Формирование информационной компетентности школьников в условиях современной цифровой образовательной среды
статья

Конькова Ольга Валентиновна

Формирование информационной компетентности школьников в условиях современной цифровой образовательной среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_informatsionnye_kompetentnosti_shkolnikov.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование информационной компетентности школьников в условиях современной цифровой образовательной среды

Конькова О.В.

Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов

МБОУ «Никифоровская СОШ №2»

р.п. Дмитриевка  Никифоровского района

Тамбовской области 

В настоящее время   современное общество переходит от письменно-печатной культуры к  мультимедийно-цифровой,  и это отражается на государственной политике в сфере образования, одной из  задач которой является создание  информационной образовательной среды в школе. Согласно ФГОС под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается «…открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных  образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных  средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности…».  

С 2016 года наше образовательное учреждение перешло на электронные журналы успеваемости, что открывает широкие возможности для открытости образования и лучшей коммуникации с учащимися и родителями.

Мы считаем, что эффективную информационную среду современной школы  характеризуют не  столько уровень компьютерной и  мультимедийной оснащенности,  сколько уровень применения информационных и телекоммуникационных технологий  и степень включения всего коллектива школы в единое информационное пространство. В связи с этим  главная цель информатизации – обеспечить повышение качества образования за счет широкого использования информационных ресурсов и компьютерных технологий и  формирование и развитие информационной культуры всех участников образовательных отношений (учащихся, педагогов, родителей).  

Неоспоримым является тот факт, что только ИКТ - компетентный учитель может вырастить ИКТ - компетентного ученика.

Что же включают в себя  информационные компетенции? 

  • владение  навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями,  словарями, Интернетом;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
  • владеть  навыками использования  информационных устройств: компьютера, факса, принтера, модема, смартфона и т.д;
  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту.

Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации.

Последние изменения  в Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (2017 г.) делают акцент на цифровые технологии.  Не случайно Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (протокол от 25 октября 2016 г. 9).  

Каким же образом в МБОУ «Никифоровская СОШ №2» происходит формирование информационной компетентности школьников в условиях цифровой образовательной среды?

Можно выделить несколько разнообразных  видов  деятельности учителя, направленных на решение данной задачи.

1. Работа с учебником.

Это первое, с чего стоит начать. Часто  причиной неуспеваемости ученика является неумение пользоваться материалом учебника, находить главное, отбрасывая второстепенное.  И здесь учитель должен грамотно организовать работу  по изучению нового материала. Можно  предложить следующие виды работ:  заполнить таблицу, составить схему, подготовить вопросы для одноклассников, найти определение, описание, даты и т.д.

2. Создание сообщений, презентаций, буклетов и др. с помощью компьютера

 Является в нашей школе наиболее распространенным и определяется умением работать в различных компьютерных программах. Для создания данных творческих продуктов  учащиеся могут использовать текст, иллюстрации, графические схемы, видео- и аудиоматериал.  Информация, полученная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания.

3. Использование ресурсов интернет для практических занятий   Большие возможности для развития информационных компетентностей школьников содержат в себе цифровые образовательные ресурсы Интернет, где содержится богатый материал по любому из предметов.  Список этих ресурсов известен каждому учителю-предметнику.

http://school-collection.edu.ru/catalog/  ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для учителей-предметиков http://window.edu.ru

Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР http://www.school.edu.ru

4. Обучение с использованием дистанционных технологий.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие  учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий  или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

В нашей школе подобное обучение получают дети с ОВЗ и дети-инвалиды.

5. Компьютерный контроль и самоконтроль знаний. Один из эффективных способов — обучающее тестирование. Данная деятельность предполагает индивидуальную работу каждого ученика с компьютерной программой, предложенной учителем. Учащийся получает возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание  на  те вопросы темы, которые вызывают затруднения именно у него. А учитель проводит индивидуальную работу с теми учащимися, кто нуждается в помощи.

Такой вид работы  в условиях нашей школы возможен только в компьютерном классе.

6. Проектная деятельность

Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов:
1.Формируются и отрабатываются: 
- Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;
- Навыки публичного выступления (ораторское искусство);
- Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде;
- Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;
- Умение работать в группе, в команде;
- Умение  работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение;
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.
5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

   7. Участие в онлайн-уроках. С недавнего времени это стало обязательной частью образовательной программы школы. Наши учащиеся становятся слушателями, а иногда и активными участниками трансляций, проводимых на портале  единыйурок.рф,  Проектория,  http://dni-fg.ru(уроки финансовой грамотности) и др.

8. Использование компьютера во внеурочной деятельности.  Это, прежде, всего, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах. Наиболее востребованные среди наших педагогов и учащихся – это мероприятия, проводимые на образовательных  порталах Учи.ру,  InternetUrok.ru, Фоксфорд и др.

В век информационных технологий особой популярностью стали пользоваться  образовательные квесты. Quest (в переводе с английского языка) - продолжительный целенаправленный поиск, связанный с приключениями  или игрой.  Для осуществления этого поиска используются информационные ресурсы Интернета.  В чем польза квестов? Они учат детей и взрослых работать в команде, искать нужную  информацию, осваивать новые интернет-сервисы, например, такие, как Web2.0, развивают творческое и аналитическое мышление.

  Учащиеся   нашей школы принимали  участие  во многих межрегиональных квестах, таких,  как «Дороги, которые мы выбираем» , «Музеи России»,  «Соседи по планете», «Я в гости к Пушкину спешу», «Веб-рафтинг», «Профинанс или как жить с умом» и др.  Практически во всех  квестах  наши команды показывали хорошие результаты, становилась призером  и  победителем.

Помимо этого, компьютер - неотъемлемая часть при подготовке школьных вечеров и концертов, это поиск фонограмм, монтаж видеороликов, размещение анонсов и  информации  о проведенных акциях в социальных сетях.

9. Использование цифровых ресурсов и платформ  на российском рынке.  

В 2018 году мы стали пользователями онлайн-платформы   «Мобильное электронное образование (МЭО)». Здесь можно найти   всё необходимое для организации и управления образовательной деятельностью: онлайн-курсы с 1 по 11 класс, подготовка к ОГЭ/ЕГЭ, инструменты персонализации,  мониторинга и оценки результатов, проектная деятельность, подсистема коммуникаций: чат,  видеоконференция и многое другое. Привлекательная  подача материала и разнообразие заданий, стимулируют познавательный интерес учащихся и способствуют формированию информационной  компетентности.

10. Использование ресурсов школьного ИБЦ.

Школьные библиотеки - центры работы с информацией. В 2018 учебном году наша школа стала участницей проекта «Создание сети информационно-библиотечных центров»,  в рамках которого получила возможность подключиться бесплатно электронной библиотеке учебной и художественной литературы «ЛитРес. Школа». Каталог электронных книг содержит программные произведения с 1 по 11 классы, произведения патриотической направленности, а также литературу для внеклассного чтения.

11. Цифровые технологии в управлении школой

Внутренний документооборот школы не исчерпывается ведением только электронных журналов. С 2019 года это и автоматизированная система учета оплаты за питание, дополнительное образование, всевозможные отчеты и статистические данные, составляемые в  онлайн-режиме. Это регистрация на портале госуслуг для проведения аттестации педагогических работников, электронные формы регистрации для проведения ВПР, итоговых собеседований, мониторингов и многое другое.

                                   Заключение

Информационно-коммуникационные технологии – важная и неотъемлемая составляющая современного образования, но является  её вспомогательным элементом, а не основным. Работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована, и ни в коем случае ни заменять живого общения. Тем не менее, эффекты от создания цифровой образовательной среды в школе очевидны.        

Как считает Михаил Кушнир, советник Лиги образования:

Для ученика:

  • расширение возможностей построения образовательной траектории;
  • доступ к самым современным образовательным ресурсам;
  • растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.

Для родителя:

  • расширение образовательных возможностей для ребенка;
  • снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования;
  • повышение прозрачности образовательного процесса (Электронный журнал);
  • облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Для учителя:

  • снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;
  • повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
  • формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
  • формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;
  • формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;
  • облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика.

Для школы:

  • повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;
  • расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;
  • снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;
  • расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Источники информации:

https://docplayer.ru/75168229-Cifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-i-elektronnoe-obuchenie-v-obrazovatelnoy-organizacii.html

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад-презентация «Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей школьников и повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС»

Доклад-презентация«Создание   образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей  школьников и повышение качества обучения в условиях реализации...

Обобщение передового педагогического опыта на тему: "«Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленности МБУ ДО «Центр дополнительног"

laquo;Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленно...

Нестандартная форма логопедических занятий как способ повышения познавательной активности школьников в условиях внедрения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями (сборник "Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды") 2021г

В статье рассматриваются различные формы нестандартных логопедических занятий, описываются характеристики основных видов занятий. На основе проведенных исследований доказывается их эффективность в пов...

Качество образования и возможности его повышения, как условие современного создания образовательной среды.

Этот материал пригодится для учителей начальных классов общеобразовательной школы...

Обобщение опыта по теме: «Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках средствами цифровой образовательной среды»

Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и во...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Как известно, основы функциональной грамотности закладываются в  начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию...