О возможности использования инструментария международных исследований PIRLS и TIMSS для формирования УУД у младших школьников
статья (4 класс) по теме

Гусева Галина Александровна

Рассмотрены возможности инструментария международных исследований качества образования для формирования и диагностики УУД в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                     Гусева Галина

                                                                      Программа «Сравнительное образование»

О некоторых возможностях использования инструментария международных исследований PIRLS и TIMSS для формирования навыков УУД в начальной школе.

   Данная тема представляется сегодня интересной в связи с поставленной Федеральными Государственными Образовательными Стандартами задачей формирования универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Среди перечисленных УУД можно выделить познавательные, так как именно познавательная деятельность является основой для формирования способности человека к саморазвитию и самосовершенствованию.

В практике школьного обучения формирование познавательного интереса происходит в результате освоения учеником того содержания образования, которое заложено в учебных книгах и в первую очередь в  информационных и художественных текстах. Умение работать с текстом, извлечь из него необходимую информацию, структурировать свои знания, построить речевое высказывание в устной или письменной форме необходимы для успешного обучения не только в начальной школе. Освоение приёмов работы с текстом способствуют психическому и интеллектуальному развитию ребёнка.

  Международное исследование PIRLS сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявляет различия в национальных системах образования и оценивает следующие умения:

-нахождение информации, заданной в явном виде;

-формулирование выводов;

-интерпретация и обобщение информации;

-анализ и оценка содержания, языка и элементов текста.

Данные умения относятся к общеучебным универсальным действиям.

   Два вида текстов (литературные и художественные), предлагаемых детям,  соответствуют тем видам чтения, которые используются в школе чаще других.

  Анализ выполнения заданий показывает, что российские учащиеся не всегда могут сделать логическое умозаключение увидеть часть на фоне целого, самостоятельно поразмышлять над текстом, постичь скрытые смыслы человеческих действий, интегрировать в единую картину все прямые и скрытые сообщения рассказа, или понять цель отдельных учебных действий в связи с общей задачей. Тяжело детям выполнять задания на интерпретацию и обобщение информации. Анализ и оценка содержания, языковых и структурных особенностей текста также находится на невысоком уровне. Проблемой также является  построение логических цепочек, развитие гибкости мышления. Так, доказав одно утверждение, дети не могут переключиться и найти в тексте доказательство другого утверждения. В качестве примеров приведём данные, полученные при анализе результатов. Вопрос №12 к информационному тексту «Садок для дождевых червей» звучит следующим образом: «Объясни, почему песок и землю в бутылку важно насыпать именно слоями». Данный вопрос предполагает умение читателя осмысленно относиться к инструкции: понимать цель каждого отдельного действия в связи с общей задачей эксперимента, а не просто делать, что сказано. На этот вопрос смогли ответить только 39% российских школьников. Вопрос №8 (как журнал помог Ане, приведи 2 примера в доказательство) к тексту «Невероятная ночь» предполагает интерпретацию и обобщение информации, которая содержалась во всём тексте. На этот вопрос правильно ответили 53% учащихся, а 10,5% вообще оказались не готовы данную информацию синтезировать.

  Итак, мы видим, что анализ заданий исследования PIRLS даёт возможность обозначить проблемы в обучении младших школьников приёмам  работы с текстом и получить представление  о том, как могут быть сформулированы  вопросы к детям по тому или иному художественному или информационному тексту, с целью формирования у них умения работать с текстом. Использование заданий, подобных заданиям PIRLS, позволяет учить детей  применять знания в нестандартных ситуациях, мыслить более критично и самостоятельно. Учить детей вчитываться как в текст, так и в задание к тексту  также является одной из важных задач, требующих решения.

   Необычны для российской школы  тексты, проверяющие уровень чтения с целью освоения и использования информации. Информация представлена в разных формах - тексты, рисунки, план - схемы. Можно задуматься о необходимости использования подобных текстов в обучении детей.  Задания к таким текстам также применимы в повседневной работе с детьми, так как они направлены на анализ, обобщение, формулирование выводов, интерпретацию. Точность восприятия, умение удерживать все составляющие части задания, объяснять, доказывать, использовать разные стратегии работы с разными типами текстов – всё это необходимо при формировании универсальных учебных действий и требует целенаправленной работы.  Отмечено также, что ребёнок не всегда перечитывает текст, чтобы найти ответ на вопрос, а это означает, что ответ зависит только от первичного восприятия, которое не всегда верно. Таким образом, важным является  приучение ребёнка  к неоднократному возвращению к одному тексту  в процессе работы.  

  Интересны выводы, касающиеся умений  самых сильных или самых слабых учащихся России, сделанные по данному исследованию. Так, самые слабые учащиеся таких стран как Бельгия, Гонконг, Латвия, Литва, Нидерланды, показывают лучшие результаты, чем самые слабые российские учащиеся. Самые сильные учащиеся Англии, Болгарии, Сингапура показывают лучшие результаты, чем самые сильные учащиеся России. Это говорит о необходимости совершенствования работы с самыми сильными или самыми слабыми учащимися.  

  Целью исследования TIMSS является сравнительная оценка общеобразовательной подготовки учащихся средней школы по математике и естествознанию в странах с различными системами образования, выявление особенностей образовательных систем, определяющих различные уровни достижения учащихся. Одним из важных моментов данного исследования является учёт того факта, что в результате обучения учащиеся должны овладеть определёнными видами учебно–познавательной деятельности и уметь их демонстрировать. Поэтому каждому заданию приписываются те виды деятельности, которые должны продемонстрировать учащиеся при выполнении этого задания. При отборе содержания учитывается важность изучения вопросов в рамках курсов математики и естествознания,  актуальность их  для современного общества, а также запросы современного общества.

  Так, в 4 классе больше внимания уделяется диагностике учебных достижений по теме «Числа». Диагностика учебных достижений четвероклассников сфокусирована на простейших геометрических формах и измерениях их элементов, а также на первоначальных представлениях об алгебраических понятиях (например, о числовых последовательностях), которые включены в тему «Числа». В теме «Данные» диагностируется умение читать и представлять несложные данные. Виды учебно-познавательной деятельности одинаковы для 4 и 8 классов, так как они отражают характерные познавательные процессы при применении математики в различных ситуациях в начальной и основной школе. В 2007 г. было выделено 3 различающихся вида деятельности: Знание, Применение, Рассуждения. Процентное распределение данных видов деятельности таково: знание-40%; применение-40%; рассуждение-20%. Виды деятельности, связанные с категорией «знание» включают: воспроизведение,

распознавание (идентификацию), вычисления, извлечение информации, использование инструментов, классификацию и упорядочивание математических объектов. Решение задач является основной целью и средством изучения математики, поэтому способность решать задачи и поддерживающие ее умения (например, выбирать, представлять, моделировать) относятся к области применения знаний и понятийного аппарата. Виды деятельности, связанные с категорией «применение», включают: выбор, представление, моделирование, выполнение указаний, решение стандартных задач. Рассуждения включают способность наблюдать, делать выводы, выводить логические следствия, основанные на предположениях и правилах, и объяснять результаты.

    Таким образом, мы видим, что данные категории полностью соответствуют тем универсальным учебным действиям, которые обозначены  сегодня в новых российских стандартах для начальной школы. Это означает, что имеет смысл обратить внимание собственно на задания, которые предлагаются учащимся, а также на те ошибки, которые присутствуют при выполнении заданий. Интересным представляется тот факт, что в мире, в отличие от российской школы, считается целесообразным уделять значительное внимание изучению геометрического материала. Это способствует развитию важнейших общеучебных умений (пространственных представлений, ориентации в пространстве и др.). Приступать к изучению темы «Работа с данными», освоение которой приобретает решающее значение в успешной адаптации и жизни в современном мире также принято в начальной школе. Кроме того, на международном уровне явно делается акцент на проверку освоения материала, который имеет большую развивающую и практическую значимость - закономерности знаковых и числовых последовательностей, оценка и прикидка результатов, работа с информацией, представленной в различной форме, пространственные фигуры и др.

Отечественным школьным программам по естествознанию для начальной школы соответствовало содержание 47% заданий в тестах TIMSS 2007 года. Более половины внепрограммных заданий относилось к области физики и биологии. По ряду внепрограммных заданий российские учащиеся продемонстрировали очень хорошие результаты. Это свидетельствует о том, что уровень естественнонаучной подготовки российских школьников не определяется только содержанием образования, полученным на уроках естественнонаучных предметов в школе. Отсюда следует, что учитель должен продумывать занятие так, чтобы привлечь опыт и знания детей, и, соответственно, стимулировать их познавательную активность. Кроме того, значительная часть заданий была представлена в исследовании в непривычной для четвероклассников текстовой форме, которая сопровождается рисунком, схемой, таблицей или  в форме игры с описанием ее правил. Понятно, что включение  подобных  видов заданий в содержание урока возможно именно с целью формирования умения работать с разными видами информации, анализировать, обобщать, доказывать, опираясь на источник. А ведь  это есть не что иное, как универсальные  общеучебные и логические действия.

   Важным моментом для учителя будет и  возможность провести оценку личностных достижений учащихся. Так, разработанные  в исследовании TIMSS анкеты для учащихся, позволяют выявить мотивацию, эмоциональные факторы, стратегии, используемые учеником при изучении предмета, уверенность в себе. Вопросы анкеты позволяют сделать косвенную оценку умения решать проблемы, используя математические и естественнонаучные знания, выявить степень овладения учащимися способов познания. Кроме того, в тесты включаются комплексные задания, позволяющие зафиксировать умение учащегося в интерактивном режиме усваивать новый метод познания. В начале такого задания сообщается новая информация или новый способ познания, затем предлагаются вопросы, при выполнении которых учащийся должен показать, что он самостоятельно овладел новым способом познания и может использовать его творчески для получения общих закономерностей изучаемого процесса или явления.  

     В своём исследовании, которое касается учебника для начальной школы и качества образования в начальной школе, мне  представляется интересным сравнить формулировки заданий, предлагаемых в исследованиях PIRLS и TIMSS c заданиями в учебниках различных УМК, провести количественный анализ заданий в учебниках и сравнить с тем процентным соотношением заданий, которые представлены в исследованиях. Полученные данные могут помочь сделать выводы относительно возможностей различных УМК по формированию умений работать с  различными текстами,  а также могут быть использованы при решении задачи обучения детей общеучебным универсальным действиям.  Для моего исследования интересным также может быть сравнение разных УМК с теми требованиями, которые предъявлены  в данных исследованиях, соотнесение содержания  российских учебников с содержанием заданий исследований TIMSS и PIRLSS.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности уроков русского языка и литературного чтения в формировании личностных качеств младшего школьника

В статье представлены кратко моменты, связанные с воспитанием личности посредством уроков филологического цикла...

Материалы выступления на II Международной конференции по формированию экологической культуры младших школьников

Статья "Стенгазета как средство приобщения учащихся к изучению природы родного края"...

Статья на тему: "Возможности формирования самооценки у младшего школьника во внеурочное время".

Данная статья раскрывает возможности классных руководителей проводить занятия по формированию самооценки у младших школьников во внеурочное время....

Опыт участия в международном исследовании PIRLS 2016

Опыт участия в международном исследовании PIRLS 2016...

Использование технологических карт развития речи в технологии по формированию положительной мотивации младших школьников

Одной из главных задач начальной школы является развитие связной речи обучающихся, так как речь человека - это показатель его интеллекта и культуры.Мой педагогический опыт показывает, что большинство ...

Разработка методики исследования по теме: «Влияние русских народных сказок на формирование творческой активности младших школьников»

В этой разработке я отразила программу опытно-практического исследования, которая будет полезна учителям начальных классов...

«Активные методы и приемы обучения на уроках литературного чтения. Задания Международного исследования PIRLS»

В данном материале можно познакомиться с различными методами и приемами работы на уроках литературного чтения, а так же с заданиями Международного исследования PIRLS/...