Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь работать с информацией" 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Миронова Марина Николаевна

В результате освоения программы курса внеурочной деятельности учащиеся приобретут общие навыки работы с информацией и будут способны:

  • оценивать потребность в дополнительной информации;
  • определять возможные источники информации и способы ее поиска;
  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;
  • получать информацию из наблюдений, при обобщении...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchus_rabotat_s_informatsiey_3_kl.docx270.81 КБ

Предварительный просмотр:

G:\СКАНЫ 2021\внеурочка\CCI31082021.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь работать с информацией" для учащихся 3 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы "В мире информации. Работаем с информационными источниками"/ авторы: С.А. Шейкина;  под ред. Е.С. Галанжиной. –  М.: Планета, 2021 г., рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с ФГОС ООП НОО и учебным планом МОАУ "Моготская СОШ" на 2021-2022 учебный год, утвержденный приказом директора школы № 72-п от 15.07.2021 г.

Курс "Учусь работать с информацией" входит во внеурочную деятельность по направлению общекультурного развития личности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

"УЧУСЬ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ"

В результате освоения программы курса внеурочной деятельности учащиеся приобретут общие навыки работы с информацией и будут способны:

  • оценивать потребность в дополнительной информации;
  • определять возможные источники информации и способы ее поиска;
  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;
  • получать информацию из наблюдений, при обобщении;
  • анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
  • организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям;
  • наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
  • создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы);
  • использовать информацию для построения умозаключений;
  • использовать информацию для принятия решений.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся будут уметь:

  • определять и высказывать под руководством учителя самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и учителя), как поступить.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную цель и задачу;
  • планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);
  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • определять и формулировать цель деятельности;
  • работать по предложенному плану;
  • отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;
  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
  • владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах работы в группе;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Учащиеся получат возможность:

  • приобрести навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения литературных, учебных научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);
  • научиться использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое – и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в устной или письменной форме;
  • научиться самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения практической или учебной задачи;
  • приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с имеющимся жизненным опытом;
  • овладеть элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно- символической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);
  • научиться работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Сплошные тексты.  Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Кластеры. Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.

Таблицы. Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах.  Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Диаграммы. Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Графики. Графики как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни.

Инфографика. Инфографика как информационный объект. Виды инфографики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки (не сплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Исследовательская (групповая) работа. Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств, в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.  

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы

Содержание

Кол-во часов

Сплошные тексты.

Кластеры.

Таблицы.

Диаграммы.

Графики.

Инфографика.

Исследовательская (групповая) работа.

Информация. На прогулке. Расписание. На пасеке. На огороде. В лесу. Эти удивительные насекомые. Порхающие красавицы. На почте. Почтовые марки. Аквариум и его обитатели. Скоро Новый год! В книжном магазине. Наши увлечения. Поход в кино. На спортивной площадке. Наши пернатые друзья. На ферме. В цирке. В детском парке отдыха. Необычная азбука. На остановке и на транспорте. Осторожно, ДТП! Интернет. Берегите воду. Экономьте электроэнергию. Вторая жизнь бумаги. Едем в лагерь.

34

ИТОГО:

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Дата

план

факт.

1

Информация.

02.09

2

На прогулке.

09.09

3

Расписание.

16.09

4

На пасеке.

23.09

5

На пасеке.

30.09

6

На огороде.

07.10

7

На огороде.

14.10

8

В лесу.

21.10

9

В лесу.

28.10

10

Эти удивительные насекомые.

11.11

11

Порхающие красавицы.

18.11

12

На почте.

25.11

13

Почтовые марки.

02.12

14

Аквариум и его обитатели.

09.12

15

Аквариум и его обитатели.

16.12

16

Скоро Новый год!

23.12

17

В книжном магазине.

13.01

18

Наши увлечения.

20.01

19

Поход в кино.

27.01

20

На спортивной площадке.

03.02

21

Наши пернатые друзья.

10.02

22

На ферме.

17.02

23

В цирке.

24.02

24

В детском парке отдыха.

03.03

25

Необычная азбука.

10.03

26

Необычная азбука.

17.03

27

На остановке и на транспорте.

24.03

28

Осторожно, ДТП!

07.04

29

Интернет.

14.04

30

Берегите воду.

21.04

31

Экономьте электроэнергию.

28.04

32

Вторая жизнь бумаги.

05.05

33

Едем в лагерь.

12.05

34

Итоговое занятие. Проверь себя.

19.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"

Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности  для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....

Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс

Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)

Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс

Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классов С любовью к городу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  для 3 – 4 классовС любовью к городу...