Главные вкладки

    Музыкальные, коммуникативные, подвижные игры и танцы
    картотека (1, 2 класс) на тему

    Макеева Наталья Михайловна

    Коммуникативные игры и танцы для учеников 1-2 классов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Коммуникативные игры и танцы

         Все мы, родители и воспитатели, папы и мамы, бабушки и дедушки хотим, чтобы наш ребенок рос общительным, открытым, коммуникабельным, отзывчивым, сопереживающим. И развивать эти качества лучше всего с детства и в форме игры.

    Коммуникативные игры – это игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, общения, создания атмосферы доверия, радости, творчества. Они способствуют быстрому знакомству детей, создают условия для самовыражения, раскрывают личностные качества. Коммуникативные игры не только развивают, но и развлекают. А если помнить  и следовать формуле «учиться надо весело», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.                                                                                                                                                                                                                                                                                         Почти все игры и танцы основаны на фольклорном материале, а в фольклоре нет разделений на исполнителей и зрителей. Все являются участниками игры, все равнозначны, все получают положительные эмоции.

    Здесь есть возможность выразить свое отношение друг к другу.

           Эти игры выполняют задачу невербальных средств общения и связаны с выработкой позитивного, доброжелательного отношения к окружающим, с желанием и стремлением общаться, быстро находить общий язык с незнакомым человеком, чувствовать себя комфортно в любой игровой ситуации.

            Коммуникативные игры и танцы предполагают независимое отношение к происходящему, необязательное стремление быть центром внимания. Здесь все находятся в равных условиях, никого не обязывают играть определенную роль.

    Это, в основном, танцы с несложными движениями, частая смена партнера во время танца, игровые ситуации – кто лучше спляшет или интереснее придумает движение.

    Дети в группе все разные по психологической подготовленности: одни сразу включаются в игру, другие долго привыкают и только с 3 – 4 раза включаются в игру.

            Все коммуникативные игры и танцы построены на жестах и движениях, которые в повседневной жизни выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, вызывают положительные, радостные чувства.

    Движения и жесты просты и удобны, быстро усваиваются, доступны даже малышам, а родителям тем более, поэтому они очень удобны в проведении утренников и праздников.

            В коммуникативных играх и танцах развивается музыкальный слух и метро-ритм, выразительность и координация движений, ориентировка в пространстве, внимание, наблюдательность, память. Все делают то, что могут, а в результате дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается. А это главное!

            Коммуникативные игры решают многочисленные задачи:

           -логопедические;

           -тактильные;

           -познавательные;

           -эмоциональные;

           -социальные.

    Коммуникативные музыкальные игры и танцы

    1. «У кого какая песня»

    Цель: создание определенного настроения в зависимости от времени года, во время прогулки по лугу.

    Вопрос поет воспитатель: « А у дождика какая песня?»

    Дети поют и показывают: »Кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап» и т.д. отвечают на вопросы, связанные с осенью.

    « А у коровы какая песня?»      «Му, му, му, му.»

    1. «Хома и суслик»

          Цель: Научить различать двух-частную музыкальную форму.

          На музыку первой части дети придумывают и изображают больших животных, а на       музыку второй части – маленьких, например, жираф и черепаха, слон и мышка, волк и     заяц. Можно тематику изменить: автомобили грузовые и легковые; музыкальные инструменты; овощи; домашние животные.

    1. Танец « Хей, хей, давай попрыгаем».

    Цель: формирование навыков общения. Дети в парах выполняют движения: прыгают, хлопают в ладоши, топают, кружатся, обнимаются.

    1. Музыкальная игра «Кто украл печенье?»

    Цель: развивать внимание, навыки общения, чувство ритма.

    Все игроки сидят в кругу, с началом звучания музыки ведущий четко проговаривает следующие слова: « Нету печенья в вазе на столе, сейчас я узнаю кто взял его себе. Лена взяла его из вазы на столе» -обращается к Лене. Та отвечает: « Кто, я?» - «Да, да, да.» - « Я не брала».  – «А кто тогда?»  Лена обращается к следующему участнику : - « Вова взял его из вазы на столе» и так далее, пока не закончится музыка. На ком она закончилась – тот и виноват!

    1. «Роботы»

    Цель: Закрепить навыки коммуникации, внимательного отношения друг к другу.

    Участники игры делятся на две группы: первая – роботы, вторая  - люди. «Роботы» соответственно (как роботы) двигаются в прямом направлении, но наткнувшись на препятствие, должны издать сигнал, например, «пи-пи-пи». «Люди», услышав сигнал или увидев наткнувшегося на препятствие «Робота», должны подбежать к нему и направить в другую сторону. Игра длится до окончания музыки.

    1. «Хей, хей, привет тебе»

    Цель: вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу, желание быстро находить общий язык.

    Дети встают в два круга, эти круги могут двигаться в разных направлениях. Но можно стоять в парах и выполнять под пение следующие движения:

    Хей, хей, привет тебе – машут рукой или здороваются,

    Хей,хей, носику привет – дотрагиваются до своего носа или носа партнера,

    Хей,хей, ножкам привет – дотрагиваются до ног партнера,

    Хей,хей, солнышку привет – машут солнышку и т. д.



    Предварительный просмотр:

    Игра как ведущий вид деятельности ребенка

    Игра – ведущий вид деятельности ребенка. Именно в игре ребенок проходит процесс социализации, учится общаться со свестниками, действовать с предметами. Игры способствуют росту детей, увеличению их веса, развивают мышечную силу, оказывают общеукрепляющее и оздоровительное действие. Кроме того игры приучают детей к дисциплине, умению «играть по правилам», которое так необходимо в жизни, развивают мышление ребенка, учат самостоятельно  выражать свои мысли и чувства.

    Можно сказать, что игра – это работа ребенка. С ее помощью он познает себя и окружающий мир. Музыкальные игры прежде всего направлены на развитие коммуникативных и певческих навыков, на обогащение эмоциональной сферы  и проявление  творческих  способностей. Неотъемлемой составной музыкальных игр является театрализация, развитие координации и мелкой моторики. Вот несколько примеров таких игр хочу предложить вниманию коллег.

    «Зайцы и медведь»

    По считалке выбирается медведь. Он садится на стульчик и засыпает. Под музыку зайцы весело прыгают и резвятся на полянке, своими играми они будят медведя. Медведь просыпается, зайцы замирают или прячутся. Медведь ищет зайцев и поет песню: «Я зимой в берлоге спал,

                   Но мне кто-то помешал.

                   Вот кого сейчас найду-

                   То в берлогу отведу».

    Медведь ищет неосторожного зайца и уводит к себе в берлогу. Пойманный заяц становится новым медведем.

    «Снег-снежок»

    Дети встают в круг, вытянув перед собой руки, и покачивая ими, поют .

    «Снег-снежок, снег-снежок по дорожке стелется

      Снег-снежок, снег-снежок – белая метелица. ( круговые махи руками - метелица)

      Снег-снежок, снег-снежок, разметем дорожки, ( из стороны в сторону)

      Снег-снежок, снег-снежок тает на ладошке. держим в руках снежинку и смотрим как она тает)

      Мы налепим снежков, вместе поиграем. ( лепим снежки)

      И друг в друга снежки весело бросаем !( бросаем друг в друга)

      Нам тепло на дворе, не замерзнут ушки. ( хлопаем по рукам, плечам, греем уши)

      Накатаем мы снег в белый ком большущий» (катаем ком и поднимаем руки вверх)

    «Баба Яга»

    В темном лесе есть избушка,

    Стоит задом наперед.

    А в избушке той старушка –

    Бабушка Яга живет.

    Нос крючком, глаза как плошки

    И всего одна нога

    Не догонишь, не догонишь,

    Злая бабушка Яга

    Вариант:  Не простая, костяная

                    Вот так бабушка Яга!

    «Огород» на мелодию р.н.п. «Как пошли наши подружки»

    Огород у нас в порядке,

    Мы весной вскопали грядки. (имитируют копку грядок)

    Ой, люли, ой, люли,

    Мы весной вскопали грядки.

    Мы пололи огород, (присели, рвут траву и бросают)

    Поливали огород. (поливают)

    Ой, люли ой, люли,

    Поливали огород.

    В лунках маленьких не пусто, (присаживаются)

    Посадили мы капусту. (роют ямку и присыпают росток)

    Ой, люли ой, люли,

    Посадили мы капусту.

    Лето все она толстела, (приподнимаются)

    Разрасталась вширь и ввысь. (разводят руки в стороны)

    Ой, люли ой, люли,

    Разрасталась вширь и ввысь.

    А теперь ей тесно, белой, (руки полукругом, кружатся вокруг себя)

    Говорит: «Посторонись!» (на последний слог топнуть ногой)

    Ой, люли ой, люли,

    Говорит: «Посторонись»

    «Капуста»

    Что за скрип?

    Что за хруст?

    Это что еще за куст?

    «Как же быть без хруста,

    Если я капуста?»

    Мы капусту рубим, рубим,

    Мы морковку трем, трем,

    Мы капусту солим, солим,

    Мы капусту жмем, жмем.

    Вот так салатик! Угощайтесь!

    Массаж «Дождь»

    Дождь, дождь - надо нам (хлопки ладонями по спине)

    Разбежаться по домам.

    Гром, гром - как из пушек,(удары кулачками)

    Нынче праздник у лягушек

    Град, град, сыплет град,(пальцами)

    Все под крышами сидят.

    Только мой братишка в луже (поглаживание )

    Ловит рыбу нам на ужин.

    «Змея»

    Воспитатель или рослый ребенок проговаривает слова, подходит к сидящему ребенку и приглашает его прицепиться сзади.

    Я - Змея, змея, змея,

    Я ползу, ползу, ползу.

    Хочешь быть моим хвостом?

    Ребенок отвечает: « Хочу»  и пролезает между ног у первого, цепляется  за брюки или юбку и «Змея» ползет дальше, пока не прицепятся все дети и не получится длинная змея.

    «Снежная баба»

    Мы слепили это чудо в пять минут, в пять минут,

    Как зовут такое чудо, как зовут?

     - Снежная баба!

    К снежной бабе близко – близко подойдем, подойдем,

    Снежной бабе низкий - низкий наш поклон, наш поклон.

    Мы над бабой посмеемся хи-хи-хи, ха-ха-ха,

    Хороша та, наша баба, хороша, хороша.

    Раз, два, три,

    Ты нас, баба, догони!

    Фонопедическое упражнение « Снежинка»

    Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок (дети делают глиссандо на звук А в диапазоне терции вниз и вверх «Баю-бай»).

    Налетал ветер и катал тучу по небу (глиссандо на звук У  от самого нижнего до самого верхнего звука).

    Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю (пропевают короткие А в разных регистрах).

    Метель поднимала снежинки и кружила их быстро-быстро (глиссандо на звуки А, О, У вверх и вниз).

    Ветер, расщалившись (произносят «А-АХ» сначала в низком, а потом в высоком регистре), то опускал их вниз, то поднимал вверх.

    Русские народные игры

    Звонарь

    Все участники встают в круг. В середине двое ребят, один – звонарь, другой – жмурка. Жмурке завязывают глаза, а

    Звонарю дают колокольчик. Звонарь приговаривает: « Диги-дон, диги-дон, отгадай откуда звон». Жмурка по звуку колокольчика пытается поймать «звонаря».

    Козел

    Выбирается ведущий, он под музыку набирает участников игры (хлопком). Приглашенный хлопком отвечает и встает за ведущим. Они идут дальше и набирают 7-9 детей. Все берутся за руки, медленно под музыку идут по кругу все быстрее и переходят на бег. С окончанием музыки дети разбираются по парам. Кому пары не досталось – тот «козел». Он пальцами делает рожки и начинает бодаться и всех пугать. Дети разбегаются.

    Коврик

    Не видел я русской избы пока

    Без красивого половика.

    Узорчатые, самотканые –

    Были у каждой невесты в приданое.

    Чудо – коврик, кто на него встанет – пускается в пляс под музыку. Начинает ведущий и привлекает других детей.

    Стоп.

    На расстоянии 10-15 шагов от водящего стоят участники игры. Ведущий громко говорит: «Быстро шагай, смотри, не зевай, стоп!»

    Все играющие двигаются по направлению к водящему. На слово «Стоп» все останавливаются. Того, кто не успел во время игры остановиться, возвращают на исходную позицию. Затем снова « Быстро шагай». Все продолжают движение с того места, где их застал сигнал «Стоп». Тот, кто успел дойти до водящего раньше, чем тот сказал «Стоп» - становится водящим.

    Как у бабушки Наташи

    Как у бабушки Наташи ели пшенную мы кашу.

    Каша вкусная, с дымком, с хлебом, с маслом, с молоком.

    Взяли мы большую ложку, съели кашу всю до крошки.

    Вот какая каша у бабушки Наташи.

    Игра с Солнцем

    В центре круга – Солнце. Дети идут хороводом 2 строчки, на третью строчку подходят ближе, кланяются. На четвертую – расширяют круг, а на слово «Горю!», Солнце догоняет детей.

    Гори, солнце, ярче,

    Летом будет жарче,

    А зима теплее,

    А весна милее.

    Бояре

    Играющие становятся в две шеренги друг перед другом (стенка на стенку) и по очереди идут навстречу друг к другу. Заранее выбирается  мальчик.

    Начинает игру та шеренга, в которой выбран мальчик.  На слова «Бояре, а мы к вам пришли» первая шеренга идет вперед, на последний слог притопывают ногой и на слова « Молодые, а мы к вам пришли» отходят назад, топнув ногой на последний слог.

    Им отвечает вторая шеренга, выполняя те же движения.

    В последнем  куплете выходит выбранный мальчик, кланяется девочке, выводит ее на середину, вместе кружатся (целуются в щечку). Мальчик уводит девочку в свою шеренгу.

    Игра продолжается, но начинает ее вторая шеренга и желающий играть мальчик.

    -Бояре, а мы к вам пришли,

    Молодые, а мы к вам пришли.

    - Бояре, вы зачем пришли,

    Молодые, вы зачем пришли?

    - Бояре, мы невесту выбирать,

    Молодые, мы невесту выбирать.

    - Бояре, вам которая мила,

    Молодые, вам которая мила?

    - Бояре,  нам вот эта мила,

    Молодые, нам вот эта мила.

    Оладушек

    Дети, взявшись за руки, идут по кругу, в центре которого противоходом гуляет «оладушек». Поют: «Пеку блины румяные, румяные, горячие» 2-3 раза, затем говорком проговаривают слова: «Оладушек хочу». На последних словах  Оладушек пытается  выскочить из круга, нырнув под руками играющих.

    Пирог.

    Дети делятся на две шеренги, в середину садится «пирог». Дети поют, показывая движениями содержание песни:

    « Да экой он высоконькой,  (руки вверху)

    Да экой он широконькой, (руки на уровне плеч)

    Да экой он мягонькой, (круговые движения по животу)

    Режь его да ешь!»

    На слово «Ешь» первые дети бегут к пирогу. Кто первым дотронулся до пирога, тот забирает его в свою шеренгу и становятся в конце шеренги. «Пирогом» становится опоздавший.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для младших школьников.

    Данная методическая разработка представляет собой систему игр и игровых упражнений с мячом, направленную на развитие  ловкости и координации движений у детей в возрясте 7 - 8 лет. Недостаточное р...

    Занятие по физической культуре во 2 классе «Подвижные игры и эстафеты на тему «Олимпийские игры».

    Урок здоровья на тему "Подвижные игры и эстафеты" - совместное занятие детей с родителями...

    Подвижные игры и эстафеты, как средство обучению ловле и передачам мяча

    В данном конспекте показан пример достижения метапредметных и личностных результатов на одном из уроков по спортивным играм в 4 классе....

    Укрепление физического и эмоционального здоровья детей через организацию подвижных игр и спортивных праздников в группе продленного дня».

    В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, в России около 40% детей можно считать ус...

    Подвижные игры и развлечения в зимнее время года: «Собери скорее», «Пятнашки на лыжах», «Наклонись и подними»

    Знакомство обучающихся с зимними видами спорта. Обогатить и систематизировать знания детей о зимних видах спорта, развивать логическое мышление; развивать речь дошкольников; формировать потребность в ...


     

    Комментарии

    Валентина Александровна Климова

    Очень полезный материал нашла для своей работы. Несмотря на то, что он для учащихся 1-2 классов, я применяю его и в 3классе. Мне нравится использовать его как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Спасибо, Наталья Михайловна, за интересную разработку!