Рабочая программа по чувашскому языку
рабочая программа (1 класс)

Сатыбалова Елена Александровна

Рабочая программа по чувашскому языку  для 1 класса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старосуркинская средняя общеобразовательная школа» Альметьевского муниципального района

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол № 1

от «27» августа 2021 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР

Сергиванова Л.В. /_________/

«28» августа 2021 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы                             Ильдукова В.В. /___________/

Приказ № 105

от «28» августа 2021 г.

Рабочая программа

по родному (чувашскому) языку

в 1 классе

учителя  I квалификационной категории

Сатыбаловой Елены Александровны

Количество часов в неделю - 3, в год -  66

РАССМОТРЕНО

                                                                                                                                             на заседании педагогического

                                                                                                                                           совета школы

                                                                                                                                              Протокол № 1

                                                                                                                                                  от «24» августа 2021 г.

2021 год

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В области личностных универсальных  учебных действий ученик научится:

осознавать себя гражданином многонационального Российского государства;

проявлять интерес к культуре чувашского народа и других народов;

положительно относиться к урокам чувашского языка;

– осознавать свою этническую принадлежность;

– уважительно относиться к нормам чувашского этикета и традициям чувашского народа;

– соблюдать моральные нормы поведения в обществе;

– анализировать собственные и поступки одноклассников;

– проявлять интерес к учебному материалу;

Ученик получит возможность научиться:

– понимать значение чувашского языка в жизни Чувашской Республики, чувашского народа и в своей жизни;

– проявлять устойчивый интерес к культуре чувашского народа и других народов;

– устойчиво следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознанно понимать чувства других людей и сопереживать им;

– проявлять учебно-воспитательный интерес к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– адекватно понимать причины успешности и неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

В области познавательных универсальных учебных действий ученик научится:

 осуществлять поиск нужной информации в учебнике (находить нужный текст, нужные упражнения и задания);

 понимать знаки, символы, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

 работать с таблицами, правилами, схемами, иллюстрациями для решения учебных задач;

 понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

строить небольшие сообщения в устной форме;

 ориентироваться в двуязычном словаре (находить слово в словаре по алфавиту, определить значение слова);

 находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

 выделять существенные и несущественные признаки изучаемого объекта.

Ученик получит возможность научиться:

– осознанно строить сообщения в устной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– сравнивать и классифицировать самостоятельно изученные объекты по выделенным критериям;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

В области коммуникативных универсальных учебных действий ученик научится:

 принимать участие в парной и групповой форме работы;

 использовать в общении правила вежливости;

 допускать существование различных точек зрения;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 учитывать другое мнение и позицию;

 контролировать действия партнера;

Ученик получит возможность научиться:

– принимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации;

– владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами чувашского языка;

– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения различных коммуникативных задач.

В области регулятивных универсальных  учебных действий ученик научится:

 принимать и сохранять учебную задачу;

 понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

 выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

Ученик получит возможность научиться:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками;

– находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Предметные результаты

Письменная речь

Ученик научится:

 владеть техникой письма;

 выписывать из текста слова, словосочетания, предложения;

Ученик получит возможность научиться:

– в письменной форме отвечать на вопросы к тексту.

Языковая компетенция

Графика, каллиграфия

Ученик научится:

 воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы чувашского алфавита;

 знать последовательность букв в алфавите, пользоваться чувашским алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

различать понятия буква и звук;

 отличать буквы от знаков транскрипции;

 списывать текст;

 применять основные правила чтения, читать и писать изученные слова чувашского языка;

Ученик получит возможность научиться:

– уточнять написание слова по словарю;

– осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов;

– оценивать правильность проведения звукобуквенного разбора слов;

– устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах разделительными ь и ъ;

– использовать алфавит при работе со словарями.

Орфография

Ученик научится:

  применять правила правописания (в объеме содержания курса);

  определять написание слов по словарю учебника;

  безошибочно списывать небольшие тексты;

Ученик получит возможность научиться:

  осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

Пунктуация

Ученик научится:

  применять изученные правила пунктуации;

Ученик получит возможность научиться:

  осознавать место возможного возникновения пунктуационной ошибки.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Ученик научится:

  различать грамматические формы одного и того же слова.

Ученик получит возможность научиться:

  разбирать по составу слова;

  оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Грамматическая сторона речи

Морфология

Ученик научится:

  распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: существительные в единственном и во множественном числе; глаголы в настоящем времени, прилагательные; количественные и порядковые  (до 10)  числительные.

  различать имена существительные, отвечающие на вопросы кам? камсем? мĕн? мĕнсем?;

  употреблять прилагательные при описании людей, животных, предметов.

Ученик получит возможность научиться:

–  определять вопросы существительных;

–  определять число, время, лицо, вопросы глаголов;

–  определять вопрос прилагательных;

–  изменять существительные и глаголы по вопросам;

–  оперировать в речи лично-возвратными местоимениями;

– распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, глаголы, послелоги, союзы).

Синтаксис

Ученик научится:

–  различать слово, словосочетание, предложение;

распознавать и употреблять в речи предложения по цели высказывания и интонации: повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные;

Ученик получит возможность научиться:

–  составлять из слов предложения;

–  самостоятельно составлять предложения с однородными членами.

Содержание учебного предмета, курса

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Письмо.

Письмо прописных и строчных букв.

Письмо слов, словосочетаний, предложений. 

Списывание, выписки.

Письменные фонетические, лексические и грамматические упражнения.

Перевод небольших текстов с русского на чувашский язык.

Создание собственных текстов.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой компетенции

Графика, каллиграфия

Современный чувашский алфавит. Название и порядок букв чувашского алфавита. Сравнение чувашского и русского алфавитов.

Различение звука и буквы: буква как знак звука.

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Буквы, обозначающие гласные звуки.

Буквы, не обозначающие звуков (ъ, ь).

Сопоставление звукового и буквенного состава слова.

Способы обозначения на письме твердости и мягкости согласных.

Способы обозначения на письме звонких согласных.

Прописные и строчные буквы.

Знаки транскрипции.

Орфография

Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных.

Правописание звонких согласных звуков [б], [г], [д], [ж], [з], [Х], [Ч'] [Ç'], расположенных между гласными, между  сонорными согласными [в], [й'], [л], [м], [н], [р]   и гласным. 

Обозначение сочетания звуков [й'э], [й'о], [й'у], [й'а] в начале слова.

Правописание мягкого знака ь после мягких согласных, расположенных перед не смягчающими гласными [а], [ӑ], [у], [ы]  (кукӑль).

Правописание букв  ю, я после согласных (выля, уплюнкка).

Написание парных слов.

Написание двойных согласных в различных частях речи (анне, виççӗ). 

Пунктуация

Знаки препинания (.?!) в конце предложения.

Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Различение различных форм одного и того же слова.

Фонетика

Адекватное произношение и различение на слух всех звуков чувашского языка.

Гласные и согласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные и их произношение.

Сравнительная характеристика звуков чувашского и русского языков.  

Произношение согласных звуков, стоящих перед гласными [э], [ӗ], [и], [ӱ] и после них.

Установление числа и последовательности звуков в слове.

Расхождение произношения и обозначения звуков ([уба]  –  упа; [таза] –  таса).

Озвончение шумных глухих согласных [п], [к], [т], [ш], [с], [х], [ч], [ç]  между гласными, между сонорными согласными [в], [й'], [л], [м], [н], [р] и гласным. Произношение слов с буквой ь (кукӑль, Тольӑпа). 

Произношение согласных звуков перед буквой  я (выля).

Произношение слов с сочетаниями букв ье (çемье).

Произношение слов со звуком [в].

Произношение слов с удвоенными согласными.

Ударение в слове. Нахождение в слове ударных и безударных звуков. Определение места ударения.

Ударение во фразе.

Слог. Деление слова на слоги. Ударные и безударные слоги.

Членение предложения на синтагмы (смысловые группы).

Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного, вопросительного предложений.

Интонация в предложениях с частицами, с однородными членами.

Частичный звукобуквенный анализ слова.

Лексика

Речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру чувашского народа.

Лексическое значение слова.

Тематические группы слов.

Слова, общие в русском и родном языке учащихся.

Синонимы и антонимы (илемлӗ – хитре, пӗчӗк – пысӑк).

Морфология

Самостоятельные части речи

Имя существительное 

Значение и употребление в речи.

Собственные и нарицательные существительные.

Начальная форма существительных.

Вопросы имени существительные в единственном и во множественном числе.

Число имен существительных.

Изменение существительных единственного и множественного числа по вопросам (склонение).

Согласование глаголов настоящего времени с существительными.

Форма принадлежности.

Отсутствие категории рода у существительных в чувашском языке.

Имя прилагательное

Значение и употребление в речи.

Вопросы прилагательного мӗнле? и мӗн тӗслӗ?

Отличие имен прилагательных от других частей речи.

Сочетание имени прилагательного с именем существительным.

Отсутствие категории рода и числа  у прилагательных в чувашском языке.

Имя числительное 

Значение и употребление в речи.

Вопрос количественного числительного миçе?

Краткая и полная форма количественных числительных.

Образование порядковых числительных.

Сочетание количественных, порядковых числительных с существительными.

Отсутствие категории рода у числительных в чувашском языке.

Местоимение

Значение и употребление в речи.

Личные, указательные, вопросительные местоимения.

Личные местоимения единственного и множественного числа в основном и притяжательном падежах.

Согласование личных местоимений с глаголами настоящего времени.

Указательные местоимения ку, кусем.

Вопросительные местоимения кам? мĕн? в разных падежах.

Отсутствие категории рода у местоимений  в чувашском языке.

Глагол

Значение и употребление в речи.

Начальная форма глагола.

Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем времени. Утвердительная и отрицательная формы.

Вопросы глаголов настоящего времени.

Согласование глаголов с существительными.

Отсутствие в чувашском языке категории рода и вида у глаголов.

Наречия (без использования терминологии)

Употребление в речи наречий места (кунта, унта). 

Служебные слова

Послелоги (без использования терминологии)

Роль послелогов в предложении.

Союзы (без использования терминологии)

Роль союзов в предложении.

Сочинительные  союзы (без использования терминологии) та, те, тата.

Словосочетание

Различение слова, словосочетания, предложения.

Предложение

Понятие о предложении. Основные признаки предложения.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной форме (Тӗрӗс çыр. Тӗрӗс çырӑр.)

Простое предложение. Главные члены предложения (без использования терминологии).

Различение подлежащего и сказуемого во вопросам.

Второстепенные члены предложения (без использования терминологии).

Простое распространенное и нераспространенное предложения.

Предложения с однородными членами с союзом тата (без перечислений).

Предложения с однородными членами без союзов.

Предложения с обращениями.  

Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1.

Подготовительный период

2.

Букварный период

35ч

3.

Слово. Предложение. Текст

23ч

Итого

66ч

Календарное тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся

по плану

фактически

1 четверть

Подготовительный период (8 часов)

1

2

Знакомство. Паллашу

03.09

07.09

Группируют слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в артикуляционном отношении звуков.

Различают звуки родной речи.

Контролируют этапы своей работы, оценивают процесс и результат выполнения задания.

Классифицируют слова по количеству слогов и месту ударения.

Анализируют, делят слова на слоги, определяют количество слогов в слове. Подбирают слова с заданным количеством слогов. Подбирают слова с заданным ударным звуком.

Находят и исправляют ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.

3

4

Цвета. Тĕссем

10.09

14.09

5

6

Животные. Чӗр чунсем.

17.09

21.09

7

8

Числа. Числосем

24.09

28.09

Букварный период (35 часов)

9

Буквы Аа, Ăă

01.10

Воспроизводят заданный учителем образец интонационного выделения  звука в слове.

Группируют слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в артикуляционном отношении звуков. Подбирают слова с заданным звуком.

Различают звуки родной речи.

Контролируют этапы своей работы, оценивают процесс и результат выполнения задания.

Классифицируют слова по количеству слогов и месту ударения.

Делят слова на слоги, определяют количество слогов в слове. Подбирают слова с заданным количеством слогов. Находят и исправляют ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.

Соотносят звук и соответствующую ему букву.

Соотносят графический образ чувашского слова с его звуковым образом.

10

Буквы Уу

05.10

11

Буквы Ии, Оо

08.10

12

Буквы Ыы

12.10

13

Буквы Ӳӳ, Ээ

15.10

14

Буквы Ĕĕ

19.10

15

Повторение. Аса илӱ

22.10

16

17

26.10

29.10

2 четверть

Пользуются чувашским алфавитом, в частности в работе со словарями. Правильно называют буквы в алфавите. Сравнивают чувашский и русский алфавиты. Воспроизводят графически и каллиграфически корректно все буквы чувашского алфавита.

Различают понятия буква и звук. Определяют, какие звуки обозначают указанные буквы.

Обозначают гласные и согласные звуки буквами. Выделяют буквы, обозначающие мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные.

Определяют роль гласных[э], [ӗ], [и], [ӱ] в словах.

18

Гласные буквы.

09.11

19

Диалог

12.11

20

Буквы Мм

16.11

21

Буквы Нн

19.11

22

Буквы Рр

23.11

23

Буквы Лл

26.11

24

Буквы Йй, Вв

30.11

25

Буквы Яя

03.12

26

Буквы Юю

07.12

27

Буквы Ее, Ёё

10.12

28

Буквы Кк

14.12

29

Буквы Пп

17.12

30

Буква п между гласными

21.12

31

32

Повторение. Аса илӱ

24.12

28.12

3 четверть

33

Буквы Тт

14.01

34

Буквы Сс

18.01

35

Буквы Шш

21.01

36

Буква ш между гласными

25.01

37

Буквы Чч, Хх

28.01

38

Буквы Çҫ

01.02

39

Буквы Бб, Дд, Зз в чувашском языке

04.02

40

Буквы Жж, Гг в чувашском языке

15.02

41

Буквы Фф, Цц, Щщ в чувашском языке

18.02

42

Буква ъ

22.02

43

Согласные буквы

25.02

Слово. Предложение. Текст (23 часа)

44

Слова, отвечающие на вопрос камăн?

01.03

Пишут с заглавной буквы первое слово предложения.

Различают на слух и адекватно произносят  все звуки чувашского языка, соблюдая нормы произношения звуков.

Различают в слове гласные и согласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные звуки и правильно произносить их. Объясняют особенности гласных и согласных звуков. Кратко характеризуют звуки в устной форме. Определяют звук по его характеристике. Находят в тексте слова с заданным звуком. Группируют звуки по заданным критериям.

Наблюдают за расхождением произношения и обозначения звуков.

45

46

Предложения

04.03

11.03

47

Диалог

15.03

48

Местоимения манăн, санăн

18.03

49

Ответы на вопросы

22.03

50

Повторение. Аса илӱ

25.03

4 четверть

51

52

Повторение. Аса илӱ

08.04

12.04

53

Слова-действия, которые отвечают на вопросы мĕн тăвать? Мĕн тăваççĕ?

15.04

54

55

Слова-действия, которые отвечают на вопрос мĕн тăватпăр?

19.04

19.04

56

Составление текста по образцу

22.04

57

58

Слова с аффиксом -ре

26.04

29.04

59

60

Текст

03.05

06.05

61

62

63

64

65

66

Повторение. Аса илӱ

10.05

13.05

17.05

20.05

24.05

24.05

Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения, внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по чувашскому языку

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая образовательная программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по чувашскому языку и п...

Рабочая программа по чувашскому языку. Игнатьева. 3 класс

Рабочая программа по чувашскому языку для 3 класса составлена на основе государственного стандарта по чувашскому языку для русской школы и авторской программы по чувашскому языку для 1-4 классов русск...

«Рабочая программа по чувашскому языку»

Рабочая программа по чувашскому языку для начальной ступени  общего образования разработана в соответствии с ФГОС  на основе Примерной программы начального общего образования, Примерно...

рабочая программа по чувашскому языку. 3 класс с ууд

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Чепкас-Никольская  основная общеобразовательная школа»       Рассмотрена и согласованана заседании МО уч...

рабочая программа по чувашскому языку ФГОС 3 класс

Программа по чувашскому языку предназначена для учителей начальных классов по чувашскому языку. Полное описание по восьми разделам, тематическое планирование...