Формирование информационной компетентности школьников в условиях современной цифровой образовательной среды
статья
Формирование информационной компетентности школьников в условиях современной цифровой образовательной среды
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование информационной компетентности школьников в условиях современной цифровой образовательной среды
Конькова О.В.
Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов
МБОУ «Никифоровская СОШ №2»
р.п. Дмитриевка Никифоровского района
Тамбовской области
В настоящее время современное общество переходит от письменно-печатной культуры к мультимедийно-цифровой, и это отражается на государственной политике в сфере образования, одной из задач которой является создание информационной образовательной среды в школе. Согласно ФГОС под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается «…открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности…».
С 2016 года наше образовательное учреждение перешло на электронные журналы успеваемости, что открывает широкие возможности для открытости образования и лучшей коммуникации с учащимися и родителями.
Мы считаем, что эффективную информационную среду современной школы характеризуют не столько уровень компьютерной и мультимедийной оснащенности, сколько уровень применения информационных и телекоммуникационных технологий и степень включения всего коллектива школы в единое информационное пространство. В связи с этим главная цель информатизации – обеспечить повышение качества образования за счет широкого использования информационных ресурсов и компьютерных технологий и формирование и развитие информационной культуры всех участников образовательных отношений (учащихся, педагогов, родителей).
Неоспоримым является тот факт, что только ИКТ - компетентный учитель может вырастить ИКТ - компетентного ученика.
Что же включают в себя информационные компетенции?
- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, Интернетом;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, факса, принтера, модема, смартфона и т.д;
- применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту.
Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации.
Последние изменения в Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (2017 г.) делают акцент на цифровые технологии. Не случайно Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (протокол от 25 октября 2016 г. 9).
Каким же образом в МБОУ «Никифоровская СОШ №2» происходит формирование информационной компетентности школьников в условиях цифровой образовательной среды?
Можно выделить несколько разнообразных видов деятельности учителя, направленных на решение данной задачи.
1. Работа с учебником.
Это первое, с чего стоит начать. Часто причиной неуспеваемости ученика является неумение пользоваться материалом учебника, находить главное, отбрасывая второстепенное. И здесь учитель должен грамотно организовать работу по изучению нового материала. Можно предложить следующие виды работ: заполнить таблицу, составить схему, подготовить вопросы для одноклассников, найти определение, описание, даты и т.д.
2. Создание сообщений, презентаций, буклетов и др. с помощью компьютера
Является в нашей школе наиболее распространенным и определяется умением работать в различных компьютерных программах. Для создания данных творческих продуктов учащиеся могут использовать текст, иллюстрации, графические схемы, видео- и аудиоматериал. Информация, полученная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания.
3. Использование ресурсов интернет для практических занятий Большие возможности для развития информационных компетентностей школьников содержат в себе цифровые образовательные ресурсы Интернет, где содержится богатый материал по любому из предметов. Список этих ресурсов известен каждому учителю-предметнику.
http://school-collection.edu.ru/catalog/ ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для учителей-предметиков http://window.edu.ru
Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР http://www.school.edu.ru
4. Обучение с использованием дистанционных технологий.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
В нашей школе подобное обучение получают дети с ОВЗ и дети-инвалиды.
5. Компьютерный контроль и самоконтроль знаний. Один из эффективных способов — обучающее тестирование. Данная деятельность предполагает индивидуальную работу каждого ученика с компьютерной программой, предложенной учителем. Учащийся получает возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание на те вопросы темы, которые вызывают затруднения именно у него. А учитель проводит индивидуальную работу с теми учащимися, кто нуждается в помощи.
Такой вид работы в условиях нашей школы возможен только в компьютерном классе.
6. Проектная деятельность
Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов:
1.Формируются и отрабатываются:
- Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;
- Навыки публичного выступления (ораторское искусство);
- Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде;
- Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;
- Умение работать в группе, в команде;
- Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение;
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.
5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
7. Участие в онлайн-уроках. С недавнего времени это стало обязательной частью образовательной программы школы. Наши учащиеся становятся слушателями, а иногда и активными участниками трансляций, проводимых на портале единыйурок.рф, Проектория, http://dni-fg.ru(уроки финансовой грамотности) и др.
8. Использование компьютера во внеурочной деятельности. Это, прежде, всего, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах. Наиболее востребованные среди наших педагогов и учащихся – это мероприятия, проводимые на образовательных порталах Учи.ру, InternetUrok.ru, Фоксфорд и др.
В век информационных технологий особой популярностью стали пользоваться образовательные квесты. Quest (в переводе с английского языка) - продолжительный целенаправленный поиск, связанный с приключениями или игрой. Для осуществления этого поиска используются информационные ресурсы Интернета. В чем польза квестов? Они учат детей и взрослых работать в команде, искать нужную информацию, осваивать новые интернет-сервисы, например, такие, как Web2.0, развивают творческое и аналитическое мышление.
Учащиеся нашей школы принимали участие во многих межрегиональных квестах, таких, как «Дороги, которые мы выбираем» , «Музеи России», «Соседи по планете», «Я в гости к Пушкину спешу», «Веб-рафтинг», «Профинанс или как жить с умом» и др. Практически во всех квестах наши команды показывали хорошие результаты, становилась призером и победителем.
Помимо этого, компьютер - неотъемлемая часть при подготовке школьных вечеров и концертов, это поиск фонограмм, монтаж видеороликов, размещение анонсов и информации о проведенных акциях в социальных сетях.
9. Использование цифровых ресурсов и платформ на российском рынке.
В 2018 году мы стали пользователями онлайн-платформы «Мобильное электронное образование (МЭО)». Здесь можно найти всё необходимое для организации и управления образовательной деятельностью: онлайн-курсы с 1 по 11 класс, подготовка к ОГЭ/ЕГЭ, инструменты персонализации, мониторинга и оценки результатов, проектная деятельность, подсистема коммуникаций: чат, видеоконференция и многое другое. Привлекательная подача материала и разнообразие заданий, стимулируют познавательный интерес учащихся и способствуют формированию информационной компетентности.
10. Использование ресурсов школьного ИБЦ.
Школьные библиотеки - центры работы с информацией. В 2018 учебном году наша школа стала участницей проекта «Создание сети информационно-библиотечных центров», в рамках которого получила возможность подключиться бесплатно электронной библиотеке учебной и художественной литературы «ЛитРес. Школа». Каталог электронных книг содержит программные произведения с 1 по 11 классы, произведения патриотической направленности, а также литературу для внеклассного чтения.
11. Цифровые технологии в управлении школой
Внутренний документооборот школы не исчерпывается ведением только электронных журналов. С 2019 года это и автоматизированная система учета оплаты за питание, дополнительное образование, всевозможные отчеты и статистические данные, составляемые в онлайн-режиме. Это регистрация на портале госуслуг для проведения аттестации педагогических работников, электронные формы регистрации для проведения ВПР, итоговых собеседований, мониторингов и многое другое.
Заключение
Информационно-коммуникационные технологии – важная и неотъемлемая составляющая современного образования, но является её вспомогательным элементом, а не основным. Работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована, и ни в коем случае ни заменять живого общения. Тем не менее, эффекты от создания цифровой образовательной среды в школе очевидны.
Как считает Михаил Кушнир, советник Лиги образования:
Для ученика:
- расширение возможностей построения образовательной траектории;
- доступ к самым современным образовательным ресурсам;
- растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.
Для родителя:
- расширение образовательных возможностей для ребенка;
- снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования;
- повышение прозрачности образовательного процесса (Электронный журнал);
- облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Для учителя:
- снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;
- повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
- формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
- формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;
- формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;
- облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика.
Для школы:
- повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;
- расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;
- снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;
- расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Источники информации:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - коммуникационные технологии как условие создания доступной образовательной среды.
раскрытие вопроса зачем использовать ИКТ на уроках....

Доклад-презентация «Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей школьников и повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС»
Доклад-презентация«Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей школьников и повышение качества обучения в условиях реализации...
Обобщение передового педагогического опыта на тему: "«Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленности МБУ ДО «Центр дополнительног"
laquo;Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленно...
Нестандартная форма логопедических занятий как способ повышения познавательной активности школьников в условиях внедрения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями (сборник "Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды") 2021г
В статье рассматриваются различные формы нестандартных логопедических занятий, описываются характеристики основных видов занятий. На основе проведенных исследований доказывается их эффективность в пов...

Качество образования и возможности его повышения, как условие современного создания образовательной среды.
Этот материал пригодится для учителей начальных классов общеобразовательной школы...

Обобщение опыта по теме: «Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках средствами цифровой образовательной среды»
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и во...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Как известно, основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию...
