Методическая разработка мероприятия "Откуда в семье деньги?" по финансовой грамотности для 2 класса
методическая разработка (2 класс)

Фадеева Ольга Алексеевна

разработала и провела данное мероприятие Фадеева Ольга Алексеевна, учитель начальных классов первой категории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_meropriyatiya.docx59.8 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия по финансовой грамотности

для 2 класса

(разработала и провела данное мероприятие Фадеева Ольга Алексеевна, учитель начальных классов первой категории)

Тема мероприятия  «Откуда в семье деньги?»

Цель: формирование  представления о составляющих семейного дохода и дополнительных источников его пополнения.

Задачи:

  • Объяснить роль каждого члена семьи для общего дохода;
  • содействовать общему развитию младших школьников, развитию экономического образа мышления;
  • воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, чувства взаимопомощи; уважение к труду родителей;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, карточка-задание (в виде мешочка (по количеству групп), таблички «заработная плата», «клад», «лотерея», «наследство», «подарок», «пенсия», «пособия», «стипендия», «аренда», «проценты»; карточки-задания для рефлексии (описание жизненных ситуаций), листы бумаги, ручки.

Сопроводительный материал: презентация, интернет-ссылка на м/ф «Трое из Простоквашино».

Ход занятия

1. Актуализация знаний. Постановка цели.

- Здравствуйте, ребята! Не будем тратить время понапрасну. Как говорится: время – деньги! А как вы понимаете эту поговорку? (Не трать зря время, за которое можно заработать деньги.)

- Ребята, у большинства из вас есть или уже были когда-нибудь собственные деньги, так ли это? А где вы их брали (берете)? (Дают родители. Дарят родственники.)

- А где деньги берут ваши родители? (Зарабатывают на работе.)

     Работа в группах

- Сейчас будем работать в группах по 4 человека. Займите свои места. Представьте, что вы – семья. Задание: на листочках изображён мешок. На мешке – прямоугольники. Вам необходимо заполнить мешок деньгами, точнее написать в прямоугольники слова, которые обозначают, где человек может взять деньги и принести их в семью. У кого будет предположений больше, значит, в этой семье, будет больше денег. (Дети вписывают свои предположения.)   

                        https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2080781/e925b6d6-0948-4185-9d6b-75c09253505f/s1200

- Итак, собираем из своих мешочков доходы и кладём их в наш общий классный мешок. На доске нарисован большой мешок, дети называют способ получения денег, учитель открывает нужную карточку. (Заработная плата, подарок, пособия и др.) Каждый доход разбираем с комментарием.

2. Работа по теме.

2.1. Работа с понятием «заработная плата».

     Большинство взрослых людей получают деньги за свою работу, то есть зарабатывают их. На работе люди делают то, что можно продать. Это могут быть какие-нибудь товары – например, еда, книги, компьютерные программы, одежда, мебель и так далее (приведи свои примеры!). А могут быть и какие-то услуги – так называется работа по оказанию помощи другим людям или государству. Человек, к примеру, может работать учителем (тогда он помогает обучать детей), служить в армии (помогает защищать родину), работать врачом (помогает лечить больных), продавцом (помогает продавать товары), сторожем   (помогает что-то охранять) и много кем ещё. (Какие услуги ты знаешь?)

За сделанную работу – товар или услуги – человек получает деньги. Они называются заработной платой заработной платой (или зарплатой зарплатой).

Понятно, что зарплата зависит от сложности работы и от того, насколько она нужна тому, кто за неё платит. Вот, скажем, чтобы работать дворником, учиться не надо – бери метлу и подметай улицу. А чтобы стать врачом и лечить людей, надо учиться 6 лет в университете или академии. Поэтому за несложную работу дворника платят меньше, чем за сложную работу врача. Зарплату большинство людей получают каждый месяц и постоянную – повар одну, рабочий другую, инженер третью.

- Ребята, посмотрите, в нашем мешке еще не все карточки открыты. Значит, есть ещё способы, откуда в семье могут появиться деньги.

-Итак, о чем будем узнавать на уроке? (О том, откуда в семье деньги.)

- Верно. Это тема нашего занятия: Откуда в семье деньги?

- А где мы можем узнать эту информацию? (Ответы детей.)

2.2. Работа с понятием «клад».

- Я предлагаю вам посмотреть отрывок из вашего любимого мультфильма «Трое из  Простоквашино» (ссылку см. в Приложении)

- Итак, откуда же ещё в семье могут появиться дополнительные доходы? (СЛАЙД 1 Откуда деньги в семье.pptx) (Клад.) На доске учитель переворачивает табличку со словом «клад». 

- К примеру,  лет 40 назад мальчишкам из города Ульяновска удалось найти клад. Копаясь в вещах на чердаке старого дома, они случайно обнаружили шкатулку с золотыми монетами и бриллиантами. Но можно ли надеяться на такую удачу? (Нет.) В общем, клады – это, конечно, здорово, но находят их крайне редко. Да и забрать себе по закону можно только четвёртую часть клада (то есть половинку от половины), а остальное надо отдать государству.

2.3. Работа с понятием «лотерея».

- Ещё один довольно лёгкий способ получить деньги это… . Посмотрите на СЛАЙД 2. Что это? (Лотерейный билет.) Учитель переворачивает табличку с этим словом. А вы знаете, что это такое? (Рассказы детей.)

- Это интересно! Мама одного английского школьника целую неделю просила его навести порядок в своей комнате. Но ему было лень... . Зато когда он однажды всё-таки взялся за уборку, то обнаружил под диваном лотерейный билет. Билет оказался счастливым, и мальчишка получил целых 50 тысяч фунтов стерлингов! Так что, если хочешь разбогатеть, слушайся маму и почаще убирайся у себя в комнате!

2.4. Работа с понятием «наследство».

- Я предлагаю вам узнать следующий возможный семейный доход. Для этого вам необходимо из букв собрать слово (наследство). Учитель переворачивает табличку с этим словом. 

- Чаще всего наследство получают близкие родственники – дети, братья, сёстры, племянники... Но иногда наследниками становятся совершенно неожиданные люди или даже животные! Да, да, известен случай, когда одна миллионерша завещала все свои деньги любимой собачке. 

2.5. Работа с понятием «пенсия, пособия, стипендия».

- Я предлагаю вам посмотреть на следующий СЛАЙД 3,4 (на одном слайде 3 фотографии) и  узнать ещё  возможные семейный доход. Догадались? (Пенсия. Пособия. Стипендия.). Учитель переворачивает таблички с этими словами.

- Далее беседа ведется с опорой на уже имеющиеся знания у детей, дополняет учитель. Когда люди становятся пожилыми и перестают работать – ведь зарплату они уже не получают? О таких людях заботится государство и платит им каждый месяц определённую сумму денег, которая называется пенсией. Ну а тех, кто получает пенсию, называют пенсионерами. Размер пенсии обычно меньше зарплаты, поэтому немало пенсионеров продолжают где-то работать, чтобы им хватало денег. 

- А кому ещё из тех, кто не работает, помогает государство? Прежде всего, молодым мамам, у которых маленькие дети. Ведь мамы всё время ухаживают за малышами и не могут работать. Поэтому государство платит им, чтобы помочь  в воспитании детей. Эти выплаты, то есть дополнительные деньги, называются пособием. Точно так же государство выплачивает пособия инвалидам, помогая им справляться с трудностями. Ещё государство платит небольшие суммы денег – они называются стипендиями – студентам, которые хорошо учатся в колледже, институте или университете.

2.6. Работа с понятием «аренда», «проценты».

- Чтобы узнать оставшиеся слова, обозначающие доход, прочитайте отрывок из современной сказки «Три поросёнка» на СЛАЙДе 5

Пусть у поросёнка Наф-Нафа есть два домика. В одном он живёт, а вторым не пользуется. А у волка Пиф-Пафа нет ни одного домика. Тогда он приходит к Наф-Нафу и говорит: – Можно я поживу некоторое время в твоём втором домике? Я готов за это заплатить. - Нет проблем! – говорит деловой поросёнок. – Плати мне сто монет каждый месяц и можешь там жить.

- Итак, как называется описанный процесс? (Аренда.) Учитель переворачивает табличку с этим словом.

- Когда дают попользоваться за деньги домом (или квартирой, комнатой, гаражом, дачей), то говорят, что его сдают в аренду. Значит, в нашем примере получается, что поросёнок Наф-Наф сдал свой домик в аренду волку Пиф-Пафу.

- Опять рассмотрим пример.  У поросёнка Наф-Нафа есть 100 золотых монет, и у волка Пиф-Пафа есть 100 золотых монет. – Пойду и положу свои деньги в банк, – говорит хозяйственный поросёнок, – и через год у меня будет сто десять монет. – А я свои деньги буду хранить в банке из-под огурцов, – говорит непрактичный волк. И что же? Проходит год, и поросёнок забирает из банка уже 110 монет. А у волка так и осталась сотня монет в стеклянной банке (если её у него не украли). Как видишь, положить деньги в банк выгоднее и надёжнее, чем хранить их под матрасом или в другом тайном месте. Ты можешь спросить, а какая выгода банку брать у поросёнка 100 монет, если через год придётся вернуть 110? А вот какая: за этот год банк заработает на деньгах Наф-Нафа ещё больше. Ну, скажем, 115 монет. Поэтому, когда он вернёт обещанные поросёнку 110 монет, 5 монет останутся у него.

- Как называется такой процесс? (Проценты.) Учитель переворачивает табличку с этим словом.

- Я предлагаю вам объяснить интересную задачку.

Весёлая минутка. Дровосек пришёл к богачу и попросил у него в долг рубль. При этом он пообещал через месяц вернуть 2 рубля, а в залог оставил свой топор. Богач дал дровосеку рубль, а когда тот уже собрался уходить, сказал: – Постой, я кое-что придумал. Тебе ведь будет трудно возвращать через месяц сразу два рубля. Так, может, ты лучше вернёшь половину долга сейчас? После долгих раздумий дровосек согласился, отдал рубль богачу и побрёл домой. – Странно! – размышлял он по дороге. – Денег у меня по-прежнему нет, топора тоже, да ещё 1 рубль я остался должен.  И что самое главное – всё правильно!  (Дети объясняют задачку).

- Итак, у нас с вами получился большой мешок с семейными доходами. Теперь давайте разберемся, все ли эти доходы можно считать надёжными. На доске две таблички: надежный доход и ненадёжный доход. Разбиваем на две группы  все доходы с пояснением.

      Надёжные: заработная плата, пенсия, пособие, стипендия, аренда, проценты.

      Ненадёжные: клад, лотерея, наследство.

3. Работа с экономическими задачками.

1. Дядя Фёдор и его друзья нашли клад 200 рублей. Сколько денег они получат после того, как государство вернёт положенную им долю? (50 рублей.)

2. Винни-Пух подарил Пяточку 2 бочонка мёда. Сколько бочонков меда может съесть Пятачок? (2 бочонка.)

3. Старый Крот из сказки «Дюймовочка» собрал новый урожай зерна. 100 зёрен он положил на хранение в банк под проценты. За год за 100 зёрен он получит ещё 12 зёрен. Сколько зёрен он получит через год? Сколько через 2 года? Через 3 года?

4. Обобщение по теме.

- Итак, ребята, вспомните, какую цель мы ставили в начале урока? (Узнать, откуда в семье деньги?)

- Мы узнали? Давайте перечислим все источники доходов: заработная плата, клад, лотерея, наследство, подарок, пенсии, пособия, стипендии, аренда, проценты.

- Теперь, каждой группе я раздам свой «мешочек», где будет описана семейная ситуация. Ваша задача наполнить этот мешочек всеми возможными доходами.

5. Рефлексия.

1, 2 группа: В семье Комаровых  мама и папа каждый день ходят на работу. У них  есть двое сыновей. Никита учится в школе, а Павел хорошо учится в колледже. Недавно мама вспомнила, что уже прошёл целый год, как она положила деньги на хранение в банк. Откуда в этой семье деньги? (Заработная плата родителей, стипендия, проценты.)

3, 4 группа: В семье Мышкиных есть мама, папа, младшая сестра и бабушка. Папа каждый день ходит на работу. Мама занимается воспитанием дочки, которая родилась 4 месяца назад. Бабушка уже не работает, следит за домом и помогает маме. Откуда в этой семье деньги? (Заработная плата папы, пособие, пенсия).

5, 6 группа: В семье Медведевых папа ходит на работу каждый день, а мама печёт торты на заказ от незнакомых людей. Месяц назад у папы был день рождения. Было много гостей, и папе подарили несколько конвертиков с деньгами. В этой семье есть ещё одна квартира, в которой живут посторонние люди и платят за это деньги семье Медведевых. Откуда в этой семье деньги? (Заработная плата родителей, подарок, аренда).

6. Подведение итогов.

- Ребята, сегодня на занятии мы с вами узнали, откуда в семье берутся деньги.  Узнали, что источниками денег в семье являются не только деньги, заработанные родителями. А вот что же происходит с деньгами, когда они попали в семью? (Мы начинам их тратить.)

- Кто из вас догадался, какова будет тема следующего занятия по финансовой грамотности? (Куда «уходят» деньги?)

- Верно. На этот вопрос мы будем искать ответы на следующем занятии.

Приложение

Ссылки на используемые источники информации:

1. Мультфильм  «Трое из Простоквашино»  https://clck.ru/FFrSf

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "С моей семьей в здоровое питание"

Материал представляет систему занятий с учащимися по реализации программы "Разговор о правильном питании"....

Методическая разработка классного часа «Семья и семейные ценности"

Методическая разработка классного часа «Семья и семейные ценности"                                    ...

Методическая разработка "Воспитание в семье ребенка с ОВЗ."

Семейному воспитанию посвящены самые толстые книги по педагогике: как сугубо научные, так и научно-популярные. Эту тему не обошли стороной ни ученые-педагоги, ни писатели-беллетристы. И даже социалист...

Методическая разработка классного часа « Семья, как много в этом слове!» (3 класс)

Методическая разработка классного часа« Семья, как много в этом слове!» (3 класс)Цели: воспитывать любовь и уважение к семье, как общенациональной ценности, основе духовности и единства народа; формир...

Методическая разработка по английскому языку для 1-4 классов по теме "Семья"

Коммуникативное задание по теме "Семья" направлено на развитие навыков монологической речи и аудирования. Его целесообразно выполнять на этапе продуцирования собственного высказывания.Данное задание ...

Методическая разработка внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность" на тему "Что такое деньки и откуда они взялись" 2 класс.

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того, чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансов...

Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры). 4 класс. Тема "Христианская семья"

Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры)Тема: Христианская семья...