Живем играя, играем танцуя
проект (3 класс)

Цель проекта: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно‑нравственной компетенции — «становиться лучше»; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова,  театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству; содействие гармонизации психо-речевого и общего развития школьников, осуществление коррекции нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей посредством театральной деятельности; содействие социальной адаптации детей, введению их в культурную традицию;  развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Номинация: Творческое Подмосковье.

Название проекта: Живем играя, играем танцуя.

Автор проекта: Тульчинская Светлана Олеговна

Инициативная группа: Кузьмина Елена Геннадьевна

Цель проекта: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова,  театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству; содействие гармонизации психо-речевого и общего развития школьников, осуществление коррекции нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей посредством театральной деятельности; содействие социальной адаптации детей, введению их в культурную традицию;  развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Задачи проекта:

1.   Развитие музыкальности:

- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

- развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

- развитие ловкости, точности, координации движений;

- развитие гибкости и пластичности;

- воспитание выносливости, развитие силы;

- формирование правильной осанки, красивой походки;

- развитие умения ориентироваться в пространстве;

- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3.  Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

- развитие творческого воображения и фантазии;

- развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

4. Развитие и тренировка психических процессов:

- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

       - воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Вид проекта:

- по доминирующей в проекте деятельности: информационный, творческий.

- по количеству участников: коллективный;

- по месту проведения: внеурочный;

- по теме: свободный (выходит за рамки школьного обучения);

- по продолжительности реализации проекта: долгосрочный.

Участники проекта: учащиеся начальной школы, родители, классный руководитель, учителя.

Возраст детей: 7-9 лет.

Актуальность.

Актуальность данной темы определена тем, что одной из важнейших задач воспитания и образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями.

Сегодня во всем мире известно, что детская игра не только развлечение, но и эффективнейшее средство коррекции самых разных поведенческих недостатков.  Особенно полезны в этом отношении занятия танцами и театр, где ребенок проигрывает разные роли и незаметно, исподволь усваивает оптимальные модели поведения.

Театральная и танцевальная деятельности ненавязчиво, между делом, в игре способствуют развитию каждого ребёнка.

Через эти виды деятельности ребёнок учится:

-разрешать жизненные ситуации, связанные с общением, учится искать решение проблемы вместе с друзьями и взрослыми, действовать в меняющихся условиях, находить общий язык, договариваться, осознавать причинно – следственные связи в жизни;

-постигает культурную традицию народа, которая отражается в литературе, фольклоре, в религии;

-учится распознавать зло под лицемерной маской добра;

-задумывается над сложнейшими понятиями – что такое счастье, справедливость, добро, честность, как бороться со своими недостатками, как научиться дружить и т. д.

Начиная заниматься танцами и театром в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять во вне то, что находится внутри нас. Занятия танцами и театром  дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Законодательная база:

Конвенция ООН «О правах ребёнка».
Конституция РФ.
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».

Закон Московской области "Об образовании"

Приоритетный национальный проект "Образование"

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

Муниципальная ведомственнаяцелевая программа "Молодежь городского поселения Нахабино».

Проблема.

В последнее время часто звучат слова «развитие воображения, развитие творчества». Мы, взрослые, усиленно пытаемся найти новые формы и методы решения этой задачи, но «Синяя птица» творчества все время ускользает, и проблема остается. К сожалению, в наш жестокий социальный век ребенок зачастую остается один на один со своими проблемами, ему негде раскрыться, выплеснуть свои эмоции, а если ребенок не может ни с кем поделиться миром своей фантазии, то этот мир, живущий внутри его, зачахнет.

Поэтому и возникла идея создания творческого коллектива. Именно театр и занятия танцами  помогают нам максимально развить творческие способности детей. Это развлекает, воспитывает морально и эстетически, развивает детскую фантазию, способность переживать происходящее, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе.

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной  в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется  в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей.  Россия в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети быстрее решают задачи, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство, импровизацию.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами искусства способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: 
Подбор методической, художественной литературы. 
Изготовление  русских народных костюмов.
Подбор произведений русского народного творчества - фольклора (сказки, заклички, загадки, скороговорки, потешки, прибаутки,  поговорки, колядки, припевки, небылицы, дразнилки). 
Подбор наглядного материала (картины, иллюстрации, фотографии, зарисовки). 
Народные игры (словесные, подвижные, музыкальные, хороводные).
Выставки книг, поделок народного творчества.

Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление учебного кабинета, актового зала).

Формы работы:
-ИОС (игровая обучающая ситуация);
-беседа;
-целевая экскурсия;
-дидактическая игра;
-театрализованное представление;

-уроки ритмики;
-народная игра;
-народный праздник;
-творческая мастерская;
-работа с родителями.

Принципы:

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип культуросообразности;

- принцип сочетания научности и доступности;

-принцип интеграции;

- принцип природосообразности (в ходе реализации проекта учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей; вся работа была направлена на зону ближайшего развития);

- принцип наглядности.

Описание проекта.

Реализация проекта осуществлялась по двум направлениям: театрализованная деятельность и занятия танцами.

В наше время дети рано становятся зрителями, сначала у экранов телевизоров, потом в театре.

Наши наблюдения показали, что особый интерес у них вызывает театр (и не только как зрителей). Для ребенка участие в игре-драматизации всегда праздник. И это не случайно, ведь с самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество.

Именно в театре мы даем детям возможность пережить мир по-новому, увидеть его с иной точки зрения, а также выразить свое эмоциональное отношение к предмету, явлению, действию, используя все выразительные средства.

Каждый спектакль – это кусочек жизни, поэтому дети с удовольствием идут в театр-студию. Им нравится общаться, они учатся творчески мыслить, анализировать, ощущать себя в ином мире, видеть и слышать другого.

Спектакль не самоцель, а повод, чтобы заниматься, поэтому мы не требуем от детей дословной передачи текста, в процессе репетиций они говорят своими словами. Интонацией, жестом, мимикой выражают свое понимание, видение роли. Каждый образ, созданный ребенком - неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности ребенка, его манерой держаться и выражать себя.

Спектр человеческих чувств, эмоций достаточно обширен, и овладеть им дети могут при помощи волшебного слова, «как будто», имеющего для них особую магическую притягательность. Именно в предлагаемых обстоятельствах, как считал К.С. Станиславский, мощный творческий импульс. На своих занятиях мы предлагали детям следующие задания:

а) подойти к стулу и рассмотреть его, как будто это - королевский трон, цветок, стог сена, костёр и т.д.;

б) передать друг другу книгу, как будто это – бомба, кирпич, хрустальная ваза, цветок созревшего  одуванчика;

в) взять со стола нитку, как будто это – змея, горячая картошка, пирожное;

г) пройти по нарисованной мелом линии, как будто это – канат, широкая дорога, узкий мостик;

д) прогуляться по «как будто» многолюдной улице, как солдат, как старый человек.

Дети моментально включались в «предполагаемые обстоятельства» и действовали в них активно, правдоподобно и самозабвенно. Такие задания были включены в занятия с определённой темой «В магазине игрушек» и т.д.

Чудесные превращения происходили и при помощи различных масок из бумаги. Разновидностью театрализованной игры стала игра в переодевание. Для её организации брались вещи из костюмерной (платье, шляпки, пиджаки). Всё, чего не хватало для выразительности образа, дорисовывало воображение ребёнка. И вот перед нами уже не бессловесное существо, а образ принца, например, или «кота в сапогах».

Важным средством образной выразительности является интонация. Предлагая детям произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть), мы добивались от детей выразительности и естественности речи. Для этого использовали различные художественные произведения: стихи, басни, сказки, диалоги.

Свои занятия мы начинали с техники речи (чистоговорки, разминка языка, различные звукоподражания).

         Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и полезность.   

Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Не менее важно, что эти занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать, сопереживать.

Регулярно проводятся выступления детей занимающихся в театральной студии перед другими ребятами. Юные артисты получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

Силами наших детей были поставлены и показаны на сцене следующие театрализованные представления:

- «Новые приключения домовенка Кузи»;

- «Приключения туристов»:

- миниатюра, посвященная 300-летию династии Романовых, «Печать»;

- «Цветик-семицветик»;

- «Чудеса в лесу».

Эти постановки  помогают увидеть красоту нравственных поступков.

У детей сказки, спектакли пользуются неизменной любовью. В процессе показа спектаклей ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам, видеть красоту, сочувствовать.

Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Театрализованная постановка требует огромной подготовки. Важнейшим является процесс репетиций, где проходит творческое переживание и воплощение. В процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль, развиваются нравственные качества как взаимопомощь, взаимовыручка, сопереживание друг за друга.

Рассматривая вопрос о проявлении детьми творческой активности, нельзя не сказать о роли танцев. Танец активизирует слух ребенка, вырабатывает четкие, красивые движения.

Особую роль в творческом развитии детей средствами хореографии играет участие детей в исполнительной и сочинительской деятельности, элементарной импровизации.  

В танцах-импровизациях наиболее ярко наблюдается проявление детского творчества, раннее разучивание элементов танцевальных движений позволяет детям уже в младшем школьном возрасте составить собственную композицию танца. Дети испытывают потребность в свободном танце, для них это одна из самых доступных форм самовыражения. Такого рода деятельность способствует формированию любви к танцу, потребности в постоянном приобщении к нему.

Занятия танцами в начальной школе приобретают особую важность потому, что в младшем школьном возрасте ребенок обладает достаточно большим потенциалом в развитии специальных способностей к восприятию танца и музыки.

Создание теплой, дружественной и непринужденной атмосферы игрового общения ребенка и взрослого – одно из основных условий полноценного развития детей. В этом важна позиция педагога, понимание главного смысла своей деятельности. Наши действия были направлены на то, чтобы дать возможность ребенку почувствовать уверенность в собственных силах и побудить его к творческому самовыражению под музыку.

Чтобы настроиться на совместную творческую деятельность – движение под музыку, мы предлагали детям следующие установки и советы:

- во время ритмических композиций представьте, что вы – «симфонический оркестр», внутренне и посредством пластических движений «проигрывайте» музыкальное произведение как можно выразительнее;

- обращайте внимание на ту пользу, которую вам приносят систематические занятия ритмической пластикой. Какое счастье иметь возможность каждый день двигаться под музыку!

- если вы чувствуете внутренне сопротивление или в чем-то не согласны с отдельными упражнениями, можете изменить некоторые элементы музыкально-ритмических композиций так, чтобы вам было приятно их выполнять;

- при разучивании композиций старайтесь сразу запомнить всю последовательность движений. Старайтесь представить, что вы – «музыкальный инструмент в оркестре»,  преподаватель – «дирижер». Сосредоточьте свое внимание на «проигрывании» музыки своим телом и старайтесь получить от этого максимум удовольствия.

- Чаще улыбайтесь!

Мы стремились сделать привлекательным процесс занятий путем подбора яркой музыки, оригинальных двигательных  упражнений, вызывающих у детей эмоциональный отклик, варьирование игровых ситуаций, сюрпризных моментов.

Очень важно приучить детей слушать музыку, начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучания аккомпанемента. Тем самым мы тренируем слуховое внимание, волю ребенка, произвольность движений. Так же обращаем внимание детей на характер исполнения, «вхождение в образ», на необходимость после окончания звучания какое-то мгновение выдержать паузу, ощутить пережитое в музыке.

Еще одна, не «музыкальная», но очень важная задача решается в процессе обучения движению – это воспитание вежливости, элементарной культуры поведения. Мы показывали и объясняли, как мальчик должен пригласить девочку на танец, и, соответственно, как девочка принимает приглашение; как затем после танца мальчик отводит девочку на место и благодарит ее за совместный танец.

Так как одной из основных задач является духовно-нравственное развитие детей, то к подбору музыкального оформления занятий, к подбору песенного репертуара мы подходим с особой ответственностью. Все произведения носят патриотическую направленность.  В них отражается духовная культура народа, любовь к родной стране, гордость за Россию,  воспеваются семейные ценности, нравственные качества человека (доброта, милосердие…)

Так, например, были поставлены танцы под песни:

«Васильковая поляна», «Что такое доброта?», «Капитошка», «Дружба», «Мама», «Петр и Феврония», «Танец с гармонистом», «Хорошее настроение», «Про семью», «Всегда иди дорогою добра!», «Гляжу в озера синие» и др.

Наш творческий коллектив является активным участником многих театральных и танцевальных форумов, фестивалей, концертов:

- Нахабинский  Пасхальный фестиваль «Дорога к храму»;

- Красногорский районный фестиваль «Наш дом – Россия»;

- Московский Международный Форум «Одаренные дети»;

- Фестиваль танцевальных коллективов «Нахабинская весна»;

- Красногорский фестиваль «Театральная весна»;

- участие в праздничных мероприятиях, посвященных «Дню защиты детей»;

- и др.

Предполагаемые результаты:

-дети, посещающие театральную и танцевальную студии, научатся понимать настроение другого человека, чутко относиться друг к другу, у них будет отмечаться стабилизация эмоционального состояния, исчезнет  боязнь  выразить свой внутренний мир.

Таким образом, эти виды деятельности способствует всестороннему развитию личности, умеющей творчески мыслить, самостоятельно принимать  решения и находить выход  из сложившихся ситуаций; проявлению таланта, формированию нравственных позиций по отношению к сверстникам и старшим, а значит, облегчает вхождение ребёнка в сложный социальный мир.

Заключение.

Выдающийся советский композитор и педагог Д. Б. Кабалевский в своей книге «Воспитание ума и сердца» о воспитательном значении искусства для детей говорил так: «Оставляя неизгладимые впечатления на всю жизнь, искусство уже в ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательные эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и педагогов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого опыта.  Он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Большое и разнообразное влияние театрализованной и танцевальной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребёнок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена и может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Именно эти виды деятельность являются уникальным средством развития коммуникативных качеств и творческих способностей детей.

Используемая литература.

Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.

Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет.

Субботина Л. Развитие творчества у детей.

В. П.Ватаман «Мир народной культуры»

И. А. Бойчук «Ознакомление детей с русским народным творчеством»

А. А. Басаргина «Народоведение»

В. Н. Косарева «Народная культура и традиции»

Е. Р. Железнова «Серия интегрированных занятий по ознакомлению с бытом и традициями Руси»

С. Р. Николаева «Народный календарь»

О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Г. А. Антонова «Воспитание духовности через приобщение школьников к традиционной праздничной культуре русского народа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-обсуждение «Люди, которые играют в игры, игры, в которые играют люди».

Мероприятие для обучающихся 4 класса по предупреждению детской наркомании, токсикомании и алкоголизма....

"Минувшее меня объемлет живо…" (литературная игра-викторина, посвященная А.С. Пушкину).

Внеклассная работа по литературе. Методические материалы  для работы с презентацией.Название: «Минувшее меня объемлет живо…» (литературная игра-викторина, посвященная А.С. Пушкину).Автор: Л....

Музыкальные, коммуникативные, подвижные игры и танцы

Коммуникативные игры и танцы для учеников 1-2 классов...

Занятие «Музыкальные игры и танцы»

Краткая характеристика детского коллектива: состав 30 человек, возраст 8-9 лет, 1 год обучения.Место занятия в программе: Музыкальные игрыПродолжительность занятия: 40 минутТема занятия: «В неко...

Методическая разработка «Сценарий совместного развлечения «Играем и танцуем вместе с родителями. Встречаем лето!»

Методическая разработка «Сценарий совместного развлечения «Играем и танцуем вместе с родителями. Встречаем лето!» адресована педагогам дополнительного образования, как опытным, так и...