Создание социальных историй ,как метод коррекции поведения.
статья

Козакевич Юлия Александровна

СОЗДАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ.

   Социальные истории - это истории с картинками, которые взрослые создают для детей с целью коррекции их поведения в лучшую сторону или для того, чтобы предоставить аутичному человеку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом.  То есть  адекватное социальное поведение объясняется ребенку в форме истории.  

Его главная задача - реабилитация детей с различными формами аутизма, помощь в понимании социальных правил. Например, многие дети искренне не понимают, зачем нужно каждый день здороваться и прощаться, почему после туалета нужно мыть руки, как общаться с людьми. А родители не понимают, как можно не понимать таких очевидных вещей.

 Метод социальных историй разработала Кэрол Грей, директор Центра Грей по социальному научению и пониманию в городе Зиланд, США.

Социальные истории

•Являются описанием жизненной ситуации, события или деятельности с участием ребенка или другого персонажа его заменяющего.

В некоторых случаях социальная история может включать информацию:

Чего можно ожидать в этой ситуации

Почему

А также варианты социально одобряемого поведения

 Метод социальных историй очень хорош, и работает не только с детьми с диагнозом Аутизм, Синдром Аспергера, но и с детьми, у которых наблюдается Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивность (СДВГ), и с детьми без диагноза.

В каких ситуациях могут помочь социальные истории?

•После переживания драматического события или сложной стрессовой ситуации (смерть близкого человека или животного, авария, разбитая коленка, падение с велосипеда, начало занятий в садике или в школе)

•При сложностях при переходе от одного вида деятельности к другому

•Когда у ребенка есть сложности с восприятием информации на слух

•В обучении новым знаниям и навыкам

Социальные истории могут:
- Улучшить поведение ребенка, когда происходят изменения в ежедневных рутинах.
- Поощрять ребенка доводить до конца менее предпочтительные задачи.
- Улучшить понимание или научить понимать абстрактные понятия, такие как время (например, в будущем, позже), действия и предлоги (например, открыть, положить в).
- Разбивать многоэтапные задачи на меньшие, более управляемые части.
- Способствовать независимости вашего ребенка за счет улучшения его способности делать рутинные повседневные дела с меньшей помощью или подсказкой.

 Создание социальных историй может существенно помочь во многих знаниях и навыках:

  • В изучении рутинных комплексных действий при самообслуживании (в т.ч. приучение к горшку, мытьё головы, чистка зубов, отход ко сну и пр.)
  • В подготовке к предстоящим неизвестным до сих пор событиям (перелёт, поездка на поезде, поход в бассейн, в цирк, празднование дня рождения, Нового года и т.п.)
  • В освоении правил поведения в школе, на приёме у врача, в магазине, в аптеке или при переходе улицы.

  Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка и могут включать вещи, которые ребенок ценит, или которыми он интересуется. Например, если ребенку нравятся динозавры, то вы можете сделать динозавров персонажами истории про учебу в школе и так далее. Дети с аутизмом часто лучше воспринимают визуальную информацию, так что желательно, чтобы история включала рисунки, фотографии или даже реальные предметы. 

Опишем главные правила составления эффективной социальной истории.

Первое: ОДНА ИСТОРИЯ – ОДНА ИДЕЯ

Это означает, что надо чётко выделить тему, и она должна быть максимально однородной.

Например, как вести себя на площадке (качели, горка, ждать своей очереди), а не обобщённое — как вести себя с другими детьми. Визит к стоматологу, а не вообще к врачу. Идём в супермаркет за ежедневными покупками. Подготовка ко сну. Как чистить зубы. Как разогреть себе завтрак в микроволновке. Как мыть руки.

 Таким образом утро может состоять из 2-3 историй: чистим зубы, идём в туалет, разогреваем завтрак, одеваемся. И на каждый вид деятельности – своя подробная история.

Второе: ФОРМИРУЕМ  ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

В процессе написания текста не привлекайте осуждение и грубый запрет без объяснений. Помните, социальная история – это плацдарм для формирования уверенности в себе и позитивных ожиданий от самостоятельной деятельности.

Третье: ОБЪЯСНЯЕМ ПРОСТО И ДОСТУПНО

Для этого необходимо собрать всю информацию о процессе, который вы будете описывать в истории. Когда происходит событие, как долго длится, кто участвует, какие чувства и ожидания у главных участников, какие действия должен выполнить ребёнок, какие результаты будут получены.

Выберете конкретного персонажа

•Это может быть ребенок

•Бывают ситуации когда нужно изменить

имя ребенка, пол, главного персонажа на животное или предмет…Например ситуация когда он был наказан, было стыдно или мы видим что ребенку не приятно слушать.

Зная своего ребёнка, можно включать в историю особые сравнения, особенно связанные с его любимыми зверями, героями или ролевыми играми. Например, объяснить ожидание в очереди можно с помощью сравнения с тигром на охоте.

•История про Мишку

•История про шарик

•История про пятнышки и т.п.

Четвёртое: ПРОСТОЙ, ТОЧНЫЙ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК ИЗЛОЖЕНИЯ

Описание должно быть простым, буквально и конкретно предельным.

•Простые, знакомые  слова

•Длина истории зависит от уровня понимания ребенка, усидчивости, наличия навыка слушать.

•Важно не читать нотации и не укорять ребенка

Лёгкий к пониманию язык позволяет составить историю для любого возраста. Для малышей выгодно использовать рассказ от 1-го лица. Школьникам и подросткам может быть понятно повествование от 3-го лица.

Включите в историю конкретные детали которые будут напоминать о событии о котором Вы пишете. Это могут быть:

•Цвет одежды

•Еда

•Запахи

•Звуки

•Игрушки

•Место

•Фотографии места и конкретных предметов

Пятое: ИЛЛЮСТРАЦИИ – ЗАЛОГ УСПЕХА

Подбирая иллюстрации для своей истории, учитывайте способность ребёнка к пониманию разных уровней абстракции. Перечислим от самого простого уровня – до самого взрослого варианта визуализации:

  • Цветные фотографии самого ребёнка и всего, что его окружает
  • Цветные фотографии других людей в обстоятельствах, соответствующих тексту
  • Цветные рисунки со значительной детализацией и натуральностью
  • Цветные рисунки в игрушечном или мультяшном стиле
  • Чёрно-белые рисунки
  • Схематическое обозначение (символьные иконки)

Кроме того, помните о любимых героях маленького человека! Их также можно вплетать в повествование — как мотивирующих участников или для сравнения.

Шестое: УПРОЩАЕМ И СОКРАЩАЕМ  ВИД  СТРАНИЦЫ

Седьмое: ПОЛОЖИТЕ  ИСТОРИИ  В  БЫСТРОМ  ДОСТУПЕ

Рассматривать и читать социальные истории можно в разное время дня. Наиболее удобно, если они будут лежать в папке, которая доступна ребёнку. Тогда он сможет попросить вас о чтении не только устно, но и принеся папку вам в руки. Часто листая папку, он быстро научится сам выбирать актуальную в данный момент страницу, что ещё раз продемонстрирует вам, насколько не напрасны ваши усилия для развития самого любимого ученика!

Как мы знакомим ребенка с социальной историей?

•Выберете время когда ребенок спокоен и готов слушать историю

•Скажите ребенку что это написали Вы специально для него

•Читайте историю медленно, доброжелательно и если он протестует, отложите ее

на потом.

•Составьте таблицу в которуюВы будите записывать результаты работы (частота и интенсивность поведения до и после истории, отмечайте дату прочтения)

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Скотт Беллини  Indiana Institute on Disability and Community [Электронный ресурс] \ - перевод: Т.Соломатина: http://autism-frc.ru

2.Создание социальных историй как метод коррекции поведения  

Ю. Сырых . [Электронный ресурс] \ - Жизнь прекрасна. Онлайн-журнал о позитивной жизни: http://lifeisgreat.ru

3.  Социальные истории для детей с РАС — создание и использование. [Электронный ресурс] \ - Ассоциация комплексной коррекционной помощи: http://www.corhelp.ru 

 4.  Социальные истории. [Электронный ресурс] \ - Обучалка: http://obuchalka-dlya-detey.ru

5. Всем нам нужны социальные истории. К.Соломатова  [Электронный ресурс] \ - Фонд содействия решению проблем аутизма:  http://outfundbel.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. Групповая коррекция нарушения поведения и эмоциональной сферы ребенка.

Материал содержит игры, которые способствуют самовыражению, высвобождению эмоций, преодолению внутренних конфликтов, разрядке, преодолению скованности и застенчивости; созданию положительного образа с...

Агрессивный ребенок. Причины агрессии и методы коррекции поведения.

Материал включает в себя информацию о видах и причинах детской агрессии, а также методах коррекции агрессивного поведения. Прилагается методика диагностики агрессивности педагогов А. Ассингера....

Использование социальных историй в коррекции и предупреждении нежелательного поведения у детей с особенностями в развитии.

Использование на прктике при работе с особыми детьми социальных историй. Правильность их подачи. Какие бывают....

Видеомоделирование как метод коррекции поведения детей с РАС

Метод формирования навыков,предполагающий использование видеозаписей и демонстрационного оборудования,создающий визуальную модель целевого (формируемого) поведения или навыка у детей с РАС....

Социальная история, как метод обучения правилам поведения ребенка с РАС

В данной статье речь пойдет о социальных историях, как стратегии поддержки ребенка с РАС....

Социальные истории - как один из методов для формирования учебного поведения детей с РАС

Социальные истории (Social Stories™) — это запатентованный метод вмешательства при работе с детьми с аутизмом, введенный в обращение Кэрол Грей в 1991 году....