Выступление-доклад "Проблема преемственности"
консультация

Гречишникова Елена Васильевна

      Одной из актуальных проблем образования на протяжении многих десятилетий остаётся проблема преемственности начального и среднего звена.  А в эпоху  введения ФГОС  эта проблема встаёт   особенно остро. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema_priemstvennosti.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 II районная выставка – форум

Раздел:  Инновационная  деятельность в образовании

и новые технологии обучения

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ЭТО ПРОБЛЕМА  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА И  СОТРУДНИЧЕСТВА.

                     Учитель: Гречишникова Е.В.

                                                   учитель начальных классов,

                                 высшая  категория

 

Разъезжее,

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ – ЭТО ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА И СОТРУДНИЧЕСТВА.

   - Существует одна притча.

      Жил-был мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет  мёртвая – выпущу». Мудрец подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

   - В ваших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой каждый ребёнок будет чувствовать себя личностью.

      Одной из актуальных проблем образования на протяжении многих десятилетий остаётся проблема преемственности. А в эпоху вариативности содержания образования эта проблема встаёт  особенно остро. Но лишь для тех образовательных систем, которые действуют только на одной ступени образования и не имеют своего продолжения на других ступенях. «Школа 2100» - это образовательная система непрерывного образования, т.е. содержание образования  продумано и обеспечено программами, учебно-методическими пособиями на дошкольной ступени, в начальной, основной и старшей школе. Однако проблема преемственности и в этой системе стоит остро. Почему? Нет связи, взаимодействия между образовательными учреждениями, не налажено сотрудничество между педагогами всех ступеней образования. Недостаточно иметь хорошую программу обучения, необходимо уметь строить отношения социального партнёрства.             Программа «Школа – 2100» берёт своё начало в дошкольном образовании. Предшкольное образование направлено на выравнивание стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста, с целью обеспечить им доступ к получению качественного образования при поступлении в школу. Многие учителя начальной школы остаются равнодушными к тому, что их выпускники в 5 классе продолжают образование по учебникам других систем, хотя в «Школе 2100» есть свои программы и учебники для 5-11 классов. Учителя основной и средней школы в большинстве своём не хотят продолжать работу учителя начальной  школы по программам  выбранной образовательной системы, хотя эта программа была утверждена администрацией школы и принята педагогическим коллективом. В противном случае вариативная программа в школе бы не  реализовалась.

   Существует эта проблема и в нашей школе. Все звенья (ступени) образования работают сами по себе.  Вы мне можете сказать: «Ну и что? Ведь у нас есть стандарты, и мы их знаем». Не буду спорить, но задам вопрос: проблемы преемственности мы решили? Нет! Они кратно возросли: теперь на наши субъективные проблемы преемственности наложились проблемы объективные – содержание образования на каждой образовательной ступени стало вариативным, причём непреемственным.

   Поэтому, как только появилась возможность пройти курсовую переподготовку в Красноярском краевом институте повышения квалификации работников образования (ККИПКРО), мы решили эту проблему разрешить. Было предложено организовать обучение педагогов дошкольного  образования и учителей всех ступеней школы с приглашением ведущего специалиста Образовательной системы «Школа 2100».

   С 2008/ 2009 учебного года учителя нашей школы начали осваивать новую методическую систему, разработанную «Школой 2100» и заложенную в УМК по ряду предметов (история, русский язык, литература, биология).  Данная система демонстрирует инновационный подход, как в содержательном, так и технологическом аспекте.

    Если оценить аналитическую работу педагога начальной школы при приёме детей в 1 класс, то он должен:

  1. знать стандарт дошкольного образования;
  2. узнать,  посещал ли ребёнок детский сад;
  3. изучить готовность ребёнка к школе, сделать выводы о качестве готовности;
  4. оценить возможности (в том числе и в оказании ребёнку учебной помощи), потребности и мотивы родителей;
  5. ещё что-то…

   Согласитесь, что всё выше изложенное  - трудоёмкий процесс, а времени на него практически нет, ведь 1 сентября дети уже приходят в 1 класс с Азбукой, а она – учебник конкретной образовательной системы. И верный ли выбор сделан?

     Деятельность педагога  в вариативном образовании кратно усложняется: мы всё время должны выбирать. Причём быстро и безошибочно, т.к. ошибки учителей сказываются на детях, родителях и микроклимате семьи.

    Каждый учитель начальных классов заинтересован в том, чтобы его выпускники, перейдя в основную школу, не снизили успеваемость и успешно адаптировались к требованиям учителей-предметников.

     Теперь рассмотрим деятельность педагога среднего звена при приёме пятиклассников в  основную школу. Это только кажется, что им (учителям основного звена) проще: якобы вариативность образования здесь не распространилась здесь широко. Это глубоко ошибочное мнение. Три системы начального образования, несколько УМК в начальной школе – это разные варианты подготовленности детей к обучению в основной школе. Это разные уровни развития детей, разные уровни их способностей в организации  собственной учебной деятельности. И учитель основной школы должен быть готов работать с этой вариативной результативностью, используя разное содержание образования в основной школе, т.е. учитель основного звена должен тоже выбирать.  Быть готовым предложить выпускникам вариативной начальной школы содержание образования разного уровня сложности. Быть готовым и строить свою коммуникативную и организационную деятельность  с детьми в зависимости от того, как она была построена в системе начального обучения: репродуктивно, проблемно, проблемно - поисково,  исследовательски и т.д.

   Ведь даже работая по традиционным учебникам, можно внедрять новейшие методики  и приёмы.

   Поэтому учителя должны научиться работать  с педагогическим выбором правильно. Так, статья 55, п. 4 Закона «Об образовании» позволяет учителю выбирать системы, программы, учебники, но выбор этот должен быть продуман в школе учителями всех ступеней образования. Внедрение УМК – это дело всего пед. коллектива.  Учителя основного звена должны знать особенности этой образовательной системы и готовить себя к работе с ребятами в  пятом классе.

  Учителя-практики сегодня пытаются ответить на вопрос: почему у школьников пропадает мотивация к учению, почему многие детям скучно в школе, куда пропала детская любознательность, какие пед. технологии нужны сегодня для активизации мыслительной деятельности учащихся?

   Несомненно, это должны быть развивающие технологии. Которые базируются на исследовательских поисковых и творческих методах обучения. Одна из них проблемно-диалогическая технология. Она результативна, подходит для работы в классах разного типа. Дети активно вовлечены в учебный процесс в течении всего урока: они формулируют проблему, выдвигают гипотезы, планируют деятельность по открытию нового знания, обобщают, делают выводы по проблеме.

Список литературы.

1.Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова. - М.: Просвещение, 2009.

2. Шаехова Р.В. Методические рекомендации к программе предшкольного образования. – Казань:РИЦ «Школа», 2008.    

3.Образовательная программа «Школа 2100». – М. «Баласс», 2009г..

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм организации преемственности.

Для лучшей адаптации учащихся при переходе в среднее звено  в помощь методическим объеденения составлен алгоритм  организации преемственности:Образование метод.объединения учителей До...

Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаи...

Обеспечение преемственности как обязательное условие адаптации при переходе «ДОУ - школа 1 ступени»

В статье обобщён опыт работы МАОУ Маслянская СОШ по организации преемственности "ДОУ- начальная школа"....

Выступление "Преемственность между ДОУ и начальной школой".

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка....

Преемственность между дошкольным и начальным звеном образования.

В статье раскрывается задачи,аспекты реализации преемственности,так же премственность в УМК между дошкольным и начальным образованием....