Статья "Методические приёмы формирования временных представлений у обучающихся ФГОС НОО с ОВЗ".
статья (1 класс)

Евстафьева Ирина Сергеевна

Обучающиеся  ФГОС НОО с ОВЗ, поступившие в подготовительный 1 класс, не знают дней недели, почти не владеют элементарной временной  терминологией. Они не могут представить того, что время течет не   останавливаясь, и его течение необратимо. Некоторые обучающиеся считают, что   ночью часы останавливаются, так как все спят. Школьники  заучивают названия времен года, однако применить свои знания не могут. На момент поступления детей в школу, у них отсутствуют реальные представления о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации15.07 КБ

Предварительный просмотр:

Методические приёмы формирования временных представлений у обучающихся ФГОС НОО с ОВЗ.

  Формирование временных представлений и временной ориентировки является одной из наиболее сложных и актуальных научно – методических проблем. Для восприятия времени не существует специального органа чувств. Оно характерно в той или иной мере для чувств, при этом различные свойства времени отражаются определённым комплексом анализаторов при ведущей роли одного из них.

 Ребёнку уже в раннем возрасте очень важно научиться ориентироваться во времени: определять и измерять время, чувствовать длительность временных интервалов. Ещё большее значение ориентировки во времени приобретает в жизни младших школьников, поскольку они вынуждены следить за временем. Чтобы не опоздать в школу, подготовить домашнее задание и т.п.

  У обучающихся с ОВЗ развитие временных представлений подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально развивающихся детей. Однако характерное для них первичное поражение ЦНС приводит к отставанию в формировании взаимодействия I и II сигнальных систем, к бедности чувственного опыта, связанной с узостью, недостаточной дифференцированностью и замедленностью восприятия. Поэтому,  возможности полноценного и своевременного развития временных представлений у обучающихся с ОВЗ ограничены по сравнению с нормально развивающимися школьниками: элементарные временные представления у них формируются значительно медленнее и имеют качественные отклонения.

   В многочисленных исследованиях отмечается, что у младших школьников указанной категории отражение времени носит ещё диффузионный, нерасчленённый характер, представления о времени неточны, фрагментарны, недиффиринцированны; уровень этих представлений значительно ниже, чем у детей нормы.

  Результаты исследований (М.Г. Аббасов, М.В. Воронина, М.Н. Перова, И.Н. Финкельштейн и др.) показывают, что обучающиеся с ОВЗ, поступая в 1 класс, почти не владеют элементарной терминологией, не соотносят временные понятия с конкретными жизненными событиями. Они не осознают, что время непрерывно течёт и его течение не обратимо. У них нет реальных представлений о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости и элементарном использовании в жизни. Чем крупнее мера времени, тем сложнее её школьникам конкретизировать. Они с трудом устанавливают связи между фактами, явлениями, событиями, происходившими в разные периоды времени. Обучающиеся НОО с ОВЗ имеют нечёткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью (урок, перемена, обед, прогулка, приготовление уроков и т.д.) Планирование деятельности у обучающихся во времени также характеризуется большими трудностями, в том числе связанные с недостаточным учётом длительности этапов деятельности, их последовательности и темпа.

  Вместе с тем, восприятие времени рассматривается как результат деятельности ряда анализаторов, объединённых в единую систему и действующих одновременно. Обучение должно быть направленно на приобретение обучающимися чувственного практического опыта и на формирование на этой основе способов восприятия времени и его оценивания, на преобразование временных отношений с учётом нужд, связанных с деятельностью детей.

  Поскольку время не является чисто математической категорией, то и представления о нём следует формировать не только на уроках математики. Содержание обучения должно реализовываться в рамках общей системы уроков, входящих в учебный план школы, коррекционных занятий. Формирование временных представлений невозможно без тесного сотрудничества учителя-дефектолога и семьи. Члены семьи школьника также могут быть активными участниками коррекционного процесса. Ежедневно, в т. ч. в выходные дни и школьные каникулы, они должны стремиться актуализировать, закреплять и расширять представления ребёнка о времени.

  Все упражнения и игры следует проводить так, чтобы школьники самостоятельно смогли заметить свои ошибки и постарались их исправить. В этом случае трудности не снижают интереса к заданию, а становятся мотивом для продолжения поиска правильного решения. Как правило, подобные упражнения способствуют не только формированию временных представлений обучающихся, но и развитию познавательной деятельности в целом. Кроме того, вариативность заданий способствует поддержанию познавательного интереса школьников.

 Обязательным условием формирования системы представлений о времени является использовании сочетания различных видов наглядных средств как в урочное, так и во внеурочное время. Подбор наглядных средств для изучения конкретного временного понятия осуществляется в соответствии с дидактической целью каждого этапа обучения, содержанием учебой информации, логикой её изложения, психологическими закономерностями усвоения знаний обучающимися  НОО с ОВЗ.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Время является одной из базисных категорий в познании ребенком окружающего мира. Становление представлений о времени происходит, во-первых, на основе опыта ориентации ребенка во времени с момента рожд...

"Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста"

Практические рекомендации для родителей по формированию временных представлений, чувства времени у детей....

Приёмы формирования временных и пространственных представлений у учеников младших классов школы VI вида.

  Формирование временных представлений и временной ориентировки является одной из наиболее сложных и актуальных научно-методических проблем. Для восприятия времени не существует специально...

Особенности формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития

Особенности  формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития...

Методика формирования временных представлений у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями

Трудности восприятия времени сохраняются у детей в начале школьного обучения (Д. В. Клименченко, О. Комар, Е. Н. Тальянова, А. В. Тихоненко, С. Н. Шабалин, Я.А. Шор и др.). Тем более сложен процесс ус...

Дидактическая игра как средство формирования временных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями

laquo;Дидактическая игра как средство формирования временных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»ВведениеВ современном обществе всё построено на точном расчёте времени. ...