Программа. Родное литературное чтение
рабочая программа (1 класс)

Рабочая программа по Родному Литературному Чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_na_rodnom_russkom_yazyke.docx46.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЛУРЯДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

Протокол от «__»____  №01

________/Т.В. Высоцкая_/

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/С.С. Вансович/

«____»_____________

УТВЕРЖДАЮ:  

                                                               Директор   МБОУ Полурядинской  СОШ      

                                                        __________/И.В. Макарова/    

 «__»  _____2021 г. пр.  №__

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по   литературному чтению на родном  (русском) языке  для 1  класса

(базовый уровень)

учителя Высоцкой Т.В.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по  литературному  чтению на родном  языке  для 1 класса  начальной школы разработана в соответствии с:

Документы Федерального уровня

  1. Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года, №273-ФЗ (Федеральный закон  «Об образовании в РФ»);
  2. с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального  общего   образования, утвержденного Приказом от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении государственного федерального образовательного стандарта начальное общего образования» Министерства Просвещения Российской Федерации;
  3. с Примерной основной образовательной программой начальное общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015г. № 1/15, в редакции протокола  № 3/15 от 28.10.2015г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию(в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020));
  4. Рабочей  программы  по  литературному чтению на родном языке на  уровне начального  общего  образования,  составленной  на основе  положений к  результатам освоения  основной образовательной  программы, представленной в Федеральном  государственном образовательном  стандарте основного общего образования  (ФГОС OOO)
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)
  6. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
  7. с приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в редакции Приказа  №766 от 23 декабря 2020 года внесены изменения в федеральный перечень учебников);
  8. с возможностями учебника  по литературному чтению на родном (русском) языке О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, В. Ю. Романова линии «Школа России»  для 1 класса системы учебников «Просвещение».  

Документы уровня образовательной организации:

В соответствии с особенностями основной образовательной программы основного общего образования и образовательными потребностями и запросами обучающихся (см. основную образовательную программу основного общего образования МБОУ Полурядинской СОШ).

Цели и задачи  программы

Целью программы является: воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры, включение обучающихся в культурно-языковоепространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры, формирование читательской компетенции младшего школьника.

Задачи программы:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

-  воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

- формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;

-  обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

-  формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;

-  совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;

-  развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном

Информация о количестве часов, на которое рассчитана рабочая программа

Данная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для базового уровня составлена на 17 часов в год в 1 классе  из расчета 0,5 ч  в неделю при 33-недельной продолжительности учебного года).

Название учебно-методического комплекта

Александрова О.М., Кузнецова  М.И. Литературное чтение на родном русском языке 1 класс: учебник для общеобразовательных  учреждений – М: Просвещение, 2021

Литература для учителя

Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка.

Дядечко Л.П. Словарь крылатых слов и выражений нашего времени.

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета .

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места учащихся;
  • рабочее место учителя;
  • рабочая доска;

Электронно-образовательные ресурсы

1. проведение видеоконференций посредством Zoom – сервиса.

2. использования информационных образовательных ресурсов:

https://foxford.ru/(Онлайн-школа Фоксфорд);

https://resh.edu.ru/  (Российская электронная школа);

https://www.uchportal.ru/load/46 (Учительский портал)

2.Планируемые результаты курса

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

      чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

      представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

      ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

      регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

      эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

      эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;

      познавательная мотивация учения. 

У обучающихся могут быть сформированы:

      чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

      устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;

      толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

Метапредметные результаты  включают регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

    планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

    учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

    выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

    вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

           ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

           самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;

           планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

        находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

        выделять существенную информацию из текстов разных видов;

        сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

        устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

        устанавливать аналогии. 

 Обучающиеся получат возможность научиться:

      осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

      сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

      строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

      работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

      работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

      аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

      точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

      оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

      владеть диалогической формой речи;

      корректно строить речь при решении коммуникативных задач. 

Обучающиеся получат возможность научиться:

      понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

      задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

  Предметные результаты.

Обучающиеся научатся:

          читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного

           читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

           прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

           находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

           ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

           соотносить поступки героев с нравственными нормами

           ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте,

           использовать полученную информацию.

Обучающиеся получат возможность научиться:

           составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

           высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

           выражать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме 

3.Содержание программ

Раздел 1. Мир детства (8ч)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций.

 Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Раздел 2. Россия - Родина моя (9 ч)

Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.

Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

4.Тематическое планирование программы 1 класс

№п/п

Раздел

Количество часов

1

Не красна книга письмом, красна умом.

С.А.Баруздин «Самое    простое дело», Л.В.Куклин «Как я  научился читать»

Не красна книга письмом, красна умом.

С.А.Баруздин «Самое    простое дело», Л.В.Куклин «Как я  научил-ся читать»

М.Ю.Лермонтов «Парус», Т.В.Толстая «Детство Лермонтова»

Я взрослею. Без друга в жизни туго. С.Л.Прокофьева«Самый  большойдруг», Н.К.Абрамцева   «Цветы           и зеркало».

Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный .

Л.Н. Толстой «Лгун», Враль. Русская народная сказка.

В.А.Осеева «Почему?»

Я фантазирую и мечтаю. Необычное в обычном.

А.С.Пушкин «Воротился    старик ко старухе», Р.С.Сеф. «Чудо», В.В.Лунин. «Я видел чудо»

М.М.Пришвин. «Закат солнца»,    «Осинкам холодно»,С.А.Иванов «Снежный заповедник» , М.С.Харитонов «Учитель вранья» В.Ф.Тендряков», Весенние перевёртыши»

2

Что мы Родиной зовём. С чего начинается Родина?

В.А.Осеева «Колыбельная песенка», П.А.Синявский «Рисунок»

С.А.Махотин «Этот дом со скрипучим крыльцом»,  Ф.П.Савинов «Родное»

В.Ф.Боков «Откуда начинается Россия?», К.Д.Ушинский «Наше Отечество»

О родной природе. Одним костром весь мир согреет.

А.Н.Толстой «Петушки», С.В.Сахарнов « Мезень»

Е.В.Григорьева «Осенью  рыжей»,В.М.  Катанов  «Жар- птица»

Выше облака ходячего. И.А.Бунин «Серп луны под тучкой длинной» ,

В.П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко»

Ю.И. Коваль « Поздним       вечером ранней весной», С.В.Востоков

«Месяц»,Е.В.Липатова «Луна похожа на ежа», Г.М.Кружков «Звёзды»

В синем море белые гуси.

Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи», Г.В.Сапгир «Тучи»

С.В. Востоков «Два яблока», Г.М.Кружков «Зеркала»,

Д.Шуб «Облачные великаны»

5.Календарно – тематическое планирование уроков по литературному чтению на родном (русском) языке  в 1 классе

(По учебнику:Алесандровой О.М., Кузнецовой М.И. Романовой В.Ю.. Литературное чтение на родном (русском) языке 1 класс.  

Учебник для общеобразовательных учреждений – М: Просвещение, 2021г.)

(11 ч, 0,5 ч в неделю)

 

№п/п

№ в разделе

Дата проведения

Тема занятия

План

Факт

Раздел  Мир детства (8ч)

1

1

Не красна книга письмом, красна умом.

С.А.Баруздин «Самое    простое дело», Л.В.Куклин «Как я  научил-ся читать»

2

2

Не красна книга письмом, красна умом.

С.А.Баруздин «Самое    простое дело», Л.В.Куклин «Как я  научил-ся читать»

3

3

М.Ю.Лермонтов «Парус», Т.В.Толстая «Детство Лермонтова»

4

4

Я взрослею. Без друга в жизни туго. С.Л.Прокофьева«Самый  большойдруг», Н.К.Абрамцева   «Цветы           и зеркало»

5

5

Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный .

Л.Н. Толстой «Лгун», Враль. Русская народная сказка.

6

6

В.А.Осеева «Почему?»

7

7

Я фантазирую и мечтаю. Необычное в обычном.

А.С.Пушкин «Воротился    старик ко старухе», Р.С.Сеф. «Чудо», В.В.Лунин. «Я видел чудо»

8

8

М.М.Пришвин. «Закат солнца»,    «Осинкам холодно»,С.А.Иванов «Снежный заповедник» , М.С.Харитонов «Учитель вранья» В.Ф.Тендряков», Весенние перевёртыши»

Раздел  Россия - Родина моя (9ч)

9

1

Что мы Родиной зовём. С чего начинается Родина?

В.А.Осеева «Колыбельная песенка», П.А.Синявский «Рисунок» .

10

2

С.А.Махотин «Этот дом со скрипучим крыльцом»,  Ф.П.Савинов «Родное»

11

3

В.Ф.Боков «Откуда начинается Россия?», К.Д.Ушинский «Наше Отечество»

12

4

О родной природе. Одним костром весь мир согреет.

А.Н.Толстой «Петушки», С.В.Сахарнов « Мезень»

13

5

Е.В.Григорьева «Осенью  рыжей»,В.М.  Катанов  «Жар- птица»

14

6

Выше облака ходячего. И.А.Бунин «Серп луны под тучкой длинной» ,

В.П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко»

15

7

Ю.И. Коваль « Поздним       вечером ранней весной», С.В.Востоков «Месяц»,

Е.В.Липатова «Луна похожа на ежа», Г.М.Кружков «Звёзды»

16

8

В синем море белые гуси.

Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи», Г.В.Сапгир «Тучи»

17

9

С.В. Востоков «Два яблока», Г.М.Кружков «Зеркала»,

Д.Шуб «Облачные великаны»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ (КРЫМСКОТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ (КРЫМСКОТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ 1 класс (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" и по чтению на родном языке ( русский).

Рабочая программа по литературному чтению для начальных классов и по чтению на родном языке (русский) по УМК "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 класса по программе "Школа России"

Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»3- 5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...

Рабочие программы по литературному чтению и литературному чтению на родном языке

Календарно-тематическое планирование разработано на основе примерной рабочей программы  основной общеобразовательной программы начального общего образования...