Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Я вхожу в мир театра" 1/3
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Карпова Анна Александровна

    Цель кружка – эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей   детей через их приобщение к миру искусства – театру .Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актёрском искусстве. Играть так, чтобы  тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом. С разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению кружка «Я вхожу в мир театра» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • ФГОС начального общего образования второго поколения от 6 октября 2009года №373
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Плана внеурочной деятельности МБОУ «Знаменская средняя школа» на 2019- 2020 учебный год.
  •  «Примерных программ  внеурочной деятельности». Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. М. Просвещение. 2015г.;
  • авторской программы  «Школьный театр «Петрушка»». Автор: В.А.Горский. М. Просвещение. 2015г.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

  Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».

     Кукольный театр является элементом одного из разделов педагогики – артпедагогики, т. е. вовлечение обучающихся в различные  виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение, речь).

 Кукольный театр воздействует на нравственно-эстетическое, эстетическое, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социокультурной адаптации  с помощью искусства, он реализует психотерапевтическую функцию, помогает восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.

    Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. – только они ожили, задвигались, заговорили и стали ещё привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.

    Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение  намного шире. Младший школьный возраст это период. Когда у ребёнка начинают формироваться вкусы, интересы, определённое отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т. д.

   Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает  определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остаётся у них  в памяти: они делятся  впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

    Так как основная задача кружка – создать условия для развития творческих способностей, воображения. Фантазии, самостоятельности мышления ребят, то очень важен сам процесс работы, увлечённость участников коллектива, чтобы тогда, когда начнётся работа над конкретным спектаклем, изготовление кукол, декораций, репетиции были радостью, творческой потребностью, а не скучной необходимостью.

   Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актёрском искусстве. Играть так, чтобы  тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом. С разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).

     Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит  в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

    Цель кружка – эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей   детей через их приобщение к миру искусства – театру .

Задачи:

  • воспитание уважения и любви к русской народной сказке;
  • воспитание толерантности по отношению  друг к другу;
  • изучение и освоение театральной работы;
  • формирование навыков театральной речи, художественных навыков при изготовление костюмов ;
  • развитие индивидуальных и творческих способностей обучающихся.

Программа внеурочной деятельности «Я вхожу в мир театра» основывается на принципах:

1. Принцип коллективности.

2. Принцип диалогичности.

3. Принцип индивидуальности.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Знаменская средняя школа» программа кружка «Я вхожу в мир театра» рассчитана на 34 часа в год. 2-4 классы, (34 учебные недели- 1 час в неделю); в 1 классе – 33 часа.

Планируемые результаты изучения курса:

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): овладение способами самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной  реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение  школьником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Предполагаемые результаты реализации программы

Программа предусматривает достижение   3    уровней    результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний о     принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут сформированы навыки зрительской культуры; будет развит художественный вкус, расширен общий кругозор, пополнится словарный запас; умением  переходить из позиции зрителя в позицию  исполнителя и наоборот. Итогом первого года посещения кружка можно считать овладение азами актерского мастерства, выступления перед одноклассниками, выражать впечатления в форме рисунка.

Предполагает  приобретение       знаний по  овладению  практическими навыками одновременного  и последовательного включения в коллективную работу.  На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Итогом второго уровня можно считать умения выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц, рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов. Через пластику тела передать пластическую форму живой природы, выполнять этюды в ритме, заданном педагогом. Умение  распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.  

Предполагает следующие умения и навыки : умение  объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение,

поддержать диалог с партнером, описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям. Итогом третьего уровня можно считать   участие учеников в постановке спектаклей,  приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

К концу курса учащиеся научатся:

  • выполнять упражнения актёрского тренинга в присутствии посторонних лиц;
  • построить на основании задания сюжетный рассказ из 12-18 слов с завязкой, событием, развязкой;
  • придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие;
  • найти оправдание любой позе;
  • рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;
  • рассказать и показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;
  • двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом;
  • построить этюд в паре с любым партнёром;
  • объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение;
  • поддержать диалог с партнёром;
  • описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям;
  • описать собственные эмоции;
  • интерпретировать эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам;
  • удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до12);
  • запомнить:
  • свои места в течение 3-4 передвижений;
  • расположение группы из 5-8 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены их места педагогом;
  • текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения;
  • знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок, уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 5-10 стихотворений.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • формирования чувства прекрасного  и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
  • умения вносить необходимые коррективы в действия героев;
  • умения планировать работу и определять последовательность действий;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Форма  подведения итогов: изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя. Актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Итогом курса «Я вхожу в мир театра» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Выступление на школьных праздниках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, инсценирование сказок и постановка сказок для свободного просмотра.

Содержание программы.

Театральная игра – исторически сложившееся общественном явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи.  Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать  слова героев  спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в чётком произношении слов, отрабатывать  дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижения; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать  заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи.  Игры и упражнения, направленные  на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие ритмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать чёткое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры.  Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актёрского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем  базируется  на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задача. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищённо, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Тематическое планирование кружка «Я вхожу в мир театра». 1 класс.

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля

1

Введение.

2

Театральная игра

3

Культура и техника речи.

4

Основы театральной культуры

5

Ритмопластика.

6.

Работа над спектаклем, показ спектакля.

21ч

Промежуточная аттестация. Итоговый открытый спектакль «Сказка, сказка! Приходи!» «Лиса и заяц», «Колосок»

Всего – 33ч

Тематическое планирование кружка «Я вхожу в мир театра». 2 класс.

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма контроля

 1

Театральная игра.

Текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

Промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы.

2

Культура и техника речи.

3

Ритмопластика.

4

Основы театральной культуры.

5

Работа над спектаклем, показ спектакля.

22ч

Промежуточная аттестация. Итоговый открытый спектакль «Сказка, сказка! Приходи!»

 «Кот наоборот»

Всего 34ч

Тематическое планирование кружка «Я вхожу в мир театра». 3 класс.

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля

1

Введение

Текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

2

Театральная игра

Промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы

3

Культура и техника речи.

4

Ритмопластика

5

Основы театральной культуры

 

6

Работа над спектаклем, показ спектакля.

22ч

Промежуточная аттестация. Итоговый открытый спектакль «Сказка, сказка! Приходи!» «Цветные хвостики»

Всего – 34ч

Тематическое планирование кружка «Я вхожу в мир театра». 4 класс.

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля

1

Введение.

Текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

2

Театральная игра

3

Культура и техника речи.

4

Ритмопластика

5

Основы театральной культуры

6.

Работа над спектаклем, показ спектакля.

22ч

Промежуточная аттестация. Итоговый открытый спектакль «Сказка, сказка! Приходи!»

«Теремок»

Всего – 34ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности. Кружок "Поиграй-ка"

Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы  (М., Просвещение, 2010 г.)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кружок « Волшебный лоскуток»

Программа «Волшебный лоскуток» предложена для учащихся 7-11 лет и рассчитана на реализацию в течение 4 лет. Программа направлена на формирование художественно-творческих способностей через обесп...

рабочая программа внеурочной деятельности кружок робототехника

рабочая программа внеурочной деятельности    общеинтеллектуальногонаправления  кружок робототехника  с ууд...

рабочая программа внеурочной деятельности кружок смекай, решай

рабочая программа внеурочной деятельности кружок по математике смекай решай...

рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности. В материале представлена пояснительная записка, содержание, тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности Кружок «Юные инспекторы дорожного движения»

Пояснительная записка           Во все времена существования человечества обеспечение безопасности дорожного движения являлось важнейшей проблемой общ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Кружок умелые ручки"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма «Умелые руки» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поко...