельности обучающихся, представленных в Адаптированной основной общеобразовательной программы образования   обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по учебному курсу «Мир природы и человека» разработана на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Мир природы и человека», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15)
  • Учебный план ГБОУ Школа №281;
  • Примерная   программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой., 7- е издание М: «Просвещение» 2013 г.

           Рабочая программа по учебному курсу «Мир природы и человека» разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с умственной отсталостью.

Сроки   получения   начального   общего   образования   обучающимися   с   умственной отсталостью    с   учетом   психофизиологических   возможностей   и   индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся   составляет 4 года.

Учебный курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

  • уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
  • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
  • формирует знания обучающихся о природе своего края;
  • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

Учебный курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять их новыми сведениями.

На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя.

Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо реализовывать на уроках таких предметных областей, как язык и речевая практика, математика, искусство, технология, а также найти им применение в программе внеурочной деятельности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
по итогам обучения в 1-4 классах

Для учащихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому, помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека», реализуется программа формирования базовых учебных действий, которая представлена основными составляющими: познавательными, регулятивными, коммуникативными, личностными умениями и навыками (для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций). В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих жизненных компетенций:

  • адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
  • осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации;
  • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т. д.

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению базовых учебных навыков, таких, как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.

Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:

   умением вступать в контакт и работать в группах;

   умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

умением обращаться за помощью и принимать помощь;

умением слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

умением сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательно к ним относиться, сопереживать им, конструктивно взаимодействовать с людьми;

умением договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Программа «Мир природы и человека» наряду с общими задачами обучения имеет собственные учебные задачи. Для этой категории обучающихся было бы неправомерно устанавливать традиционные требования к усвоению знаний, умений и навыков. В программе не должны быть сформулированы основные требования к знаниям и умениям обучающихся в обязательной форме типа: «Обучающиеся должны знать», «Обучающиеся должны уметь». Более приемлема формулировка «Обучающиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».

Личностные результаты:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Предметными результатами изучения курса «Мир природы и человека» является формирование следующих умений:

В 1 классе:

правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

различать объекты живой и неживой природы;

выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

называть наиболее распространенных диких и домашних животных своей местности;

называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.

Во 2 классе:

правильно называть изученные объекты и явления;

различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;

различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;

различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

выполнять элементарные гигиенические правила;

 различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе.

В 3 классе:

правильно называть изученные объекты и явления;

сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений, знать названия деревьев и кустарников, наиболее распространенных в данной местности;

сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни;

соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;

соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;

определять по сезонным изменениям время года;

определять направление ветра.

В 4 классе:

правильно называть изученные объекты и явления;

различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия, различать культурные и дикорастущие цветковые растения;

правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;

различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;

соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;

определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека.

На изучение учебного предмета «Мир природы и человека» в 1 классе выделено 66 часов в год (2 часа в неделю, 33 учебные недели).

Содержание учебного предмета 1 класс

Название раздела

Содержание раздела

Форма контроля

1

 Неживая природа.

(8 ч)

Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.

Деятельность человека в течение суток.

Земля: песок, камни, глина.

Солнце - источник тепла и света.

Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.

Комплексный набор стандартизированных заданий

2

Сезонные изменения в неживой природе. 

(18 ч)

Влияние солнца на изменения в природе: зима - солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето - солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.

Знакомство с временами года и их названиями.

Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.

Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.

Комплексный набор стандартизированных заданий

3

Живая природа.
Растения.

(11ч)

Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются).

Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.

Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.

Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.

Комплексный набор стандартизированных заданий

4

Животные.

(11ч)

Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).

Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.

Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1-2 хорошо знакомых животных).

Комплексный набор стандартизированных заданий

6

Человек. Безопасное поведение.

(18 ч)

Пол, возраст, имя, фамилия.

Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.

Первая помощь при порезах, ожогах кожи.

Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.

Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза - орган зрения, ухо - орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.

Комплексный набор стандартизированных заданий

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тема

Содержание

Количество часов

Формы контроля

1

Вводное занятие.

Экскурсия.

Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром, растениями и животными.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении.

1

2

Объекты живой и неживой природы

Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии. Найти в учебнике те объекты, которые наблюдали, назвать увиденные объекты, попытаться определить, какие из них живые, а какие нет.

1

3

Земля и Солнце.

Планета Земля и звезда Солнце. Вращение Земли вокруг Солнца.

1

4

Значение Солнца.

Деятельность Солнца. Изменения в природе, которые зависят от деятельности Солнца (смена дня и ночи, смена времён года).

1

5

Солнце и жизнь растений.

Актуализация ранее полученных знаний о Солнце.

Зависимость жизни растений от деятельности Солнца.

1

6

День и ночь.

Смена дня и ночи, причины.

Когда можно увидеть на небе Луну? Занятия людей днём и ночью.

Занятия взрослых и детей. Что можно увидеть ночью, днём. 

1

7

Небо днём и ночью.

Актуализация ранее полученных знаний о дне и ночи, причинах их смены. Как выглядит небо днём (Солнце, облака, тучи) и ночью (Луна, звёзды).

1

8

Сутки.

Познакомить с понятием «сутки». Формирование понятий «восход», «закат». Учить рассказывать о занятиях людей в течение суток. 

1

9

Занятия людей в течение суток.

Актуализация ранее полученных знаний о сутках.

Занятия людей утром, днём, вечером. Ночной сон. Формирование понятия «режим дня».

1

10

Занятия людей в течение суток.

Актуализация ранее полученных знаний о сутках.

Занятия людей утром, днём, вечером. Ночной сон. Формирование понятия «режим дня».

1

11

Обобщение полученных знаний

Актуализация и закрепление ранее полученных знаний о неживой природе (Земле, Солнце, небе); сутках.

1

12

Осень.

Выявить причину сезонных изменений осенью (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике) познакомить с признаками осени, причиной отлёта птиц. Познакомить с понятием «листопад». Учить выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей осенью. Актуализация и закрепление знаний об осени.

1

13

Признаки осени.

1

14

Признаки осени.

1

15

Занятия и одежда людей осенью.

1

16

Обобщение темы «Осень».

1

17

Зима.

Выявить причину сезонных изменений зимой (продолжить работу со схемой дерева), признаками зимы; наблюдать за снегом в классе. Растения зимой. Животные зимой (птицы и звери, помощь человека птицам).

Зимняя одежда, занятия людей зимой. Безопасное поведение детей зимой. Наблюдения за погодой.

Актуализация и закрепление знаний о зиме.

1

18

Признаки зимы.

1

19

Одежда и занятия людей зимой.

1

20

Обобщение темы «Зима».

1

21

Весна.

Выявить причину сезонных изменений весной с помощью схемы дерева, познакомить с признаками, с одеждой и занятиями взрослых и детей весной, безопасном поведении весной.

Растения, животные весной.

Повторить признаки весны.

Учить выделять признаки изученных времён года, обосновывать выбор одежды для разных времён года.

1

22

Признаки весны.

1

23

Признаки весны.

1

24

Одежда и занятия людей весной.

1

25

Обобщение темы «Весна».

1

26

Лето.

Выявить причину сезонных изменений летом с помощью схемы дерева, познакомить учащихся с признаками лета, учить рассказывать о них. Растения, животные летом. Познакомить с одеждой и занятиями детей летом. Безопасное поведение детей летом на улице и природе.

Закреплять полученные знания о временах года.

1

27

Признаки лета.

1

28

Признаки лета.

1

29

Одежда и занятия людей летом.

1

30

Обобщение темы «Лето».

1

31

Растения.

Различие растений.

Деревья, кустарники, травы.

Учить делить растения на деревья, кустарники, травы, цветы.

1

32

Строение и сходство растений.

Дать понятие о строении растений: корень, лист, стебель, цветок. Учить различать эти части у разных растений.

1

33

Различие растений.

Отличительные признаки растений:

корень, лист, стебель, цветок.

Формирование представление о разнообразных корнях растений (большой, мощный, маленький); разнообразных листьях растений (круглые, овальные, большие, маленькие); разнообразных стеблях и цветках.

1

34

Разнообразие цветов.

Познакомить с полевыми и садовыми цветами, учить различать цветы. 

1

35

Семена.

Формирование понятия «семя», «семена». Семена разных растений (бархатцы, календула). Условия, необходимые для прорастания семян.

1

36

Плоды растений.

Формирование понятия «плод». Учить называть плоды растений, рассказывать об их пользе, делить на фрукты и овощи.

1

37

Плоды растений.

1

38

Приспособление растений к сезонным изменениям в природе.

Растения зимой, весной, летом, осенью. Учить устанавливать связь между временем года (условиями, связанными с временем года) и жизнью растений

1

39

Приспособление растений к разным условиям жизни.

Знакомство с условиями жизни растений в разных климатических поясах (холодные страны, жаркие страны). Приспособления растений к разным условиям жизни (холодные страны – растения низкие, невзрачные; жаркие страны – растения высокие, яркие).

1

40

Обобщение темы «Растения».

Актуализация и закрепление знаний

по теме «Растения».

1

41

Животные.

Познакомить учащихся с миром животных, делить животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые.

1

42

Строение и сходство животных.

Формирование понятия «Части тела». Учить выделять части тела животных: голову, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост.

1

43

Различие животных.

Познакомить с различиями животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания).

1

44

Различие животных.

1

45

Детёныши животных.

Познакомить с названиями детёнышей животных; учить рассказывать о детёнышах.

Познакомить учащихся с тем, как разные животные заботятся о своём потомстве.

1

46

Домашние животные.

Познакомить с понятием «домашние животные», признаками домашних животных, учить находить домашних животных на картинках. Польза домашних животных. 

1

47

Дикие животные.

Познакомить с понятием «дикие животные», признаками диких животных, учить находить диких животных на картинках.

Особенности жизни, места обитания и повадки диких животных.

1

48

Приспособление животных к различным условиям жизни.

Познакомить учащихся со способами приспособления (окраска, размеры) животных к различным условиям жизни.

1

49

Приспособление животных к временам года.

Познакомить учащихся

(на примере зайца, медведя)

с приспособлениями животных к разным временам года.

1

50

Приспособление животных к временам года.

1

51

Человек.

Формирование представлений о внешнем облике человека. Определение сходства и различий людей по возрасту, полу, цвету волос, глаз и т. д.

1

52

Части тела человека.

Формирование представлений о строении тела человека, название частей тела (голова, туловище, шея, руки, ноги). Сходство и различия в строении человеческих тел.

1

53

Части тела человека.

1

54

Гигиенические навыки.

Формирование понятия «гигиена». Уход за телом – умывание, чистка зубов, принятие душа и ванны. Предметы и средства гигиены.

Показать зависимость между гигиеной и здоровьем человека.

1

55

Лицо человека.

Изучать строение человеческого лица, основные части лица человека (глаза, нос, рот, уши и т.д.).

1

56

Глаза. Строение и значение глаз.

Формировать представление о глазах – органе зрения, их значении для человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза. Изучение правил бережного отношения к глазам, забота о зрении. 

1

57

Гигиенический уход за глазами.

1

58

Уши. Строение и значение ушей.

Формировать элементарные представления о строении, работе и назначении органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха.

1

59

Профилактика простудных заболеваний.

1

60

Нос. Значение.

Формировать у учащихся элементарные представления об органе обоняния и дыхания. Выяснить значение этого органа для жизни человека, правила ухода за ним. Профилактика простудных заболеваний. 

1

61

Профилактика простудных заболеваний.

1

62

Рот.

Строение и значение рта. Гигиенический уход.

Формировать элементарные представления о строении ротовой полости. Язык – орган, помогающий различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи. Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью. 

1

63

Кожа. Строение и значение кожи. Гигиенический уход за кожей. Защита кожи от ожогов и порезов.

Формирование представлений о такой способности человека, как осязание. Значение этого чувства для жизни человека. Уход за кожей. Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов, порезов.

1

64

Скелет и мышцы человека. Осанка.

Формировать элементарные представления об опорно-двигательном аппарате человека, его значении и профилактике заболеваний.

Проведение исследования – сгибать и разгибать руку, нащупать мышцы под кожей.

1

65

Обобщение темы «Человек».

Актуализация, закрепление знаний по разделу «Человек».

1

66

Обобщение темы «Мир природы и человека».

Актуализация, закрепление знаний по предмету «Мир природы и человека».

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

     

На изучение учебного предмета «Мир природы и человека» во 2 классе выделено 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).                          

Содержание учебного предмета 2 класс

Название раздела

Содержание раздела

Форма контроля

1

Сезонные изменения в природе.
Сезонные изменения в неживой природе.

(12 ч)

Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

Комплексный набор стандартизированных заданий

2

Неживая природа.

(4 ч)

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.

Комплексный набор стандартизированных заданий

3

Живая природа.
Растения.

(8 ч)

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).

Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.

Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3-5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.

Растения садов и огородов данной местности.

Уход за растениями сада и огорода.

Комплексный набор стандартизированных заданий

4

Животные.

(5 ч)

Наблюдения за зимующими птицами.

Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Сравнение домашних и диких животных. Кошка - рысь. Собака - волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным.

Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.

Комплексный набор стандартизированных заданий

5

Человек. Безопасное поведение.

(5 ч)

Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

Комплексный набор стандартизированных заданий

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тема

Содержание

Количество часов

Формы контроля

1

Влияние солнца на смену времён года.

 Составление рассказа о влиянии Солнца на смену времен года.

Объяснение пословицы. Заучивание заклички, проговаривание заклички хором (по одному, по очереди).

1

2

Сутки. Долгота

дня зимой и

летом.

Определение времени года по иллюстрации (зима, лето). Определение времени суток по картинке.

Определение занятий детей. Перечисление любимых занятий летом, зимой. Объяснение пословицы.

Определение занятий каждого члена семьи.

Составление рассказа о занятиях семьи

1

3

Занятия семьи в течение суток Телефоны экстренных служб. Звонок по телефону.

Составление рассказа о семье. Рисование по теме «Моя семья». Выбор любимых занятий по картинкам. Рассматривание иллюстраций. Разучивание телефонов экстренных служб. Определение правил вызова врача. Практическая отработка навыков разговора по телефону.

1

4

Осень.

Нахождение признаков лета, осени по рисункам.

Сравнение схем. Наблюдения за опаданием листьев.

Объяснение значения слова «листопад».

Рассматривание погоды за окном. Определение погодного явления. Составление рассказа о настроении, вызванном погодой за окном. Чтение

стихотворения. Экскурсия в художественный музей.

Рассматривание картин русских художников.

Запоминание названий осенних месяцев. Объяснение слова «хмурень». Сбор и сушка листьев в осенние месяцы, сравнение листьев. Изготовление поделки из природного материала

1

5

Растения и животные осенью.        

Составление рассказа о ягодах, созревающих в сентябре. Прогулка по школьному участку. Поиск и     рассматривание листьев тополя, дуба, ягод шиповника. Сбор опавших листьев, их засушивание и наклеивание в тетрадь. Рассматривание рисунков.

Рассматривание животных на картинке. Чтение текста Составление рассказа о еже. Рассматривание и называние животных, впадающих в спячку. Определение сказок о животных. Объяснение понятия «сорока-белобока».

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

6

Зима.

Нахождение признаков осени, зимы на картинке. Сравнение схемы. Объяснение слова «снегопад». Дополнение предложений. Объяснение пословицы. Рассматривание схемы. Запоминание названия зимних месяцев. Составление рассказа по теме.

1

7

Растения и

животные зимой.

Рассматривание иллюстраций. Составление рассказа о жизни растений и животных зимой. Рисование зимнего дерева.

Чтение текста. Описание животного, изображенного на рисунке. Составление рассказа по теме. Рассматривание птиц, предположение об их питании зимой. Отгадывание загадок о животных.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

8

Весна.

Определение времен года, признаков зимы, весны по рисункам. Объяснение по схемам признаков весны. Чтение и запоминание правил поведения в природе. Составление рассказа о правилах поведения на льду. Наблюдение за набуханием почек на ветках (опыт). Составление рассказа по рисункам об основных приметах весны.

1

9

Растения и животные весной.

Составление рассказа о цветении березы и тополя. Разучивание названий растений. Прогулка, экскурсия. Наблюдение за молодой листвой на деревьях. Нахождение и называние распустившихся цветов. Зарисовка увиденных объектов природы. Разучивание заклички.  Составление рассказа по рисунку «Приход весны».

1

10

Лето.

Нахождение признаков весны, лета. Рассматривание схемы. Составление рассказа о птицах. Работа по схемам. Отработка названий летних месяцев. Нахождение в тексте и запоминание правил поведения во время грозы.

1

11

Растения и

животные летом.

Профилактика укусов

насекомых.

Рассматривание рисунков. Чтение текста,

запоминание названия ягод, цветов. Составление рассказа. Рисование рисунка о правилах поведения в лесу. Рассматривание рисунка, составление по нему рассказа о летнем лесе.

Счет объектов природы. Запоминание и называние детенышей. Определение по рисунку способа питания и места проживания животных.

Рассматривание и называние опасных насекомых. Слушание текста, ответы на вопросы. Выбор одежды для похода в лес по картинке.

1

12

Занятия людей в

разное время

года.

Называние одежды по сезонам (зимней, летней, демисезонной). Составление рассказа. Объяснение, почему летом и зимой обязательно носить головной убор. Рассматривание рисунка (чем занимаются дети). Составление рассказа о своих любимых занятиях во время прогулок весной (осенью, зимой, летом).

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

13

Вода.

Опыт с водой. Зарисовка опыта в тетрадь. Нахождение и показ на рисунке объекта неживой природы.

1

14

Температура

воды (горячая, холодная).

Составление рассказа как люди используют горячую воду.

1

15

Вода в природе.

Рассматривание рисунков с чтением подписей. Нахождение и показ: озеро, болото, пруд. Выбор по рисункам занятий на водоемах летом, зимой. Опыт с паром. Запись правила: горячий пар - осторожно, опасно!

1

16

Значение воды

Нахождение и называние изображения животных, живущих только в воде. Рассматривание рисунков с определением, что произойдет с растениями без воды. Составление рассказа об использовании воды.

1

17

Части растений.

Жизнь растений.

Закрепление знаний о строении растений.

Рассматривание и показ на рисунках частей растений.

Рассматривание на рисунке изделия из соломы.

Рассматривание рисунка, называние

объектов природы.

1

18

Растения

влаголюбивые и

засухоустойчивые;

светолюбивые и

тенелюбивые.

Рассматривание рисунка.

Словарная работа ( влаголюбивые, засухоустойчивые, светолюбивые, тенелюбивые).

Практическая работа: нахождение комнатных растений по параметрам. Зарисовка комнатного растения.

1

19

Комнатные

растения. Уход за

комнатными

растениями.

Рассматривание рисунка. Запоминание слов.

Нахождение объектов природы вокруг себя.

Определение соответствия по картинке. Отработка навыков по уходу за комнатными растениями. Рассматривание рисунков, составление рассказа.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

20

Огород.

Определение объектов по рисункам. Отгадывание загадок. Чтение стихотворения. Составление рассказа.

1

21

Овощи. Овощи в

питании человека.

Рассматривание рисунка. Ответы на вопросы. Описание предмета с отгадыванием. Рассматривание рисунков. Нахождение и показ объектов. Определение по рисункам времен года. Перечисление любимых овощей. Зарисовка овощей в тетрадь.

1

22

Сад.

Называние объектов природы. Составление рассказа по картинке. Зарисовка и раскрашивание в тетради изображения предметов.

1

23

Фрукты. Фрукты  в питании человека.

Рассматривание рисунка, схемы. Составление рассказа по рисунку. Описание предмета с отгадыванием Зарисовка объекта природы. Ответы на вопросы Перечисление любимых фруктов. Составление описательного рассказа о любимом фрукте.

1

24

Уход за растениями сада и огорода.

Правила безопасного

использования

садового инструмента.

Отработка навыков ухода за растениями в саду. Ответы на вопросы.

Нахождение садового инструмента на картинке, соотнесение с натуральными объектами. Чтение правил использования садового инструмента, ответы на вопросы по тексту. Зарисовка садового инструмента. Показ рисунка, иллюстрирующего правильное использование инструмента.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

25

Дикие и домашние

животные.

Рассматривание рисунков. Составление рассказа о домашних и диких животных. Ответы на вопросы.

1

26

Кошка и рысь.

Породы кошек.

Сравнение объектов на рисунке. Ответы на вопросы.

Зарисовка в тетради объекта природы. Заучивание прибаутки. Составление рассказа об объекте живой природы по плану.

Составление рассказа о породах кошек. Отработка навыков по уходу за животным.

1

27

Собака и волк.

Породы собак.

Рассматривание рисунка. Нахождение объектов, классификация. Составление рассказа по рисунку.

Составление рассказа по плану. Отработка навыков безопасного поведения при встрече с собакой.

Показ объектов на рисунке классификация по породе.

1

28

Правила поведения при контакте с

домашними

животными.

Рассматривание рисунков, определение правильного поведения при контакте с домашними животными.

Чтение правил поведения при контакте с домашними животными. Запись правил поведения в тетрадь.

1

29

Рыбы.

Рассматривание схемы. Определение строения объекта природы. Ответы на вопросы. Зарисовка объекта природы. Рассматривание рисунка. Нахождение соответствия. Составление рассказа по рисунку. Прогулка в зоомагазин.

1

30-31

Тело человека

Рассматривание рисунков. Составление рассказа. Отработка навыков физического воспитания.

2

32

Органы

пищеварения.

Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объекта. Отработка навыков личной гигиены.

1

33-34

Питание человека.

Правила питания.

Профилактика

отравлений.

Рассматривание рисунков. Классификация предметов.

Показ объектов на рисунках. Ответы на вопросы.

Составление рассказа по рисунку.

Отработка навыков правильного питания.

Отработка навыков профилактики отравлений.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

На изучение учебного предмета «Мир природы и человека» в 3 классе выделено 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).                          

Содержание учебного предмета 3 класс

Название раздела

Содержание раздела

Форма контроля

1

Сезонные изменения в природе. Растения и животные в разное время года.. (11 ч)

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Комплексный набор стандартизированных заданий

2

Неживая природа. (4 ч)

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Комплексный набор стандартизированных заданий

3

Живая природа.

Растения. (7 ч)

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада. Фруктовые деревья (2-3 названия); ягодные кустарники (2-3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Травы полезные и травы опасные.

Комплексный набор стандартизированных заданий

4

Животные. (5 ч)

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан - свинья, заяц - кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Комплексный набор стандартизированных заданий

5

Человек. Безопасное поведение. (7 ч)

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

Комплексный набор стандартизированных заданий

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы  

Тема

Содержание

Количество часов

Формы контроля

1

Времена года.

Осень.

Осенние

месяцы.

Календарь. 

Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков осени по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды осенью.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

2

Растения и животные

осенью.

Рассматривание иллюстраций. Сравнение объектов. Чтение текста. Ответы на вопросы. Составление рассказа о походе в лес за грибами. Зарисовка Работа с иллюстрацией.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

3

Занятия людей

осенью.

Изучаем правила

дорожного движения.

Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности

людей в осенний период. Называние по иллюстрациям объектов, классификация овощей и фруктов. Составление описания некоторых овощей и фруктов.

Экскурсия. Практическая отработка правил дорожного движения. Разучивание знаков:

«Пешеходный переход», «Осторожно, дети!». Рисунок знаков.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

4

Зима. Признаки зимы.

Зимние месяцы

Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков зимы по схемам, иллюстрациям.

Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды зимой.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

5

Растения зимой и животные зимой.

Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Работа с иллюстрациями: дифференциация объектов. Составление рассказа о том, как люди помогают зимой птицам, животным, используя иллюстрации.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

6

Занятия людей зимой. Правила поведения в зимний период (снежная буря, катание на коньках).

Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в зимний период.

Рассматривание иллюстративного материала. Нахождение и показ правильного поведения в различных ситуациях. Составление рассказа о правилах поведения. Зарисовка одного из правил.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

7

Весна. Признаки

весны.

Весенние месяцы.

Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков весны по схемам, иллюстрациям.

Нахождение иллюстрации в соответствии с темой.

Дифференциация времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка.

Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Разгадывание загадок.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

8

Растения и животные

весной.

Насекомые.

Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации.

Дифференциация объектов

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов. Составление рассказа о жизни животных весной. Отгадывание загадок.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

9

Признаки лета. Летние месяцы.

Дифференциация времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Чтение текста. Ответы на вопросы. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Работа над смыслом поговорки.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

10

Растения и животные летом.

Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Дифференциация объектов. Составление рассказа о жизни животных летом.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

11

Занятия людей весной и летом.

Рассматривание рисунков. Дифференциация объектов. Называние видов одежды. Составление рассказа о детских играх. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний и летний период.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

12

Солнце в разные

времена года.

Восход и заход

солнца. Сон -лучшая

профилактика

усталости.

Рассматривание схем, дифференциация схем, определение частей суток, времен года по схемам.

Соотнесение схемы со временем года. Чтение текста, ответы на вопросы

Прослушивание текста. Выработка правил хорошего сна. Дидактическая игра «Что нужно для сна».

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

13

Календарь.

Перечисление месяцев. Называние времен года, месяцев, дней недели. Чтение текста, ответы на вопросы. Отгадывание загадок.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

14

Воздух.

Значение воздуха.

Термометр.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Проведение практической работы. Отгадывание загадки. Словарная работа - термометр. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание показаний термометра, дифференциация показаний.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

15

Ветер.

Направление ветра.

Поведение во время урагана.

Чтение текста, ответы на вопросы. Проведение практической работы. Рассматривание иллюстраций. Словарная работа: север, юг, восток, запад; флюгер, компас.

Выработка правил поведения во время урагана. Запись правил поведения в тетрадь.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

16

Сравнение

растений.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

17

Части растений: корни, стебли.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, дифференциация, называние.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

18

Части растений: листья, цветы.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Зарисовка частей растения. Подпись названия частей растения.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

19

Растения сада.

Определение объекта, называние. Зарисовка. Соотнесение двух объектов. Составление рассказа по последовательным схемам. Составление описательного рассказа.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

20

Лес. Растения

леса. Травы.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание, сравнение иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Словарная работа: лиственные, хвойные. Отгадывание загадок Чтение стихотворений.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

21

Плоды и семена Лесные ягоды.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Составление рассказа с опорой на иллюстрации.

Зарисовка объекта природы в тетрадь

Нахождение и называние объекта природы по описанию.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

22

Грибы.

Съедобные и ядовитые.

Профилактика

отравлений.

Правила поведения в лесу.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Называние объекта, дифференциация объектов: съедобные и ядовитые грибы, ягоды. Зарисовка. Составление рассказа о правилах сбора грибов. Разучивание названий грибов и ягод. Сравнение внешнего вида.

Нахождения несоответствия, выбор иллюстрации. Формулировка правил поведения. Запись в тетрадь.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

23

Животные.

Охрана животного мира.

Рассматривание иллюстраций. Называние объектов.

Составление рассказа по плану. Чтение текста, ответы на вопросы по тексту. Зарисовка объектов животного

мира.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

24

Дикие и домашние

животные.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков. Называние объектов. Составление описательного рассказа по картинке.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

25

Сравнение

животных: свинья и кабан, кролик и заяц

(по выбору).

Правила ухода за домашними животными.

Составление описательного рассказа по картинке, отгадывание загадок.

Выработка правил ухода за домашними животными, запись правил в тетрадь. Зарисовка объекта.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

26

Птицы.

Строение птиц.

Рассматривание картинок, называние объектов.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание схемы строения птицы. Соотнесение двух иллюстраций.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

27

Перелетные, зимующие птицы.

Рассматривание картинок, называние объектов.

Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа (описательного, по схеме, по плану).

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

28-29

Человек.

Дыхание человека.

Профилактика

Простудных заболеваний.

Рассматривание рисунков, называние объектов.

Словарная работа: трахея, бронхи, легкие.

Рассматривание схемы: показ и называние объектов.

Называние и запоминание правил гигиены дыхания.

Чтение стихотворений.

Дифференциация времен года, соотнесение видов одежды со временем года.

2

Комплексный набор стандартизированных заданий

30

Кровь.

Чтение текста, ответы на вопросы. Выборочное чтение. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Составление правил оказания помощи при порезах.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

31

Сердце.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке.

Проведение практической работы.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

32

Пульс

Поведение во время болезни. Вызов врача из поликлиники.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке.

Проведение практической работы. Отгадывание загадки.

Практическая отработка навыков телефонных разговоров. Разучивание фраз. Игра «Вызов врача из поликлиники». Запись телефонов экстренной помощи в тетрадь.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

33

Окружающая среда и здоровье человека.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по иллюстрациям, сравнение иллюстраций

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

34

Питание

человека.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок, называние объектов. Запоминание правил хранения продуктов.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

На изучение учебного предмета «Мир природы и человека» в 4 классе выделено 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).                          

Содержание учебного предмета 4 класс

Название раздела

Содержание раздела

Форма контроля

1

Сезонные изменения в неживой природе. (9 ч)

Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Растения и животные в разное время года.

Сад, огород, поле, лес в разное время года.

Дикие и домашние животные в разное время года.

Труд людей города и села в разное время года.

Комплексный набор стандартизированных заданий

2

Неживая природа. 

(4 ч)

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.

Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.

Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.

Комплексный набор стандартизированных заданий

3

Живая природа.

Растения. (6 ч)

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.

Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.

Парк (сквер). Создание человеком парков.

Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Комплексный набор стандартизированных заданий

4

Животные. (5 ч)

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.

Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.

Насекомые-вредители.

Комплексный набор стандартизированных заданий

5

Человек. (6 ч)

Г олова и мозг человека.

Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

Комплексный набор стандартизированных заданий

6

Безопасное поведение.(4ч)

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.

Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Правила безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).

Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

Комплексный набор стандартизированных заданий

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы  

Тема

Содержание

Количество часов

Формы контроля

1

Влияние Солнца на

смену времен года.

Признаки осени.

Рассматривание рисунка. Составление рассказа по схеме.

Чтение текста учебника. Нахождение в тексте и название осенних месяцев, признаков осени. Определение по

рисункам признаков осени. Составление рассказа об осенних месяцах.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

2

Растения и животные

осенью.

Сравнение рисунков, нахождение различий. Объяснение причин признаков осени. Нахождение и название знакомых цветов, овощей. Составление рассказа об использовании овощей.

Чтение текста. Нахождение объектов на рисунке. Чтение вопросов, построение ответов. Разгадывание загадок.

Нахождение и показ на рисунке знакомых объектов.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

3

Признаки зимы.

Рассматривание рисунка. Определение признаков зимы.

Объяснение схем. Чтение текста, ответы на вопросы.

Составление рассказа о зимних месяцах с опорой на рисунки.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

4

Растения и животные

зимой.

Сравнение рисунков. Составление описательного рассказа.

Нахождение объектов по заданию. Прослушивание и чтение текста

Нахождение ответа на вопросы в тексте учебника.

Рассматривание объектов на рисунке. Называние знакомых объектов. Составление рассказа о жизни растений и животных зимой.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

5

Труд людей

зимой.

Ответы на вопросы по рисункам. Чтение текста. Словарная работа (ветеринар). Составление рассказа по рисункам.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

6

Растения и животные

весной

Определение признаков весны по рисункам. Наблюдение за погодой. Работа по схемам. Чтение рассказа.

Определение свойств объекта по рисунку с доказательством выбора. Отгадывание загадок. Сравнение рисунков. Отработка названий весенних цветов Нахождение в тексте объектов природы. Составление рассказа по рисункам. Зарисовка муравейника в тетрадь. Название детенышей животных.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

7

Труд людей

осенью и

весной.

Рассматривание рисунков. Определение объектов на рисунке. Составление рассказа о труде людей. Разучивание

стихотворения. Составление рассказа о весне, осени по рисункам. Прослушивание текста, ответы на вопросы. Словарная работа (многолетние растения, садовые инструменты). Практическая работа на пришкольном участке (сгребание листвы). Правила безопасного использования садового инструмента.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

8

Растения и

животные

летом.

Нахождение признаков объекта по рисункам. Работа со схемами. Чтение рассказа, ответы на вопросы. Нахождение в тексте определений явлений природы. Определение весенних месяцев по рисункам, знакомых растений. Определение и разучивание названий растений сада и огорода. Зарисовка растений. Работа со стихотворным текстом.

Называние знакомых насекомых. Нахождение знакомых насекомых на рисунках. Составление рассказа о животных с опорой на рисунки, по опорному плану. Составление рассказа о ферме.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

9

Труд людей летом.

Нахождение объекта на рисунке (газонокосилка, коса, сенокосилка). Чтение рассказа, ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа о работе людей летом. Чтение стихотворения, нахождение ответа на вопрос в тексте. Составление рассказа о правилах купания. Запись предложения в тетрадь.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

10

Почва.

Состав почвы.

Показ объекта природы (планета Земля) на рисунке.

Чтение текста учебника, ответы на вопросы по тексту.

Работа с рисунками (нахождение и показ объектов, сравнение объектов)

Словарная работа (перегной, плодородный). Чтение текста

учебника, нахождение ответов в тексте. Нахождение объекта на рисунке.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

11

Обработка

Почвы.

Правила обращения с садовым

инструментом.

Чтение текста учебника. Составление рассказа по рисункам об обработке земли в огороде, поле. Запись в

тетрадь названий садовых инструментов. Практическая

работа на пришкольном участке (перекапывание почвы).

Рассматривание и отбор садового инструмента (натуральных объектов). Определение, чем могут быть опасны садовые инструменты. Формулировка правил обращения с садовым инструментом. Запись правил в тетрадь. Зарисовка садового инструмента.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

12

Песок и глина.

Опыт: свойства песка (пропускает воду, сыпуч). Чтение текста учебника. Составление рассказа о песке с использованием текста учебника. Работа с рисунками (использование песка).

Опыт: свойства глины (не пропускает воду, пластичная, можно использовать для лепки). Чтение текста учебника. Составление рассказа о глине с использованием текста учебника. Работа с рисунками (использование глины). Изготовление поделки из глины.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

13

Рельеф. Горы, холмы, равнины, овраги.

Показ на рисунке объектов природы (горы, холмы, вершина). Чтение текста учебника, ответы на вопросы. Сравнение гор, холмов, нахождение сходства и различий. Зарисовка в тетради гор и холмов, подпись названий Словарная работа (равнины, овраги). Рассматривание объектов природы (равнины, овраги) на рисунках, ответы на вопросы. Зарисовка в тетради объектов природы (равнина, овраг).

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

14

Растения.

Огород.

Показ объекта на рисунке (поле, огород). Перечисление инструментов для перекопки земли. Беседа об овощах.

Словарная работа (корнеплоды, овощеводы, теплица).

Чтение текста учебника, нахождение ответов на вопросы в тексте.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

15

Лес.

Ориентировка в

лесу.

Чтение текста учебника, нахождение ответов в тексте.

Перечисление названий лиственных и хвойных деревьев.

Запись в тетрадь. Словарная работа (многолетние, однолетние, клумбы, цветоводы). Нахождение на рисунке

объектов природы, определение знакомых и незнакомых объектов, их перечисление. Объяснение выбора объекта природы по признаку (деревья). Разгадывание загадок.

Дифференциация предметов по признаку (деревья, кустарники).Упражнения на ориентировку в пространстве

(определение право, лево, сзади, спереди). Рассматривание приборов для ориентировки в пространстве (компас).

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

16

Сад. Растения

культурные и

дикорастущие.

Чтение текста учебника. Показ садовых инструментов на рисунках, определение их предназначения. Запись названий садового инструмента в тетрадь, зарисовка одного инструмента. Составление рассказа о правилах использования садового инструмента на основе рисунков и текста.

Нахождение определения дикорастущих и культурных растений, ответов на вопросы в тексте учебника. Сравнение рисунков. Словарная работа (культурные, дикорастущие, сорт). Рассматривание натуральных объектов (яблок разных сортов, семян). Описание по внешнему виду. Чтение этикеток. Ответы на вопросы.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

17

Лекарственные

растения.

Красная книга.

Слушание текста учебника, нахождение ответов в тексте учебника. Знакомство с лекарственными растениями

(чтение названия и информации на аптечной упаковке), способом их применения, сроком годности Чтение рассказа учебника, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций о редких видах растений и животных, их описание по внешнему виду. Зарисовка в тетради одного объекта. Запись названия.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

18

Растения полей.

Поле в разное

время года.

Нахождение знакомых объектов на рисунках, ответы на

вопросы. Объяснение пословицы. Рассматривание

натуральных объектов. Составление рассказа об изготовлении продуктов питания из муки. Словарная работа (жатва, зернохранилище, озимые, соломина, колос, метелка). Чтение текста (работа в поле в разное время года), беседа по рисункам. Отгадывание загадок. Сравнение двух объектов (пшеница и рожь; овес и гречиха). Изготовление поделки из соломы

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

19

Парки.

Описание парка (сквера). Называние известных парков, расположенных вблизи местожительства.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

20

Домашние животные:

лошадь, корова.

Рассматривание рисунка с изображением лошади, коровы.

Выделение частей тела. Описание животного по плану.

Словарная работа (скакун, тяжеловоз). Составление рассказа об использовании лошади, коровы человеком.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

21

Свинья, овца.

Правила ухода

за домашними

животными.

Рассматривание рисунков с изображением овцы, свиньи.

Выделение частей тела. Описание животного по плану.

Составление рассказа об использовании овцы, свиньи человеком. Зарисовка домашнего животного.

Рассматривание предметов ухода за домашними животными. Запись названий предметов в тетрадь.

Составление правил ухода за домашними животными по вопросам. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

22

Птицы.

Польза и вред

Птиц.

Водоплавающие птицы.

Показ частей тела птиц. Составление описательного рассказа по плану. Рассматривание и называние знакомых

объектов на рисунках. Сравнение птиц по внешнему виду, среде обитания. Составление рассказа по вопросам о

пользе и вреде птиц. Рассматривание скворечника, кормушек, объяснение их назначения. Чтение текста учебника. Ответы на вопросы по тексту. Изготовление (в домашних условиях) кормушки для птиц. Словарная работа (водоплавающие птицы). Нахождение водоплавающих птиц на рисунках. Определение, что позволяет птицам плавать. Сравнение двух водоплавающих птиц. Нахождение сходства и различий. Составление описательного рассказа

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

23

Дикие и домашние

Птицы.

Рассматривание птиц на рисунках. Показ и называние знакомых объектов (утка, селезень). Словарная работа

(утка, селезень). Запись названий птиц в тетрадь. Определение птиц по контуру. Зарисовка контура птицы Нахождение птиц на рисунках. Составление описательного рассказа. Словарная работа (курица, петух, цыплята). Определение значения курицы для человека. Экскурсия на птицеферму (по возможности.)

Сравнение диких и домашних птиц. Нахождение сходства и различий. Чтение текста учебника. Нахождение ответов на вопросы в тексте учебника

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

24

Насекомые.

Пчела.

Насекомые-

вредители.

Нахождение известных насекомых на рисунках.  Ответы на вопросы. Отгадывание загадок.

Составление описательного рассказа о насекомом по плану. Запись названий насекомых в тетрадь, зарисовка. Определение частей тела пчелы. Определение пользы пчелы для человека. Правила поведения на пасеках.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

25

Человек. Мозг

человека.

Показ на схеме частей тела человека. Чтение текста учебника. Рассматривание рисунков, ответы на вопросы.

Сравнение мозга собаки и лягушки по рисункам.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

26

Профилактика

травм головного

мозга.

Чтение текста учебника. Определение правил профилактики травм. Запись правил профилактики в тетрадь. Объяснение по рисункам правильного и

неправильного поведения. Зарисовка иллюстрации правильного поведения.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

27

Режим дня.

Часы.

Работа со схемой частей суток. Определение занятий в разное время суток. Чтение текста учебника. Выделение ответов на вопросы в тексте учебника. Составление рассказа о любимом занятии вечером. Рассматривание часов. Определение предназначения часов (будильник, настенные, ручные, песочные). Практическая работа по определению времени. Составление режима дня, запись в тетрадь.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

28

Профилактика

переутомления.

Практическое разучивание физкультминутки для

профилактики переутомления.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

29

Загрязнение

воздуха, воды,

почвы.

Выявление причин загрязнения воздуха по рисункам.

Определение действий человека по очистке воздуха.

Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих загрязнение воздуха. Чтение текста учебника, выделение ответов на вопросы. Выявление причин загрязнения воды по рисункам. Определение действий человека по очистке воды. Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих загрязнение воды. Чтение текста учебника, выделение ответов на вопросы. Выявление причин загрязнения почвы по рисункам. Определение действий человека по очистке почвы. Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих загрязнение почвы, зарисовка в тетрадь. Чтение текста учебника, ответы на вопросы.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

30

Заповедники. Зоопарк (по выбору).

Определение понятия заповедник. Чтение понятия в тексте. Запись понятия в тетрадь. Составление рассказа о занятиях людей, работающих в заповедниках, лесничествах. Словарная работа (заповедник, лесничество) Экскурсия в зоопарк. Слушание рассказа учителя о животных зоопарка. Рассматривание объектов, зарисовка в тетрадь.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

31-32

Правила поведения в

быту, в школе.

Определение правильного поведения по иллюстрациям.

Составление рассказа о безопасном поведении. Выбор правильного поведения в стихотворном тексте. Заучивание телефонов экстренной помощи. Правила поведения при

беседе по телефону. Игра «Телефонный звонок».

Ответы на вопросы. Разыгрывание ситуаций по правилам поведения в школе. Составление рассказа по правилам поведения в школе. Рисунок «Как правильно вести себя на

уроке».

2

Комплексный набор стандартизированных заданий

33

ПДД. Дорога.

Пешеходный

переход.

Определение частей дорог по рисунку. Работа с опорными словами (проезжая часть, полоса движения, трамвайные

пути, тротуар). Ответы на вопросы. Чтение и разучивание правил поведения на дороге. Практическая отработка

правил поведения на дороге. Рассматривание иллюстраций. Чтение правил перехода по «зебре» (по

очереди, по цепочке). Нахождение предложения в тексте по заданию учителя. Экскурсия «Пешеходный переход».

Практическая отработка навыков перехода дороги по пешеходному переходу, светофору. Разучивание стихотворения.

1

Комплексный набор стандартизированных заданий

34

Транспорт. Мы – пассажиры.

Прослушивание текста. Работа с опорными словами (пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, метро, водитель, кондуктор). Нахождение объектов на иллюстрациях. Чтение правил поведения в общественном транспорте. Практическая отработка правил поведения в транспорте и общественных местах (экскурсия).

1

Комплексный набор стандартизированных заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»

Рабочая программа по предмету "Математика" для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУЧНОЙ ТРУД»

Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ»

Рабочая программа по предмету "Чтение" для детей с умственной отсталостью...