Инструментарий для выявления общего уровня мышления (готовность к школе)
учебно-методический материал

Пагма Саномбаловна Доржиева

Опросник для  выявления  общего уровня мышления, кругозора. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oprosnik_dlya_vyyavleniya_myshleniya_krugozora.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Опросник. 

Цель:   Выявить  общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.
          Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”.

Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.

  1. Какое животное больше – лошадь или собака?
          (лошадь = 0 баллов;    неправильный ответ = -5 баллов)
  2. Утром мы завтракаем, а днем...
           (обедаем, едим суп, мясо = 0;
           ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
  3. Днем светло, а ночью...
           (темно = 0;    неправильный ответ = -4)
  4. Небо голубое, а трава ...
            (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)
  5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
            (фрукты = 1;    неправильный ответ = -1)
  6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
        (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;
         неправильный ответ = -1)
  7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
         (города = 1; станции = 0;    неправильный ответ = -1)
  8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
         (правильно показано = 4;
         показано только целый час или четверть часа = 3;
            не знает часов = 0)
  9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?
            (щенок, ягненок = 4;   только один правильный ответ = 0;
             неправильный ответ = -1)
  10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
           (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно  

         одного подобия) = 0;
        на кошку без объяснения = -1
        на курицу = -3)

  1. Почему во всех автомобилях тормоза?
            (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать            

               столкновения и так далее = 1;
              одна причина = 0;
               неправильный ответ = -1)

  1. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
            (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно      

        забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3;
       одно подобие = 2;    

        неправильный ответ = 0)

  1. Чем похожи друг на друга кошка и белка?
          (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них                

       4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3;
      одно подобие = 2;
      неправильный ответ = 0)

  1. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
           (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3;
           винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2;
           неправильный ответ = 0)
  2. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это...
            (спорт (физкультура) = 3;
            игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2;
            неправильный ответ = 0)
  3. Какие ты знаешь транспортные средства?
           (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;
          только три наземных транспортных средства или полный перечень с    

       самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства              

       – это то, на чем можно передвигаться = 2;
        неправильный ответ = 0)

  1. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
          (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто    

       болеет и т.д.) = 4;
      одно или два различия = 2;
      неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0

  1. Почему люди занимаются спортом? 
          (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были  

        толстыми и т.д.) = 4;
       одна причина = 2;
       неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)

  1. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
          (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то      

       несет ущерб вследствие этого) = 4;
      он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2;
      неправильный ответ = 0)

  1. Почему на письмо нужно наклеивать марку?
         (так платят за пересылку этого письма = 5;
         другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2;
         неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы.

Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).

Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.

Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.

От - 1 до – 10 – ниже среднего.

От – 11 и меньше – низкий показатель.

Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего,

необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, через тренинговые занятия, в условиях ФГОС ДО

В материале представлена программа "Учимся быть вместе", направленная на профилактику и коррекцию психологических изменений личности ребёнка, оказание помощи в преодоление барьеров в общении. Материал...

Обследование уровня психологической готовности детей к школьному обучению. Выявление детей с ОВЗ.

  Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. Современные исследования показывают, что 30  –  40  %  детей  приходят  в  первый ...

«Определение уровня психологической готовности детей к обучению в школе»

laquo;Определение уровня психологической  готовности детей к обучению в школе»...

комплексная работа по исследованию уровня математической готовности младших школьников

комплексная работа по исследованию уровня математической готовности младших школьников...

Статья на тему: "Педагогические условия адаптации детей с различным уровнем личностной готовности к школе"

Статья на тему: "Педагогические условия адаптации детей с различным уровнем личностной готовности к школе"...

Выступление на педсовете Тема: «Адаптационный период первоклассников. Мониторинг общей готовности к школе"

Адаптация - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе,...

«Адаптация первоклассников. Мониторинг общей готовности к школе»

Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая готовность ребёнка. Необходимо учитывать индивидуальные возрастные особ...