ктп ШАХМАТЫ
календарно-тематическое планирование (3 класс)

Троц Ольга Анатольевна

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения шахматам помогает детям ориентироваться на плоскости, учит их запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, способствует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Цели программы:

1.Обучить правилам игры в шахматы.

2.Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.

3.Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_shahmaty_2_god_obucheniya.docx38.73 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_shahm.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

        

Календарно-тематическое планирование «Шахматы в начальной школе» Класс: 3 «Б»

Автор: Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова профиль: общеобразовательный

№ п/п

Да

Пл

Та Факт

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика учебной деятельности

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные), характеристика деятельности учащихся

Вид контрля

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

 I раздел «Краткая история шахмат» (1 час)

1

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира.

1

Место шахмат в мировой культуре

Познакомить с выдающимися шахматистами мира.

Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

Готовность конструктивно разрешать конфликты

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельностью

Определение общей цели и путей ее достижения.

II раздел «Базовые понятия шахматной игры» (20 часов)

2

Шахматные фигуры

1

Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами.

Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры. Различать диагональ, вертикаль, горизонталь.

Обобщать, делать несложные выводы.

Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания

Готовность конструктивно разрешать конфликты

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельностью

3

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него.

1

Открытый шах. Двойной шах.Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске.

4

Мат. Пат. Мат в один ход. Мат одинокому королю королем и ладьей

1

Отличие пата от мата Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.

5

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения. Уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры

1

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали.

6

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение.

1

Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры

7

Конкурс решения позиций, как бы вы сыграли?

1

Начальное положение; расположение каждой из фигур в начальной позиции;

Знать начальное положение. Уметь ориентироваться на шахматной доске

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации мыслительной деятельности

Овладевать  способностью принимать и сохранять  цели и задачи занятия.

Находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Активно использовать речевые средства в процессе общения   с товарищами во время занятий в кружке.

8

Тактический прием. Двойной удар.

1

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

9

Тактический прием «Связка»

1

Фигуры подразделяются на тяжелые и легкие. К легким относятся конь и слон, к тяжелым - ладья и ферзь.

Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Знать правила хода и взятия каждой фигурой.

Уметь выявлять закономерности и проводить аналогии.

Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижение поставленной целей.

Учиться понимать причины успеха и неудач своей деятельности.

Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

10

Конкурс решения позиций, как бы вы сыграли?

1

Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи, взятие.

11

Тактический прием «Ловля фигуры»

1

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольнын слоны.

12

Тактический прием «Сквозной удар»

1

Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения

13

Мат на последней горизонтали.

1

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура.

14

Конкурс решения позиций, как бы вы сыграли?

1

15

Тактический прием «Открытый шах»

1

16

Тактический прием «двойной шах»

1

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.

17-20

Шахматный турнир.

4

УЗ

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе

III раздел «Конкурсы решения позиций» (5 час)

21

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки

1

Способность фигуры одновременно атаковать то или иное число полей шахматной доски свободной от других фигур.

22-23

Основы игры в дебюте: атака на короля.

2

24-25

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

2

IV раздел «Соревнования» (8 час)

26-28

Основы анализа шахматной партии

3

В шахматной партии фигуры взаимодействуют. Это направлено к достижению мата.

Уметь проводить элементарные комбинации;

 планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Уметь определять последовательность событий

Ориентиро

ваться на становление гуманис

тических

ценностей.

 Формировать

социально

-ориентированный взгляд

на мир.

Находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шах

матах)

учиться работать в  информационной среде  по поиску  данных изучаемого объекта

Учиться договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельности.

29

Конкурс решения позиций, как бы вы сыграли?

1

30-33

Шахматный турнир

3

Открытый шах. Двойной шах.

34

Шахматный праздник

1

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей Правила рокировки. Длинная и короткая рокировка.

Демонстрация коротких партий. Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных.  

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят: – формирование основ российской, гражданской идентичности; – ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации; – наличие чувства прекрасного; – формирование основ шахматной культуры;

– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью; – наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; – готовность и способность к саморазвитию и самообучению; – уважительное отношение к иному мнению;  –  приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; – воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; – умение управлять своими эмоциями; – дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; – формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат; – оказание бескорыстной помощи окружающим.  

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

  1. Познавательные УУД:  

– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

– владение способом структурирования шахматных знаний;

– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

– умение находить необходимую информацию;

– способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

– умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

  1. Коммуникативные УУД:

– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;  

– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

  1. Регулятивные УУД:

– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

– способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.  

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе». B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны:

– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека; – владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала; – приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.  

Список литературы

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
  3. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
  4. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
  5. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
  6. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  7. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Объем программы: программа рассчитана на один год обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю - 34 часов в год.

           Модифицированная программа для младших школьников «Шахматы в школе» реализует общеинтеллектуальное направление и предназначена для обучающихся 3-х классов начальной школы, составлена на основе программы «Шахматы в  школе» под редакцией Е.А. Прудникова,  в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.  

          Авторская программа Е. А. Прудникова, Е.И. Волкова «Шахматы в школе», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации опубликована  в "Программах общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 - 4) в двух частях. Часть вторая". - М.: Просвещение, 2019.

          Что такое шахматы? Что такое шахматная игра? Что такое игра в шахматы? Может показаться, что речь идет об одном и том же. Но это не так. Шахматы – важная часть человеческой культуры. Шахматная игра – небольшая частичка шахматной культуры. Игра в шахматы наиболее распространенная форма общения шахматистов. Что такое шахматы сегодня? Игра, спорт, зрелище? Однозначный ответ дать нельзя, каждый любитель сам создает для себя оптимальную модель игрового поведения и соответственно оценивает свое отношение к шахматам.

          Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения шахматам помогает детям ориентироваться на плоскости, учит их запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, способствует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

          Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне доступном для ребенка. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

    Введение факультатива "Шахматы — школе" позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

     Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

     Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Содержание программы

 Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень диафильмов, рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя.

Программой предусматривается 34 шахматных занятия (1 занятия в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры. Различать диагональ, вертикаль, горизонталь.

Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Знать правила хода и взятия каждой фигурой. Уметь проводить элементарные комбинации;

 планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Уметь определять последовательность событий. Уметь проводить элементарные комбинации;

 планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Уметь определять последовательность событий

Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами.

Открытый шах. Двойной шах. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске.

Отличие пата от мата Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали.

Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры. Фигуры подразделяются на тяжелые и легкие. К легким относятся конь и слон, к тяжелым - ладья и ферзь.

Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи, взятие.

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны.

Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура.

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе

Способность фигуры одновременно атаковать то или иное число полей шахматной доски свободной от других фигур.

В шахматной партии фигуры взаимо-действуют. Это направлено к достижению мата. Демонстрация коротких партий. Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Игра всеми фигурами из начального положения.

Уметь выявлять закономерности и проводить аналогии.

Цели и задачи

  Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.

  1. Популяризация игры в шахматы среди учащихся.
  2. Повышение уровня игры в шахматы.
  3. Привитие интереса к систематическим занятиям, воспитание дисциплинированности, коллективизма, сознательности, ответственности за честь школы, класса, команды.
  4. Развитие у учащихся мышления и способности анализировать.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

Обучающие:

  • познакомить с историей шахмат,
  • дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.

Воспитывающие:

  • привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
  • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,
  • научить уважать соперника,

Развивающие:

  • развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,
  • ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня подготовленности учащихся.
  • Привлечение большего числа учащихся к систематическим занятиям в шахматном кружке.
  • Призовые места в школьных, товарищеских и районных турнирах.

К концу учебного года дети должны знать:

  • имеет представление об истории и происхождении шахмат,  знает правила игры и турнирного поведения,
  • умеет применять полученные теоретические знания на практике, с удовольствием играет в шахматы,
  • видит и осознает свои ошибки, знает нормы этикета при игре в шахматы.
  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.
  • знает историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира,
  • имеет представление об организации шахматных соревнований, уверенно владеет тактическими приемами, старается их сочетать,
  • знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания,
  • с удовольствием играет в шахматы, участвует в соревнованиях, различных мероприятиях, стремится узнавать новое,
  • знает и старается выполнять правила этикета при игре в шахматы, для выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве,
  • играет, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда
  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу учебного года дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход. записывать шахматную партию;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  • проводить элементарные комбинации;
  • умеет строить и старается реализовывать свои стратегические планы,
  • осознает свои ошибки, видит ошибки соперника,
  • может самостоятельно оценить позицию – преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Шахматы и оригами"

Данный проект был представлен на Х научно-практической конференции, проходившей в нашем городе в 2010 году, в номинации "Юные исследователи". В архиве презентация и защитное слово. В своей работе учен...

Внеклассное мероприятие по шахматам "Сказка про шаха и про шахматы".

Разработка сценария мероприятия по шахматам....

Путешествие в страну шахмат

Тема:Путешествие в королевство шахматКласс:2-3Школа: МОУ СОШ № 4Г. Пыть-ЯхУчитель: Рахимова Ф.ФЦели и задачи :Образовательные:повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фиг...

внеурочная деятельность 1 класс шахматы

данный материал составлен для проведения внеурочной деятельности в 1 классе. шахматы развивают логическое мышление детей....

Педагогический опыт работы учителя шахмат «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников».

Педагогический опыт работы учителя шахмат. «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников»....

Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"

Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....

Универсальный тренажер для "мыслительных мускулов" – шахматы и Помогают ли шахматы успеваемости ребенка в школе?

ull;В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помога...