Рабочая программа по родной язык 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа (4 класс)

Лавринович Екатерина Андреевна

Рабочая программа по родной язык  4 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_rodnoy_russkiy_yazyk_4_klass.docx44.95 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колосовская средняя школа»

Рассмотрено                                                      Утверждено

на методическом совете                                   И.О.директора БОУ «Колосовская

Протокол № 1 от 31.08.2020                           средняя школа» Л.А.Казакова ________

                                                                            Приказ № 98 от 31.08.2020 г.                                                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному языку (русский)

для 4 класса на 2020 – 2021

учебный год

Составитель Лавринович Е.А.

с учётом методических рекомендаций  (решение регионального

учебно-методического объединения Омской области

по общему образованию, протокол от 13.06.2019 г №2)

2020

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • осознание своей гражданской и национальной принадлежности;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;
  • осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
  • способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи; способность ориентироваться в понимании причин успешности и неуспешности в учёбе;
  • эмоционально ценностное отношение к конкретным поступкам.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
  • эстетических чувств на основе выбора языковых средств  при общении;
  • личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;
  • способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями;
  • способности понимать чувства других людей и сопереживать им;
  • ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится на доступном уровне:

  • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
  • самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения;
  • руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
  • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;
  • ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
  • вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания;
  • планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;
  • регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё  целеполагание;
  • предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных источников;
  • строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем;
  • строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе, с однородными членами предложения);
  • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; самостоятельно делать выводы;
  • приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты;
  • передавать содержание в сжатом, выборочном, развѐрнутом виде, в виде презентаций;
  • владеть диалоговой формой речи;

Обучающийся получит возможность научиться: 

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
  • при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Предметные результаты         

Русский язык: прошлое и настоящее

Обучающийся научится:

  • распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим);
  • распознавать слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений);
  • распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник);
  • распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь);
  • понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
  • различать эпитеты, сравнения;
  • использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта в современных ситуациях речевого общения;
  • употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения.

Язык в действии

Обучающийся научится:

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного)
  • осознавать смыслоразличительную роль ударения;
  • различать по суффиксам различные оттенки значения слов;
  • владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных (родительный падеж множественного числа слов);
  • владеть нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением);
  • различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа;

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
  • редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок.

Секреты речи и текста

Обучающийся научится:

  • строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
  • соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
  • создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
  • создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • давать оценку невежливому речевому поведению.
  • использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);
  • пользоваться основными способами правки текста.
  • редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
  • анализировать типичную структуру рассказа.

2.Содержание учебного предмета

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч.)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других.

 

Раздел 2. Язык в действии (4 ч.)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (7 ч.)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Синонимия речевых формул (на практическом уровне) народов».

3.Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

Урока

Раздел. Тема.

Кол-во

часов

В том числе:

По плану

По факту

Русский язык: прошлое и настоящее – 6 часов.

1.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Слова, связанные с качествами и чувствами людей.

1

04.09

2.

Вся семья вместе, так и душа на месте. Слова,  называющие родственные отношения.

1

11.09.

3.

Красна сказка складом, а песня – ладом. Русские традиционные эпитеты.

1

18.09.

4.

Красное словцо не ложь. Пословицы, поговорки и фразеологизмы.

1

25.09.

5.

Язык языку весть подаёт. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира

1

02.10.

6.

Проект «Откуда это слово появилось в русском языке».

1

09.10.

Язык в действии – 4 часа

7.

Как правильно произносить слова.

1

16.10.

8.

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

23.10.

9.

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

1

30.10.

10.

Как и когда появились знаки препинания?

1

13.11.

Секреты речи и текста – 7 часов

11.

Задаём вопросы в диалоге.

1

20.11.

12.

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста

1

27.11.

13.

Учимся составлять план текста

1

04.12.

14.

Учимся пересказывать текст

1

11.12.

15

Итоговая  контрольная работа. Тест.

1

18.12.

16.

Синонимия речевых формул.

Учимся оценивать и редактировать тексты

1

25.12.

Контрольно - измерительные материалы итоговой контрольной работы

 по родному (русскому) языку за 4 класс

Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения итоговой контрольной работы  по родному (русскому) языку у учащихся  4 классов

  1. Назначение работы – определение уровня подготовки обучающихся по  родному (русскому)  за  4 класс
  2. Содержание работы определяется на основе следующих документов:
  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241, 22.09.2011г. №2357, 18.12.2012г. №1060, 29.12.2014г. №1576, 31.12.2015г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373»)
  2. Программа О. М. Александровой, «Русский родной язык. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России», Москва «Просвещение».
  1. Характеристика структуры и содержания работы

Работа по родному (русскому) состоит из 1 части и содержит задания на определение уровня усвоения программного материала и включает в себя: задания с выбором ответа (задания  1-6); задания на установление соответствия (7,9); задания на практическое применение норм русского языка (8,10).

  1. Время выполнения работы – 40 минут с учетом времени, отведенного на инструктаж обучающихся и внесение ответов в бланк ответов.
  2. Дополнительные материалы и оборудование – бланки с текстом контрольной работы по числу  учащихся.
  3. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся за выполнение всей работы, - 25 баллов.

По итогам проверки работы выставляются тестовый балл и аттестационная отметка. Тестовый балл выставляется на основе суммы первичных баллов, полученных за выполнение каждого из заданий работы. Аттестационная отметка выставляется по пятибалльной шкале в соответствии с тестовым баллом.

Тестовый балл

Аттестационная отметка

22-25 баллов

«5» («отлично»)

15-21 баллов

«4» («хорошо»)

7-14  баллов

«3» («удовлетворительно»)

менее 7 баллов

«неудовлетворительно» (задание не выполнено)

КОДИФИКАТОР ТРЕБОВАНИЙ (УМЕНИЙ),

проверяемых заданиями работы  для оценки достижения планируемых результатов

 по  родному (русскому) языку за 4 класс

Код раздела

Код контролируемого умения

Умения, проверяемые заданиями работы

1. Русский язык: прошлое и настоящее

1

1.1

- различать эпитеты;  №1

1.2

- понимать значение устаревших слов по указанной тематике; № 6

1.3

- понимать значение русских  пословиц, поговорок, соотносить их с иноязычными;   № 9

1.4

- распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры;  №2,3

2. Язык в действии

2

2.1

- произносить слова с правильным ударением; (в рамках изученного)  №7

2.2

- различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа;  №4,5

2.3

- различать по суффиксам различные оттенки значения слов;

3. Секреты речи и текста

3

3.1

- оценивать  письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.  (№10)

Текст итоговой контрольной работы

1.Укажите  русский традиционный эпитет:

 а) добрый молодец         б) добрый день          в) доброе утро

2.Укажите, как в прошлом обращались к отцу:

а) папа                             б) батюшка                   в) папулечка

3.Каким словом в старину называли владельца магазина?

а) скоморох                       б) ямщик                      в) лавочник

4. Какое слово используется только в форме единственного числа?

а) суп         б) соль            в) перец

5. Какое слово используется только в форме множественного числа?

а) сарафаны    б) штаны      в) рубахи

6.В каком слове нет уменьшительно-ласкательного суффикса?

а) калачик       б)яблочко    в)персик

7. Соедините  формы устаревших  слов с современными:

око                    ладонь

ланита              лоб

перст                глаз

чело                  щека

длань                палец

8.Поставьте знак ударения в словах: звонит    туфля  шарфы   надолго  сливовый

9. Соедините в пары (цифра-буква) пословицы с одинаковым значением:

1) Нет старания - нет доходов (английская).

2) Нечего ругать кошку, когда сыр съеден (французская).

3) Свой хлеб лучше чужого плова (узбекская).

а) В гостях хорошо, а дома лучше.

б) Без труда не вынешь рыбку из пруда.

в) После драки кулаками не машут.

Ответ: 1 - ____   2 - _____ 3 ______

10. Прочитайте. Замените  в  тексте слова, не подходящие по смыслу:

 Пришёл сентябрь. После знойного лета  наступила золотая зима.  Листья на деревьях желтеют   и  поднимаются  на землю. Птицы  собираются  в стада  и убегают в холодные  края.  

Критерии оценивания работы

задания

Ответ

Макс.балл

1

а) добрый молодец    

1

2

б) батюшка                  

1

3

в) лавочник                

1

4

б) соль                        

1

5

б) штаны                    

1

6

в) персик                    1

1

7

По 1 баллу за каждый правильный вариант, максимально – 5 баллов

око                    ладонь

ланита              лоб

перст                глаз

чело                  щека

длань                палец

5

по 1 баллу за каждый правильный вариант

8

звонИт    тУфля  тОрты  надОлго  слИвовый

5

по 1 баллу за каждый правильный вариант

9

По 1 баллу за каждый правильный вариант, максимально – 3  балла

1-б      2-в    3-а

3

по 1 баллу за каждый правильный вариант,

10

Пришёл сентябрь. После знойного лета  наступила золотая зима.  Листья на деревьях желтеют   и  поднимаются  на землю. Птицы  собираются  в стада  и убегают в холодные  края.         

5

по 1 баллу за каждый правильный вариант

Максимально:

25 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"

Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"...

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Рабочая программа по родному русскому языку "Школа России",4класс

Рабочая программа по родному русскому языку "Школа России",4класс...

Рабочая программа по родному Литературному чтению "Школа России",4класс

Рабочая программа по родному Литературному чтению "Школа России",4класс...

Рабочая программа по "Родному русскому языку" "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс...