Инструментарий для диагностики познавательных УУД
учебно-методический материал (1 класс)

Пагма Саномбаловна Доржиева

Диагностика сформированности  познавательных универсальных учебных действий для обучающихся 1 -2 классов

Методика «Выделение существенных признаков» (Э.Ф. Замбацявичене), 1 класс

Методика «Логические закономерности», 2 класс

Тест “Найди несколько различий?”,  1 - 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d_poznavatelnyh_udd.docx82.57 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика сформированности

 познавательных универсальных учебных действий

Выделение существенных признаков (диагностика словесно – логического мышления)

1 класс

Методика «Выделение существенных признаков» (Э.Ф. Замбацявичене)

Цельвыявление уровня  развития  операции логического мышления – выделение существенных признаков.

Оцениваемое УУДлогические  универсальные   учебные   действия. 

Форма проведения: письменный опрос

Возраст: младшие школьники.

Критерии оценивания:

высокий уровень – 6-7 (правильных ответов).

средний уровень - 3-5 .

низкий уровень - 1-2 .

Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла – за одно правильно выбранное слово.

Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.

Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо экспериментатор предлагает испытуемому задачи. Предварительно даются инструкции.

Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к слову стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Стимульный материал:

  1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
  3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
  4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
  5. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
  6. Газета (правда, приложение, бумага, редактор).
  7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

Ключ

  1. Растение, земля.
  2. Берег, вода.
  3. Здание, улица.
  4. Крыша, стены.
  5. Глаза, печать.
  6. Бумага, редактор.
  7. Игроки, правила.

Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.

2 класс  Методика «Логические закономерности»

Цельвыявление уровня  развития  логического мышления.

Оцениваемое УУДлогические  универсальные   учебные   действия .

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: младшие школьники.

Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Числовые ряды:

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7…
  2. 6, 9, 12, 15, 18, 21…
  3. 1, 2, 4, 8, 16, 32…
  4. 4, 5, 8, 9, 12, 13…
  5. 19, 16, 14, 11, 9, 6…
  6. 29, 28, 26, 23, 19, 14…
  7. 16, 8, 4, 2, 1, 0, 5…
  8. 1, 4, 9, 16, 25, 36…
  9. 21, 18, 16, 15, 12, …
  10. 3, 6, 8, 16, 18, 36…



Оценка результатов производится с помощью таблицы

Время выполнения задания (мин., сек.)

Кол-во ошибок

Баллы

Уровень развития логического мышления

2 мин. и менее

0

5

Очень высокий уровень логического мышления

2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек.

0

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек.

0

3+

Хорошая норма большинства людей

4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек.

1

3

Средняя норма

2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек.

2-3

3-

Низкая норма

2 мин. 10 сек. — 15 мин. .

4-5

2

Ниже среднего уровня развития логического мышления

10-15 мин.

0-3

2+

Низкая скорость мышления, «тугодум»

Более 16 мин.

Более 5

1

Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление

Обработка результатов

КЛЮЧИ:

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7.  8, 9
  2. 6, 9, 12, 15, 18, 21,  24, 27
  3. 1, 2, 4, 8, 16, 32,  64, 128
  4. 4, 5, 8, 9, 12, 13, 16,  17
  5. 19, 16, 14, 11, 9, 6, 4, 1
  6. 29, 28, 26, 23, 19, 14, 8, 1
  7. 16, 8, 4, 2, 1, 0,5.,  0,25,  0,125
  8. 1, 4, 9, 16, 25, 36, 49, 64
  9. 21, 18, 16, 15, 12,  9, 6
  10. 3, 6, 8, 16, 18, 36, 72, 144

ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

1 – 2 класс

Тест “Найди несколько различий?”

Цель этой методики - определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. Методика рассчитана на детей 5-6 лет.
1. Перед показом картинки ребенку предлагают найти несколько различий между двумя рисунками.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/02/s_5a2220ff99b64/761100_1.png


Оценка результатов теста

10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек
8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития восприятия

10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий 
4-7 баллов - средний 
2-3 балла - низкий 
0-1 балл - очень низкий.


2. Ребенку на 20-30 секунд показывают рисунок А , говоря : "Запомни все изображенные на картинке предметы и их расположение". Далее Рисунок А убирают , и предлагают посмотреть на рисунка Б и сказать что изменилось на этой картинке по сравнению с предыдущей. 


Оценка результатов теста

10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек
8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/02/s_5a2220ff99b64/761100_2.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/02/s_5a2220ff99b64/761100_3.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/02/s_5a2220ff99b64/761100_2.png

4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.


Выводы об уровне развития восприятия

10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий 
4-7 баллов - средний 
2-3 балла - низкий 
0-1 балл - очень низкий.

4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития восприятия

10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий 
4-7 баллов - средний 
2-3 балла - низкий 
0-1 балл - очень низкий.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструментарий для диагностики по выявлению способностей учащихся

Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать опред...

Инструментарий для диагностики регулятивных УУД

Диагностика сформированности   регулятивных универсальных учебных действий для обучающихся 1 - 2 классов.Методика: "Тест простых предложений",  " Рисование по точкам"...

Инструментарий для диагностики коммуникативных УУД

Диагностика сформированности коммуникативных  универсальных учебных действий для обучающихся 1 - 2 классовМетодика "Рукавички" (Г.А. Цукерман)....

Инструментарий для диагностики личностных УУД

Диагностика сформированности личностных  универсальных учебных действий   для обучающихся 1 -2 классов Методика «Лесенка», Беседа  о школеМетодика «...

Инструментарий для диагностики готовности к школе. Методика "Да и нет" (Гуткина Н.И.)

Методика «Да и нет »  по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению (Гуткина Н.И.)...

Инструментарий для диагностики готовности к школе. Тест школьной зрелости Керна - Йерасека

Тест школьной зрелости Керна - ЙерасекаСодержание: тест Керн-Йерасека состоит из  нескольких частей:а) тест “Рисунок человека” (мужской фигуры);б) копирование фразы из письменных букв...