Игровой стретчинг на занятиях по адаптивной физической культуре для детей с ОВЗ
статья по физкультуре (3 класс)

Адаптивная физическая культура (далее – АФК) представляет

собой подсистему общей физической культуры, спецификой которой

является работа с детьми с ограниченными возможностями, с теми,

у кого имеются серьезные отклонения в состоянии здоровья, а так-

же с детьми, которые недостаточно физически и умственно развиты.

С научной точки зрения АФК – это комплекс мер спортивно-

оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и

адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными

возможностями, преодоление психологических барьеров, препят-

ствующих ощущению полноценной жизни, а также осознанию необ-

ходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Магистральным направлением адаптивной физической культу-

ры является формирование двигательной активности как биологи-

ческого и социального факторов воздействия на организм и

личность ребенка. Познание сущности этого явления – методологи-

ческий фундамент АФК.

Безусловно, методика АФК будет существенно отличаться от

обычной, что обусловлено её спецификой, в том числе и аномаль-

ным физическим и психическим развитием детей.

Необходимо сказать о задачах АФК, её значении. У ребенка с

отклонениями в физическом или психологическом здоровье АФК

формирует:

- способность преодолевать физические и психологические

барьеры;

- потребность чувствовать себя здоровым, вести активный и

здоровый образ жизни;

- осознанное отношение к своим силам;

- способность преодолевать физические нагрузки, необходи-

мые для дальнейшего полноценного функционирования в обществе;

- желание улучшать свои личностные качества;

- стремление повысить умственную и физическую работоспо-

собность;

- компенсаторные навыки: т. е. возможность использовать

функции разных органов и систем организма вместо отсутствующих

или нарушенных.

Профессия педагога дополнительного образования предпола-

гает активное ведение коррекционной работы с детьми. Большую

роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физиче-

ской культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptivnaya_fizicheskaya_kultura.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптивная физическая культура (далее – АФК) представляет

собой подсистему общей физической культуры, спецификой которой

является работа с детьми с ограниченными возможностями, с теми,

у кого имеются серьезные отклонения в состоянии здоровья, а так-

же с детьми, которые недостаточно физически и умственно развиты.

С научной точки зрения АФК – это комплекс мер спортивно-

оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и

адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными

возможностями, преодоление психологических барьеров, препят-

ствующих ощущению полноценной жизни, а также осознанию необ-

ходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Магистральным направлением адаптивной физической культу-

ры является формирование двигательной активности как биологи-

ческого и социального факторов воздействия на организм и

личность ребенка. Познание сущности этого явления – методологи-

ческий фундамент АФК.

Безусловно, методика АФК будет существенно отличаться от

обычной, что обусловлено её спецификой, в том числе и аномаль-

ным физическим и психическим развитием детей.

Необходимо сказать о задачах АФК, её значении. У ребенка с

отклонениями в физическом или психологическом здоровье АФК

формирует:

способность преодолевать физические и психологические

барьеры;

потребность чувствовать себя здоровым, вести активный и

здоровый образ жизни;

осознанное отношение к своим силам;

способность преодолевать физические нагрузки, необходи-

мые для дальнейшего полноценного функционирования в обществе;

желание улучшать свои личностные качества;

стремление повысить умственную и физическую работоспо-

собность;

компенсаторные навыки: т. е. возможность использовать

функции разных органов и систем организма вместо отсутствующих

или нарушенных.

Профессия педагога дополнительного образования предпола-

гает активное ведение коррекционной работы с детьми. Большую

роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физиче-

ской культурой.

224

Наряду с решением основных задач – укреплением здоровья,

обеспечением правильного физического развития, уроки физиче-

ской культуры в специальной школе решают и коррекционные зада-

чи путем преодоления недостатков физического развития и

нарушений моторики умственно отсталых детей.

Как показывает статистика, из всех нарушений здоровья, нару-

шение интеллекта является самым распространенным. Многочис-

ленные исследования показали, что у детей с нарушениями

интеллекта недостаточно развиты психофизические качества: мыш-

ление, речь, память, зрительное восприятие, пространственная

ориентирование, фонематический слух, моторика пальцев рук и т. д.

Все это сопряжено с аномальным развитием двигательной сферы.

Важнейшим направлением в учебно-воспитательной работе с таки-

ми детьми является коррекция нарушений психофизического разви-

тия средствами физической культуры. Это и обусловливает

актуальность темы исследования.

Наши занятия АФК с детьми направлены на достижение следу-

ющих основных задач:

укрепление здоровья;

повышение работоспособности;

коррекционная работа по развитию и совершенствованию

двигательных навыков, умений, физических качеств;

профилактическая работа;

развитие чувства ритма, темпа, координация движений;

развитие r______эмоциональной сферы;

социализация.

В своей работе мы делаем акцент на то, что процесс занятий

АФК связан не только с коррекционной, профилактической и ком-

пенсаторной работой, важной составляющей также является и

формирование самооценки детей, их социализация для дальнейше-

го успешного взаимодействия с обществом.

Занятия АФК строим так, что специальные упражнения и игры

помогают учащимся компенсировать недостатки их физического и

психического развития, развить двигательные качества, улучшить их

физическое и психоэмоциональное состояние.

Для достижения наилучших результатов, в планирование нами

включены не только коррекционно-развивающие занятия и упраж-

нения, но и игровой стретчинг.

Таким образом, условно можем выделить следующие осново-

полагающие принципы организации занятий АФК:

комплексность: сочетание различных упражнений, методик,

применение игрового стретчинга;

коррекционную направленность;

225

индивидуализацию: к каждому ребенку необходим свой под-

ход, исходя из особенностей его физического, умственного, эмоцио-

нального состояния, возраста, характера и ряда других факторов;

дифференциацию процесса обучения и др.

Исходя из особенностей уроков АФК в коррекционной школе,

необходимо выделить следующие этапы занятия АФК:

1 – вводная часть (5–7 мин). Включает в себя организацию

класса, настрой детей на занятие, ознакомление с предстоящим

уроком (что будем делать и т. п.), строевые упражнения;

2 – подготовительная часть (10–20 мин). Включает в себя раз-

личные физические упражнения развивающего характера;

3 – основная часть (20–30 мин);

4 – заключительная часть (5–7 мин). Включает в себя, напри-

мер, упражнения на координацию, дыхательные упражнения.

Игра – одно из любимейших занятий детей. С помощью игры

детей можно увлечь практически в любой вид занятий. В связи с

этим игровая форма деятельности прослеживается буквально во

всех сферах обучения и развития детей, в том числе и в коррекци-

онной работе с детьми с ограниченными возможностями.

На наш взгляд, игровая форма проведения занятий – наиболее

ценная методика, направленная на борьбу и работу с различными

детскими недугами, а также и их профилактику.

Что же такое игровой стретчинг? Это специально подобранные

упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой

форме.

Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках

мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника,

оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на организм в

целом. Основной целью игрового стретчинга является развитие дви-

гательной активности детей, их коммуникативных качеств.

Можно выделить следующие задачи игрового стретчинга:

преодоление у детей комплексов, связанных с физическим

или умственным несовершенством;

профилактика различного рода деформаций позвоночника,

укрепление его связочного аппарата;

формирование правильной осанки;

повышение эластичности мышц, улучшение координации

движений;

повышение выносливости, работоспособности, старательности;

развитие творческого потенциала, способности работать в

команде;

совершенствование двигательной памяти, быстроты реакции,

ориентирования в пространстве и др.

226

Каждое занятие игровым стретчингом проходит под ритмичную

музыку, что позволяет наилучшим образом достигнуть поставлен-

ных задач. Также ритмичная музыка позволяет развить у детей чув-

ство темпа и ритма.

Положительным аспектом использования игрового стретчинга в

коррекционной работе является перевоплощение детей в различ-

ные образы. Это помогает детям раскрепоститься, преодолеть

стеснение в общении, примерить на себя образы различных персо-

нажей и героев. Безусловно, это повышает интерес детей к занятию,

их общее настроение и способствует развитию коммуникативных

навыков и качеств, которые пригодятся им при взаимодействии со

сверстниками и обществом в целом.

Само занятие игровым стретчингом можно поделить на не-

сколько этапов:

1. Вводный – музыкальная разминка, позволяющая подготовить

и «разогреть» организм для дальнейших интенсивных упражнений.

2. Основной – закрепление ранее изученных упражнений, зна-

комство с новыми упражнениями, их выполнение и разучивание.

3. Завершающий – восстановление.

Подчеркнем, что все занятия и упражнения игрового стретчинга

проходят в игровой форме, с использованием музыкально-

ритмических упражнений. Это заинтересовывает детей в выполне-

нии необходимых движений. Поэтому игровой стретчинг можно

назвать творческой деятельностью, при которой дети находятся в

мире образов. Эффективность подражательных движений заключа-

ется еще в том, что через образы можно осуществлять частую сме-

ну двигательной деятельности из различных исходных положений и

с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую фи-

зическую нагрузку на все группы мышц.

Приведем пример нескольких упражнений игрового стретчинга:

1) «КОШКА» (избавляет от скованности позвоночника, его де-

формации):

исходное положение – встать на четвереньки, спина прямая;

на счет «Раз!» – поднять голову, максимально прогнуть спину;

на счет «Два!» – опустить голову, максимально выгнуть спину.

2) «ЗМЕЯ» (повышает внутриполостное давление, прямые

мышцы брюшного пресса растягиваются):

исходное положение – лечь на живот, ноги вместе, руки в

упоре возле груди на полу;

выполнение: медленно поднимаясь на руках, поднять снача-

ла голову, затем грудь; прогнуться, насколько возможно, не очень

сильно запрокидывая голову назад; живот лежит на полу; задер-

жаться нужное время; медленно вернуться в исходное положение.

227

3) «ВЕЛОСИПЕД» (оказывает воздействие на поджелудочную

железу, восстанавливает и очищает органы пищеварения):

исходное положение – лечь на спину, носки оттянуть;

выполнение: попеременно сгибать и разгибать ноги не касаясь

пола.

Следует также рассказать об основных принципах выполнения

упражнений игрового стретчинга:

наглядность: показ упражнения, подробный образный рассказ;

доступность: обучение «от простого к сложному», «от извест-

ного к неизвестному»;

систематичность: регулярность занятий, постепенное увели-

чение количества упражнений, поэтапное увеличение нагрузки;

индивидуальный подход: учет особенностей конкретного ре-

бенка, его возраста, характера, физического и психоэмоционального

состояния, состояния здоровья;

закрепление навыков: многократное выполнение упражнений,

повторение.

В своих занятиях игровым стретчингом мы выработали следу-

ющие основные правила:

1) обязательный «разогрев» перед основными упражнениями;

2) использование ритмичной музыки;

3) перевоплощение в различные образы;

4) спокойное дыхание и ровная осанка;

5) плавное выполнение упражнений;

Занятия игровым стретчингом с детьми демонстрируют, что по-

нятные и знакомые образы сказочного мира помогают легко выпол-

нять непростые, а для детей – зачастую и скучные, физические

упражнения.

Отметим, что укрепление здоровья детей с ограниченными

возможностями, физическими или умственными отклонениями –

это, прежде всего, движение. Именно движение позволяет произво-

дить коррекционную работу наиболее эффективно, оно активизиру-

ет функции всего организма, усиливает и улучшает дыхание,

кровообращение.

Большую роль в коррекционной работе играют занятия адап-

тивной физической культурой. Основными ее задачами являются

укрепление здоровья детей, обеспечение их правильного физиче-

ского развития, обучение двигательным умениям и навыкам.

Для достижения наилучших результатов в планирование нами

включены не только коррекционно-развивающие занятия и упраж-

нения, но и игровой стретчинг. Игровой стретчинг – это комплекс

специально подобранных упражнений на растяжку мышц, проводи-

мых с детьми в игровой форме. Основной целью игрового стретчин-

228

га является развитие двигательной активности детей, их коммуника-

тивных качеств.

Основными принципами АФК и игрового стретчинга являются:

комплексность; индивидуализация; систематичность; доступность;

коррекционная направленность.

Развитие детей с помощью средств и методов АФ, поддержание

оптимального психофизического состояния представляет каждому

ребенку возможность достичь выдающихся результатов, адаптиро-

ваться в обществе, повысить самооценку.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптивная физическая культура для детей с множественными нарушениями

Адаптивная физическая культура (АФК) является одним из основных компонентов лечебно-восстановительной работы при различных нарушениях опорно-двигательного аппарата (ОДА) и задержкой психического...

Методическая разработка занятия по адаптивной физической культуры для слепых обучающихся 2 класса

занятие АФК по теме :"Упражнения с гимнастическими палками в исходном положении лежа на спине".В течение занятия обучающиеся продолжают знакомство со спортивным инвентарем и понимают влияние...

Адаптивная физическая культура (для детей с ТМНР), 1 класс

Рабочая программа по адаптивной физической культуре для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...

Дистанционные занятия по адаптивной физической культуре

Дистанционные занятия по адаптивной физической культуре в 1 классе, вариант 2...

Развитие речи на уроках адаптивной физической культуры у детей с умеренной умственной отсталостью посредством подвижных игр и физических упражнений

Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерно стойкое тяжелое недоразвитие речи, проявляющееся в несформированности речевых средств языка, искажением слоговых структур, сопряженных...

"МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА УРОКАХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП"

Методика развития мелкой моторики на уроках Адаптивной физической культуры для детей с ДЦП...