Программа " Шахматы"
рабочая программа
Программа дополнительного образлвания " Шахматы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 77.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования и направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении шахматной игры. В основу программы положена апробированная в школах Москвы программа дополнительного образования по начальному обучению шахматной игре детей младшего школьного возраста и методика обучения детей специалистами в области шахматного образования и спорта.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, ориентированным на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, по окончании 4 класса у школьника должны быть сформированы следующие навыки: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выходы из спорных ситуаций, решать проблемы творческого и поискового характера, планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, сравнивать, анализировать, обобщать, проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи и пр.
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, раскрывает методические основы обучения детей младшего школьного возраста шахматной игре.
Характеристика программы
Направленность – спортивно-оздоровительная.
Уровень сложность – базовый.
Вид - общеобразовательная, общеразвивающая.
Тип – модифицированная.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – тематическая.
Продолжительность реализации программы – долгосрочная, срок освоения Программы 4 года.
Форма реализации программы – индивидуальная, групповая.
Разновозрастная, возраст учащихся –6-9 лет.
Актуальностью программы является соответствие современным достижениям в сфере спорта и культуры; соответствие запросам родителей и детей; является дополнительным учебным курсом. знания, умения и навыки в создании условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.
Новизна программы ее отличительные особенности в том, что в сравнении с ранее созданными программами этой направленности для более успешного усвоения данной Программы используются новые интенсивные методики нетрадиционных техники игры.
Организационно-педагогические основы обучения
Запись в кружок осуществляется в начале учебного года при добровольном желании ребенка. В группу приходят дети, не имеющие специальных навыков, желающие развивать свои игровые способности. Группы формируются и числа учащихся младшего возраста. Границы возраста варьируются с учетом индивидуальных особенностей группы. Количество учащихся в группе 15 - 17 человек.
Объем программы – рассчитана на изучение материала в 1 классе - в течение 33 часов, во 2-4 классах - в течение 34 часов.
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
- массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
- приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
- открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
- приобретению знаний из истории развития шахмат;
- постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
- овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;
- освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
- знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;
- изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
- представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;
- первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
- приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;
- воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный курс «Шахматы в школе» изменяет характер и содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС начального общего образования.
«Шахматы в школе» - курс, который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён в целостный образовательный процесс.
В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различных метапредметных областях. Современное образование - переход от гносеологической парадигмы к личностно ориентированному, развивающему образованию, что требует изменения способов получения знаний. Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного урока не монолог учителя, а его конструктивный диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения поставленной учебной задачи.
Главная задача педагога по шахматам - помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было бы неверным со стороны учителя занимать по отношению к учащимся авторитарную позицию человека, знающего верные ответы на все вопросы и умеющего найти правильные решения шахматных задач. Весьма желательным является умение педагога быть на равных с учениками, стремиться поддержать ребёнка, показать, что его мнение услышано и понято, а мысли ценны.
Занятие по программе состоит из нескольких частей: вводно-подготовительной части (подготовка к уроку), основной части (постановка учебной задачи и поиск её решения через диалог учителя с обучающимися, коллективная работа на демонстрационной доске и с учебником, работа с шахматным словарём и материалом из рубрики «Интересные факты», самостоятельная работа и самопроверка) и заключительной части (подведение итогов).
Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций:
- компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются);
- возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста, уровня подготовленности и личностных особенностей;
- высокая степень травмобезопасности.
Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»;
«Практико-соревновательная деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, шахматных праздников.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). Эффективность использования системы шахматных уроков в начальных классах доказана положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ
Содержание направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В настоящее время представления о целях образования и путях их реализации претерпевают серьёзные изменения. В центре образовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой одинаково важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, так и способность и готовность успешно решать жизненные задачи, плодотворно работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и рынка труда.
В этой связи содержание программы «Шахматы в школе» при её соответствии целевым установкам системы начального общего образования имеет следующие ценностные ориентиры:
- воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её истории;
- формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём разнообразии культур, национальностей, религий;
- обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к людям;
- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра, признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоятельное решение с учётом позиции всех участников процесса) и их труду;
- развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося, самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности, желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию;
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критично относиться к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей;
- информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности.
Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников младших классов позитивное отношение к познавательной деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов - личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
- формирование основ российской, гражданской идентичности;
- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- наличие чувства прекрасного;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
- Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- владение способом структурирования шахматных знаний;
- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
- умение находить необходимую информацию;
- способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
- Коммуникативные УУД:
- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
- Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны:
- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
- владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной
игры.
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ
ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Таблица 1
Планирование прохождения программного материала по годам обучения
№ п/п | Виды деятельности | Распределение учебных часов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | |||||
1 | Сведения из истории шахмат | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Базовые понятия шахматной игры | 29 | 20 | 20 | 22 |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | |||||
3 | Конкурсы решения позиций | — | 4 | 4 | 2 |
4 | Соревнования | 3 | 8 | 8 | 8 |
5 | Шахматные праздники | — | 1 | 1 | 1 |
Общее количество часов | 33 | 34 | 34 | 34 |
Примерное тематическое планирование (1-4 классы)
Содержание раздела | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 класс (33 ч) | ||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||
Из истории шахмат | Основные содержательные линии Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира. | Имеют представление об истории возникновения шахмат и появления их на Руси. |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки. | Знают основные шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Правила хода и взятия каждой фигуры. Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры перед игрой, записывать шахматную позицию и партию, рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнёром. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||
Соревнования | Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». | Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры на ней, играть партию от начала до конца с записью, пользоваться шахматными часами. |
2 класс (34 ч) | ||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||
Из истории шахмат | Основные содержательные линии Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими шахматистами мира. | Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры. |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии Основы шахматной игры (повторение материала 1 -го года обучения: защита в шахматах, матование одинокого короля различными фигурами). Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. | Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться. Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||
Конкурсы решения позиций | Основные содержательные линии Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной шах», «мат по последней горизонтали». | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. |
Соревнования | Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». | Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. |
Шахматный праздник | Основные содержательные линии Участие в школьном шахматном празднике. | Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
3 класс (34 ч) | ||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||
Из истории шахмат | Основные содержательные линии История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований. | Знают историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, различные системы проведения шахматных соревнований. |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат». Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте. Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом, реализация лишней пешки. | Знают шахматные комбинации и тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии. Умеют решать позиции на мат в два хода, находить тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат», атаковать рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте, проводить пешку в ферзи. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||
Конкурсы решения позиций | Основные содержательные линии Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способы атаки на короля, уничтожение защиты, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное |
«спёртый мат». | выполнение. | |
Соревнования | Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». | Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. |
Шахматный праздник | Основные содержательные линии Участие в школьном спортивно-шахматном празднике. | Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
4 класс (34 ч) | ||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||
Из истории шахмат | Основные содержательные линии История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России. | Знают о появлении шахмат на Руси, о том, как зарождалась шахматная культура в России. |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии Тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген». Основы дебюта: открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты f2/f7, перевес в развитии фигур, выбор хода и оценка позиции, перевес в пространстве. Основы эндшпиля: простейшие ладейные и легкофигурные окончания. | Знают тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской партии, Защиты двух коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и разносторонней рокировках. Умеют находить тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи (позиции |
Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные окончания. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. | ||
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||
Конкурсы решения позиций | Основные содержательные линии Конкурсы решения позиций на все пройденные тактические приёмы и шахматные комбинации. | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. |
Соревнования | Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». | Умеют играть партию от начала до конца с записью партии и различным контролем времени. |
Шахматный праздник | Основные содержательные линии Участие в школьном спортивно-шахматном празднике. | Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»
На занятиях используется электронная форма учебника (ЭФУ) по шахматам, авторов Е. А. Прудниковой и Е. И. Волковой. Она представляет собой электронное издание, которое по структуре и содержанию соответствует печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие содержание учебника.
Электронная форма учебника представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участников образовательного процесса. ЭФУ воспроизводится в том числе при подключении устройства к интерактивной доске любого производителя.
Для начала работы с ЭФУ на планшет или стационарный компьютер необходимо установить приложение «Учебник цифрового века» (скачать его можно из магазинов мобильных приложений или с сайта издательства).
Электронная форма учебника включает в себя не только изложение учебного материала (текст и зрительный ряд), но и тестовые задания (тренажёр, контроль) к каждой теме учебника, обширную базу мультимедиаконтента. ЭФУ имеет удобную навигацию, инструменты измерения размера шрифта, создания заметок и закладок.
Данная форма учебника использутся как на занятии в классе (при изучении новой темы или в процессе повторения материала, при выполнении самостоятельной, парной или групповой работы), так и во время самостоятельной работы дома для проведения внеурочных мероприятий.
Материально-техническое обеспечение включает в себя минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, а также подразумевает оборудование классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики конкретного учебного предмета.
При наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения.
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика в классе);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
П - комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
Федеральный государственный образовательный стандарт | Д |
начального общего образования | |
Дидактические карточки | К |
Учебно-методические пособия и рекомендации | Д |
Печатные пособия | |
Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения), портреты | Д |
чемпионов мира | |
Технические средства обучения | |
Портативный компьютер | Д |
Радиомикрофон (петличный) | Д |
Музыкальный центр | Д |
Сканер | Д |
Принтер | Д |
Копировальный аппарат | Д |
Экранно-звуковые пособия | |
Аудиовизуальные пособия | Д |
Аудиозаписи музыкальные | Д |
Учебно-практическое оборудование | |
Демонстрационная шахматная доска с магнитными шахматами | Д |
Индивидуальные шахматные доски с комплектом фигур | Ф |
Шахматные часы | Ф |
Аптечка | Д |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате освоения программы «Шахматы» учащиеся должны знать/применять:
- правила техники безопасности во время занятий;
- историю возникновения и развития шахматной игры;
- имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;
- вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
- историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист- спортсмен;
- историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
- приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
- уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;
- иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
- знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
- знать «цену» каждой шахматной фигуры;
- усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;
- владеть способом взятия на проходе;
- записывать шахматную партию;
- уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
- уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;
- защищать свои фигуры от нападения и угроз;
- решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
- ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
- разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
- реализовывать большое материальное преимущество.
К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:
- владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;
- понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;
- знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
- уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;
- принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:
- владеть основными шахматными понятиями;
- владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;
- находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два- три хода;
- знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;
- уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
- разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;
- уметь реализовывать материальное преимущество;
- принимать участие в шахматных соревнованиях.
Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. - М.: ООО «Дайв», 2009.
Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. - М.: Просвещение, 1983. Гончаров В. И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре / В. И. Гончаров. - М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. - М.: Детская литература, 1980.
Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М Диченскова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. - Л.: Детская литература, 1985.
Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. - Ташкент: Укитувчи, 1992.
Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере: метод. материал для работы с детьми / А. Н. Костьев. - М.: Физкультура и спорт, 1980.
Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет / И. Г. Сухин. - М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. - Испания: Изд. центр Маркота. Международная шахматная академия Г. Каспарова, 1992.
Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. - М.: Педагогика,
1991.
Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. - М.: Поматур, 2000.
Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. - М.: Астрель, АСТ,
2000.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: учеб. для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы / И. Г. Сухин. - Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. - Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Шахматы - школе/ сост. Б. Гершунский, А. Костьев. - М.: Педагогика, 1991.
Приложение
Пример поурочного планирования
1 класс | ||
№ | Тема урока | Содержание урока |
урока | ||
1 | Шахматы - мои друзья. История возникновения шахмат | Знакомство детей с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам. Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом |
2 | Шахматная доска | Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии |
3 | Горизонталь | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь», |
4 | Вертикаль | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль» |
5 | Диагональ | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ» |
6 | Шахматная нотация | Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур |
7 | Шахматные фигуры1 и начальная позиция | Расстановка шахматных фигур в начальной позиции |
8 | Ладья | Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход» |
9 | Слон | Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон |
10 | Ферзь | Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие |
11 | Конь | Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие |
12 | Пешка | Правила хода и взятия пешкой |
13 | Превращение пешки | Правила превращение пешки |
14 | Король | Правила хода и взятия королём |
15 | Ценность фигур | Сравнительная сила фигур |
16 | Нападение | Атакующие возможности фигур |
17 | Взятие. Взятие на проходе | Особое взятие пешкой: взятие на проходе |
18 | Шах и защита от шаха | Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха |
19 | Мат | Постановка мата всеми фигурами |
20 | Пат - ничья | Варианты ничьей |
21 | Рокировка | Правила рокировки, длинная и короткая рокировки |
22 | Основные принципы игры в начале партии | Общие принципы игры в начале шахматной партии |
23 | Мат двумя ладьями одинокому королю | Техника матования одинокого короля двумя ладьями |
24 | Мат ферзём и ладьёй одинокому королю | Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй |
25 | Мат ферзём и королём одинокому королю | Техника матования одинокого короля ферзём и королём |
26 | Материальное преимущество | Определение материального преимущества, реализация материального преимущества |
27 | Нарушение основных принципов игры в начале партии | Ошибочные ходы в начале партии и их последствия |
28 | Партии-миниатюры | Анализ коротких партий |
29 | Запись шахматной партии | Способ ведения записи партии во время соревнований |
30 | Шахматный этикет | Правила поведения шахматиста во время партии |
31-33 | Шахматный турнир | Участие в шахматном турнире |
2 класс | ||
1 | Из истории шахмат. Чемпио- | Беседа о важности соблюдения правил техники без- |
ны мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира | опасности на занятиях по шахматам. Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов - чемпионов мира, ведущих шахматистов | |
2 | Шахматные фигуры (повторение) | Повторение материала первого года обучения |
3 | Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение) | Повторение материала первого года обучения |
4 | Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в один ход (повторение) | Повторение материала первого года обучения |
5 | Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры | Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и такими действиями против угроз партнёра, как уход из- под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры |
6 | Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение | Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии - перекрытием, контрнападением |
7 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 5, 6 |
8 | Тактический приём «двойной удар» | Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фигурами |
9 | Тактический приём «связка» | Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку |
10 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 8, 9 |
11 | Тактический приём «ловля фигуры» | Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля фигуры» и способами его применения |
12 | Тактический приём «сквозной удар» | Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной удар» и способами его применения |
13 | Мат на последней горизонтали | Слабость последней горизонтали, «форточка» |
14 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 11-13 |
15 | Тактический приём «открытый шах» | Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый шах» и способами его практического применения |
16 | Тактический приём «двойной шах» | Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной шах» и способами его практического применения |
17-20 | Шахматный турнир | Игровая практика |
21 | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки | Раскрытие основных принципов игры в дебюте, знакомство с понятиями «дебют», «детский мат», «мат Ле- галя» |
22-23 | Основы игры в дебюте: атака на короля | Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра |
24-25 | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса |
26-28 | Основы анализа шахматной партии | Просмотр и анализ коротких шахматных партий |
29 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике материала уроков 21-25 |
30-33 | Шахматный турнир | Игровая практика |
34 | Шахматный праздник | Решение заданий, игровая практика |
3 класс | ||
1 | Из истории возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахматных соревнований. | Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории возникновения шахматных соревнований, изучение различных систем проведения шахматных соревнований |
2 | Матование одинокого короля разными фигурами (повторение) | Повторение материала второго года обучения. Разыгрывание позиций, решение позиций на мат в два хода |
3 | Тактические комбинации и приёмы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение) | Повторение материала второго года обучения |
4 | Тактические комбинации и приёмы «двойной шах», «открытый шах» (повторение) | Повторение материала второго года обучения |
5 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике материала уроков 2-4 |
6 | Тактический приём «завлечение» | Знакомство с новым тактическим приёмом «завлечение фигур под тактический удар» |
7 | Тактический приём «отвлече- | Знакомство с новым тактическим приёмом «отвлечение |
ние» | фигур от защиты» | |
8 | Тактический приём «уничтожение защиты» | Знакомство с новым тактическим приёмом «уничтожение защиты», способом его применения в практической игре; рассмотрение и анализ типичных позиций на данную тему |
9 | Тактический приём «спёртый мат» | Знакомство с новым понятием «спёртый мат», разбор классической партии на применение приёма «спёртый мат» |
10 | Сочетание тактических приёмов | Просмотр партий на тему «сочетания различных тактических приёмов» |
11 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике материала уроков 6-9 |
12 | Борьба за инициативу | Информирование учащихся о том, как начинать атакующие действия в шахматной партии |
13 | Основы дебюты: атака на нерокировавшегося короля | Знакомство со способами атаки на короля, который не успел сделать рокировку: вскрытие центральных линий, быстрое развитие, мобилизация фигур |
14 | Атака на рокировавшегося короля | Знакомство со способами атаки на короля, который сделал рокировку: жертва фигуры с целью вскрытия пешечного прикрытия короля, уничтожение защиты |
15 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике материала уроков 12-14 |
16-19 | Шахматный турнир | Игровая практика |
20 | Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план | Знакомство с основами анализа шахматной партии, разбор партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира |
21 | Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата | Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: пешка против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, правило квадрата |
22 | Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом» | Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: крайняя пешка, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля, отталкивание плечом |
23 | Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля | Повторение материала: игра пешки против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля; введение новых понятий «оппозиция», «ключевые поля» |
24 | Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой | Введение и раскрытие новых понятий: «взаимоблокируемые пешки», «позиция взаимного цугцванга», «ключевые поля». |
25 | Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата | Знакомство с правилом блуждающего квадрата, раскрытие особенностей разрозненных пешек, их сильных и слабых сторон |
26 | Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки | Знакомство с теоретическими позициями пешечного эндшпиля: король и две пешки против короля, особенности проведения пешек в ферзи по вертикалям b и g |
27 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике материала уроков 20-26 |
28 | Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник - Д. Садвакасов | Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов |
29 | Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд - М. Карлсен | Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов |
30-33 | Шахматный турнир | Игровая практика |
34 | Шахматный праздник | Решение заданий, игровая практика |
4 класс | ||
1 | История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России | Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории появления шахмат на Руси, о том, как в России начала формироваться шахматная культура |
2 | Основные принципы игры в дебюте | Дополнение знаний об игре в дебюте новыми сведениями: роль центра, создание численного превосходства |
3 | Перевес в развитии фигур | Раскрытие понятия «мобилизация фигур для получения численного превосходства» |
4 | Атака на короля | Раскрытие плана атаки на короля при односторонней и разносторонней рокировках, а также плана атаки на короля, оставшегося в центре |
5 | Перевес в пространстве | Способы игры при пространственном перевесе, способы достижения пространственного перевеса |
6 | Оценка позиции | Рассказ о том, что необходимо делать для того, чтобы правильно оценить позицию во время шахматной партии |
7 | План игры | Разбор схемы моделирования плана игры, раскрытие цели планирования |
8 | Выбор хода | Алгоритм выбора хода, форсированные и нефорсированные варианты, профилактика. Учимся думать за партнёра |
9 | Открытые дебюты | Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия, защита двух коней |
10 | Полуоткрытые дебюты | Многообразие полуоткрытых дебютов. Сицилианская защита, Французская защита |
11 | Закрытые дебюты | Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита |
12 | Гамбиты | Королевский гамбит |
13 | Тактический приём «мельница» | Знакомство с тактическим приёмом «мельница». Решение дидактических заданий |
14 | Тактический приём «перекрытие» | Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие». Решение дидактических заданий |
15 | Тактический приём «рентген» | Знакомство с тактическим приёмом «рентген». Решение дидактических заданий |
16 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике материала уроков 13-16 |
17 | Анализ шахматной партии: выбери ход | Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира |
18-21 | Шахматный турнир | Игровая практика |
22-25 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля | Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены |
26 | Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю. | Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования двумя слонами |
27 | Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и слоном одинокому королю | Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования слоном и конём |
28 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике материала уроков 22-27 |
29 | Роль шахмат в жизни человека. | Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем учиться шахматной игре |
Как стать сильным шахматистом. | ||
30-33 | Шахматный турнир | Игровая практика |
34 | Шахматный праздник | Решение заданий, игровая практика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/20/picture-103340-1450616724.jpg)
Рабочая программа ."Шахматы"
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Шахматы - школе» для 2 класса (первый год обучения)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Шахматы для начинающих»
В программе изложены основы по обучению учеников начальных классов игре в шахматы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/13/picture-197805-1379092801.jpg)
Рабочая программа "Шахматы"
Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися 1-4 классов....
Рабочая программа " Шахматы"
Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.На заня...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/16/picture-391783-1537105665.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа "Шахматы для детей".
Данная программа имеет ознакомительный уровень. Возраст учащихся 6-10 лет (1-4 кл.). Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры...