Рабочая программа "Финансовая грамотность"
рабочая программа (3 класс)

Куликова Ольга Александровна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи

имени Героя Советского Союза Григория Григорьевича Светецкого

Рассмотрено:                                                         Утверждаю:

на педагогическом совете                                   Директор МБОУ НОШ №2 г. Охи

Протокол № __________                                     им. Г.Г. Светецкого

от «____»_______2021 г                                       _______________ Е.В. Финенко

.                                                                                от «______»____________2021 г.                                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

социальное направление

3 класс

срок реализации 1 год

составлена на основе авторской программы Корлюговой Юлии Никитичны учителем начальных классов Куликовой Ольгой Александровной

Оха

2021 год

Ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения курса «Финансовая грамотность»

• осознание себя как члена семьи и общества;

• овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;

• познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

• осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;

• ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих;

• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

• понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и лишними расходами;

• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.

Ученик младших классов также получит возможность для формирования:

• понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

• положительной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;

• эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и сопереживания его эмоциональному состоянию, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты освоения курса Финансовая грамотность»

Познавательные:

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;

• использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

• построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;

• использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач;

• владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные:

• определение личных целей по изучению финансовой грамотности;

• постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка результата;

• оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

• корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

• корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей, родителей;

• использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой задачи.

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

Коммуникативные:

• умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

• умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь своё мнение;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий и решений;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

• умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное финансовое поведение и поведение окружающих.

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

• правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк, банковская карта, доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский вклад);

• понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;

• понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить;

• умение приводить примеры товарных денег;

• умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;

• понимание того, что деньги зарабатываются трудом;

• умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

• умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

• умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы;

• умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных примерах;

• умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

• понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;

• знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить примеры пособий;

• умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

Ученик младших классов также получит возможность научиться:

• распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);

• объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности

Первый уровень

Обучающийся научится:

• объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, пенсия, аренда, банковский вклад, кредит, расходы, обязательные и необязательные расходы, планируемые расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений, экономия);

• называть и приводить примеры основных источников доходов семьи;

• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов;

• называть и приводить примеры основных направлений расходов семьи;

• приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;

• приводить примеры планируемых и непредвиденных расходов семьи;

• сравнивать покупки по степени необходимости (обязательные, необязательные, лишние);

• объяснять, как появляются долги и чем они опасны;

• считать доходы и расходы семьи;

• называть способы сокращения расходов и экономии;

• называть способы увеличения доходов семьи;

• приводить примеры различных видов сбережений;

• объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты в банке;

• составлять бюджет семьи на простых условных примерах..

Второй уровень

Обучающийся получит возможность научиться обосновывать целесообразность приобретения желаемого блага в условиях ограниченности семейного бюджета..

Третий уровень

Предполагает получение школьниками новых знаний и  реализация их проявляется через классные научно-практические конференции.

Тематическое планирование

раздела, темы

Наименование разделов и тем

Всего часов

В т. ч. на практические работы

1.

Теоретические занятия

1.1

1.2

Что такое деньги

-

1.3

1.4

Откуда взялись деньги

2 ч

1.5

1.6

Рассмотрим деньги поближе

2 ч

1.7

1.8

Защита денег от подделок

1.9

1.10

Какие деньги были раньше в России

1.11

1.12

1.13

1.14

Современные деньги России и других стран

1.15

1.16

Учимся обращаться с деньгами

1.17

1.18

Что мы узнали о деньгах?

1.19

1.20

Откуда в семье берутся деньги

1.21

1.22

На что тратятся деньги

1.23

1.24

Как с умом управлять своими деньгами

1.25

1.26

Как считать доходы и расходы семьи

1.27

1.28

Как делать сбережения

1.29

1.30

Учимся делать сбережения

1.31

1.32

Учимся считать доходы и расходы семьи

1.33

1.34

Что мы узнали о доходах и расходах семьи?

Итого: 34ч

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание предмета

Основные виды учебной деятельности учащихся

Формы организации учебных занятий

Что такое деньги

Знакомство с базовыми понятиями: обмен, товар, покупка, продажа, деньги,

сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта.

Учебный диалог.

Откуда взялись деньги

Знакомство с базовыми понятиями: обмен, товар, покупка, продажа, деньги,

сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта.

Учебный диалог. Практическая работа.

Рассмотрим деньги поближе

Знакомство с базовыми понятиями: обмен, товар, покупка, продажа, деньги,

сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта.

Учебный диалог.

Работа в парах и группах

Защита денег

от подделок

Знакомство с базовыми понятиями: обмен, товар, покупка, продажа, деньги,

сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта.

Учебный диалог. Практическая работа.

Какие деньги были раньше в России

Знакомство с базовыми понятиями: обмен, товар, покупка, продажа, деньги,

сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта.

Учебный диалог.

Практическая работа.

Современные деньги России и других стран

Знакомство с базовыми понятиями: обмен, товар, покупка, продажа, деньги,

сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта.

Учебный диалог.

Практическая работа.

Учимся обращаться с деньгами

Знакомство с базовыми понятиями: обмен, товар, покупка, продажа, деньги,

сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта.

Учебный диалог.

Практическая работа.

Что мы узнали

о деньгах?

Знакомство с базовыми понятиями: обмен, товар, покупка, продажа, деньги,

сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта.

Учебный диалог.

Работа в парах и группах

Откуда в семье берутся деньги

    Знакомство с базовыми понятиями: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений.

вид

Решение проектной задачи

На что тратятся деньги

    Знакомство с базовыми понятиями: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений.

Решение проектной задачи

Как с умом управлять своими деньгами

    Знакомство с базовыми понятиями: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений.

Решение проектной задачи

Как считать доходы и расходы семьи

    Знакомство с базовыми понятиями: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений.

Решение проектной задачи

Как делать сбережения

    Знакомство с базовыми понятиями: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений.

Решение проектной задачи

Учимся делать сбережения

    Знакомство с базовыми понятиями: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений.

Решение проектной задачи

Учимся считать доходы и расходы семьи

    Знакомство с базовыми понятиями: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений.

Решение проектной задачи

Что мы узнали о доходах и расходах семьи?

    Знакомство с базовыми понятиями: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений.

Решение проектной задачи

Календарно-тематическое планирование

Название программы:   «Финансовая грамотность»

Класс – третий

Количество часов в неделю: 1 час

п/п

раздела, темы

Наименование разделов и тем

Дата

Корректировка

1.

Теоретические занятия

1

2

1.1

1.2

Что такое деньги

3

4

1.3

1.4

Откуда взялись деньги

5

6

1.5

1.6

Рассмотрим деньги поближе

7

8

1.7

1.8

Защита денег от подделок

9

10

1.9

1.10

Какие деньги были раньше в России

11

12

13

14

1.11

1.12

1.13

1.14

Современные деньги России и других стран

15

16

1.15

1.16

Учимся обращаться с деньгами

17

18

1.17

1.18

Что мы узнали о деньгах?

19

20

1.19

1.20

Откуда в семье берутся деньги

21

22

1.21

1.22

На что тратятся деньги

23

24

1.23

1.24

Как с умом управлять своими деньгами

25

26

1.25

1.26

Как считать доходы и расходы семьи

27

28

1.27

1.28

Как делать сбережения

29

30

1.29

1.30

Учимся делать сбережения

31

32

1.31

1.32

Учимся считать доходы и расходы семьи

33

34

1.33

1.34

Что мы узнали о доходах и расходах семьи?

ЛИСТ  КОРРЕКТИРОВКИЛИСТ  КОРРЕКТИРОВКИ

Куда внести изменения

Описание изменений

Причины изменения

Контроль выполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса с учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа внеурочных занятий "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 век" составлена с учётом требований ФГОС начального общего образования на основании авторского ку...

Рабочая программа кружка "Компьютерная грамотность"

Рабочая программа кружка "Компьютерная грамотность" для обучающихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы информационно-библиографической грамотности"

Программа «Основы информационно-библиографической грамотности» разработана на основе  примерной основной образовательной программы. 1книга: Начальная школа. Дошкольное образование. 2 книга:...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...

Рабочая программа по модулю «Математическая грамотность» курса " Функциональная грамотность".

Рабочая программа по модулю «Математическая грамотность» курса " Функциональная грамотность"....