алгоритм действий в экстремальных ситуациях
материал

Щукина Елена Анатольевна

Предварительный просмотр:

Основные признаки суицидального поведения.                                                                Алгоритм действий в экстремальных ситуациях                                     (предупреждение суицида среди учащихся)

Сегодня необходимо затронуть достаточно актуальную тему нашего времени, тему, от которой становится грустно, и ненароком бегут мурашки по коже. Суицидальное поведение учащихся.

 По данным правительства Красноярского края увеличилось число суицидов и суицидальных попыток, совершенных несовершеннолетними обучающимися.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Суицидальное поведение – это мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

 Принято различать следующие виды суицидального поведения подростков:

Демонстративное поведение 

В основе этого типа поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении подросток чаще всего прибегает к порезу вен, употреблению неядовитых лекарств, изображает повешение.

 Аффективное суицидальное поведение 

Действия совершаются под влиянием сильных, ярких эмоций. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции – обида, гнев – затмевают собой реальное восприятие действительности, и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении подростки прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение

 Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе поведения подростки оставляют записки, адресованные  родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают… Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении подростки прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.

Скрытое суицидальное поведение

 Это завуалированное самоубийство. Человек погибает от внешних сил, по большей части, им же спровоцированных. Например, рискованная езда на автомобиле, занятия экстремальными видами спорта, алкогольная или наркотическая зависимость… То есть характерно деструктивное, саморазрушающее поведение. И сколько угодно можно твердить подростку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности они жаждут.

Психологи пришли к мнению, что у суицидального поведения есть динамика развития.

Первая стадия – стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Прежде чем совершить суицидальное действие, в большинстве случаев наблюдается период, который характеризуется снижением адаптационных способностей (снижение успеваемости, уровня интересов, ограничение общения, повышенная раздражительность, эмоциональная неустойчивость и т. д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», «чем так жить, лучше умереть» и т. д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни.

 Вторая стадия – это суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.

Третья стадия – суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.

Самоубийство – слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний и поиска выхода из создавшейся ситуации.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, от 70 до 75% человек, так или иначе, дают понять окружающим о своем намерении. Намерения проявляются в виде едва уловимых намеков или в виде легко узнаваемых угроз. Очень важно, что большинство тех, кто решается на роковой шаг, ищут возможности высказаться и быть выслушанными.     Мотивы суицида 

· Призыв. Способ попросить помощи.

· Уход от проблем, переживание безысходности. Потерял надежду изменить жизнь к лучшему.

 · Месть, манипуляция. Попытка сделать больно другому человеку, привлечь его к ответственности.

· Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье.

· Бегство от наказания. Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому уйти из жизни, чем понести ответственность.

· Следование групповой норме. Подростки попадают под влияние сект или увлекаются компьютерными играми с предсказанием даты ухода из жизни, регистрируются на сайтах, где активно обсуждается данный вопрос. Возможно, для таких подростков крайняя степень зависимости от групповых норм сочеталась с острым желанием испытать яркие и острые, пусть даже сугубо отрицательные, ощущения.

 Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее: 

1) Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребенок думает, что все можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

2) Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе «без родины и флага» чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.

3) Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т. д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного 13 опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

4) Дисгармония в семье, конфликтные детско-родительские отношения.      5) Саморазрушаемое поведение (пристрастие к химическим веществам, криминализация общества).

6) В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

70% подростков в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но причиной является, как правило, неблагополучие в семье. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа – это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени.

 7) Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

 Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненной жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость, появляются соматические нарушения (боль в голове, боку или животе). Люди, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою нежеланность, бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Не существует какой-либо одной причины самоубийства, они, как правило, наслаиваются друг на друга.

 Решение педагогических ситуаций (работа в группах) (приложение 1) Совместное обсуждение:

- Есть ли риск суицидального поведения в данной ситуации?

 - Перечислите факторы риска.

- Что может предпринять классный руководитель, чтобы изменить ситуацию, предупредить суицид?

Факторы риска совершения суицида 

· Семейные проблемы. Неблагополучные семьи, конфликты между родителями. Недоброжелательно отношение к ребенку – грубость, унижение, побои. Отверженность со стороны родителей. Материальные проблемы семьи. Потеря родителей.

· Проблемы интимно-личностной сферы. Неудачи в личной жизни.

 · Аддиктивное поведение. Употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ (снижают критичность мышления и способность контролировать импульсивное поведение, предвидеть и принимать последствия своих действий).

· Незрелость личности и определенные черты характера. Слабохарактерность, импульсивность действий, внушаемость.

· Школьные проблемы. Неуспеваемость и неуспешность. Проблемы в общении со сверстниками. Потеря контакта или осуждение группой сверстников. Высокий уровень требований к себе. Проблемы и конфликты с учителями.

Признаки готовящегося самоубийства

Словесные признаки 

· Часто говорит о своем душевном состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении.

 · Шутит на тему самоубийства.

 · Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.

Поведенческие признаки

 · Раздача ценных вещей. Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Подросток может начать раздавать свои любимые компакт-диски, видеокассеты, плакаты. Это должно насторожить окружающих, особенно, если это преподносится со словами: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память».

· Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики письменного стола. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен. Однако в сочетании с другими «предупреждающими знаками» такая вдруг возникшая тяга к порядку может означать, что подросток долго задерживаться в этом мире не собирается.

 · Прощание. Выражают благодарность различным людям за помощь в разное время жизни.

 · Демонстрируют радикальные перемены. Вдруг начинают вести себя непривычно.

Ситуационные признаки 

· Социально изолирован.

 · Живет в нестабильном состоянии.

 · Ощущает себя жертвой насилия.

· Перенес тяжелую потерю.  

Вопросу предотвращения суицидов в подростковой среде уделяется большое внимание. Была разработана и предложена типовая модель организации работы по профилактике суицида в образовательном учреждении. 

Первый уровень – общая профилактика.

 Цель – повышение групповой сплоченности в школе, создание безопасной школьной среды.

 Мероприятия. Реализация школьных программ, организация внеклассной воспитательной работы, взаимодействие школы и семьи, а также школы и всего сообщества. Оказание психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в любой жизненной ситуации. Развитие ценностных отношений в социуме.

 Второй уровень – первичная профилактика. 

Цель – выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.      Мероприятия

1. Диагностика суицидального поведения.

2. Индивидуальные и групповые занятия, направленные на повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности.

3. Просвещение педагогического коллектива и родителей. Беседы с детьми о необходимости помощи их товарищу. Классные часы, круглые столы, стендовая информация.

 4. Составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся. Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства.

 Третий уровень – вторичная профилактика. 

Цель – предотвращение самоубийства.

Мероприятия 

1. Оценка риска самоубийства. Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).

 Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.

 2. Оповещение соответствующего медицинского учреждения (психиатрическая клиника?), запрос помощи. Оповещение родителей.

3. Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так, чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.

Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.

Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.

Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.

Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.

Четвертый уровень – третичная профилактика. 

Цель – снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов. Мероприятия 

1. Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.

2. Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.

Чтобы осуществлять работу в данном направлении, необходимы:

- желание,

- настрой,

- знания,

- позитивное отношение к жизни,

- умение находить выход из сложившейся ситуации,

 - готовность оказывать помощь,

- умение не отчаиваться,

Самая сложная задача учителя, классного руководителя – найти «ключик» к пониманию ребёнка. Тот «ключик», который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, будет способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение.

Самое главное и в какой-то степени сложное в работе педагога – это понять, принять и помочь ребенку в нужный момент.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ситуация 1. 

Подросток плохо учится, часто пропускает занятия без уважительной причины, грубит учителям, лжет. В жизни школы и класса не принимает участия. Отношения с одноклассниками не складываются, он агрессивен, вспыльчив, держится в стороне от одноклассников. Ничем не увлекается, после школы часами бродит по улице, домой не спешит.

Семья полная, двое детей. Отец страдает алкоголизмом, работает эпизодически. Мать появляется в школе крайне редко, объясняя это своей занятостью, алкоголизм мужа скрывает. Со слов матери, отношения с сыном натянутые, помощь семье подросток не оказывает, родителей не слушает, разговаривает грубо.

 Ситуация 2. 

Учителя беспокоит плохая успеваемость школьника и нарушение учебной дисциплины. Рома способный ученик, но учится плохо. Любимый предмет – история, Рома приходит в школу подготовленный только по этому предмету. На остальных уроках скучает, делает те задания, которые ему интересны, остальные игнорирует. Общительный, на уроках оживленно разговаривает с учениками, пытается привлечь к себе внимание класса, чем мешает учителям. Имеет много друзей. Инициативен, контактен, обладает лидерскими качествами. Увлекается компьютером. Занимается спортом, но часто меняет спортивные секции, объясняя это тем, что они ему быстро надоедают. В настоящее время занимается футболом.

Семья полная, есть сестра, родители без вредных привычек, заинтересованы в хорошей успеваемости сына, но как этого достичь не знают. За уроки усадить Рому невозможно, контроль за выполнением домашнего задания превращается в нервотрепку для родителей и ребенка.

 Ситуация 3

 Обучающийся 9 класса не вызывает тревоги у классного руководителя: учится в меру своих возможностей, успевает по всем предметам. Дисциплину в школе не нарушает. Отношения с одноклассниками ровные, близких друзей в школе нет. Иногда в разговоре проявляется неудовлетворенность подростка в доверительных отношениях с родителями, сетование на недостаток внимания и заботы с их стороны. Мальчик болезненный, имеются хронические заболевания. Свободное время чаще всего проводит за компьютером, родители не знают, какие игры он предпочитает, какие сайты посещает. Подросток не знает, чем будет заниматься в будущем, профессиональных предпочтений не имеет. Не может объяснить и не понимает ценности жизни.  

Ситуация 4

Учащаяся 11 класса проживает и воспитывается в полной, материально обеспеченной семье. Отец отличается авторитарностью, его слово в семье – закон. Строго следит за дочерью: оценки в школе, посещение школы иностранных языков, подготовка домашнего задания, помощь матери по дому – все по расписанию. При малейшем нарушении девушка слышит упрек: «Ты плохая дочь, из тебя не получится хорошего человека». В коллективе сверстников авторитета не имеет, потому что не участвует в коллективных делах, не посещает мероприятия (папа не разрешает). Девушка часто испытывает страх наказания или позора.

Профилактика суицидального поведения у детей и подростков: что необходимо знать и помнить

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

 Психологический смысл подросткового суицида – «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Что в поведении подростка должно насторожить 

· Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.

· Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которые сохраняются длительное время.

 · Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).

 · Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

 · Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.)

· Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание:

· отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях);

· ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми;

 · несчастная любовь или разрыв романтических отношений;

 · объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание);

· личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха;

 · резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства);

 · нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм).

Четыре основные причины самоубийства: 

· изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

· беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

· безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

 · чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

 · внимательно слушать собеседника, т. к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;

· правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

· не выражать удивления и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;

· не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

· постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

 · не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;

 · стремиться вселить в подростка надежду, она должна быть реалистичной и направленной на укрепление

 Оказание первичной помощи в беседе с подростком 

Если вы слышите  

Обязательно скажите  

Никогда не говорите

1

«Ненавижу учебу, класс...»

«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь».

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».

3

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».

3  «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».

4

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать».

«Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5

«Я совершил ужасный поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом».

«Что посеешь, то и пожнешь!»

6

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное».

«Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»

В каждом образовательном учреждении действует служба школьной медиации, куда вы также можете обратиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Экстремальные ситуации для человека в природной среде"

В данной презентации показаны фотографии экстремальных ситуации для человека: наводнения, снежные лавины, землетрясения и т.п....

презентация к уроку обж "Экстремальные ситуации для человека в природной среде"

Презентация составлена к уроку обж, целью которого является знакомство учащихся с влиянием на человека погодных условий, научить правильно действовать при сигнале "Внимание всем."...

Безопасность жизнедеятельности в экстремальных ситуациях (пожар, землетрясение, наводнение)

Ознакомление с ситуациями, которые можно назвать “чрезвычайными”, с действиями при чрезвычайных ситуациях....

Правила поведения в экстремальной ситуации.

Как вести себя в экстремальной ситуации....

Действия в экстремальных ситуациях. Технические средства радиационной, химической, биологической разведки и кон¬троля

Ознакомить кадет с приборами радиационной и химической разведки и контроля, используемых в подразделениях и воинских частях ВС РФ. Предназначение и порядок испольльзования данных приборов....