Инструментарий для диагностики личностных УУД
учебно-методический материал (1 класс)

Пагма Саномбаловна Доржиева

Диагностика сформированности личностных  универсальных учебных действий   для обучающихся 1 -2 классов 

Методика «Лесенка», Беседа  о школе

Методика «Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации"  Н.Г. Лускановой», 2 класс

Анкета «Оцени поступок», 1 класс

Методика «Ситуации», 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d._lichnostnyh_udd.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика сформированности личностных

универсальных учебных действий

            Самоопределение (самооценка)

Методика «Лесенка» .

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Диагностика «Лесенка» проводится в групповой форме (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).

Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки.

Рисунок к методике «Лесенка»

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/02/s_5a2220ff99b64/761100_8.png

Инструкция:

У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Представьте, что на этой лесенке стоят все ваши одноклассники. На какой ступеньке стоишь ты? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Обработка результатов:

При анализе полученных данных исходите из следующего:

Ступенька 1 – высокий уровень (завышенная самооценка).

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой.

Ступеньки 2-4  средний уровень (адекватная самооценка).

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность - это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 5 -7 – низкий уровень (заниженная самооценка).

Дети, ставящие себя на эти ступеньки, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним. Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

       Смыслообразование (мотивация)

1 класс

Беседа о школе

(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).

Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника

- выявление мотивации учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Вопросы беседы:

1а. Ты хочешь пойти в школу?

1б. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3. Представь себе, что, что мама тебе говорит

– Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год?

Что ты ответишь маме?

4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает.

Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик»?

 Что ты ему ответишь?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу?

 Ты согласишься?

6. Представь, что есть школа А и школа Б.

В школе А такое расписание уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура.

В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык.

В какой школе ты хотел бы учиться?

7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей.

Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает….

Отгадай, о чем он тебя спрашивает?

8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит:

«Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение.

Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»

Ключ

Все ответы кодируются буквой А или Б.

А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,

Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.

1а Да – А., не знаю, нет – Б.

2   А – называет школьные предметы, уроки;

     Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)

3.  А – нет, не хочу.

     Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)

4.  А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;

      Б – нет ответа или неадекватное объяснение;

5.  А – нет;

     Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)

6.  А – школа А,

     Б – школа Б

7. А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)

       Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)

8.  А – выбор отметки,  

     Б – выбор игрушки, шоколадки.

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

- положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

- проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

- предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:

0 уровень - обязательно вопрос 1, 3, 5 - Б, в целом преобладание ответов типа Б. - отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.

1 уровень - обязательно 1, 3, 5 - А, 2, 6, - Б. В целом равенство или преобладание ответов А. - положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

2 уровень  – 1, 3, 5, 8 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают - возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.

3 уровень - 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А. - сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.


2 класс

Методика «Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации

Н.Г. Лускановой»

Инструкция:

«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса»

Обработка результатов:

Отрицательный ответ – 0 баллов;

Нейтральный ответ – 1 балл;

Положительный ответ – 3 балла;

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Уровни школьной мотивации:

25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации;

15–24 балла – средний уровень мотивации;

10–14 баллов – низкий уровень школьной мотивации (ниже 10 баллов – негативное отношение к школе).

Вопросы анкеты:

1. Как ты чувствуешь себя в школе?

1) Мне в школе нравится.

2) Мне в школе не очень нравится.

3) Мне в школе не нравится.

2. С каким настроением ты идешь утром в школу?

1) С хорошим настроением.

2) Бывает по-разному.

3) Чаще хочется остаться дома.

3.Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

1) Пошел бы в школу.

2) Не знаю.

3) Остался бы дома.

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

1) Мне не нравится, когда отменяют уроки.

2) Бывает по-разному.

3) Мне нравится, когда отменяют уроки.

5. Как ты относишься к домашним заданиям?

1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.

2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.

6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

1) Нет, не хотел бы.

2) Не знаю.

3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.

7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

1) Рассказываю часто.

2) Рассказываю редко.

3) Вообще не рассказываю.

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

1) Мне нравится наш классный руководитель.

2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

9. Есть ли у тебя друзья в классе?

1) У меня много друзей в классе.

2) У меня мало друзей в классе.

3) У меня нет друзей в классе.

10. Как ты относишься к своим одноклассникам?

1) Мне нравятся мои одноклассники.

2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.

3) Мне не нравятся мои одноклассники

Выделение морального содержания действий и ситуаций

1 класс Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)

Цельвыявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.

Оцениваемые УУДвыделение морального содержания действий и ситуаций.

Возрастмладшие школьники

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Детям предлагалось оценить поступок мальчика (девочки, причем ребенок оценивал поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки: 1 балл - так делать можно, 2 балла - так делать иногда можно, 3 балла - так делать нельзя, 4 балла - так делать нельзя ни в коем случае.

Инструкция: «Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек. Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один, выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что означает каждый балл. Давайте вместе прочтем, как можно оценивать поступки ребят. Если вы считаете, что так делать можно, то вы ставите балл (один) …и т.д.». После обсуждения значения каждого балла дети приступали к выполнению задания.

Процедура проведения задания занимала от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста детей.

В таблице 2 представлены конвенциональные и моральные нормы (по Туриэлю).

Вид социальных норм

категории конвенциональных норм

  конвенциональные  

   нормы

мини-ситуации нарушения конвенциональных норм

конвенциональные нормы

ритуально - этикетные

  • культура внешнего вида,
  • поведение за столом,
  • правила и формы обращения в семье
  • не почистил зубы;
  • пришел в грязной одежде в школу;
  • накрошил на столе;
  • ушел на улицу без разрешения;

организационно – административные

  • правила поведения в школе,
  • правила поведения на улице,
  • правила поведения в общественных местах,
  • вставал без разрешения на уроке;
  • мусорил на улице;
  • перешел дорогу в неположенном месте;

вид социальных норм

категория моральных норм (по Туриелю)

моральные нормы

мини-ситуации нарушения моральных норм

моральные нормы

Нормы альтруизма

Нормы ответственности, справедливости и законности

  • норма помощи,
  • норма щедрости,
  •  

  норма ответственности за нанесение материального ущерба

  • не предложил друзьям помощь в уборке класса;
  • не угостил родителей конфетами;
  • взял у друга книгу и порвал ее;

Всего в предложенной анкете было представлено:

  • семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2. 4, 7, 10, 12, 14, 17)
  • семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16,  четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, .15, 8, 18)

2 класс.   Методика «Ситуации»

Оцениваемые универсальные учебные действиявыделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст7—10 лет.

Метод оцениванияформа проведения – индивидуальная.

Описание заданиядетям предлагают оценить поступок мальчика/девочки

В данной методике - пять ситуаций, которые сопровождаются вопросом, задаваемым ребенку. Фиксируется ответ ребенка и проводится его квалификация по приложенным к каждой ситуации критериям оценки.

Ситуация №1.

Цель - учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (уровень моральной децентрации)

Как ты думаешь, кто больше виноват?

а) девочка накрывала на стол и нечаянно разбила 10 тарелок;

б) девочка намеренно разбила 2 тарелки в порыве гнева на свою сестру.

Уровни оценивания: ориентация на мотивы героев или на объективные последствия их поступков

0 баллов - отсутствует ориентация на обстоятельства поступка – ответа нет, или - обе девочки виноваты.

1 балл - ориентация на объективные следствия поступка – виновата больше первая девочка, потому что она разбила 10 тарелок, а вторая девочка только одну

2 балла уровень - ориентация на мотивы поступка – первая девочка хотела помочь, она накрывала на стол, а вторая девочка - злилась на свою сестру, виновата больше вторая девочка. Проявление децентрации как учета намерений героя рассказа.

Ситуация №2

Цель - усвоение нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы

Друг попросил тебя помочь ему найти потерянный в школе учебник. Как ты поступишь в этой ситуации?

а) не стану помогать, т.к. родители запретили мне задерживаться после уроков;

б) останусь после уроков помочь другу;

в) не стану помогать, так как хочу домой.

Уровни оценивания: направленность личности – на себя или на потребности других.

0 баллов - решение проблемы в пользу собственных интересов без учета интересов партнера – не стану помогать, так как хочу домой

1 балл - решение проблемы, ориентируясь на авторитет взрослых - не стану помогать, т.к. родители запретили мне задерживаться после уроков

2 балла - отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи - остаться и помочь найти учебник.

Ситуация №3

Цель - усвоение нормы правдивости в условиях моральной дилеммы.

Ты нечаянно разбил стекло в классе, и никто этого не видел. Как ты поступишь в такой ситуации?

а) промолчу, никому об этом не скажу;

б) сам подойду к учителю и скажу правду;

в) если учитель спросит меня об этом, то я сознаюсь;

г) если учитель спросит меня об этом, то я не сознаюсь.

Уровни оценивания: ориентация личности на нормы правдивости или на допустимость лжи.

0 баллов - ориентация на утаивание произошедшего - промолчу, никому об этом не скажу; если учитель спросит меня об этом, то я не сознаюсь

1 балл - демонстрация правдивости при принуждении взрослого - если учитель спросит меня об этом, то я сознаюсь

2 балла - ориентация на правдивость без принуждения - сам подойду к учителю и скажу правду

Ситуация №4

Цель - сформированность эмпатии.

На переменке ты заметил, что твой одноклассник плачет. Как ты поступишь в этой ситуации?

а) скажу об этом учителю;

б) подойду к однокласснику и узнаю, почему он плачет;

в) подойду и постараюсь успокоить его;

г) не буду вмешиваться – это не моё дело.

Уровни оценивания: ориентация личности на чувства и переживания других людей или направленность на себя, игнорирование чувств и переживаний других людей.

0 баллов - игнорирование чувств и переживаний других людей - не буду вмешиваться – это не моё дело

1 балл - привлечение взрослого для решения ситуации - скажу об этом учителю

2 балла - проявление эмпатии - подойду к однокласснику и узнаю, почему он плачет; подойду и постараюсь успокоить его

Ситуация №5

Цель - координация нескольких моральных норм (уровень моральной децентрации)

Как нужно поступить в данной ситуации?

Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил булочку в воду.

а) не давать малышу еще одну булочку, т.к. он уже получил свою булочку, он сам виноват, уронил ее;

б) необходимо дать еще всем по булочке;

в) дать малышу еще одну булочку, потому что он самый маленький и слабый.

Уровни оценивания: учет одной или нескольких моральных норм (ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи).

0 баллов - отказ дать малышу еще одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок – нет, он уже получил свою булочку, он сам виноват, уронил ее (норма ответственности и санкция). Осуществляется учет только одной норы (справедливого распределения). Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя.

1 балл - предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками – дать еще, но каждому (норма справедливого распределения). Координация нормы справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм.

2 балла - предложение дать булочку самому слабому – дать ему еще, потому что он маленький (норма взаимопомощи и идея справедливости с учетом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требующий оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому). Децентрация на основе координации нескольких норм на основе эквивалентности и компенсации (Л. Колберг).

Результаты по всем пяти ситуациям суммируются. В таблице результатов фиксируется «сырой» и уровневый балл.

Общий балл:

10 - 8 баллов – 1 уровень

7 - 4 баллов –   2 уровень

0 - 3 балла –     3 уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструментарий.

В интернет магазине приобрела постановочные зонды: красочные, удобные в обработке и в обращении, очень даже приемлемая цена (25руб. шт.). Очень нравится и мне и моим детям, особенно нравиться работать...

Инструментарий оценки УУД по ФГОС НОО.

Инструментарий оценки УУД по ФГОС НОО для 1 класса....

Инструментарий оценки образовательных достижений

Инструментарий оценки образовательных достижений...

О возможности использования инструментария международных исследований PIRLS и TIMSS для формирования УУД у младших школьников

Рассмотрены возможности инструментария международных исследований качества образования для формирования и диагностики УУД в начальной школе...

Инструментарий оценки УУД 3 класс по ФГОС НОО

В этой работе представляю листы наблюдений по оценке метапредметных УУД....

Инструментарий оценки УУД 3 класс по ФГОС НОО

Инструментарий оценки УУД в 3 классе по ФГОС НОО....

Инструментарий оценки УУД 3 класс по ФГОС НОО

Инструментарий оценки   УУД по ФГОС НОО в 3 классе....